Рабочая программа учебной дисциплины управление качеством


НазваниеРабочая программа учебной дисциплины управление качеством
страница1/3
ТипРабочая программа
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова»


Факультет Товароведения и торговли
Кафедра товароведения и товарной экспертизы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

(название дисциплины)
Федерального компонента цикла ДС ГОС ВПО второго поколения

по специальности 35 11 00 (080401) – «Товароведение и экспертиза товаров»

(в сфере производства и обращения

сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)

образовательная ступень

Москва, 2008


Составитель: _д.т.н., проф. Рыжакова А. В._


ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.
Рецензент: __д.т.н. профессор Елисеев М. Н.________________________

ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

ГОУ ВПО РЭА им. Г. В. Плеханова, кафедра товароведения и товарной экспертизы

(наименование организации, где работает рецензент)
Программа по курсу «Управление качеством» составлена в соответствии с учебным планом. В программе сформулированы цель и задачи дисциплины, формы контроля студентов, представлены методы преподавания дисциплины и требования к уровню освоения содержания курса.

Программа состоит из пяти тем, по каждой из которых дается краткое содержание, приведены вопросы по самопроверке и задания для самостоятельной работы студентов, тесты, примерные темы рефератов и докладов, а так же литература, рекомендуемая для изучения темы.

Программа содержит вопросы к экзамену, тематический план изучения дисциплины с разбивкой по часам на лекции, семинары и самостоятельную работу. Предлагается базовый учебник, основная и дополнительная литература по дисциплине. В настоящее время качество стало главным фактором конкурентной борьбы на мировом рынке. Данный курс предполагает приобретение теоретических знаний и практических навыков в области управления качеством исследуемых объектов. Развитие в России рыночных отношений и стремление к интеграции в мировую экономику диктует необходимость накопление развития знаний, приобретение умений в области управления качеством.
Рабочая программа составлена на основании ____Авторская______________

__________________________________________________________________

(ГОС ВПО по направлению или специальности, название типовой программы, дата утверждения, или другого документа т.п.

Если программа авторская, это указывается взамен основания)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры товароведения и товарной экспертизы, протокол № 12 от «11» марта 2008 г.

c:\documents and settings\user\рабочий стол\подпсии\подписи0001.jpg

Заведующий кафедрой ______ _________ Л.Г.Елисеева

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено советом (методической комиссией) факультета Товароведения и

торговли, протокол № 7 от «25» марта 2008 г.
c:\documents and settings\user\рабочий стол\подпсии\подпись сам.jpg


Председатель совета _______ _________ В.И.Самарин

( (Ф.И.О.)

Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры товароведения и товарной экспертизы,

протокол № 11 от «17» января 2013 г.c:\documents and settings\user\рабочий стол\подпсии\подписи0001.jpg
Заведующий кафедрой _____________ Л.Г.Елисеева

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрена советом факультета экономики торговли и товароведения,

протокол № 5 от «22» января 2013 г.c:\documents and settings\user\рабочий стол\подпсии\подписи0002.jpg
Председатель совета _____________________ И.В.Денисов

(Ф.И.О.)

Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры товароведения и товарной экспертизы,

протокол № ___ от «___» _________________201___ г.
Заведующий кафедрой ________________ Л.Г.Елисеева

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрена советом факультета экономики торговли и товароведения,

протокол № ___ от «____» ________________20_____ г.
Председатель совета ____________________ И.В.Денисов

(подпись) (Ф.И.О.)

Рабочая программа с дополнениями и изменениями утверждена на заседании кафедры товароведения и товарной экспертизы,

протокол № ___ от «___» _________________201___ г.
Заведующий кафедрой ________________ Л.Г.Елисеева

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрена советом факультета экономики торговли и товароведения,

протокол № ___ от «____» ________________20_____ г.
Председатель совета ____________________ И.В.Денисов

(подпись) (Ф.И.О.)

Организационно-методический раздел

Цель дисциплины

Цель изучения курса «Управление качеством» в системе подготовки менеджеров за­ключается в приобретении теоретических знаний, а также практических умений и навыков в области управления качеством исследуемых объектов (процессов, персонала, продук­ции, деятельности организации в целом).
Учебные задачи дисциплины:

- исследование эволюции и многоаспектности категории «качество»;

  • знакомство с теорией основоположников всеобщего управления качеством и с ос­новными положениями научных школ управления качеством;

  • изучение принципов системного подхода к управлению качеством, а также со­временных тенденций его развитии;

  • ознакомление с методическими основами управления качеством и раскрытие сущности подхода к управлению качеством на основе международных стандартов ISO серии 9000:2000;

  • приобретение практических навыков по применению статистических методов контроля качества в управления качеством;

  • исследование процессов жизненного цикла продукции в системе менеджмента ка­чества;

  • знакомство с методами и инструментами управления качеством;

  • исследование процессов государственного регулирования в области качества;

- формирование практических подходов по обеспечению эффективного функцио­нирования и совершенствованию систем качества.
Методы преподавания дисциплины

• лекции;

• семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

  • компьютерные занятия;

  • письменные или устные домашние задания;

  • деловые игры;

  • консультации преподавателей;

• самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение письменных работ.
Место курса среди других дисциплин учебного плана

Управление качеством является одним из аспектов управления деятельности пред­приятия в целом и поэтому примыкает к изучению менеджмента: стратегический ме­неджмент, управление персоналом, проектами, производством, финансовый менеджмент, экологический менеджмент, инновационный менеджмент, так как деятельность современ­ного менеджера достаточно многогранна и предполагает решения значительного спектра задач, изучаемых в рамках перечисленных дисциплин.

Управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конку­рентоспособности любой компании.

Управление качеством, как всякое управление, не может осуществляться без соот­ветствующей информации о качестве выпускаемой продукции, а также о достижениях науки, техники и потребностях рынка, поэтому настоящая дисциплина связана с изучени­ем дисциплин "Маркетинг" и "Информатика". Управление качеством связано также со стандартизацией, и обязательно требует знание действующего законодательства и норма­тивных документов в области качества для усвоения производителями и потребителями своих прав, обязанностей и ответственности, связанных с обеспечением качества продук­ции. Изучение конкретных методов контроля качества, сбора и обработки информации включает изучение статистических методов.
Требования к уровню освоения содержания

В настоящее время качество стало главным фактором конкурентной борьбы на ми­ровом рынке. Развитие в России рыночных отношений и стремление к интеграции в ми­ровую экономику диктует необходимость накопления и развития знаний, приобретение умений и навыков в области управления качеством.

Сегодня менеджеры различных уровней несут ответственность за взаимоотношения организации с потребителями, поставщиками и обществом в целом, создание надлежащей корпоративной культуры, мотивацию и развитие персонала, эффективность управления всеми процессами жизненного цикла продукции, разработку и реализацию стратегии раз­вития организации.

Современный менеджер должен обладать креативным мышлением; видеть перспек­тивы развития организации; разрабатывать и обеспечивать реализацию политики и стра­тегии деятельности в области качества; внедрять систему менеджмента качества и разра­батывать меры по ее постоянному улучшению.

Формы контроля

1. Текущий контроль:

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  • промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

2. Итоговый контроль:

• зачет:

  • в форме собеседования;

  • в форме тестирования (в том числе компьютерного);

экзамен: в письменной форме.
Формирование оценки по текущему и итоговому контролю уровня знаний сту­дента.

Формирование оценки по текущему и итоговому контролю уровня знаний по дисци­плине осуществляется с использованием бально-рейтинговой оценки работы студента, представленной в таблице 1

.

Таблица 1. Бально-рейтинговая оценка знаний студента по дисциплинам специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»


Цифровое

выражение

Словесное выражение

Описание

5

Отлично (зачтено)

Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры и изложить материал логично и последовательно.

4

Хорошо

(зачтено)

Ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено.

3

Удовлетворительно (зачтено)

Ответ правилен в основных моментах, нет иллюст­рирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют

2

Неудовлетворительно (незачтено)

В ответе существенные ошибки в основных аспек­тах темы.



Примерное соответствие европейской и российской системы оценок приведено в таблице 2.

Таблица 2. - Таблица перевода оценок



Российская система

100% шкала

Европейская система оценок

оценок

оценок

(ECTS)

1

2

3

5 - отлично

90-100

А - отлично

81-89

В - очень хорошо

4 - хорошо

65-80

С - хорошо

3 - удовлетворительно

56-64

D - удовлетворительно

50-55

Е - посредственно




<50

FX- неудовлетворительно (с пра­вом пересдачи)

2 - неудовлетворительно

<50

F - неудовлетворительно (без права пересдачи, необходимо по­вторить курс)


Содержание программы учебной дисциплины
Тема 1. Эволюция и многоаспектностъ категории «качество». Основные положения научных школ управления качеством.

Цели изучения темы:

Рассмотреть основные элементы качества объекта. Продемонстрировать способы и методы изучения качества процесса. Показать возможные подходы к оценке степени удовлетворенности потребителей качеством товара и услуги.
Задачи:

  • Уметь проследить состояние качества на протяжении жизненного цикла товара.

  • Показать отличительные черты определений, связанных с качеством.

- Дать знания методических основ управления качеством на протяжении жизненно­го цикла товара.
Содержание темы

Управление качеством продукции (УКП: понятия, цели и задачи, политика в облас­ти качества

Качество как междисциплинарное понятие: менеждмент, маркетинг, товароведение. Динамика понятия качества. Генезис понятия «качество». Объекты, субъекты, принципы и функции УКП. Эволюция взглядов на качество. Многоаспектностъ качества. Частные и общие факторы качества. Условия формирования факторов качества. Социально­психологические аспекты качества: потребительская стоимость, полезность. Роль и значе­ние качества в экономическом механизме. Основные этапы развития деятельности по управлению качеством. Эволюция мышления в области управления качеством. Россий­ский опыт управления качеством. Формирование и развитие американской школы управ­ления качеством. Основные положения японской школы управления качеством.
Методы

  • лекции;

  • семинары;

  • письменные или устные домашние задания;

  • обсуждение подготовленных студентами эссе;

  • деловые игры;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов.


Литература: Б-1;О - 1,2,3; Д- 1,4,14.
Вопросы для самопроверки:

  1. Что представляют собой качество продукции и качество услуги?

  2. В чем сущность основных аспектов понимания категории, «качество»?

  3. Какие причины обуславливают необходимость повышения и обеспечения качества продукции услуг?

  4. В чем заключается значение управления качеством на современном этапе?

  5. Проанализируйте соотношение таких категорий, как качество, ценность стоимость.

  6. Совпадает ли подход к качеству с точки зрения производителя и потребителя?

  7. В чем различие и сходство понятий «управление качеством» и «менеджмент качества»?

  8. Как соотносятся принципы конкурентоспособности и качества продукции?

  9. Назовите основные стадии развития философии качества.

  1. Назовите основные модели систем управления качеством в развитых станах.

  2. Перечислите основные особенности японского опыта управления качеством.

  3. В чем сущность опыта управления качеством в США?

  4. Какие международные стандарты ИСО стали основой управления качеством про­дукции и во многих странах мира?

  5. В чем сущность основных направлений развития управления качеством в России применительно к условиям рыночных отношений.

  6. При каких условиях возможно в России решение проблемы качества?


Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Назовите известные вам аспекты категории «качество».

  2. Раскройте содержание основных этапов осознания сущности категории «качество».

  3. В каких значениях Аристотель рассматривал категорию «качество»?

  4. Поясните различия в понимании содержания категории «качество» в трактовке Г. Геге­ля и Ф. Энгельса.

  5. Перечислите известные вам типы качества.

  6. Какие факторы определяют уровень осознания и понимания сущности категории «ка­чество»? Приведите примеры.

  7. Назовите основные аспекты качества, которые рассматривали в своих работах русские ученые.

  1. Перечислите известные вам определения сущности категории «качество», данные зару­бежными учеными.

  2. Раскройте содержание современных подходов к определению качества, укажите досто­инства и недостатки каждого из них.

  1. Почему в современных условиях большинство ученых и специалистов связывают понятие «качество» с удовлетворением определенных ожиданий и запросов потребите­лей?

  2. Приведите определение категории «качество», содержащееся в ГОСТ Р ИСО 9000:2001. В чем заключается его отличие от других определений данного понятия?

  3. На основе анализа приведенных определений сущности категории «качество», а также личного опыта попытайтесь сформулировать собственное понимание содержа­ния качества.

  4. Сравните приведенные ниже принципы управления А. Файоля и У.Э. Деминга. Сделайте выводы.

  5. Принципы управления А. Файоля: разделение труда; полномочия и ответствен­ность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность» личных ин­тересов общим; вознаграждение персонала; централизация; скалярная цепь; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоратив­ный дух.

  6. Основываясь на содержании базовых положений философии У.Э. Деминга, объе­дините 14 принципов управления, предложенных ученым, в следующие группы:

  • миссия организации;

  • цели в области качества;

  • преобразование философии менеджмента;

  • работа в команде;

  • совершенствование взаимодействия руководителей и сотрудников организации.

  1. Сформулируйте предложения по улучшению собственного подхода к обучению на основе «триады качества» Дж: Джурана.

  2. Дайте классификацию показателей качества продукции и услуг по важнейшим классификационным признакам.

  3. Определите наиболее актуальные направления деятельности менеджеров по управ­лению качеством.

  4. Представьте, что вы руководитель крупного производственного объединения. Ка­кие работы следует выполнить при формировании программы, связанной с повышени­ем квалификации работников в области качества и управления им, в рамках целевой программы «Качество»?

  5. Всегда ли конкурентоспособность означает качественность? Приведите примеры качественной, но неконкурентоспособной продукции, конкурентоспособной, но нека­чественной.

  6. Проанализируйте, каковы ключевые факторы успеха в области управления качест­вом в отраслях производящих:

а) одежду;

б) прохладительные напитки;

в) деревообрабатывающие станки;

г) автомобили;

22. Какие показатели качества в каждой отрасли вы могли бы назвать?

Рефераты, доклады по теме:

  1. Дайте оценку вкладу известных вам представителей научной, классической школ управления, а также школы человеческих отношений в развитие теории и практики управления качеством. В каких направлениях, на ваш взгляд, российская школа лиди­рует в настоящее время?

  2. Проведите анализ взаимосвязи развития управления и управления качеством как науки и области практической деятельности;

  3. Обобщите вклад российских ученых в развитие теории и практики управления качест­вом.

  4. Сравните подходы к управлению У.Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби и А. Фейген-баума. Выявите общие черты и различия

  5. Каковы основные положения японской школы управления качеством?

  6. Обоснуйте возможность применения принципов У.Э. Деминга для эффективного управления деятельностью студенческой группы.


  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины управление качеством iconРабочая программа учебной дисциплины «Сертификация продукции»
Профиль подготовки: Управление качеством в производственно -технологических системах

Рабочая программа учебной дисциплины управление качеством iconРабочая программа дисциплины «Управление качеством» Фонд оценочных...
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики....

Рабочая программа учебной дисциплины управление качеством iconРабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Рабочая программа учебной дисциплины управление качеством iconРабочая программа учебной дисциплины документационное обеспечение управления заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Рабочая программа учебной дисциплины управление качеством iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Средства и методы...

Рабочая программа учебной дисциплины управление качеством iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 10 Экономика предприятия...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины управление качеством iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса

Рабочая программа учебной дисциплины управление качеством iconРабочая программа учебной дисциплины одп. 04 Право для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по...

Рабочая программа учебной дисциплины управление качеством iconРабочая программа учебной дисциплины огсэ. 03 Иностранный язык (английский)...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Рабочая программа учебной дисциплины управление качеством iconРабочая программа учебной дисциплины управление человеческими ресурсами...
Целями освоения учебной дисциплины «Управление человеческими ресурсами» в соответствии с требованиями фгос являются формирование...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск