Антимонопольное регулирование рынка страховых услуг на примере Чувашской Республики


НазваниеАнтимонопольное регулирование рынка страховых услуг на примере Чувашской Республики
страница1/5
ТипРеферат
  1   2   3   4   5








МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. Ульянова»)
Факультет экономический

Кафедра государственного и муниципального управления

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:

Антимонопольное регулирование рынка страховых услуг

на примере Чувашской Республики


Студент гр. ЭК-08-11 Андреева Мария Витальевна

Научный руководитель к.э.н., доцент Сергеев Дмитрий Владимирович

Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Тумаланов Николай Васильевич

Рецензент  И.о. заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков

УФАС по Чувашской Республике

Сергеева Ксения Вячеславна

Чебоксары 2015

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…3

Глава 1. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования рынка страховых услуг……………………………………………………………………...6

    1. Сущность и содержание антимонопольного регулирования……......6

    2. Принципы и методы антимонопольного регулирования…………..10

    3. Нормативно-правовые основы антимонопольного регулирования............................................................................................................23

Глава 2. Анализ антимонопольного регулирования на рынке страховых услуг в Чувашской республике……………………………………………………27

    1. Общая характеристика Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской республике………………………………………………..27

    2. Характеристика конкурентной среды на рынке страховых услуг....35

    3. Порядок рассмотрения жалобы и антимонопольного регулирования рынка………………………………………………………………………………...45

Глава 3. Пути совершенствования антимонопольного регулирования на примере рынка страховых услуг…………………………………………………..58

3.1. Проблемы антимонопольного регулирования на рынке страховых услуг…………………………………………………………………………………58

3.2. Направления совершенствования антимонопольного регулирования рынка страховых услуг……………………………………………………...……..62

Заключение…………………………………………………………….……..67

Список использованной литературы……………………………………….70

Приложение
Введение

ФАС России всегда занимала активную позицию по вопросам государственной политики и продолжает выступать с законодательными инициативами в целях повышения конкурентоспособности российской экономики. Сегодня в условиях политической нестабильности и снижения экономического роста как никогда важно определить верный курс антимонопольной политики на последующие годы.

В настоящее время исследования взаимоотношения конкуренции и монополии осуществляются в основном применительно к товарным рынкам. Финансовые рынки, которые также страдают от монополизма, во многом ещё остаются вне поля зрения теоретико-экономических и экономико-правовых исследований. Важное место в структуре финансового рынка занимает рынок страховых услуг. Несмотря на то, что он только начал развиваться, тем не менее, он стал объектом монополистических действий, подрывающих здоровую конкуренцию.

Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации антимонопольное регулирование на рынке страховых услуг недостаточно разработано и находится лишь на начальной стадии своего развития.

На сегодняшний день процесс оказания страховых услуг приобрел более конкретные очертания. В большей степени это было достигнуто благодаря сформированной правовой базе. Не последнюю роль в данном процессе сыграла и Федеральная антимонопольная служба, деятельность которой внесла серьезные перемены для российского экономического сообщества. Принятие новых законов, регулирующих рынок страховых услуг, несомненно, является значительным шагом вперед для правового регулирования конкуренции на российском товарном и финансовом рынках. Однако в законах остаются еще некоторые пробелы, не позволяющие решить все существующие проблемы в области антимонопольного законодательства и, порождающие возникновение новых, пока еще неурегулированных, вопросов.

Все вышеуказанное определило актуальность, выбор темы, а также цели, задачи, теоретические и практические разработки, положенные в основу данной работы.

Таким образом, основной целью данной работы является выявление проблем в области антимонопольного регулирования на примере рынка страховых услуг в Чувашской Республике выработка предложений по его совершенствованию.

Исходя из цели определены следующие задачи:

1. Изучение теоретических аспектов антимонопольного регулирования на рынке страховых услуг и её законодательной базы;

2. Анализ деятельности управления федеральной антимонопольной службы по Чувашской республике;

3. Анализ конкурентной среды на рынке страховых услуг;

4. Изучение порядка рассмотрения жалобы и антимонопольного регулирования;

5. Выявление проблем в области антимонопольного регулирования на рынке страховых услуг и предложение возможных путей её решения.

Объектом исследования выступает деятельность Управления федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике по регулированию конкурентной среды.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы является антимонопольное регулирование на рынке страховых услуг Чувашской Республики.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что многие предложенные в работе мероприятия по совершенствованию методов антимонопольного регулирования рынка страховых услуг по Чувашской Республике могут быть применены на практике.

Информационной базой проводимого исследования являются: литературные источники таких авторов, как А.Ю. Бондаренко, Б.А. Райзберг, Т.Г. Даурова, Г.А. Насырова, Н.М. Стародубровская, В.И. Якунин и др.; отчетность и документация, предоставленная Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.

В ходе написания выпускной квалификационной работы были применены следующие методы исследования: сравнение и сопоставление цифровых данных, синтез, анализ и т.д.

Структурно работа состоит из трех разделов, восьми параграфов, а также из введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первом разделе представлены теоретические аспекты к исследованию антимонопольного регулирования рынка страховых услуг.

Во втором разделе рассматривается анализ конкурентной среды на рынке страховых услуг и порядок рассмотрения жалобы в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.

Третий раздел посвящен разработке направлений совершенствования антимонопольного регулирования на рынке страховых услуг.


Глава 1. Теоретические аспекты антимонопольного регулирования рынка страховых услуг


    1. Сущность и содержание антимонопольного регулирования

Современная конкуренция является регулируемой. Главной задачей регулирования конкуренции служит недопущение монополизации рынка фирмами. Основу комплекса государственных мер по антимонопольной политике заложило общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имею возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. При этом считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. И вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг [12].

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных мер, которые осуществляются государством и направленные на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, которая угрожает нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое, а также налоговое регулирование [13].

Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами.

Основными целями антимонопольной политики являются:

  • запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения

  • разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают большой долей рынка, а также осуществляют антиконкурентные действия [17].

Защита конкуренции как основного механизма рыночной экономики обеспечивает достижение всех социально-экономических целей общества, в том числе: реализация интересов потребителей, обеспечение снижения затрат, сбалансированное распределение ресурсов, закрепление успеха на внешних рынках, поддержание инновационного развития.

Стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в России на современном этапе были следующим образом сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 8 февраля в 2008 году в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года»: «Решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, мы должны создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений:

  • развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях;

  • развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей» [20].

Основной целью антимонопольного регулирования в России является контроль за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который необходим для предотвращения их монополизации.

Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, разработан для расчета оборота финансовой услуги. Он включает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями:

  • на рынке банковских услуг (банковские операции и сделки);

  • на рынке страховых услуг;

  • на рынке услуг по негосударственному пенсионному обеспечению;

  • на рынке ценных бумаг;

  • на рынке лизинговых услуг.

К перечню страховых услуг в целях настоящего Приказа относятся услуги по конкретным видам страхования, относящимся к:

  • обязательному страхованию, осуществляемому на основе законов Российской Федерации;

  • добровольному страхованию жизни и иным видам личного страхования;

  • добровольному имущественному страхованию;

  • добровольному страхованию ответственности;

  • перестрахованию;

  • взаимному страхованию [9].

Важной сферой антимонопольного регулирования является непосредственный контроль за монополистической деятельностью и ограничением конкуренции на рынке страховых услуг. Необходимой мерой при этом выступает предоставление страхователям права выбора любой коммерческой страховой компании, что способствует созданию условий конкуренции на страховом рынке.

По российским нормам весь страховой бизнес можно разделить на 4 направления:

  1. лично страхование – страхование жизни, от несчастных случаев, медицинское страхование и ряд других;

  2. страхование имущества, принадлежащего гражданам, хозяйственным организациям и предпринимательским структурам, грузов, транспорта;

  3. страхование ответственности – страхование ответственности владельцев автотранспортных средств и других источников повышенной опасности, заемщиков за непогашение кредитов, страхование профессиональной ответственности и ряд других;

  4. обязательное страхование – как личное и имущественное, так и страхование ответственности, порядок проведения которого устанавливается законодательством Российской Федерации [17].

В антимонопольном регулировании важна оценка влияния групп страховых компаний, связанных между собой имущественным контролем, в том числе и с банками, инвестиционными компаниями и различными предприятиями товарного рынка. При этом необходимо учитывать возможность принадлежности страховой компании к группе лиц, контролирующих имущество друг друга. Так как экономическое поведение такой группы может быть подчинено единым целям, доли страховщиков, входящих в состав этой группы лиц и функционирующих на одном и том же страховом рынке, необходимо суммировать. Это позволит оценить реальных страховой рынок с большей точностью [22].

Таким образом, антимонопольное регулирование помогает поддержать здоровую конкуренцию, обеспечить свободу экономической деятельности на территории Российской Федерации, пресечь монополистическую деятельность, а также недобросовестную конкуренцию на товарных рынках. Также антимонопольное регулирование создает условия для эффективного функционирования товарных рынков и не допускает создание препятствий к доступу или выходу из него другим хозяйствующим субъектам.

    1. Принципы и методы антимонопольного регулирования

Современная конкуренция является регулируемой. Главной целью регулирования конкуренции, а значит и антимонопольной политики в целом, служит недопущение монополизации рынка фирмами.

Стратегические задачи конкурентной политики требуют соблюдения определенных принципов и методов при ее проведении. Из сложившихся методов можно выделить следующие:

  • сильный антимонопольный контроль за соблюдением законодательства о конкуренции;

  • применение ограничительных мер;

  • противодействие недобросовестной конкуренции;

  • контроль за экономической концентрацией;

  • снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний;

  • антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии;

запреты на антиконкурентные действия органов власти и правления;

  • контроль в сфере размещения государственных заказов;

  • использование Государственного реестра;

  • анализ рынков;

  • оценка влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции;

  • обеспечение конкуренции на глобальном уровне;

  • преодоление антиконкурентных тенденций;

  • предупреждение [3].

Рассмотрим наиболее важные методы антимонопольной политики более подробно.

  1. Применение ограничительных мер. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

  • эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

  • эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

  • эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

  • эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов [3].

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Среди ограничивающих конкуренцию факторов следует выделить:

  • соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок;

  • отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

  • соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей;

  • ценовые соглашения.

  1. Контроль за экономической концентрацией. Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией.

Экономическая концентрация возникает:

  • когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

Согласно закону "О защите конкуренции", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль). Предварительно контролируются создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 7 млрд. рублей [3];

Если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает двести пятьдесят миллионов рублей либо если одно из указанных лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом:

    • приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей акционерного общества при его создании;

    • приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями в уставном капитале данного общества или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей общества с ограниченной ответственностью при его создании;

    • приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных долей;

    • приобретение голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем двадцатью процентами и не более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами таких голосующих акций;

    • приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем двумя третями долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двумя третями указанных долей;

    • приобретение голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем семьюдесятью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем семьюдесятью пятью процентами таких голосующих акций;

    • получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества;

    • приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа;

    • приобретение лицом (группой лиц) более чем пятидесяти процентов голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории Российской Федерации, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа [3].

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

  1. Противодействие недобросовестной конкуренции. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

    • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

    • введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

    • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

    • продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

    • незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг [3].

  1. Запреты на антиконкурентные действия органов власти и правления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федер принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

    • введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

    • необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

    • установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

    • дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

    • установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора [3].

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

    • повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

    • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

    • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

    • ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов [3].

Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п. Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах.

  1. Использование Государственного реестра. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это ФАС, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Помимо прямого антимонопольного регулирования существует и косвенное. Оно заключается в поддержке конкурентной среды не путем ограничения концентрации и централизации капитала, а путем стимулирования либо поддержки развития среднего бизнеса с помощью государственных заказов и привлечения иностранных инвестиций. Другими словами, поддержка потенциальных конкурентов монополиста осуществляется средствами «невидимых регуляторов» государства. Другим «невидимым регулятором» конкурентной среды являются определенные аспекты налоговой политики. Стоит отметить, что налоговая регулятора конкурентной среды применима главным образом к локальным монополиям. В более широком смысле питательной средой конкуренции являются малые предприятия, поэтому их поддержка государством в форме налоговых льгот, кредитных гарантий и информационной помощи представляет собой метод косвенного антимонопольного регулирования.

С помощью прямого регулирования ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. В основном такие меры применяется по отношению к искусственным монополиям, складывающимся в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами и установление монополистического типа рынка не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.

  1. Предупреждение – новый инструмент антимонопольного воздействия. Оно направлено на устранение последствий правонарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Предупреждение предусмотрено:

  • при навязывании контрагенту невыгодных условий договора;

  • при не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении (не менее 10 дней).

Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ, ст. 8 которой закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики – свободу конкуренции, а п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической конкуренцию. В совокупности ст. 8 и 34 содержат необходимые правовые условия для потенциального существования товарных рынков в состоянии конкуренции. Ст. 71 относит к предмету ведения Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, что в том числе предполагает установление правил защиты и развития государством экономической конкуренции. Наконец, ст. 74 определяет пределы осуществления органами власти своих полномочий в регулировании товарных рынком – необходимое условие поддержки конкуренции [1].

При антимонопольном регулировании страховых рынков следует исходить из принципа исключения частного из запрещенного целого, т.е. при наличии основополагающего запрета на соглашения, ограничивающие конкуренцию на страховом рынке, целесообразно вводить ряд исключений, исходя из требований развития современного рынка и экономики страны в целом.

Особенности развития и монополизации российской экономики, использование протекционистских методов объясняют стремление страховщиков использовать для завоевания рынка соглашения с органами власти. Например, характерны соглашения между отдельной страховой компанией либо их группой и органами местного самоуправления о территориальном разделе рынка, либо монополизации в пользу страховой компании, участвующей в соглашении. Встречаются соглашения о разделе рынка по территориальному принципу, по сферам влияния на определенные категории потребителей и в зависимости от предоставляемых видов страхования. Антиконкурентными оказываются и соглашения между конкурентами, действующими на одном и том же страховом рынке, т.е. горизонтальные соглашения. К ним же можно отнести соглашения, так или иначе ведущие к установлению страховых тарифов на определенном фиксированном уровне.

Таким образом, методы и принципы антимонопольного регулирования необходимо применять для предотвращения негативного влияния властных органов, в частности признавать недействительными нормативные акты, действия и соглашения федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, которые создают дискриминирующие или, напротив, благоприятные условия для деятельности отдельных страховых компаний, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или ущемление интересов страховых компаний.


    1. Нормативно-правовые основы антимонопольного регулирования

Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Основные законодательные акты, предопределяющие антимонопольную политику на современном этапе развития, это:

  1. Конституция РФ. В соответствии со ст.71 Конституции принятие законодательных актов входит в компетенцию Федерации, следовательно, все антимонопольные законы являются федеральными. Антимонопольное законодательство основано на соответствующих нормах Конституции. Часть 1 ст.8 Конституции устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Особа важна для антимонопольного законодательства ст.34 Конституции, устанавливающая права и свободы человека и гражданина в экономической сфере. Согласно данной статье каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию [1].

  2. Кодекс об административных правонарушениях. Дела об административных правонарушениях, возбужденные по части 4 статьи 19.8 КоАП по факту нарушения финансовой организацией порядка и сроков уведомления антимонопольного органа о заключенном соглашении подлежат прекращению [2].

3. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля, 26 июля 2006г.). Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках Российской Федерации. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав. Здесь имеет место так называемый конфликт между антимонопольным и патентным законодательством. Вместе с тем из этого правила есть исключение, когда деятельность обладателей исключительных прав, занимающих доминирующее положение, касается предметов вещного права (например, изделий, в которых воплощены запатентованные изобретения) [7].

4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ "О естественных монополиях". Закон распространяется на действия субъектов естественных приобретению основных средств и акций (долей). В связи с этим Закон о естественных монополиях устанавливает контроль за сделками с основными средствами и акциями (долями) субъектов естественных монополий [4].

5. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ "О рекламе ". Целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверное рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы [5].

6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Он является основным федеральным законом, направленным исключительно на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее развитие конкуренции [3].

Закон развивает антимонопольное законодательство и конкретизирует ограничения и запреты на осуществление монополистической деятельности, вводится исчерпывающий перечень запретов.

При этом основных запретов три:

  • на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

  • на действия или соглашения, ограничивающие конкуренцию;

  • на недобросовестную конкуренцию.

Одной из существенных новелл Закона является введение критериев, на основании которых отдельные виды монополистической деятельности, приводящие к ограничению конкуренции могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом.

Также Законом определены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов, конкурсов и аукционов органами власти и внебюджетными фондами.

В соответствии с антимонопольным законодательством запрещаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, если соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Применительно к страховым отношениям законом наложен запрет на злоупотребление доминирующим положением в случаях действия (бездействия), когда выявляется:

  • установление монопольно высокой или монопольно низкой цены; навязывание невыгодных условий договора или не относящихся к предмету договора, в том числе согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования;

  • установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

  • установление условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

В отношении страховой деятельности положение можно трактовать так, что соглашения, предназначенные улучшить условия страхового договора, не запрещены. Законодатель относит к категории картельных соглашения, приводящие к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) [18]. 

Таким образом, правовое регулирование конкуренции на российском страховом рынке обеспечивается Законом «О защите конкуренции», постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, разъяснениями, письмами федерального органа антимонопольного надзора.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Антимонопольное регулирование рынка страховых услуг на примере Чувашской Республики iconПримерный образец внесения изменения в устав (управляющий совет)
Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики, актами Президента Чувашской Республики и Кабинета Министров Чувашской...

Антимонопольное регулирование рынка страховых услуг на примере Чувашской Республики iconЗаместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики...
Министерством информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики

Антимонопольное регулирование рынка страховых услуг на примере Чувашской Республики iconЧувашской Республики «Государственный исторический архив Чувашской Республики»
Начальник отдела обеспечения сохранности, комплектования и учета архивных документов бу «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры...

Антимонопольное регулирование рынка страховых услуг на примере Чувашской Республики iconОб утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной...
Х и муниципальных услуг», республиканской целевой программы «Проведение административной реформы в Чувашской Республике в 2006-2013...

Антимонопольное регулирование рынка страховых услуг на примере Чувашской Республики iconЧувашской республики постановление
Уставом муниципального образования города Чебоксары столицы Чувашской Республики, утвержденным решением Чебоксарского городского...

Антимонопольное регулирование рынка страховых услуг на примере Чувашской Республики iconУста в муниципального бюджетного обшеобразовательного учреждения...
Янтиковского района Чувашской Республики (далее Учреждение) создано в соответствии с постановлением главы администрации Янтиковского...

Антимонопольное регулирование рынка страховых услуг на примере Чувашской Республики iconРешение Собрания депутатов Челкасинского сельского поселения Урмарского...
Чувашской Республики «О внесении изменений в приложения 635 и 636 к закону Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года №37 «Об установлении...

Антимонопольное регулирование рынка страховых услуг на примере Чувашской Республики iconРегламент работы аттестационной комиссии государственной ветеринарной...
Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», Законом Чувашской Республики от 12 апреля...

Антимонопольное регулирование рынка страховых услуг на примере Чувашской Республики iconРегламента по предоставлению муниципальной
Законом Чувашской Республики от 5 декабря 2015 г. №65 «О внесении изменения в ст. 8 Закона Чувашской Республики «Об организации местного...

Антимонопольное регулирование рынка страховых услуг на примере Чувашской Республики iconЧувашской Республики «Государственный архив современной истории Чувашской Республики»
Чувашской Республики (далее — Примерная номенклатура дел) разработана в помощь редакциям районных газет, издательским домам, являющимся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск