-
Приложение к письму
от « 8 » декабря 2015 г.
№ 07-04-05/06-831
|
Обзор проблемных вопросов, возникающих в деятельности территориальных органов Федерального казначейства, федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» при осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита
№№
п/п
| Вопрос (в редакции территориального органа Федерального казначейства)
| Позиция УВК(А)иОЭД
| Вопросы, возникающие при осуществлении территориальными органами Федерального казначейства (далее – ТОФК), федеральным казенным учреждением «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее – ФКУ «ЦОКР») внутреннего контроля и внутреннего аудита в соответствии со Стандартами внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемыми контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной и аудиторской деятельности, утвержденными приказом Федерального казначейства от 29 июня 2011 г. № 253 (в редакции приказов Федерального казначейства от 4 февраля 2015 г. № 14, от 24 апреля 2015 г. № 76) (далее – Стандарты)
|
| При назначении повторных проверок по итогам рассмотрения материалов контрольного мероприятия на Контрольном совете ТОФК в текущем году, следует ли готовить изменения в годовой план внутреннего контроля и внутреннего аудита на текущий год (далее – План), включая данные проверки в План либо можно ограничиться включением данных проверок в график проведения проверок ТОФК (далее – График) на соответствующий квартал?
| В соответствии с пунктом 1.6 раздела III Стандарта № 5 «Организация внутреннего контроля и внутреннего аудита, осуществляемого контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК, ФКУ «ЦОКР» (далее – Стандарт № 5) Стандартов План утверждается не позднее 1 июля года, предшествующего очередному году.
Проверку, осуществляемую в соответствии с решением (поручением) руководителя органа Федерального казначейства, директора ФКУ «ЦОКР», а также на иных основаниях, в том числе по итогам рассмотрения материалов контрольного мероприятия на Контрольном совете ТОФК, не включенную ранее в План, необходимо считать внеплановой.
В соответствии с пунктом 1.11 раздела III Стандарта № 5 Стандартов внеплановые проверки подлежат включению в График(и) в порядке, установленном пунктом 1.9 указанного Стандарта, при этом включение внеплановых проверок в План Стандартами не предусмотрено.
Одновременно необходимо отметить, что в случае если информация о проведении проверки в планируемом периоде получена контрольно-аудиторским подразделением ТОФК, ФКУ «ЦОКР» до 25 июня года, предшествующего планируемому периоду, такая проверки должна быть включена в План.
|
| Предлагаем рассмотреть вопрос о нецелесообразности включения в форму «Годовой план внутреннего контроля и внутреннего аудита на очередной календарный год», предусмотренную приложением № 18 к Стандартам, графы № 8 «Ответственный исполнитель» в связи с избыточностью и отсутствием информационной и смысловой нагрузки сведений, включаемых в указанную графу Плана по каждому планируемому контрольно-аудиторскому мероприятию, т. к. в соответствии с пунктом 1.10 раздела 1 главы III Стандарта № 5 Стандартов исполнение Плана обеспечивается начальником контрольно-аудиторского подразделения ТОФК, кроме того, в соответствии с разделом 2 главы III Стандарта № 5 Стандартов руководитель аудиторской группы является ответственным за подготовку и непосредственное проведение контрольно-аудиторского мероприятия.
| В соответствии с пунктом 39 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета … внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита …, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193 (далее – Правила), по каждой аудиторской проверке в годовом плане внутреннего аудита указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
Таким образом, включение графы «Ответственный исполнитель» в форму «Годовой план внутреннего контроля и внутреннего аудита на очередной календарный год» согласно требованиям Правил является обязательным.
Одновременно, заблаговременное (до 1 июля года, предшествующего планируемому периоду) указание в качестве ответственного исполнителя по каждой из предусмотренных Планов проверок руководителя соответствующей аудиторской группы с последующими корректировками Плана при изменении указанных должностных лиц представляется нецелесообразным.
|
| Возможно ли внесение изменений в утвержденный План по форме, установленной приложением № 1 к Стандартам в редакции, действовавшей в 2014 году, при изменяемом объеме данных менее 30 % от общего объема документа, или в обязательном порядке необходимо утвердить руководителем ТОФК План, либо внести изменения к Плану по форме, установленной приложением № 18 к Стандартам в редакции, действующей в 2015 году?
| В I квартале 2016 года запланировано утверждение Стандартов в новой редакции, которой предусматривается внесение изменений в План путем утверждения его в новой редакции (в соответствии с формой, предусмотренной новой редакцией Стандартов).
|
| В связи с утверждением Стандартов после начала очередного календарного года и отсутствием в приказе срока их вступления при оформлении материалов проверок при наличии уже подписанного приказа на проведение проверки продолжить оформление материалов проверки, а именно осуществить завершение проверки, в соответствии с предыдущими Стандартами или остальные материалы оформлять в соответствии с требованиями вновь утвержденных Стандартов?
| В случае издания приказа ТОФК, ФКУ «ЦОКР» о назначении проверки до вступления в силу новой редакции Стандартов при проведении проверки, а также при оформлении и рассмотрении ее результатов необходимо руководствоваться редакцией Стандартов, действовавшей на дату издания приказа ТОФК, ФКУ «ЦОКР» о назначении проверки.
|
| Предлагаем рассмотреть вопрос об установлении максимального срока проведения контрольно-аудиторских проверок, который регламентирован пунктом 2.2.1 раздела 2 главы III Стандарта № 5 Стандартов, не превышающего 30 рабочих дней (с учетом возможного его продления), в связи с возможными форс-мажорными и непредвиденными ситуациями в работе контрольно-аудиторского подразделения (временная нетрудоспособность членов аудиторской группы, срочная командировка, поручение выполнения членами аудиторской группы срочных и неотложных заданий, не связанных с проведение контрольно-аудиторского мероприятия, и др.). Кроме того, при приостановлении проведения проверки предлагаем не учитывать срок, на который она приостановлена, при подсчете общего срока проведения проверки.
| В настоящее время в соответствии со Стандартами максимальная продолжительность проведения проверки установлена равной 30 дням (с учетом возможного его продления).
Внесение изменений в установленный Стандартом № 5 Стандартов максимальный срок проведения проверки представляется нецелесообразным, т. к.:
Правилами осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89, устанавливается предельный срок осуществления проверки при проведении ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг. Указанный вид контроля осуществляется, в том числе, и в органах Федерального казначейства. Представляется целесообразным использование единообразного подхода к формированию сроков осуществления всех контрольных и аудиторских мероприятий в органах Федерального казначейства и ФКУ «ЦОКР».
Увеличение предельного срока проведения проверки приведет к увеличению расходов на проведение проверки, а также времени отвлечения работников, привлекаемых к проверке, не являющихся сотрудниками контрольно-аудиторских подразделений, и сотрудников объекта проверки от выполнения непосредственных обязанностей.
Увеличение предельного срока проведения проверки не гарантирует исключения влияния форс-мажорных и непредвиденных ситуаций на время проведения проверки.
Кроме того, Стандартом № 5 Стандартов не предусмотрен учет времени приостановления проверки в общем сроке проведения проверки.
С учетом изложенного, срок приостановления не должен входить в расчет срока проведения проверки.
|
| Каким правовым актом следует руководствоваться при оформлении программы проверки в части формулирования понятия «цель проверки»?
| При оформлении программы проверки в части формулирования цели проверки следует руководствоваться формой программы проверки, установленной приложением № 20 к Стандартам.
|
| Центральным аппаратом Федерального казначейства при издании приказа о назначении проверки оформляется приложение к приказу «План-график проведения проверки».
Следует ли оформлять аналогичные приложения к приказам о назначении проверок, осуществляемых контрольно-аудиторскими подразделениями ТОФК, если да, то в каких случаях?
| Обязательные требования к содержанию приказа ТОФК, ФКУ «ЦОКР» о назначении проверки установлены пунктами 2.2.1-2.2.2 раздела III Стандарта № 5 Стандартов.
Обязательная для включения в состав приказа о назначении проверки информация может содержаться как в самом приказе, так и в приложениях к нему.
В целях повышения эффективности подготовки к проверке приложения к приказам Федерального казначейства о назначении проверки детализируют информацию об этапах осуществления проверки, распределении вопросов проверки между членами аудиторской группы, а также о необходимости применения при проверке прикладного программного обеспечения конкретных наименований.
Аналогичная информация может быть включена при необходимости также в приказы ТОФК, ФКУ «ЦОКР» о назначении проверки, оформление которых предусмотрено вышеуказанной нормой.
С учетом изложенного, оформление аналогичных приложений к приказам ТОФК, ФКУ «ЦОКР» о назначении проверок является необязательным.
|
| Согласно пункту 2.2.2 раздела III Стандарта № 5 Стандартов в случае, если проверка осуществляется по вопросу, относящемуся к компетенции нескольких структурных подразделений, такая проверка может назначаться одним приказом.
Каков порядок подписания акта данной проверки?
| Пунктом 2.2.2 раздела III Стандарта № 5 Стандартов установлено, что в случае если проверка осуществляется по вопросу, относящемуся к компетенции нескольких структурных подразделений, а также, в случае если эффективная проверка вопроса, отнесенного к полномочиям одного структурного подразделения, невозможна без проверки вопросов, отнесенных к компетенции иных его структурных подразделений, такая проверка может назначаться одним приказом с указанием перечня объектов проверки и вопросов, подлежащих проверке, для каждого объекта проверки.
В соответствии с пунктом 4.2.10 раздела 4 главы III Стандарта № 5 Стандартов руководитель (иное уполномоченное лицо) объекта проверки проставляет свою подпись, подтверждающую его ознакомление с актом проверки (далее – Акт).
Учитывая изложенное, подписание Акта, в случае проведения проверки по вопросу, относящемуся к компетенции нескольких структурных подразделений, должно осуществляться с учетом проставления подписей об ознакомлении с Актом руководителями всех объектов проверки, определенных приказом о назначении проверки (при этом возможно проставление отметок, содержащих указание на разделы Акта, за ознакомление с которыми подписывается соответствующее должностное лицо).
|
| В соответствии с пунктом 3.2.2 раздела III Стандарта № 5 Стандартов в ходе аудиторского мероприятия должна проводиться оценка эффективности использования средств федерального бюджета. Просим разъяснить методику проведения указанных оценок при проведении проверок, а также направления деятельности ТОФК, при проведении которых целесообразно проводить указанные оценки.
| Оценку эффективности использования бюджетных средств следует проводить при осуществлении контрольных и аудиторских мероприятий по направлениям деятельности, связанным с расходованием средств федерального бюджета по главе 100 «Федеральное казначейство».
Указанная оценка должна проводиться с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то есть путем соотнесения результатов, полученных в процессе использования бюджетных средств (с учетом достигнутого качества), с объемом использованных средств. Особое внимание следует обращать на оценку возможности получения результатов при использовании меньшего объема средств при достижении целей закупки.
|
| Следует ли при проведении камеральной проверки заверять («Копия верна», подпись) бумажные копии электронных документов, подтверждающие выявленные в ходе проверки нарушения, сканировать их и направлять объекту проверки посредством защищенной корпоративной вычислительной сети (далее – ЗКВС) скан-копии копий электронных документов, или же указать реквизиты указанных документов – дата, номер, лицевой счет, позволяющие определить этот документ в соответствующем прикладном программном обеспечении?
| В соответствии с положениями пункта 3.2.11 раздела III Стандарта № 5 Стандартов в случае проведения камеральной проверки либо камерального этапа комбинированной проверки допускаются распечатка скан-копий доказательств и их заверение подписями члена аудиторской группы, ответственного за проведение проверки по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки), и руководителя аудиторской группы (ответственного работника).
При этом в соответствии с положениями данного пункта при заверении копий документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения (недостатки) должна быть проставлена отметка «Копия верна», либо в письменной форме, либо путем проставления оттиска соответствующего штампа.
|
| Стандартом № 5 Стандартов установлен порядок оформления результатов проверки. Так, в случае проведения проверки ответственным работником оформляется Акт по результатам проверки деятельности объекта проверки без составления Справок (пункты 4.1.2 и 4.2.2), нарушения (недостатки), излагаемые в Акте, должны быть подтверждены доказательствами (пункт 4.2.5), текст Акта не должен содержать сведений и информации, не подтвержденных доказательствами (подпункт 4.2.8).
В то же время, в перечне приложений к Акту (подпункт 4.2.9), отсутствуют копии документов, подтверждающих выявленные нарушения (недостатки) в деятельности объекта проверки.
Какими доказательствами в случае проведения проверки ответственным работником можно подтвердить изложенные в Акте нарушения (недостатки)?
| Согласно пункту 2.2.40 раздела II Стандартов доказательствами являются достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений (недостатков) в осуществлении операций и действий (в том числе по формированию документов), необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий ЦАФК, ТОФК, ФКУ «ЦОКР», в том числе, внутренних бюджетных процедур, объектами внутреннего контроля, внутреннего аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
Исходя из данного определения, доказательствами могут быть:
копии документов, в том числе электронных;
сведения из информационных систем;
аналитические материалы;
иные документы и сведения, подтверждающие выявленные нарушения (недостатки) в деятельности объекта проверки.
Соответствующие изменения включены в новую редакцию Стандартов.
|
| В соответствии с пунктом 4.1.2 раздела III Стандарта № 5 Стандартов при проведении проверки по отдельному направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки) Справка может не составляться по решению руководителя аудиторской группы. В этом случае результаты проверки оформляются актом проверки, который подписывается всеми членами аудиторской группы, участвовавшими в проверке по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки).
В соответствии с формой Акта, установленной приложением № 25 к Стандартам, подпись члена аудиторской группы предусмотрена только для Акта проверки по вопросам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.
Возможно ли вносить изменения в форму Акта в случае проведения тематической проверки по отдельному направлению деятельности аудиторской группой, в части подписания его всеми членами аудиторской группы?
| В соответствии с пунктом 4.1.2 раздела III Стандарта № 5 Стандартов при проведении проверки по отдельному направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки) справка по результатам проверки деятельности объекта проверки (далее – Справка) может не составляться по решению руководителя аудиторской группы. В этом случае результаты проверки оформляются актом проверки, который подписывается всеми членами аудиторской группы, участвовавшими в проверке по соответствующему направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки).
Учитывая изложенное, в случае проведения проверки по отдельному направлению деятельности объекта проверки (вопросу Программы проверки) при оформлении акта проверки в форму «Акт проверки» (приложение № 25 к Стандартам) должны быть включены подписи всех членов аудиторской группы, принимавших участие в проверке.
|
| В соответствии с пунктом 4.1.3 раздела III Стандарта № 5 Стандартов срок проведения проверки – это срок проведения проверки конкретного направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки), информация о ходе проверки которого включена в соответствующую Справку.
В соответствии с Указаниями по заполнению формы «Справка по результатам проверки деятельности объекта проверки» приложения № 23 к Стандартам срок проведения проверки - это срок проведения проверки в соответствии с приказом ТОФК о назначении проверки.
Какой срок проведения проверки следует указывать в Справке: срок проведения проверки конкретного направления деятельности объекта проверки или срок проведения проверки в соответствии с приказом ТОФК?
| Положением пункта 4.1.3 раздела III Стандарта № 5 Стандартов определено, что вводная часть Справки должна содержать срок проведения проверки конкретного направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки).
Аналогичное требование будет включено в указания по заполнению формы «Справка по результатам проверки деятельности объекта проверки» приложения № 23 к новой редакции Стандартов.
|
| Согласно пункту 4.1.3 раздела III Стандарта № 5 Стандартов во вводной части Справки указывается срок проведения проверки конкретного направления деятельности объекта проверки (вопроса Программы проверки), информация о ходе проверки которого включена в соответствующую Справку. В указаниях по заполнению Справки (приложение № 23 к Стандартам) определен срок проведения проверки в соответствии с приказом о назначении проверки.
Следует ли учитывать в приказе о назначении проверки конкретные даты срока проведения проверки по каждому вопросу программы проверки?
| В соответствии с пунктом 4.2.3 раздела III Стандарта № 5 Стандартов сроком проведения проверки является период с даты начала проведения аудиторской проверки по дату ознакомления руководителя объекта проверки с Актом включительно.
Срок проведения проверки в соответствии с | |