Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
ТипДокументы
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ
ВУЗОВСКОГО ИЗДАНИЯ



Уфа 2009

Рекомендации составлены на основе государственных и отраслевых стандартов по информации, библиотеч­ному и издательскому делу, а также на основе доку­ментов, регламентирующих издательскую деятель­ность в вузе. Содержат основные требования к напи­санию, оформлению и подготовке к изданию учебной и научной литературы.

Предназначены для преподавателей, научных ра­ботников и аспирантов (авторов, составителей, ответ­ственных редакторов), деканов и директоров институ­тов. Могут быть полезны также для других сотрудни­ков БГПУ, занимающихся подготовкой к тиражирова­нию различной служебной документации.


© Изд-во БГПУ, 2009

В предлагаемых рекомендациях подробно описан процесс созда­ния вузовской книги – от замысла до выхода в свет, роль в этом процессе всех его участников: автора-преподавателя, кафедры, учебного отдела, библиотеки, факультета, института, издатель­ско-полиграфического комплекса.

Приведена информация, которая поможет автору правильно определять необходимость книги для учебного процесса, ее вид (пособие, практикум, методические рекомендации (указания) и т.д.), объем и тираж, участвовать в издательской подготовке ори­гинал-макета (работа с редактором, чтение корректуры).

Излагаются требования к компьютерному набору, правила оформления рукописи и ее документального сопровождения, процедура составления плана внутривузовских изданий учебной литературы, порядок подготовки к печати и распространения ти­ража.

Унификация требований к авторскому оригиналу позволит сократить сроки подготовки оригинал-макета в ИПК, а следова­тельно, в большей степени удовлетворить всевозрастающую по­требность вуза в учебной и научной литературе.

1. ВИДЫ ИЗДАНИЙ, ВЫПУСКАЕМЫХ В БГПУ
Учебные издания
Учебно-теоретические издания. Содержат систематизиро­ванные научно-теоретические сведения, изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения.

Основные разновидности учебно-теоретических изданий:

учебник. Содержит систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное федеральным органом управления образованием в качестве данного вида издания;

учебное пособие (по дисциплине или ее части). Содержит систематизированные сведения теоретического характера, частично или полностью заменяющие или дополняющие имеющийся учебник. Может также представлять подготовительный материал для учебника;

курс лекций. Полностью или частично освещают содержание учебной дисциплины (или отдельной ее части), читаемой определенным преподавателем. Поэтому тексты лекций всегда носят индивидуальный характер. Этот вид литературы является вспомогательным и издается только в том случае, если по данной дисциплине отсутствуют стабильные учебники или учебные пособия или если они не соответствуют новой программе, а курс лекций по дисциплине существенным образом переработан. Тексты лекций могут издаваться также по новым специальностям, еще не обеспеченным литературой;

конспект лекций. То же, что и курс лекций, только в компактной форме.

Учебно-практические издания. Содержат систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера. Предназначены для закрепления теоретического материала и проверки знаний различными методами, а также для овладения умениями и навыками при выполнении определенной работы.

Основные разновидности учебно-практических изданий:

практическое пособие;

пособие по курсовому и дипломному проектированию;

практикум (сборник практических работ, сборник лабораторных работ – лабораторный практикум);

сборник упражнений,

сборник задач (задачник),

сборник контрольных заданий, тестов и т.п.;

сборник планов семинарских занятий (семинарий);

хрестоматия. Содержит систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Хрестоматия способствует усвоению, закреплению пройденного материала, дополняет и расширяет знания учащихся.

Учебно-методические издания. Содержат систематизиро­ванные материалы по методике самостоятельного изучения учеб­ной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний.

Основные разновидности учебно-методических изданий:

методические рекомендации (указания) по изучению дисциплины. Содержат материалы по методике самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний; указания к изучению темы по первоисточникам и учебно-теоретическим изданиям, контрольные вопросы, темы докладов и рефератов, библиографические списки (рекомендуемой литературы – обязательной и дополнительной);

методические рекомендации (указания) по выполнению практических заданий: контрольных, курсовых, лабораторных, расчетных работ, по учебной, производственной или преддипломной практике, по составлению реферата, по курсовому и дипломному проектированию и т.п.

Примерная структура методических рекомендаций (указаний) по выполнению практических заданий:

1. Цель работы и краткая формулировка ее содержания.

2. Постановка задачи и исходные данные.

3. Перечисление теоретических знаний, необходимых студенту для выполнения данной работы, со ссылками на имеющуюся учебную литературу. Пояснения к методике использования теоретических знаний.

4. Основные расчетные соотношения (если они необходимы).

5. Описание экспериментальной установки или перечень материалов и оборудования.

6. Правила действия с измерительной аппаратурой или другими средствами и предметами труда.

7. Правила техники безопасности

8. Перечень справочных, нормативных и других подобных материалов.

9. Порядок и последовательность выполнения работы.

10. Порядок обработки результатов.

11. Требования к оформлению отчета, чертежей, пояснительной записки и т.п.

12. Порядок и срок сдачи отчета, защиты проекта и т.д.

13. Примеры расчетов.

14. Варианты заданий для индивидуального выполнения.

15. Контрольные вопросы для самопроверки.

16. Библиографический список (перечень рекомендуемой литературы – обязательной и дополнительной).

Методические рекомендации (указания) составляются по дисциплинам, обеспеченным учебно-теоретическими изданиями, и поэтому должны не подменять, а лишь дополнять их.

В случае если по данному предмету нет учебно-теорети­ческой литературы, то перед каждым заданием (работой) следует поместить теоретические сведения в необходимом объеме и оформлять рукопись как практикум, т.е. как учебно-практическое издание.

Возможно также объединение в одной книге материала учеб­ного пособия по курсу или его разделу (часть 1 или основная часть) и практических (лабораторных) работ (часть 2 или Прило­жение). В этом случае рукопись следует оформлять как учебное пособие, т.е. как учебно-теоретическое издание.

Учебно-справочные издания. Содержат краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, и предназначенные для обучения.

Основные разновидности учебно-справочных изданий:

учебный терминологический словарь. Содержит термины какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела), области знания и их определения (разъяснения);

учебный справочник. Содержит сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой, помогающие изучению и освоению предмета. Включает комплекс сведений, имею­щих прикладной практический характер.

Все виды учебных изданий обязательно проходят редакцион­ную и техническую обработку в редакционно-издательском отделе.

Научные издания
Монография – научное или научно-популярное книжное из­дание объемом свыше 48 стр., содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одно­му или нескольким авторам.

Сборники научных трудов. Содержат статьи, написанные по результатам научных или экспериментальных исследований по важнейшим проблемам, соответствующим профилю университета, не опубликованные ранее в других изданиях.

Материалы конференций, совещаний, съездов, симпозиу­мов, семинаров. Издаются в течение полугода после их проведения. Содержат полные тексты докладов, пленарные доклады, результаты дискуссий в ходе указанных мероприятий.

Тезисы докладов (к тем же мероприятиям). Содержат материалы предварительного характера, рефераты или сообщения. Издаются перед проведением конференции (съезда, симпозиума).

Не рекомендуется по одному и тому же научному мероприятию выпускать тезисы докладов и материалы.

Все виды научной литературы издаются в авторской редакции с готовых оригинал-макетов, оформленных в соответствии с правилами, изложенными в разд. 3, 4 и 10, и согласованных с ИПК.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ НАПИСАНИЯ УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

Написание учебной литературы рассматривается как важ­нейшая часть научно-педагогической и учебно-методической ра­боты преподавателя вуза, направленной на совершенствование учебного процесса. К ее выполнению привлекаются авторы из числа ведущих преподавателей и специалистов кафедры.

Написанию предшествует тщательный анализ обеспеченно­сти студентов учебной литературой, который проводится кафед­рами совместно с библиотекой БГПУ и с учетом перспектив раз­вития учебного процесса.

По дисциплинам, обеспеченным литературой, следует подго­тавливать преимущественно переиздания ранее вышедших книг, успешно используемых в учебном процессе, но имеющихся в библиотеке в недостаточном количестве.

Планы написания должны обязательно согласовываться с учебно-методическими комиссиями факультетов и с учебно-методическим управлением университета на предмет строгого соответствия программам, планам и числу часов, отво­димых на данную дисциплину. На кафедре разрабатываются гра­фики подготовки рукописей авторами и обеспечивается строгий контроль за их выполнением.
3. ПРАВИЛА КОМПЬЮТЕРНОГО НАБОРА
Текст
Материал издания формируется в одном файле MS Word (тексты и иллюстрации для обложки предоставляются отдельно).

Основной текст набирается в редакторе MS Word (версии 2003; ХР). При наборе рекомендуется использовать гарнитуру шрифта Times New Roman, поля – 2,5 см со всех сторон, до нижнего колонтитула (Файл – Параметры страницы – Источник бумаги) – 1,5 см, размер основного шрифта – 14 пт, вспомогательного (для сносок, таблиц) – 12 пт, межстрочный интервал – 1, формат бумаги – А4.

Текст набирается с соблюдением следующих правил:

1) формирование абзацев выполняется через команду Формат - Абзац;

2) слова разделяются только одним пробелом;

3) перед знаком препинания пробелы не ставятся, после знака препинания – один пробел;

4) при наборе должны различаться тире (длинная черточка) и дефисы (короткая черточка). Тире отделяется пробелами, а дефис нет.

5) после инициалов перед фамилией, внутри сокращений, перед сокращением г.– указанием года и т.п. ставится неразрывный пробел (Shift-Ctrl-пробел), для того чтобы не разрывать цельность написания, например: А.С. Пушкин, 1998 г., т. д., т. е.;

6) автоматическое формирование нумерованных и маркированных списков не рекомендуется, так как происходят сбои при работе в издательских системах;

7) основной текст выравнивается по ширине, с отступом первой строки 1,25 см;

8) при трехуровневой рубрикации заголовки первого уровня набираются прописными полужирными буквами (шрифт 16), второго – строчными полужирными (шрифт 14), третьего – строчным полужирным курсивом (шрифт 14), при двухуровневой рубрикации заголовки первого уровня – строчными полужирными (шрифт 16), второго – полужирным курсивом (шрифт 14).

9) шрифтовые выделения внутри текста должны соответствовать следующей иерархии: строчной полужирный прямой – строчной полужирный курсив – строчной светлый курсив;

10) таблицы набираются кеглем 12 и помещаются в основной текст;

11) боковые и нижнюю линейки в таблице не набирают (таблица должна быть «открыта» с трех сторон).

Не допускаются:

- интервалы между абзацами в основном тексте;

- внутритекстовые выделения подчеркиванием и прописными буквами;

- формирование отступов с помощью пробелов;

- «ручной» перенос слов с помощью дефиса;

- использование разрывов разделов, кроме случаев смешанных, книжных и альбомных, ориентаций листов.

Формулы
Формулы набираются только в редакторе формул Equation 3.0, который на панели управления выглядит как . Если его там нет, необходимо выполнить следующие действия: Вид – Па­нель инструментов – Настройка – Команды – Вставка (редактор формул). Его следует выделить и вынести на панель управления.

При наборе формул рекомендуется использовать следующие размеры шрифтов: основной – 11, крупный индекс – 8, мелкий индекс – 7, крупный символ – 14, мелкий символ – 9.

Для того чтобы соблюсти все правила набора формул (ла­тинские буквы – курсивом, греческие и русские – прямым, как в основном тексте, так и в индексах), необходимо в Редакто­ре формул использовать соответствующие стили: Математический – для латинских и греческих букв, Текст – для русских.

Прямым шрифтом также набираются:

– cos, sin, tg и другие тригонометрические функции;

– max, min, opt, lim, log, lg, const, det, exp;

– числа подобия – Аг (Архимеда), Bi (Био), Во (Больцмана), Еu (Эйлера), Fo (Фурье), Gr (Грасгофа), М (Маха), Nu (Hycсельта), Рг (Прандтля), Re (Рейнольдса), St (Стантона) и др.;

– химические элементы и соединения;

– русские наименования единиц физических величин (м, кг, Вт, Ом).
Рисунки
Рисунки к учебным изданиям могут быть двух видов: отска­нированные и построенные с использованием графического ре­дактора.

Общими для тех и других являются следующие требования:

1. Площадь изображения вместе с подрисуночной подписью не должна превышать формат 11 х 17 см (формат полосы издания).

2. Все рисунки должны быть выполнены в едином масштабе или допускать приведение к нему.

3. Шрифт, которым выполняются надписи на рисунках, дол­ жен соответствовать шрифту основного текста – не крупнее 11-го и не мельче 7-го.

Для сканирования следует использовать только оригиналы (первоисточники) рисунков: фотографий, сложных чертежей, диаграмм и т.п. Сканирование с ксерокопий и других вторичных документов не допускается.

Штриховые рисунки – графики, структурные и функцио­нальные схемы – должны строиться только в графическом редак­торе в формате JPEG с разрешением 300 dpi. Допустимы форматы TIF (TIFF), WMF, BMP. Другие форматы не используются.

Текст, связанный с рисунком (надписи и подписи), набирается 12-м шрифтом.

Для того чтобы рисунки, выполненные средствами Word, при попытке открыть их не «разваливались» на составляющие, они должны быть сгруппированы.

Все иллюстрации размещаются в текстовом файле и дополнительно предоставляются в отдельной папке.
4. ОФОРМЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АВТОРСКОГО
ОРИГИНАЛА УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ

Титульный лист
В верхней части титульного листа помещают надзаголовочные данные: название министерства, университета.

Инициалы и фамилии авторов печатают на титульном листе при числе авторов от одного до четырех. Если авторов больше четырех, то их фамилии печатают в верхней части оборота ти­тульного листа, а на титульный лист обязательно выносят фами­лию редактора, которым может быть либо один из авторов, либо заведующий кафедрой.

Порядок авторов на титульном листе определяют они сами. Алфавитный порядок не обязателен.

На титульном листе методических рекомендаций всех видов фамилии составителей (при любом их количестве) не печатают, а помещают на обороте титула.

Образцы заполнения титульного листа для учебных изданий всех видов приведены в приложении.

По желанию авторов (составителей), на обложке может быть помещена иллюстрация, которая должна быть представлена как в электронном, так и в распечатанном виде. Автор вправе также предложить свой вариант обложки.
Оборот титульного листа
На обороте титульного листа размещаются следующие элементы:

1. Сведения обо всех авторах при числе их больше четырех (или составителях – при любом их числе) с указанием ученых степеней и званий и, если нужно, конкретного вклада каждого из них.

2. Индексы УДК, ББК проставляются в библиографическом отделе библиотеки БГПУ.

3. Библиографическое описание должно соответствовать последнему ГОСТУ. За консультацией обращаться в библиографический отдел библиотеки БГПУ.

4. Аннотация (без слова «аннотация»), в которой указывается, какому курсу (или его разделу) соответствует данное пособие (тексты лекций, рекомендации и т.п.), что оно содержит и для кого предназначено, с указанием направления и специальности. Средний объем аннотации – 600 печатных знаков.

5. Сведения о рецензентах с указанием ученых степеней и званий, а также организаций и занимаемых в них должностей.

6. Знак охраны авторского права (копирайт) – в нижнем правом углу листа. Он состоит из трех элементов: © (Вставка – Символ – Специальные символы), инициалов и фамилии автора или составителя (если авторов более одного, то просто слова «Авторы»), БГПУ и года издания. Во внутривузовских изданиях используются два знака: автор (составитель) и издательство университета.

Образцы заполнения оборота титульного листа к различным видам учебных изданий приведены в приложении.
Предисловие
Предисловие – это предуведомление о книге. По существу оно представляет собой расширенную аннотацию, поэтому не является обязательным элементом внутривузовского издания и составляется в случае действительной необходимости. В предисловии к большой по объему книге со сложной рубрикацией можно более подробно (по сравнению с аннотацией) осветить содержание ее главных разделов, в предисловии к работе, написанной или составленной коллективом авторов, – указать, кому из них принадлежит какая ее часть. Предисловие может включать также благодарность автора (авторов) лицам, помогавшим подго­товить книгу, а также рецензентам.

Предисловие не должно дублировать прикнижную аннотацию, помещаемую на обороте титульного листа. Рекомендуемый объем предисловия – 3-3,5 тыс. знаков.

Очень часто все перечисленные атрибуты предисловия (и только их) авторы помещают под названием «Введение», что является ошибкой.
Введение
Введение – это вступительный раздел основной части книги, ее органическая часть.

Во введении излагается проблематика учебной дисциплины, ее актуальность и значимость, краткий исторический обзор ста­новления и развития, современные тенденции и достижения, вклад выдающихся деятелей и коллективов. Может быть под­черкнута преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих и последующих дисциплин, перечислены наи­более важные, трудные и перспективные темы курса, рекомен­дуемые методы и формы их изучения, приведены базовые поня­тия предмета.

В современных изданиях рекомендуется объединять введе­ние и предисловие. В таком варианте текст предисловия после отбивки (интервала) следует за введением.
Список обозначений и сокращений
Вслед за введением может быть помещен в алфавитном по­рядке перечень обозначений, сокращений, индексов. Такой пере­чень необходим в работах, насыщенных аббревиатурами, повто­ряющимися в тексте и формулах обозначениями и физическими единицами. Он разгружает текст, освобождает его от неизбежных повторов, что, в свою очередь, способствует сокращению объема издания.
Рубрикация
Рубрикация отражает структуру рукописи. Чем больше объем работы и чем сложнее ее структура, тем больше уровней рубрик.

В учебных изданиях по техническим и естественнонаучным дисциплинам наиболее удобной является индексационная рубри­кация, когда цифровые номера содержат во всех ступенях номер как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена. При этом желательно, чтобы число номеров в индексе не превышало трех, иными словами, чтобы нумерация разделов в тексте была не более чем тройной.

Нумеровать разделы, подразделы и пункты в тексте учебных изданий следует арабскими цифрами.

Индексационная рубрикация обязательна лишь в том случае, когда в тексте есть ссылки на рубрики – для этого она и вводится. При отсутствии ссылок, а также при небольшом числе рубрик, как правило в небольших по объему учебно-методических изда­ниях, а также в статьях, публикуемых в сборниках научных тру­дов, индексационная рубрикация нецелесообразна.

В этом случае смысловую соподчиненность заголовков ре­комендуется обозначать с помощью шрифтовых выделений. За­головки первого уровня (основные) выполняются прописными полужирными буквами, заголовки второго уровня — строчными полужирными, третьего - строчным полужирным курсивом. Тот же вариант может быть не полужирным, а светлым. При сочета­нии полужирных и светлых шрифтовых выделений следует иметь в виду, что полужирный строчной прямой «старше», «главнее» полужирного строчного курсива, который, в свою очередь, «главнее» светлого строчного курсива. Эту иерархию особенно следует учитывать при внутритекстовой рубрикации, по-разному выделяя внутритекстовые заголовки, понятия, определения, тер­мины, примеры, логические усиления и т.п. Цитаты, прямую речь, иносказательные выражения лучше помещать в двойные кавычки. Выделение подчеркиванием не допускается.

В учебных изданиях по гуманитарным дисциплинам реко­мендуется классическая двухуровневая рубрикация: главы и па­раграфы. Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими со знаком § и не внутри каждой главы, а насквозь.

В рубрикационных заголовках, вынесенных в красную стро­ку («по центру»), точка не ставится, не допускаются переносы в словах, а также отрыв предлога или союза от относящегося к не­му слова. Рекомендуется смысловое деление заголовка.

В текстах (конспектах) лекций рекомендуется двухуровневая рубрикация: первый уровень - Лекция 1.
  1   2   3

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила приема в государственное образовательное учреждение высшего...
В государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconИнформационно-правовой портал «закон. Ру» федеральное государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconШаблон программы производственной практики министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск