Приложение № 1
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
города Кирово-Чепецка Кировской области
Конспект урока СБО
"Железнодорожный пассажирский
транспорт"
Сенникова Екатерина Николаевна,
учитель социально-бытовой ориентировки высшей квалификационной категории.
Стаж работы 15 лет.
Г. Кирово-Чепецк Кировской области 2010-2011 учебный год
Конспект урока СБО. Предмет социально-бытовая ориентировка. Класс 7. Тема раздела «Транспорт». Тема урока «Железнодорожный пассажирский транспорт». Общая дидактическая цель – создать условия для усвоения умений самостоятельно применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Тип урока комбинированный урок комплексного применения знаний, умений и навыков. Цели.
1). Образовательные –
способствовать формированию знаний по железнодорожному транспорту,
научить определять виды железнодорожного транспорта.
2). Коррекционно – развивающие – создать условия для
коррекции мышления через анализ и сравнение различных видов железнодорожного транспорта,
коррекции памяти через многократное повторение нового материала,
коррекция произвольного внимания и памяти при выполнении практической работы,
коррекция речи через использование словесных методов обучения,
обогащение словаря и введение новых слов в ответы учеников.
3). Воспитательные – способствовать воспитанию
интереса к теме урока,
сознательной дисциплины,
культуры поведения, культуры речи. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Средства обучения
ноутбук, мультимедиапроектор,
мультимедийная презентация «Железнодорожный пассажирский транспорт»,
комплекты железнодорожных билетов,
расписания движения поездов,
карточки-задания для практической работы. Источники информации Горьковская железная дорога // Горьковская железная дорога [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gzd.rzd.ru/
Российские железные дороги [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rzd.ru/
Транспортная система России // Коллекция презентаций [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ppt.3dn.ru/ В презентации были использованы иллюстрации:
Использование презентации на уроке. Использование мультимедийной презентации на данном уроке облегчает понимание нового материала учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Информация урока представлена иллюстрациями, видеороликом. Для практической работы предложена таблица, 1 строка которой заполняется вместе с учениками, и на экране отражается нужная информация. Презентация позволяет использовать различные иллюстрации с видами поездов, которые учащиеся смогут увидеть только на уроке.
Анимация на данном уроке дает возможность
привлекать внимание обучающихся для выделения главного на данном слайде,
показывать действия (выделение части билета, порядок записи в таблице),
последовательно выводить информацию после беседы или вопросы для ответов.
Структура урока.
Организационный момент. 1 мин.
Актуализация знаний.
Целеполагание и мотивация 6 мин.
Объяснение нового материала. 12 мин.
Достоинства и недостатки ж/д транспорта.
Виды пассажирских поездов.
Сравнение различных видов поездов.
Практическая работа «Определение вида железнодорожного транспорта» 12 мин.
Итоги урока. 6 мин.
Оценка деятельности, рефлексия 3 мин.
Структура урока
Этапы
| Дидактические задачи
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1.Организация начала урока
| Подготовка учащихся к работе на уроке.
Введение в урок.
| Побуждает школьников к организации рабочего места. Создаёт комфортную обстановку.
| Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу в процессе работы
| 2. Актуализация опорных знаний.
| Подготовка учащихся к основному этапу урока. Включение мыслительного процесса.
| Организует
проверку знаний учащихся по теме через ответы на вопросы.
| Учащиеся отвечают на вопросы.
| 3.Целеполагание и мотивация
| Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока, побуждение к деятельности
| Организует работу учащихся по принятию целей урока, обращает внимание на актуальность темы.
| Обсуждают и формулируют тему и цели урока с направляющей помощью учителя.
| 4. Изучение нового материала.
| Создание условий для изучения нового материала.
| Организует деятельность учащихся по изучению нового материала с применением мульмедийной презентацией.
Показывает ролик о железнодорожном пассажирском транспорте.
| Ученики распознают и сравнивают виды пассажирского транспорта, определяют особенности видов поездов, используя слайды презентации.
Ученик рассказывает про особенности фирменного поезда.
Просматривают ролик о железнодорожном транспорте.
| 5. Применение знаний и умений.
Практическая работа.
| Создание условий для выполнения заданий с применением полученных знаний и умений.
| Организует деятельность учащихся по применению знаний и умений для выполнения практической работы.
| Ученики самостоятельно выполняют задания, записывая сведения в таблицу.
Объясняют выполнение заданий, проговаривая этапы.
Осуществляют самопроверку.
| 6. Итоги урока.
| Сделать выводы по уроку.
| Организует проверку знаний учащихся через ответы на вопросы.
| Учащиеся отвечают на вопросы.
| 7. Оценка деятельности, рефлексия
| Создать условия для рефлексии собственной деятельности
| Проводит оценку выполнения практической работы.
| Определяют уровень собственных достижений.
|
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя.
| Деятельность ученика.
| 1.Организация начала урока
| Побуждает школьников к организации рабочего места. Создаёт комфортную обстановку.
«Здравствуйте, садитесь».
| Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу в процессе работы
| 2. Актуализация опорных знаний.
| Организует проверку знаний учащихся по теме через ответы на вопросы.
Слайд 2.
Вопросы учащимся.
Перечислите виды транспорта?
С помощью какого пассажирского транспорта можно передвигаться по нашему городу?
С помощью какого транспорта перевозят грузы из нашего города?
Имеется ли в нашем городе железная дорога?
Назовите ближайший город, где есть железнодорожный пассажирский транспорт?
|
Учащиеся отвечают на вопросы.
«Автомобильный, воздушный, водный, железнодорожный».
«По нашему городу можно передвигаться на автомобильном и немного на водном транспорте». «Грузы перевозят на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте»
«Да, в Боёво. По ней ездят в Каринторф».
«Киров»
| 3.Целеполагание и мотивация
| «Какая тема сегодняшнего урока?
Чему вы можете научиться на этом уроке?»
Щелчок 1
«Город Киров – областной центр, где имеется транспортное сообщение с другими городами нашей страны. Многие люди любят путешествовать и предпочитают железнодорожный транспорт. Почему? Сегодня на уроке вы познакомитесь с железнодорожным транспортом: достоинствами и недостатками, видами поездов. Научитесь определять вид поезда по билету и расписанию. Данные знания и умения вам пригодятся во время путешествий».
| Обсуждают и формулируют тему и цели урока с направляющей помощью учителя.
| 4. Изучение нового материала.
| Щелчок. Слайд 3.
«Железнодорожный пассажирский транспорт имеет достоинства и недостатки».
Во время беседы определяются достоинства поездов.
Щелчок 1.
Подводится итог с показом текста.
Во время беседы определяются недостатки поездов.
| Беседуют о достоинствах поезда.
Читают на доске предложения.
|
Этапы урока
| Деятельность учителя.
| Деятельность ученика.
|
| Щелчок 2.
Подводится итог с показом текста на доске.
Щелчок. Слайд 4
«Вся наша страна охвачена сетью железных дорог».
«В какой части нашей страны больше железных дорог? Почему?»
Щелчок. Слайд 5
«На ж/д транспорте работают люди разных профессий. Кто работает здесь?»
Щелчок 1.
Появляется слово и иллюстрация с задержкой.
«Кто это? Что он делает?»
Щелчок 2. Щелчок. Слайд 6. Автоматически появляются 3 строки и две иллюстрации с задержкой.
«Различают несколько видов поездов. В прошлом году мы разбирали пригородные поезда».
Щелчок 1. Автоматически появляются две иллюстрации с задержкой.
«Поезда дальнего назначения делятся на несколько видов в зависимости от скорости, комфорта, цене билетов».
Во время беседы определяются особенности поезда.
Щелчок 1.
«Пассажирские имеют больше остановок, но дешевле всех».
Щелчок 2.
«Скорые поезда находятся меньше в пути, но дороже».
Щелчок 3.
«Экспресс имеет большую скорость».
Щелчок 4.
«О фирменных поездах расскажет Илья». Приложение 2.
Щелчок. Слайд 7. Автоматически появляется иллюстрация, затем с задержкой – вторая и третья.
Показ фирменных вагонов.
«Чем отличаются фирменные вагоны?»
|
Беседуют о недостатках поезда.
Читают на доске предложения.
«
«Больше на западе, т.к. там живет больше людей».
«Машинист»
«Проводник. Весь путь сопровождает и помогает пассажирам» .
Ученики читает слово и беседуют.
Ученик рассказывает про особенности фирменного поезда.
«Фирменные вагоны красивые, яркие, удобные. Имеют рисунки, свои названия».
|
Этапы урока
| Деятельность учителя.
| Деятельность ученика.
|
| Щелчок. Слайд 8. Автоматически появляются текст и иллюстрации с задержкой.
«Вятка» соединяет Киров и Москву».
Щелчок. Слайд 9.
«Вспомним особенности поездов. Начнем с пассажирского. Какие у него достоинства и недостатки?»
Щелчок 1.
Щелчок 2.
Щелчок 3.
Щелчок 4.
Щелчок 5.
Щелчок 6.
«Данный слайд нам будет нужен на практической работе».
«Сейчас мы немного отдохнем и посмотрим видеоролик по нашей теме, сделанный учеником класса Мишей».
Щелчок. Слайд 10. Автоматическое начало видеоролика.
Показывает ролик о железнодорожном пассажирском транспорте.
«Какой железнодорожный транспорт вы увидели?»
| Ученики сравнивают виды пассажирского транспорта, определяют особенности видов поездов, итоги просматривают на слайде презентации.
Просматривают ролик о железнодорожном транспорте. «Фирменные поезда, электрички, пассажирские и товарные поезда».
| 5. Применение знаний и умений.
Практическая работа.
| Щелчок. Слайд 11.
Каждый вид поезда имеет свое сокращение:
Щелчок 1.
ПАСС. – Пассажирский
Щелчок 2.
СКОР. – Скорый
Щелчок 3.
ФИРМ. – Фирменный
Щелчок 4.
УСКОР. – Экспресс
Щелчок. Слайд 12.
Работа по расписанию.
«На расписании движения найдите и сосчитайте по направлению запад количество поездов
фирменных,
пассажирских,
скорых,
экспресс».
Щелчок 1.
«Объясните, почему используется больше скорых поездов, чем фирменных и пассажирских».
| Ученики самостоятельно определяют вид поезда по сокращению.
Ученики работают по расписанию движения поездов.
Каждой парте дается одно задание: подсчет количества поездов одного вида.
Все ответы озвучиваются и определяется вид поезда с наибольшим числом.
«Больше скорых, т.к. они удобны для пассажиров».
|
Этапы урока
| Деятельность учителя.
| Деятельность ученика.
|
| Щелчок. Слайд 13.
Определение вида поезда.
«Определите вид поезда по номеру».
Каждому ученику дается номер поезда.
Щелчок. Слайд 14.
«Перед вами железнодорожный билет. Сегодня мы рассмотрим только две верхние строчки билета».
Щелчок. Автоматическая смена иллюстраций.
Учитель показывает, какую информацию можно прочитать на билете.
Щелчок. Слайд 15.
Заполнение таблицы, используя железнодорожные билеты. Приложение 4.
Объясняет заполнение таблицы, используя слайд и анимацию.
Учащимся выданы комплекты билетов на парту и таблица для заполнения.
«Определяем номер поезда и записываем его в 1 столбик».
Щелчок 1. Появляется овал, Автоматически исчезает, появляется число 651.
«Определяем вид поезда по номеру и расписанию и записываем его во 2 столбик».
Щелчок 2.
«Определяем пункт отправления и записываем его в 3 столбик».
Щелчок 3. Появляется овал, Автоматически исчезает, появляется слово.
«Определяем пункт назначения и записываем его в 4 столбик».
Щелчок 4. Появляется овал, Автоматически исчезает, появляется слово.
«Определяем дату отправления и записываем его в 5 столбик».
Щелчок 5. Появляется овал, Автоматически исчезает, появляется слово.
«Определяем особенность поезда и записываем его в 6 столбик.
Если поезд скорый, что можно написать?».
Щелчок 6.
|
Ученик находит данный номер в расписании и определяет его вид.
«№ 809 – Экспресс»
Ученики беседуют с учителем и рассматривают билет на доске и билет на парте.
Объясняют выполнение заданий, проговаривая этапы.
Работают вместе с учителем, отвечая на вопросы и записывая в таблицу.
«651»
«Скорый»
«Москва»
«Тамбов»
«22.02»
«Быстрая скорость»
| Этапы урока
| Деятельность учителя.
| Деятельность ученика.
|
| «Дальше работаете самостоятельно. Если есть вопросы, задавайте».
Контролирует записи учащихся, направляет на правильный ответ.
Если ученики затрудняются заполнять 6 столбик, то можно показать слайд «Сравнение поездов» (гиперссылка).
Щелчок на знаке ,
для выхода нажать Щелчок 1
На экране показана заполненная таблица.
|
Ученики самостоятельно выполняют задания, записывая сведения в таблицу.
Осуществляют самопроверку.
| 6. Итоги урока.
| Организует проверку знаний учащихся через ответы на вопросы.
Решение экономических задач.
Какой вид поезда необходимо выбрать, если пассажир предпочитает комфортные условия в поезде и не ограничивает себя деньгами?
Семья любит путешествовать, но имеет ограниченное количество денег. Какой вид поезда выбрать? Пассажирский.
Василию Петровичу необходимо быстрее доехать до Москвы. Какой поезд предпочесть?
Щелчок. Слайд 16.
Вопросы для проверки знаний на уроке.
Щелчок 1.
Щелчок 2.
Щелчок 3.
Щелчок 4.
Щелчок 5.
| Учащиеся отвечают на вопросы.
Фирменный
Пассажирский.
Скорый. Ученики отвечают на вопросы, вспоминая материал урока.
| 7. Оценка деятельности, рефлексия
| Проводит оценку работы на уроке и выполнения практической работы.
Щелчок. Слайд 17.
Автоматически появляется звук, затем картинка перемещается, звук затихает.
| Определяют уровень собственных достижений.
| |