Основная образовательная программа «Психическое здоровье»


НазваниеОсновная образовательная программа «Психическое здоровье»
страница1/16
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Санкт-Петербургский государственный университет
Выпускная квалификационная работа на тему:

Представления о клиенте у психологов-консультантов в связи с их социально-демографическими характеристиками

по направлению подготовки 37.04.01 – Психология

основная образовательная программа «Психическое здоровье»

Рецензент 1-ый: Выполнила:

Кандидат психологических наук, доцент Студент 2 курса

Аникина В. О. Очная форма обучения

Кальвик К. К.
Рецензент 2-ой: Научный руководитель: Кандидат психологических наук Кандидат психологических наук, доцент

Обидин И. Ю. Исурина Г. Л.


Санкт-Петербург

2017

Аннотация
Для изучения представлений психологов-консультантов о клиенте и взаимосвязи этих представлений с социально-демографическими характеристиками к участию в исследовании были приглашены 82 психолога-консультанта. Изучались отношения респондентов к себе и клиенту (методика «Семантический дифференциал»), личностные особенности психологов-консультантов и их представления о личностных особенностях клиентов (Гиссенский опросник), представления о причинах обращения и ожиданиях клиента (анкета «Представления о клиенте»), уровень выраженности иррациональных установок (методика А. Эллиса). Обработка данных осуществлялась с помощью многомерного дисперсионного анализа. Результаты: психологи-консультанты с основным образованием имеют более благоприятное отношение к клиенту, чем респонденты, прошедшие переподготовку, представляют его более активным, привлекательным и наделенным большими социально желательными характеристиками. Психологи-консультанты со стажем работы менее 3х лет имеют менее благоприятное отношение к клиенту, чем респонденты с большим опытом, представляют его более пассивным, в большей степени зависимым от внешних обстоятельств и оценок, более тревожным. Психологам-консультантам в возрасте старше 40 лет в большей степени, чем респондентам в возрасте до 40 лет, свойственно субъективное представление о меньшей социальной привлекательности клиента и его большей склонности к состоянию подавленности. Таким образом, представления психологов-консультантов о клиенте различаются в зависимости от образования, стажа и возраста.


Abstract
Psychologists’ perceptions of a client in connection to their social and demographic characteristics
For the study of the counseling psychologists’ perceptions of a client in connection to their social and demographic characteristics 82 psychologists were invited for participation. The study utilizes a number of methods: the method of semantic differential that focuses on the respondents’ relation to themselves and a client, Giessen Personality Inventory that studies the psychologists’ personality traits and their perceptions of the client’s personality traits, self-authored questionnaire on the psychologists’ perceptions of the client’s motives and expectations, and the Albert Ellis test on irrational beliefs. Data processing has been implemented by means of multivariate analysis of variance. According to the study’s results, counselors with a university degree in psychology have a more favorable attitude towards a client than those who received the degree via continuing education course. The former perceive a client as being more active, attractive and socially adaptable. Counselors with less than three years of professional experience have a less favorable attitude towards a client than more experienced respondents. The former perceive a client as being more passive, anxious and dependent on external circumstances and evaluations. Counselors older than forty years old tend to perceive a client as being less socially attractive and more inclined to having a depressive mood. Therefore, the counseling psychologists’ perceptions of a client differ according to their education, professional experience, and age.
Содержание

Введение
Психологическое консультирование является одной из важнейших сфер деятельности практических психологов. Несмотря на то, что психологическое консультирование в должной мере не изучено с точки зрения его психологических эффектов в соответствии с современными требованиями проведения эмпирических исследований эффективности, анализ практического опыта и ряд исследований подтверждают его несомненную пользу (Lambert M. J., 2001, 1994). Отвечая на вопрос, какие факторы приводят к улучшению состояния клиента в процессе психологического консультирования, специалисты и исследователи объединили факторы в две группы: специфические факторы, связанные с основными теоретическими направлениями в психологии, и факторы, взаимосвязанные с личностью психолога-консультанта и терапевтическим контактом, которые в литературе получили название общих факторов (Wampold B. E. et al.,1997). Доказательства взаимосвязи между эффективностью психологического консультирования и методом консультирования отсутствуют, так как применение или исключение отдельных техник психологического консультирования, не влияет на результат (Wampold B. E. et al.,1997, Ahn H. and Wampold B.E., 2001). Последующие исследования J. Drisko (2004), D. H. Sprenkle et al. (2004), A. J. Blow et al. (2007) подтверждают, что общие факторы имеют существенное значение для результата психологического консультирования. B. E. Wampold et al. (2015) разработали контекстуальную модель общих факторов психологического консультирования, в которой первым шагом к положительным изменениям является установление контакта между психологом-консультантом и клиентом.

Мета-анализ S. A. Baldwin and Z. E. Imel (2013), в котором было проанализировано 46 исследований (1 281 психологов-консультантов и 14 519 клиентов), позволил сделать вывод, что результат консультирования взаимосвязан с личностью психолога-консультанта в 5% случаев. Исследование K. M. Laska et al. (2013), в котором изучались психологи-консультанты, практикующие в клинике для лечения посттравматических стрессовых расстройств и имеющие одинаковую теоретическую подготовку, обнаружило, что положительный результат консультирования взаимосвязан с личностью психолога-консультанта в 12% случаев. Мета-анализ A. O. Horvath et al. (2011), включающий результаты 201 исследования, показал, что отношения между психологом-консультантом и клиентом определяют результат психологического консультирования в среднем в 7,5% случаев.

Исследование J. C. Okiishi et al. (2003, 2006) выявило, что у эффективных психологов-консультантов средний показатель улучшения состояния пациентов составляет 22%. T. Anderson et al. (2007) изучали способности психологов-консультантов, принимавших участие в предыдущем исследовании J. C. Okiishi et al. (2003, 2006), к межличностному общению с помощью методики Facilitative Interpersonal Skills (FIS) Performance Task. Результаты свидетельствуют о значимой связи между позитивным результатом и высокими значениями показателей эмоциональной экспрессивности, способности к убеждению, теплоты и эмпатии. Рандомизированное контролируемое исследование T. Anderson et al. (2016) было направлено на изучение способности психологов-консультантов к межличностному общению, уровня их профессиональной подготовки и взаимосвязи этих показателей с терапевтическим альянсом и результатом психологического консультирования. Это исследование показало, что существует значимая связь между высоким показателем способности к межличностному общению у психологов-консультантов и позитивным результатом консультирования.

Таким образом, в ряде исследований установлено, что личность психолога-консультанта, в частности, способности к установлению межличностных отношений, является существенным фактором, определяющим эффективность терапевтического альянса и эффективность процесса консультирования.

Очевидно, что психологи-консультанты устанавливают отношения с клиентом не только благодаря своим способностям к межличностному общению, но и основываясь на своих представлениях о клиенте. Адекватность представления психолога-консультанта о клиенте является важной составляющей терапевтического контакта и, следовательно, взаимосвязана с результатом психологического консультирования. Таким образом, установление контакта между психологом-консультантом и клиентом взаимосвязано с социальной перцепцией и с представлениями об обобщенном образе клиента, которые, в свою очередь, основаны на синтезе предыдущего опыта психолога-консультанта и связаны с его личностными характеристиками и отношением к клиенту.

Исследование J. Rosenkrantz and T. L. Morrison (1992), в котором изучались личностные характеристики психологов-консультантов и представления о себе и клиенте в лечении лиц с пограничным личностным расстройством, обнаружило, что психологи-консультанты, которые склонны к депрессии и испытывают такие чувства как одиночество, страх отвержения, зависимость и потребность в общении, не способны быть в контакте с клиентами, испытывающими похожие переживания и по этой причине представляют их негативно. Изучение влияния массы тела и статуса работы на представления психологов-консультантов о клиентах выявило, что клиенты, имеющие лишний вес и занимающие низкую должность, оцениваются как имеющие больше негативных характеристик (Pascal B. et al., 2012).

Представления психологов-консультантов о себе (как личности и профессионале) и клиенте изучались Н. И. Олифирович и Ю. М. Солодуха (2013). Ученые пришли к выводу, что содержание образа клиента является противоположным профессиональному и актуальному «образам Я» психолога-консультанта; была выявлена тенденция психологов-консультантов компенсировать неадекватность «образа Я» посредством перемещения отвергаемых характеристик в образ клиента с использованием механизмов проекции. Кроме этого, авторы выявили компенсаторную стратегию психологов-консультантов, направленную на формирование представления о своем «профессиональном Я» как образе, более гармоничном по сравнению с «реальным Я» (Олифирович Н.И. и др., 2013).

Таким образом, представления психологов-консультантов о клиенте могут быть основаны на их личностных характеристиках и предубеждениях. Необходимо отметить, что исследований, изучающих представления психологов-консультантов о клиенте крайне мало. Кроме того, в этих исследованиях не изучается взаимосвязь представлений об образе клиента с социально-демографическими характеристиками психологов-консультантов. Однако, достижение положительного результата в общении связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге (Бодалев А. А., 1982).

В связи с вышеизложенным изучение представлений психологов-консультантов о клиенте является актуальным. Подобные исследования могли бы способствовать повышению эффективности процесса психологического консультирования, поскольку изучение представлений психологов-консультантов об образе клиента в связи с их социально-демографическими характеристиками может быть основой для совершенствования подготовки психологов-консультантов и более глубокому пониманию содержания самого процесса консультирования.

Целью настоящего исследования является изучение взаимосвязей социально-демографических характеристик психологов-консультантов с их представлениями о клиенте.

Основные задачи исследования состояли в следующем:

  1. Изучение отношений психологов-консультантов к себе, клиенту и своей работе.

  2. Изучение личностных характеристик психологов-консультантов и их представлений о личностных особенностях клиентов.

  3. Изучение представлений психологов-консультантов о причинах обращения, ожиданиях, личности клиента и процессе консультирования.

  4. Изучение уровня выраженности иррациональных установок у психологов-консультантов.

  1. Выявление взаимосвязи между социально-демографическими характеристиками психологов-консультантов и представлениями о клиенте.

Гипотезы исследования:

  1. Представления о клиенте психологов-консультантов, имеющих разную профессиональную подготовку, различный стаж практической деятельности и работающих в разных структурах, будет различаться.

  2. Психологи-консультанты представляют своего обобщенного клиента как существенно отличающегося от себя самого.

Объект исследования: представления о клиенте психологов-консультантов.

Предмет исследования: отношения психологов-консультантов к себе, клиенту и своей работе, представления психологов-консультантов о личностных характеристиках, ситуации и ожиданиях клиента, личностные характеристики психологов-консультантов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методики:

  1. Методика «Семантический дифференциал».

  2. Гиссенский личностный опросник.

  3. Анкета «Представления о клиенте», разработанная для настоящего исследования.

  4. Методика для изучения иррациональных убеждений А. Эллиса.

Статистическая обработка проводилась с применением многомерного дисперсионного анализа и описательных статистик.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении представлений о механизмах формирования образа клиента у психологов-консультантов; об особенностях восприятия консультантом личности клиента, его ситуации и его ожиданий как факторов, влияющих на установление отношений, необходимых для оптимизации процесса психологического консультирования; а также в развитии представлений о влиянии ряда социально-демографических характеристик психологов-консультантов (уровень образования, стаж профессиональной деятельности, условия работы и возраст) на восприятие клиента.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в процессе подготовки психологов-консультантов, прежде всего, при преодолении существующих стереотипов в восприятии клиента и формировании более адекватного образа клиента. Результаты исследования могут также способствовать повышению эффективности психологического консультирования за счет учета особенностей восприятия консультантами лиц, обращающихся за помощью, а также способов установления терапевтических отношений, влияющих на эффективность психологического консультирования. Практическая значимость исследования обусловлена также тем, что в настоящее время в Российской Федерации идет обсуждение проекта Федерального Закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации», в котором определяется, что оказывать психологическую помощь может только консультант, имеющей высшее психологическое образование (с уровнем профессиональной подготовки не ниже специалиста). Таким образом, изучение различий в представлениях о клиенте психологов-консультантов, имеющих основное психологическое образование, и прошедших профессиональную переподготовку по специальности психология, является также актуальным и может иметь практическую значимость.

Научная новизна исследования заключается в изучение взаимосвязей социально-демографических характеристик психологов-консультантов с их представлениями о клиенте. Впервые изучены особенности представлений о клиенте в связи с образованием психологов-консультантов, стажем, условиями работы и возрастом.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconОсновная часть
Образовательная область «Здоровье». Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка

Основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 37. 04....
Характеристики самоактуализации у людей с разной выраженностью межличностной зависимости

Основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconИнструкция по от и тб циклограмма
Основной целью педагога-психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое...

Основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconОсновная образовательная программа муниципального общеобразовательного...
Настоящая основная образовательная программа (далее – ооп) разработана в соответствии с Федеральным Законом №273-фз «Об образовании...

Основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Основная образовательная программа мбоу„Курчалоевская сош №1” является программой развития школы

Основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

Основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconОсновная образовательная программа основного общего образования (фгос)...
Основные подходы и принципы реализации образовательного процесса, на которых строится образовательная программа

Основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

Основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconОсновная образовательная программа маоу «сош №6 г. Новотроицка»
Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения «сош №6» составлена в соответствии...

Основная образовательная программа «Психическое здоровье» iconОсновная профессиональная образовательная программа среднего профессионального...
Основная профессиональная образовательная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск