Цели занятия


Скачать 193.15 Kb.
НазваниеЦели занятия
ТипДокументы
Тема 2.9. Определение суточного диуреза, водного баланса. Диагностическое значение

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  1. Учебные цели:

- формировать профессиональные компетенции

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

- формировать знание о технологии оказания медицинских услуг - определении суточного диуреза, водного баланса, диагностическом значение медицинской услуги.

2. Развивающие цели:

- способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней (ОК 4.1.).

3. Воспитательные цели:

- способствовать развитию способности организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем (ОК 4.2.).

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

План

  1. Кратко об анатомии и физиологии мочевыделительной системы.

  2. Определение суточного диуреза и водного баланса. Диагностическое значение.

  3. Соблюдение принципов профессиональной этики при определении суточного диуреза и водного баланса.

  4. Использование терапевтических средств, правил эффективного общения при обучении пациента и/или его окружением технике определения водного баланса и суточного диуреза.

  5. Некоторые патологические состояния, связанные с нарушением диуреза.

Кратко об анатомии и физиологии мочевыделительной системы
Мочевыделительная система (мочевая система) человека — система органов, формирующих, накапливающих и выделяющих мочу у человека. Состоит из пары почек, двух мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала (Рис.). Латинское название - systema urinarium220px-urinary_system.svg.png

1. Мочевыделительная система человека: 2. Почка 3. Почечная лоханка

4. Мочеточник 5. Мочевой пузырь

6. Мочеиспускательный канал

7. Надпочечник

Сосуды: 8. почечная артерия и вена

9. Нижняя полая вена 10.Брюшная аорта 11. Общая подвздошная артерия и вена

Прочее: 12.Печень 13.Толстая кишка

14.Таз

Почки — органы бобовидной формы, размером с кулак человека, располагающиеся в забрюшинном пространстве книзу от грудной клетки, вблизи поясничного отдела позвоночника. Почки окружены перинефральным жиром; кверху и несколько спереди от почек располагаются надпочечники. Кровоток в почках осуществляется через почечные артерии (ветви брюшной аорты) и составляет 1,25 л/мин (25 % от сердечного кровотока). Это является важным аспектом в связи с тем, что основной ролью почек является фильтрация из крови ненужных веществ. Почечные лоханки продолжаются книзу мочеточниками, спускающимися к мочевому пузырю.

Почка выполняет много функций — концентрация мочи, поддержание электролитного и кислотно-основного гомеостаза. Помимо этого, через почки выделяется мочевина — продукт метаболизма белков. В результате фильтрации, реабсорбции и секреции почки образуют мочу — гиперосмолярный раствор, накапливающийся в мочевом пузыре.

В среднем человек производит приблизительно 1,5 литра мочи в сутки.

У людей мочевой пузырь представляет собой полый мышечный орган, располагающийся забрюшинно в малом тазу. Мочевой пузырь служит для накопления мочи. Вместимость мочевого пузыря в среднем 500—700 мл и подвержена большим индивидуальным колебаниям. Размеры мочевого пузыря меняются в зависимости от его растяжения содержимым. При отсутствии заболеваний, мочевой пузырь может спокойно удерживать 300 мл мочи в течение 2—5 часов. Эпителий мочевого пузыря называется «переходным эпителием». Обычно содержимое мочевого пузыря стерильно.

Поток мочи при её выделении из мочевого пузыря регулируется круговыми мышцами-сфинктерами. Стенка мочевого пузыря также имеет мышечный слой (детрузор), который, сокращаясь, обуславливает мочеиспускание.

Мочеиспускание — произвольный (контролируемый сознанием) рефлекторный акт, запускаемый рецепторами натяжения в стенке мочевого пузыря, посылающими в головной мозг сигнал о наполнении мочевого пузыря. Это создаёт ощущение позывов к мочеиспусканию. При начале опорожнения мочевого пузыря его сфинктер расслабляется, а детрузор сокращается, создавая поток мочи. Также в мочеиспускании участвуют поперечнополосатые мышцы промежности, брюшного пресса и мочеполовой диафрагмы.

Конечной частью выделительной системы является уретра (мочеиспускательный канал). Мочеиспускательный канал отличается у мужчин и женщин — у мужчин он длинный и узкий (длиной 22—24 см, шириной до 8 мм), а у женщин — короткий и широкий. В мужском организме в уретру также открываются протоки, несущие сперму.
Определение суточного диуреза и водного баланса
Диурез — объём мочи, образуемой за определённый промежуток времени. В нефрологической практике наиболее часто пользуются измерением суточного диуреза — объёма мочи, выделенного за 24 ч. Суточный диурез у взрослых колеблется от 800 мл до 2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условий питания, физических нагрузок и других факторов и должен составлять 75-80% от количества выпитой жидкости, 20-25 % жидкости выводится с потом, дыханием и стулом. Минимальный объём мочи, необходимый для выделения почкой всех продуктов метаболизма, составляет 500 мл. В связи с этим объём потребления жидкости не должен быть ниже 800 мл/сут. В условиях стандартного водного режима (потребление 1-2 л жидкости) величина суточного диуреза составляет 800—1500 мл. Различают диурез дневной и ночной. У здорового человека отношение дневного диуреза к ночному составляет 3:1 или 4:1.

Суточный водный баланс – это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количеством выделенной жидкости из организма в течение суток. Учитывается жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т.д., а также объем парентерально вводимых растворов.
Алгоритм учета водного баланса
Цель: обеспечение качественного учета количества поступившей и выделившейся жидкости из организма в течение суток.

Показания: наблюдение за пациентом с отеками. Выявление скрытых отеков, нарастания отеков и контроль за действием диуретических средств.

Оснащение: медицинские весы, мерная стеклянная градуированная емкость для сбора мочи, лист учета водного баланса.

Обязательное условие: учету количества выделенной жидкости подвергается не только моча, но и рвотные массы.



Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

1.

Установить доверительные отношения с пациентом, оценить его способности к самостоятельному проведению процедуры

Обеспечение осознанного участия в процедуре

2.

Убедиться, что пациент сможет проводить учет жидкости




3.

Объяснить цель и ход исследования и получить согласие пациента на процедуру

Обеспечение права пациента на информацию (Ст.6 Этического Кодекса медицинской сестры России)

4.

Объяснить пациенту необходимость соблюдения обычного водно-пищевого и двигательного режима

Обеспечение достоверности результатов учета

5.

Убедиться, что пациент не принимал диуретики в течение 3 дней до исследования




6.

Дать подробную информацию о порядке записей в листе учета водного баланса, убедиться в умении заполнять лист




7.

Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания для облегчения учета водного баланса

Примечание: фрукты могут содержать от 60 до 80% воды

Обеспечение эффективности проведения процедуры

Выполнение процедуры

8.

Объяснить пациенту, что в 6.00 необходимо выпустить мочу в унитаз

Исключение из суточного диуреза образовавшейся за ночь мочи

9.

Собрать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измерять диурез




10.

Фиксировать количество выделенной мочи в листе учета




11.

Фиксировать количество поступившей в организм жидкости в листе учета




12.

Объяснить, что необходимо указывать время приема или введения жидкости, а также время выделения жидкости (мочеиспускания, рвоты) в листе учета водного баланса в течение суток до 6.00 следующего дня




13.

В 6.00 следующего дня сдать лист учета медицинской сестре




Окончание процедуры

14.

Вычислить объем суточного употребления жидкости




15.

Вычислить суточный диурез




16.

Определить объем мочи, который должен был выделиться в норме 75-80% по отношению к введенной жидкости




17.

Сравнить объем выделенной мочи с её должным нормальным количеством





Считать водный баланс отрицательным, если выделяется меньше жидкости, чем рассчитано в норме. Отрицательный водный баланс свидетельствует о нарастании отеков или неэффективности дозы диуретических средств.

Считать водный баланс положительным, если выделено больше жидкости, чем рассчитано. Это может быть результатом действия диуретических лекарственных средств, употребления мочегонных продуктов питания, влияния холодного времени года. Положительный водный баланс свидетельствует об эффективности лечения и схождения отеков.
Лист учета водного баланса

Дата _______________

Наименование больницы_____________________________

Отделение_________________________________________

Палата ____________________________________________

Ф.И.О. пациента____________________________________

Возраст _____________масса тела _____________________

Диагноз ___________________________________________


Время

Выпито

Кол-во жидкости

Время

Выделение мочи в мл

(диурез)

























































































































За сутки

Всего выпито




Всего выделено




Водный баланс





Соблюдение принципов профессиональной этики при определении суточного диуреза и водного баланса

При выполнении данной диагностической процедуры необходимо соблюдать права пациента и принципы профессиональной этики согласно Этическому Кодексу медицинской сестры России:

СТАТЬЯ I. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА И ПРАВО ПАЦИЕНТА НА КАЧЕСТВЕННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи.

СТАТЬЯ 2. Основное условие сестринской деятельности - профессиональная компетентность: медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента.

СТАТЬЯ 3. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав: медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента; медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

СТАТЬЯ 4. Уважение человеческого достоинства пациента: медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на участие в планировании и проведении лечения. Проявление высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. Медицинская сестра не вправе навязывать пациенту свои моральные, религиозные, политические убеждения. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию. В случаях, требующих по медицинских показаниям контроля за поведением пациента, медицинской сестре следует ограничивать свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно профессиональной необходимостью.

СТАТЬЯ 6. Медицинская сестра и право пациента на информацию: медицинская сестра должна быть правдивой и честной. Моральный долг медицинской сестры информировать пациента о его правах. Она обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких по преимуществу принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом в качестве члена бригады, обслуживающей данного пациента. В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента профессиональную информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред.

СТАТЬЯ 7. Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказаться от него: медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры в меру своей квалификации разъяснить пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ пациента не должен влиять на его положение и негативно отражаться на отношении к нему медицинской сестры и других медицинских работников.

Медицинская сестра вправе оказывать помощь без согласия пациента (или без согласия законного представителя некомпетентного пациента - ребенка до 15 лет или недееспособного душевнобольного) только в строгом соответствии с законодательство Российской Федерации. При оказании медицинской помощи некомпетентным пациентам медицинская сестра должна, насколько позволяет состояние таких пациентов, привлекать их к процессу принятия решения.

СТАТЬЯ 8. Обязанность хранить профессиональную тайну: медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она не хранилась. Медицинская сестра в праве раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальности информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую, ответственность за разглашение профессиональной тайны.
Использование правил эффективного общения, средств терапевтического общения

Достоверность определения суточного диуреза и водного баланса напрямую зависит от способности медицинской сестры эффективно общаться с пациентом и его окружением.

Одна из целей терапевтического общения – это обучение пациента самостоятельному выполнению медицинского вмешательства. При объяснении техники определения суточного диуреза и водного баланса необходимо использовать средства терапевтического общения и правила эффективного общения:

- к пациенту обращаться по имени и отчеству и на «вы»;

- использовать стиль общения – сотрудничество;

- использовать контакт глаз, внимательное выслушивание;

- при разговоре использовать спокойную, уважительную интонацию;

- при отсутствии понимания представленной информации со стороны пациента не раздражаться, а спокойно все повторить, так как каждого пациента свой уровень интеллекта и способности к восприятию информации;

- для лучшего понимания – продемонстрировать пример оформления листа учета водного баланса.

Показателем эффективности общения с пациентом является согласие на проведение диагностической процедуры, полное воспроизведение им техники определения суточного диуреза и водного баланса.
Некоторые патологические состояния, связанные с нарушением диуреза
Нарушение диуреза один из наиболее частых симптомов заболеваний почек и мочевыводящих путей.

Полиурия - увеличение суточного количество мочи более 2000 мл. Как правило, полиурия сочетается с повышенной жаждой и употреблением большого количества жидкости.

Причины полиурии:

- усиленный питьевой режим;

- беременность;

- эмоциональный стресс;

- хронические заболевания почек;

- схождение отеков, особенно на фоне мочегонной терапии;

- сахарный диабет;

- хроническая почечная недостаточность.

Олигурия - уменьшение количества мочи выделяемой за сутки до 500 мл и менее.

Причины олигурии:

- заболевания почек;

- сердечная недостаточность;

- механическое сдавление мочеточников;

- шок;

- болевой синдром;

- стресс;

- обильный понос и рвота;

- лихорадка.

Анурия - уменьшение количества мочи менее 200 мл в сутки вплоть до полного прекращения ее выделения.

Причины анурии:

- почечная недостаточность;

- падение артериального давления.

Ишурия. При ишурии моча почками вырабатывается, но не выделяется из переполненного мочевого пузыря.

Причины ишурии:

- атония мочевого пузыря;

- сужение мочеиспускательного канала (самая частая причина у мужчин - сдавление мочеиспускательного канала аденомой предстательной железы);

- стресс;

- психологический дискомфорт больного.

Никтурия. В норме соотношение дневного и ночного диуреза 3:1 или 4:1. При никтурии это соотношение меняется в сторону увеличения ночного диуреза, иногда объем ночного диуреза превышает дневной.

Причины никтурии:

- заболевания почек, особенно у людей пожилого возраста;

- аденома предстательной железы;

- несахарный диабет.

Поллакиурия - учащенное мочеиспускание до 6-7 раз и более в сутки.

Причины поллакиурии:

- прием большого количества жидкости;

- воспаление мочевыводящих путей;

- аденома предстательной железы;

- эмоциональный стресс;

- переохлаждение;

- прием мочегонных препаратов.

Дизурия. Под дизурией понимают расстройство диуреза, проявляющееся несколькими вышеперечисленными симптомами одновременно: учащенное болезненное и/или затрудненное мочеиспускание.

Причины дизурии:

- инфекционно-воспалительные процессы в мочевыводящих путях;

- отхождение камней по мочеточникам.

Нарушения мочевыделения могут привести к развитию таких состояний, как:

- Анасарка (Anasarca) - резкий отек ног, туловища и половых органов вследствие задержки жидкости в организме (отека); часто встречается при застойной сердечной недостаточности, а также при некоторых видах почечной недостаточности.

- Отёк (лат. oedema) — избыточное накопление жидкости в органах, внеклеточных тканевых пространствах организма (Рис.).
- Водя́нка (лат. hydrops) — медицинский термин, в общем случае означающий скопление транссудата в какой-либо из полостей тела.

- Асцит - скопление свободной жидкости в брюшинной полости (Рис.). Количество её может достигать 25 л. Асцит является следствием цирроза печени в 75 %; злокачественных новообразований — в 10 %; сердечной недостаточности в 5 % случаев.

- Гидрото́ракс (hydrothorax; греч. hydōr вода + thōrax грудь) накопление жидкости невоспалительного происхождения (транссудата) в плевральной полости.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ


Задание 1. Определите суточный диурез и водный баланс в предложенной ситуации.

Лист учета водного баланса

Дата 21.04.2011

Наименование больницы ГБУЗ «Барабинская ЦРБ»

Отделение терапевтическое

Палата № 10

Ф.И.О. пациента Федоров Б.Ю.

Возраст 67 лет масса тела 82

Диагноз обследование


Время

Выпито

Кол-во жидкости

(мл)

Время

Выделение мочи в мл

(диурез)

9.00

Завтрак

200

7.00

200

10.00

Внутривенная инфузия

400

11.20

300

11.00

Вода

200

13.40

250

13.00

Обед

500

16.30

250

17.00

Полдник

250

21.00

150

18.15

Сок

200







19.00

Ужин

250







20.30

Вода

200







За сутки

Всего выпито




Всего выделено




Водный баланс





Задание 2. Определите суточный диурез и водный баланс в предложенной ситуации.

Лист учета водного баланса

Дата 5.11.2011

Наименование больницы ГБУЗ «Барабинская ЦРБ»

Отделение терапевтическое

Палата № 11

Ф.И.О. пациента Скосырская А.В.

Возраст 47 лет масса тела 63 кг

Диагноз ___________________________________________


Время

Выпито

Кол-во жидкости

Время

Выделение мочи в мл

(диурез)

9.00

Завтрак

200

7.30

200

11.00

Вода

200

10.15

250

13.00

Обед

450

12.40

250

17.00

Полдник

250

16.25

300

15.40

Сок

200

18.00

250

19.00

Ужин

250

22.00

150

20.30

Вода

200






















За сутки

Всего выпито




Всего выделено




Водный баланс






Задание 3. Определите суточный диурез и водный баланс в предложенной ситуации.

Лист учета водного баланса

Дата 25.07.2010

Наименование больницы ГБУЗ «Барабинская ЦРБ»

Отделение терапевтическое

Палата № 12

Ф.И.О. пациента Проскуряков М.О.

Возраст 61 год масса тела 87 кг

Диагноз ___________________________________________


Время

Выпито

Кол-во жидкости

Время

Выделение мочи в мл

(диурез)

9.00

Завтрак

300

Объем мочи в мочеприемнике

780

10.00

В/в инфузия

800







16.00

Вода

100







20.00

Вода

100



































































За сутки

Всего выпито




Всего выделено




Водный баланс






КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

  1. Показателем функции какой системы человеческого организма являются суточный диурез и водный баланс?

  2. Перечислите основные органы мочевыделительной системы.

  3. Дайте определение понятию «диурез».

  4. Сколько в норме человек потребляет жидкости в сутки?

  5. Сколько в норме у человека составляет суточный диурез?

  6. Дайте определение понятию «суточный водный диурез».

  7. В каком случае водный баланс является отрицательным, в каком – положительным?

  8. При определении суточного диуреза и водного баланса какие права пациента необходимо соблюдать?

  9. Какие правила эффективного и терапевтического общения необходимо использовать при определении суточного диуреза и водного баланса?

  10. Перечислите патологические состояния, которые выявляются при определении суточного диуреза и водного баланса?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Обуховец, Т.П.Основы сестринского дела [Текст]/ Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В.; под ред.к.м.н.Б.В.Кабарухина. – Изд.9-е.- Ростовн/Д: Феникс, 2007. – 509

  2. Википедия [Электронный ресурс]:/ Анасарка // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/medic/293

  3. Википедия [Электронный ресурс]:/ Отеки // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F2%B8%EA

  4. Википедия [Электронный ресурс]:/ Водянка // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E4%FF%ED%EA%E0

  5. Википедия [Электронный ресурс]:/ Асцит // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F1%F6%E8%F2

  6. Википедия [Электронный ресурс]:/ Гидроторакс// Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E8%E4%F0%EE%F2%EE%F0%E0%EA%F1

  7. Википедия [Электронный ресурс]:/ Мочевыделительная система // Режим доступа:http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F7%E5%E2%FB%E4%E5%EB%E8%F2%E5%EB%FC%ED%E0%FF_%F1%E8%F1%F2%E5%EC%E0_%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA%E0

  8. Википедия [Электронный ресурс]:/ Диурез // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E8%F3%F0%E5%E7

  9. Фотоматериалы. Режим доступа: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D1%81%D1%86%D0%B8%D1%82&noreask=1&img_url=www.meddean.luc.edu%2Flumen%2Fmeded%2Fmech%2Fcases%2Fcase10%2FScan46.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=65

  10. Фотоматериалы. Режим доступа: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B8&noreask=1&img_url=budizdorov2011.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F01%2Foteki-na-nogah.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=65

Похожие:

Цели занятия iconМетодика разработки технологической карты учебного занятия, в соответствии...
Я, таблица, позволяющая структурировать учебное занятие по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы...

Цели занятия iconЛитература: Ход занятия № элемента занятия Элементы занятия Время,...
Оборудование и методическое обеспечение урока (электронные ресурсы, Интернет ресурсы)

Цели занятия iconОценка учебного занятия в системно – деятельностном подходе
«Экспертный лист оценки учебного занятия» является инструментом самоконтроля, взаимоконтроля и административного контроля и определяет...

Цели занятия iconПеречень основных терминов. Учебные вопросы, разбираемые на занятии....
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (фгос) реализация образовательной деятельности должна...

Цели занятия iconЗанятия №
...

Цели занятия iconТема занятия
Цель занятия: Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации

Цели занятия iconОбразцы технологических карт урока
Цель занятия: развивать представление о влиянии энергетики на окружающую среду. Тип занятия: систематизация и обобщение знаний

Цели занятия iconМетодические указания по проведению занятия Условия проведения тренингового занятия
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шарьинский политехнический техникум Костромской...

Цели занятия iconИнструкция по организации исполнения расписания учебных занятий Термины,...
Перенос занятия – занятие переносится на другое время. К определению «перенос занятия» относятся

Цели занятия iconЗаявление родителя об отказе посещения его ребенком факультативного занятия
Настоящим сообщаю Вам, что мой сын, фио, учащийся 9 «А» класса, не будет посещать занятия в рамка факультативного курса «Основы православной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск