Скачать 2.37 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Информационные данные 3 Введение 4
1.4.2 Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста 9 1.4.2 Характеристика детей с ОНР 12
программы детьми дошкольного возраста с ОНР… 14
ВВЕДЕНИЕ Адаптированная образовательная программа МБДОУ «Бейский детский сад «Ромашка»– документ, определяющий специфику воспитательно-образовательного процесса компенсирующей направленности (содержание, формы, педагогические технологии, методы и приемы). Адаптированная образовательная программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка с общим недоразвитие речи (ОНР), охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с:
Структура Адаптированной образовательной программы Адаптированная Образовательная программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом их которых отражается обязательная часть и часть, формируемая МБДОУ «Бейский детский сад «Ромашка» . Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми для полной реализации требований ФГОС ДО. Адаптированная образовательная программа имеет дополнительный раздел, содержащий краткую презентацию, ориентированную на родителей детей. Основные понятия и сокращения, используемые в Адаптированной образовательной программе ДОО – дошкольная образовательная организация (МБДОУ «Бейский детский сад «Ромашка» Программа – Адаптированная Образовательная программа МБДОУ «Бейский детский сад «Ромашка» ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. УМК – учебно-методический комплект. ОНР – общее недоразвитие речи ТНР – тяжелое нарушение речи Адаптированная образовательная программа (далее – Программа) МБДОУ «Бейский детский сад «Ромашка»- программа коррекционно-развивающей работы реализуется в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитие речи в возрасте от 5 до 7 лет. Обязательная часть Программы основывается на «Примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под ред. Н.В.Нищевой. Программа обеспечивает образовательную деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, где она обеспечивает работу по коррекции нарушений речи и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная деятельность включает построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов детского сада и родителей дошкольников. Данная Программа, разработанная на основе ФГОС ДО, обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению. Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы. Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положении общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии Она базируется:
В основе Программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка». Часть, формируемая участниками образовательных отношений включает в себя следующие парциальные методики и программы:
Коррекционная работа преимущественно направлена на обеспечение коррекции всех сторон речи детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет и оказание им помощи в освоении Программы.
«Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» содержит эффективные методы и приемы работы с детьми. Последовательно и содержательно определяет логику речевого развития ребенка и организацию педагогического процесса в детском саду. Раскрывает особенности развития разных сторон детской речи, задачи, содержание и методику работы. Методика реализуется во всех возрастных группах.
Назначение программы «Я – человек» - способствование формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, нравственной основой. Стержнем программы являются знания о Человеке, позволяющие ребенку включаться в процесс самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей способствуют тому, что ребенок приучается быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, учится понимать чувства, переживания, мысли других людей. Программа реализуется с детьми 2-7 лет.
Программа «Юный эколог» направлена на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет. Экологическая культура в программе рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала.
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» направлена на формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. Программа представляет собой оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности. В основе программы лежит принцип интеграции (взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности детей, полихудожественный подход). Программа реализуется с детьми 2 – 7 лет.
Программа «Музыкальные шедевры» направлена на формирование основ музыкальной культуры детей 3-7 лет. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Программа позволяет использовать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применять формы, методы и приемы педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования основ музыкальной культуры. Все парциальные программы обладают методологическим единством, строятся на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивают эмоциональное благополучие и интеллектуальное развитие каждого ребенка; создают условия для развития личности ребенка, его творческих способностей; способствуют приобщению детей к общечеловеческим ценностям. Данные программы предусматривают организацию детской жизни в организованных видах образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности ребѐнка в свободное время, предусмотренное в детском саду в течение дня. Содержание Адаптированной образовательной программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, воспитывающихся в ДОО. Адаптированная образовательная программа регламентирует организацию воспитательно- образовательного процесса в ДОО в группах компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта, как для ребенка, так и для взрослых.
Обязательная часть Цель реализации Программы — построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 5 до 7 лет, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ОНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Задачи Программы:
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно- развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР, за счет создания системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Программа рассчитана на пребывание ребенка в группах компенсирующей направленности с пятилетнего возраста, для детей с первым, вторым, третьим уровнями речевого развития при ОНР. Программа имеет в своей основе следующие принципы:
Исходя из ФГОС ДО в Программе учитываются:
использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития. Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для данной возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных детям природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников. В Программе взаимодействие со специалистами и родителями отражено в блоках «Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей», «Взаимодействие с семьями воспитанников», а также в совместной работе всех участников образовательного процесса во всех пяти образовательных областях. Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, учитель-логопед. При этом воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы. Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой. Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физической культуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников. Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. В группах компенсирующей направленности коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей. Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно- развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с ОНР во всех пяти образовательных областях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно - пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников. В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 5 до 7 лет) учителем-логопедом. Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности. Для успешного усвоения детьми Программы специалистами ДОУ разработаны индивидуальные образовательные маршруты и определена целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная деятельность. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы). Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма организации детскорй деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениямии ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. |
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного... | ... | ||
Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования | Значимые для разработки основной общеобразовательной программы -образовательной программы дошкольного образования характеристики,... | ||
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 6 | Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 6 | ||
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 6 | Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 3 | ||
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 7 | Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 7 |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |