Скачать 229.28 Kb.
|
Пояснительная записка Кружок «Сапожок» в Учреждении организован для того, чтобы воспитывать и прививать любовь к труду и подготовки к дальнейшей социализации воспитанников. Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы кружка являются:
Общая характеристика кружка Дедушки и бабушки хорошо помнят, как обстояло дело с мелким ремонтом обуви лет 50 назад. На улицах под тентами от дождя и солнца сидели сапожники и быстро приколачивали набойки, подковки на каблуки, подметки на подошвы, меняли каблуки дамских туфель. Такой ремонт занимал от силы 10-15 минут и стоил недорого. Сейчас почти в каждой семье появились мастера срочного ремонта. Для большого ремонта нет материалов, нет инструментов, но мелкий ремонт своей обуви выполняют и мужчины и женщины. Некоторые умельцы применяют маленькие хитрости, чтобы отремонтировать и сохранить обувь в условиях большой дороговизны ее и дефицита материалов. На занятиях приведем некоторые из приемов сапожников-умельцев. Надеясь, что воспитанники смогут применить секреты ремонта обуви в своей дальнейшей жизни. Результаты коррекционной учебно-воспитательной работы во многом определяются характером общения взрослого и ребенка, детей между собой. Поэтому необходимо использовать личностно-центрированную модель взаимодействия, когда к ребенку относятся как к полноценному партнеру, как к сотрудничающей стороне. Труд оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка, на улучшение его физического здоровья, создает благоприятные условия для корригирования интеллектуальной недостаточности, делает нетипичных детей независимыми в плане самообслуживания. Цель программы: формирование у воспитанников основ сапожного дела, развитие способностей учащихся посредством различных видов ремонта и создание оптимальных условий для самореализации личности ребенка в новых экономических условиях. Задачи программы: - научить ориентироваться в разновидностях инструментов и материалов, предназначенных для работы с обувью; - понимать и применять профессиональные термины, использовать сапожный инструмент в работе ремонта обуви; - научить увидеть необходимый ремонт обуви; - показать преимущество - экономить на ремонте собственной обуви и обуви родных; - обучить различным видам ремонтной работы с обувью, способам и технологии выполнения из разных материалов; - развивать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, аккуратность; - прививать и поощрять интерес и любознательность; - развивать интерес и любовь к труду; - воспитывать умение работать в коллективе; - помогать в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности. Благодаря такому организационному подходу в работу оказываются вовлеченными все дети. Это важно потому, что кроме коррекции творческого развития на первом этапе необходимо решить еще две важные проблемы – диагностика и прогнозирование дальнейшего развития. В результате можно получить информацию об уровне развития каждого ребенка, выявить способных и отстающих, а также предсказать их развитие на дальнейших возрастных этапах. Программа основана на единых подходах и принципах: - непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (то есть программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетенции); - интеграция программных областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание отдельных направлений; - использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание фронтального, группового, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми; - развивающий характер обучения, основанный на детской активности и трудолюбии. При анализе каждого выполненного задания оценивается попытка ребенка найти решение; - рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватное возрасту сочетание двигательных и эмоциональных нагрузок); - обеспечение психологического комфорта ребенка; - уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу; - сотрудничество с детьми, предоставление им самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями и интересами; - формирование у ребенка адекватной самооценки своей деятельности; - использование различных форм с семьей: открытые занятия, ремонт обуви родителей. Формы и методы обучения Основные способы и формы работы с детьми:
При обучении умственно отсталых детей важно использовать приемы, направленные на обеспечение доступности знаний, наглядные плакаты, маршрутные листы с алгоритмом выполнения работы. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом его психологических, личностных особенностей и оказывать эффективное влияние на развитие и обучение детей Направляющая и регламентирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр. Особое значение для наших детей имеет принцип коррекционной направленности. Обучение проводится в двух направлениях: 1)усвоение теоретических знаний; 2)формирование практических навыков. Теоретическая часть – определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов. Практическая часть включает в себя навыки работы с материалами и инструментами, навыки ремонта обуви. Важно, что у детей воспитывается стремление доводить начатое дело до конца, соблюдать правила культуры труда, содержать в порядке рабочее место, рационально использовать материал, выполнять правила техники безопасности. При обучении умственно отсталых детей важно использовать приемы, направленные на обеспечение доступности знаний. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом его психологических, личностных особенностей и оказывать эффективное влияние на развитие и обучение детей. При реализации программы дополнительного образования сапожного дела большое внимание уделяется практической и самостоятельной работе, т. к. при ремонте обуви воспитанники действуют по подражанию педагогу и быстрее приобретают навыки в ремонте. Место работы кружка в Учебном плане График работы кружка «Сапожок»
Реализации программа «Сапожок» рассчитана на 1 год, в группах по 8 человек. Режим занятия 3 раза в неделю по 1,5 ч., (1 час = 40 мин. астрономического часа)всего – 102 занятия в год (153 ч.). Возраст воспитанников от 14-17 лет, так как работа с инструментом отличается большой сложностью и трудоемкостью. Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка В результате освоения программы обучающиеся должны знать: правила подготовки рабочего места; правила безопасной работы с разными материалами и инструментами; технологию изготовления основ для разного вида обуви; область применения и назначения материалов и инструментов; классификацию обуви по назначению и материалу; методы и приемы среднего ремонта обуви; виды и свойства применяемых материалов; назначение электрооборудования мастерской; назначение ручных инструментов; правила санитарии и гигиены; требования безопасности труда и пожарной безопасности; производственную инструкцию; методы рациональной организации труда. В результате освоения программы обучающиеся должны уметь: осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами; изготавливать домашние тапочки из доступных материалов по 2-6 выкройкам и описанию; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам; проектировать собственную модель тапочек и шить по своему замыслу; осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой обуви; производить средний ремонт обуви; изготавливать ручные инструменты для ремонта; выбирать материалы, соответствующие модели; выполнять работу в соответствии с техническими условиями и технологией; применять рациональные методы организации труда и рабочего места; соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности, гигиены труда и внутреннего распорядка; рационально использовать материалы и электроэнергию. В результате освоения программы учащиеся должны быть: дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными. В результате освоения программы учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами; создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы. Вся работа кружка должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности детей при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общественному труду, к жизни вне школы, к выбору профессии. Измерители качества ЗУН. В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа в форме конкурса «Лучший сапожник». Работы обучающихся оценивает жюри. Содержание занятий кружка
Цели и задачи: знакомства детей друг с другом и педагогом; начало установления контакта с каждым ребенком; создать эмоционально-благоприятную атмосферу; раскрыть цели и задачи курса, организацию и содержание занятий; напомнить правила культуры труда; провести инструктаж по технике безопасности; провести экскурсию в мастерской. Практика: заполнить анкету «Расскажите сами о себе»; игры-знакомства «Знакомство в парах» и другие.
Обувные картоны. Изготовление из картона стелек. Клеи. Приклеивание подошвы и каблуков. Цели и задачи: провести инструктаж по технике безопасности; познакомить с видами картона и клея; научить изготавливать стельки (по шаблону); научить пользоваться клеем; научить обрабатывать поверхность обуви перед ремонтом; воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость; продолжать показ преимуществ ремонтировать обувь своими руками. Практика: изготовление из картона стелек для обуви; приклеивание подошв и каблуков; анализ работы.
Режущий инструмент. Ножи. Раскрой и обработка деталей обуви. Инструмент для втягивания и околачивания деталей обуви. Удаление металлических креплений. Обувные молотки. Обувные шилья. Вспомогательный инструмент. Гвоздевытаскиватели. Извлечение металлических креплений их подошв. Ремонт обуви. Цели и задачи: провести инструктаж по технике безопасности; познакомить с видами ручного инструмента; научить пользоваться ручным инструментом, соблюдать ТБ при работе; сформировать навыки извлечения металлических креплений из подошв; научит выполнять ремонт обуви под руководством педагога; воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость; продолжать показ преимуществ ремонтировать обувь своими руками. Практика: раскрой и обработка деталей обуви; удаление металлических креплений; ремонт обуви; анализ выполненной работы.
Устройство швейной машинки. Настройка швейной машинки. Цели и задачи: провести инструктаж по технике безопасности; познакомить с устройством швейной машинки, назначением деталей машинки; определить детали и принцип работы швейной машинки; показать преимущества ремонтных работ с помощью швейной машинки; научить подготовить швейную машинку к ремонту обуви; воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость; продолжать показ преимуществ ремонтировать обувь своими руками. Практика: настройка швейной машинки; тренировочная строчка на старой обуви; анализ выполненной работы.
Работа на швейной машинке. Цели и задачи: провести инструктаж по технике безопасности; познакомить с правилами удаления и вшива молнии, используя швейную машинку; научить удалять молнию специальными инструментами и вшивать в обувь; воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость; продолжать показ преимуществ ремонтировать обувь своими руками. Практика: самостоятельное удаление молнии; вшив молнии в обувь, используя швейную машинку; анализ выполненной работы.
Крепление подошвы клеевым методом. Гвоздевое крепление подметки. Цели и задачи: провести инструктаж по технике безопасности; познакомить с правилами подготовки подошвы к ремонту; показать виды ремонтных работ подошвы; научить удалять негодную подошву; научить производить ремонт подошв клеевым и гвоздевым методом; воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость; продолжать показ преимуществ ремонтировать обувь своими руками; анализ выполненной работы. Практика: крепление подошвы клеевым методом; гвоздевое крепление подметки; анализ выполненной работы.
Ремонт кожаного каблука. Ремонт резинового каблука. Цели и задачи: провести инструктаж по технике безопасности; показать виды каблуков; научить зачищать каблуки, снимать старую кожу с каблука; изучить алгоритм работы обтягивания каблука новой кожей; научить самостоятельно зачищать и обрабатывать резиновый каблук; воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость; продолжать показ преимуществ ремонтировать обувь своими руками. Практика: ремонт кожаного каблука; ремонт резинового каблука; анализ выполненной работы.
Замена металлических набоек. Замена полиуритановых набоек. Замена набоек полиэстерол. Цели и задачи: провести инструктаж по технике безопасности; воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость; познакомить с видами набоек, необходимым материалом и инструментом для замены набоек; научить обрабатывать каблук; отработать навык установки набойки по алгоритму; продолжать показ преимуществ ремонтировать обувь своими руками. Практика: замена металлических набоек; замена полиуритановых набоек; замена набоек полиэстерол; анализ выполненной работы.
Замена супинаторов. Ремонт обуви. Цели и задачи: провести инструктаж по технике безопасности; воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость; продолжать показ преимуществ ремонтировать обувь своими руками; объяснить и показать необходимость супинатора в обуви; изучить технику удаления и крепления супинатора. Практика: замена супинаторов; ремонт обуви; анализ выполненной работы.
Ремонт обуви: ремонт и вшив молний; замена подошвы; ремонт каблуков; замена набоек; замена супинатора. Цели и задачи: провести инструктаж по технике безопасности; воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость; контроль педагога за правильностью определения нужного ремонта и выполнением работы по алгоритму; продолжать показ преимуществ ремонтировать обувь своими руками; закрепить интерес продолжить занятия в кружке «Сапожок» в следующем году. Практика: ремонт обуви, анализ работы. Учебно-тематический план
Календарно-тематическое планирование
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана В школе создана хорошая материальная база по обучению воспитанников сапожному делу, есть мастерская, которая оснащена инструментами, техническими устройствами ( швейные машины, обувные молотки, гвоздевытаскиватели, кусачки, сапожные ножи, шилья, нитки, кожа, клей, обувной картон, гвозди и т.д.) Оборудование мастерской: Швейная сапожная машина. Шлифовальный станок. Станки для растяжки обуви. Инструменты: шило, крючок, молоток, нож сапожный, ножницы, рашпили, отвертки Материалы: нить капроновая, куски кожи, резина, полиуретан. Список литературы 1. Коваленко П.В.. Ремонт обуви своими руками.- М.: «Феникс», 2000г. 2. Леденева И.Н.. Индивидуальное изделие и ремонт обуви (учебник начального и профессионального образования).- М.: «Просвещение», 2004 3. Популярная энциклопедия домашних работ. Ремонт своими руками. - М.: «Эксмо», 2007г. 4. Шишкин О.А. Ремонт одежды и обуви в домашних условиях.- М.: «Азбука быта», 1997г. 5. http://repair-fotwear.ru |
... | Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,... | ||
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования | Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного... | ||
Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы в младшем дошкольном возрасте | Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в доу. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения... | ||
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования | Особенности осуществления образовательного процесса в Программе мбоу ямской детский сад | ||
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного... | Значимые для разработки и реализацииАдаптированной Образовательной программы характеристики 9 |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |