Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике,


Скачать 169.22 Kb.
НазваниеПрограмма составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике,
ТипПрограмма


ВВЕДЕНИЕ
Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике, утвержденными приказом Министерства общего и профильного образования РФ от 30.06.99 №56.

Учебная программа предназначена для работы с учащимися 12 класса вечерней средней общеобразовательной школы. В данной рабочей программе сделан акцент на получение знаний по основам экономической теории на изучение видов и форм предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях экономического характера.

Основной целью изучения программы «Экономика» является формирование знаний у учащихся в области экономики и освоение мим практических умений и навыков.

Задачи:

  • Освоить основные экономические понятия и термины.

  • Овладеть умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации.

  • Развивать экономическое мышление, потребности в получении экономических знаний.

  • Воспитывать ответственность за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности.

  • Формировать готовность использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.


По окончании изучения программы, обучающиеся, успешно завершившие обучение, должны иметь представление:

  • о сущности экономических функций государства;

  • о производстве и производственных ресурсах;

  • об основных источниках доходов и статьях расходов государства;

  • о дефиците государственного бюджета;

  • о роли маркетинга в современной жизни;

  • о прожиточном минимуме.


Уметь:

  • Приводить примеры основных типов структуры рынка.

  • Анализировать статистику о доходах населения и приводить примеры социальной защиты в России и других странах.

  • Приводить примеры случаев несостоятельности рынка из российской экономики.

  • Вычислять величину выплат по индивидуальному и подоходному налогу.

  • Анализировать последствия установленных фиксированных цен.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки экономической информации;

  • составления семейного бюджета;

  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Курс состоит из 7 разделов, после изучения каждого раздела, предусмотрены такие формы контроля как, зачеты, самостоятельная работа, семинар и контрольные работы, а также защита рефератов.

Данная программа предусматривает использование образовательных технологий: разноуровневые образовательные технологии, технология полного усвоения знаний, тестовые технологии. Предлагаются следующие формы проведения учебных занятий: групповые, индивидуальные, активные и инновационные.

По данной дисциплине можно использовать следующие методы обучения:

- объяснение, беседа (информационные);

- изложение, рассказ с применением комплексных средств обучения (иллюстрации, таблицы, схемы);

- демонстрация презентаций.

Программа интегрирована с другими дисциплинами, как математика, обществознание, история, география.

Пояснительная записка.

В настоящее время в стране идет мучительный процесс ухода от монополии государственной собственности, рухнула командно-административная система с единым централизованным планированием. Экономическая реформа постепенно набирает темп. Однако успех дела будет во многом зависеть от уровня экономического мышления подрастающего поколения.

Нет в обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог пренебрежительно относиться к ее законам. Поэтому основные сведения об устройстве экономического мира необходимы каждому.

Экономическое образование является неотъемлемой важной частью образования.

В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится экономическому образованию учащихся, по сути призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения.

Недостаточная подготовленность выпускников школы к вхождению в рыночные отношения, отсутствие у них специальных знаний, навыков, умений приводит к тому, что именно эта категория молодежи оказывается наименее защищенной на рынке труда и рискует пополнить ряды безработных.

Программа для обучающихся в вечерней (сменной) школе построена в соответствии с учебным планом, согласно которому на обучение экономической дисциплины отводится 36 часов, т.е. 1 час в неделю.

При это предусмотрены различные формы контроля. Текущий контроль, тестовые задания, диктанты по терминам, подготовка рефератов или сообщений, зачет.

В условиях вечернего (сменного) образования предусмотрено трехлетнее выполнение программы уровня полного образования.

Программа ориентирована на учебник Липсиц И.В. Экономика для 10-11 классов, примерная программа Т.А. Корнева М. «Глобус» 2008.

Содержание учебной дисциплины по разделам
Тема №1 (4 часа)

ЧТО ТАКОЕ ФИРМА
Фирма. Предприниматель. Виды фирм. Чистая прибыль. Обязательства. Товарищество. Акционерное общество. Достоинства и недостатки видов фирм.
Требования к уровню

подготовки выпускников
Учащиеся должны:
Знать:

Роль и значение:


  • понятия фирма;

  • механизмов удовлетворения потребностей человека;

  • значение фирмы и ее экономических целей;

  • чистой прибыли.



Уметь:

  • анализировать поставленные задачи перед фирмой;

  • приводить примеры фирм по российскому законодательству;

  • сравнивать виды фирм.



Тема №2 (6 часов)

МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Менеджмент. Функции менеджмента. Характеристики менеджера. Маркетинг. Сегмент рынка. Анализ конкурентов. Реклама. Стратегии маркетинга. Каналы сбыта продукции. Организация сбыта. Сервисное обслуживание.
Требования к уровню

подготовки выпускников
Учащиеся должны:
Знать:

Роль и значение:


  • понятия «Менеджмент»;

  • понятия «Маркетинг»;

  • участников предпринимательской деятельности;

  • организационно-правовых форм предпринимательства;

  • ценных бумаг;

  • основных принципов менеджмента;

  • рекламы.


Уметь:

  • приводить примеры: предпринимательского риска;

описывать участников предпринимательской деятельности, преимущества и недостатки различных форм организации бизнеса;

  • объяснять: что должен знать и уметь менеджер;

  • принимать самостоятельные решения на основе описания ситуаций, в ходе деловых игр, участия в работе учебных фирм.



Тема №3 (7 часов)

КОНКУРЕНЦИЯ И РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ
Конкуренция, структура рынка, основные типы структуры рынка: совершенная конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция, монополия. Условия возникновения монополий. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Требования к уровню

подготовки выпускников
Учащиеся должны:
Знать:

Роль и значение:


  • монополии;

  • совершенной конкуренции;

  • монополистической конкуренции;

  • олигополии.



Уметь:

  • приводить примеры антимонопольной политики государства;

объяснять: в чем заключается ценовая дискриминация;

  • описывать отличительные черты поведения фирм – олигополистов;

  • анализировать последствия монополизации экономики.



Тема №4 (6 часов)

СЕМЬЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Функции семьи. Источники доходов семьи. Структура расходов семьи. Семейный бюджет и его составляющие. Сбережение денег. причины неравенства семьи по уровню их доходов. Защита прав потребителей.
Требования к уровню

подготовки выпускников
Учащиеся должны:
Знать:

Роль и значение:


  • основных источников доходов;

  • прожиточного минимума;

  • семейного бюджета;

  • рационального поведения потребителя.



Уметь:

  • применять знания по основным положениям Закона РФ «О защите прав потребителей»;

  • анализировать основные источники доходов;

  • сравнивать социально-экономические последствия неравенства доходов.



Тема №5 (4 часа)

НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ
Возникновение экономического неравенства. Причины экономического неравенства. Кривая Лоренца. Дифференциация доходов в России. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Социальный трансферт.
Требования к уровню

подготовки выпускников
Учащиеся должны:
Знать:

  • устройство налоговой системы;

  • функции налогов;

  • основные виды налогов.


Уметь:

  • вычислять величину выплат по индивидуальному подоходному налогу;

  • заполнять основные разделы налоговой декларации;

  • раскрывать действенность налоговой системы с дефицитом государственного бюджета.

.
Тема №6 (3 часа)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА
Роль государства в экономике. Общественные блага. Свобода заключения сделок. Слабости рынка. Монополизация рынка. Внешние эффекты. Причины вмешательства государства в экономическую жизнь. Формы вмешательства государства в работу рыночной системы.
Требования к уровню

подготовки выпускников
Учащиеся должны:

Знать:

Роль и значение:


  • экономической свободы;

  • причин вмешательства государства в работу рыночной системы.


Уметь:

  • приводить вмешательства государства в экономическую жизнь;

  • анализировать последствия вмешательства государства в работу рыночной системы.

Тема №7 (6 часов)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Финансы. Налогообложение. Виды налогов. Функции налогов. Прогрессивные, пропорциональные, регрессивные налоги. Прямые и косвенные налоги. Государственный долг. Случай несостоятельности государства.
Требования к уровню

подготовки выпускников
Учащиеся должны:
Знать:

Роль и значение:


  • государственного бюджета;

  • понятия «бюджетный дефицит»;

  • понятия «Государственный долг».


Уметь:

  • раскрыть связь дефицита государственного бюджета;

  • приводить примеры общественных товаров и услуг;

  • анализировать меры, применяемые государством для регулирования последствий внешних эффектов.

Тематический план учебной дисциплины.


Наименование разделов

Количество

Часов

Контрольных работ

теория

практические работы




I. Что такое фирма.

4

––

––

II. Менеджмент и маркетинг на предприятии.

6

––

––

III. Конкуренция и рыночные структуры.

7

––

––

IV. Семья в рыночной экономике.

6

––

––

V. Неравенство доходов.

4

––

1

VI. Экономические задачи государства.

3

––

––

VII. Государственные финансы.

6

––

––

Итого

36

––

1



Календарно-тематический план



п/п

Тема учебного занятия

Элементы содержания

Литература




Раздел I.







1.

Создание фирмы.

Коммерческая деятельность. Фирма. Признаки фирмы. Предприниматель.

/3/, §. 35

2.

Виды фирм.

Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества.

/3/, §. 36

3.

Акционерное общество.

Акционерное общество. Достоинства и недостатки различных видов фирм

/3/, §. 37

4.

Управление фирмой.

Схема управления, бизнес-план.

Конспект.




Раздел II.







5.

Что такое менеджмент.

Менеджмент. Менеджер. Требования к личности руководителя. Уровни менеджмента.

/7/, §. 5.1

6.

Функции менеджмента.

Функции менеджмента: организация, планирование, мотивация, контроль.

/7/, §. 5.2

7.

Маркетинг.

Маркетинг. Формула маркетинга. Функции маркетинга.

/7/, §. 5.3

8

Маркетинговые исследования.

Исследование рынка, анализ конкурентов. Сегмент рынка. Анализ тенденций.

/7/, §. 5.3

9.

Дорога к потребителю.

Маркетинговые стратегии. Проникновение на рынок. Реклама. Каналы сбыта товара.

/7/, §. 5.4

10.

Маркетинг на предприятии.

Организация маркетинговой деятельности.

Конспект.




Раздел III.







11.

Конкуренция, типы рыночных структур.

Конкуренция. Преимущества конкуренции.

/7/, §. 6.1

12.

Совершенная конкуренция. Монополия.

Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Монополизация рынка.

/7/, §. 6.2

13.

Олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция. Олигополия. Картель.

/7/, §. 6.4

14.

Антимонопольная политика государства.

Влияние конкуренции на деятельность фирм.

/7/, §. 6.5

15.

Виды прибыли.

Прибыль. Общие издержки. Экономические издержки. Бухгалтерские издержки.

/3/, §. 38

16.

Виды затрат и их экономическое значение.

Расходы. Запасы. Постоянные издержки. Переменные издержки. Средние издержки.

/3/, §. 39

17.

Организация бухгалтерского учета.

Бухгалтерский баланс.

Конспект.




Раздел IV.







18.

Источники семейных доходов.

Потребление. Потребитель. Основные источники доходов. Семейный бюджет.

/3/, §. 42

19.

Семейные расходы.

Неравенство доходов. Статьи расходов.

/3/, §. 43

20.

Инфляция и семейная экономика.

Инфляция. Возможные причины инфляции. Измерение инфляции.

/3/, §. 44

21.

Прожиточный минимум.

Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Кривая Лоренца.

/7/, §. 8.4

22.

Защита прав потребителей.

Рациональное поведение потребителя. Перечень сведений для потребителя. Защита прав потребителей.

/7/, §. 8.5

23.

Виды цен.

Системы ценообразования.

Конспект.




Раздел V.







24.

Что порождает неравенство в благосостоянии.

Проблемы неравенства благосостояния. Богатство. Завещание. Кривая Лоренца.

/3/, §. 45

25.

Налогообложение.

Налог. Налогообложение. Пошлина.

/3/, §. 46

26.

Виды налогов.

Прогрессивный налог. Косвенные налоги. Акциз. Федеральные налоги. Местные налоги.

/3/, §. 51

27.

Бедность как экономическая проблема.

Контрольная работа.

Проблема бедности. Социальные программы. Социальный трансферт.

Темы 25,26.

/3/, §. 47




Раздел VI.







28.

Экономические свободы и роль государства в их защите.

Свобода предпринимательства. Свобода заключения сделок. Гражданское законодательство. Арбитражный суд.

/3/, §. 48

29.

Причины вмешательства государства в экономику.

Монополизация рынка. Слабости рынка. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты.

/3/, §. 49

30.

Формы вмешательства государства в работу рыночной системы.

Государственная защита рынков от монополизации.

/3/, §. 50




Раздел VII.







31.

Задачи экономической политики государства.

Роль государства в экономике. Влияние государства на развитие экономики страны.

/7/, §. 11.1

32.

Государственный бюджет.

Бюджетно-финансовая политика. Государственный бюджет. Консолидированный бюджет.

/7/, §. 11.2

33

Доходы и расходы государственного бюджета.

Источники доходов и статьи государственного бюджета.

/7/, §. 11.3

34

Бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит. Профицит бюджета. Причины возникновения бюджетного дефицита.

/7/, §. 11.5

35.

Государственный долг.

Внутренний долг. Внешний долг. Теневая экономика. Кривая Лаффера. Эмиссия.

/7/, §. 11.6

36.

Формы вмешательства государства в экономику.

Системы трансфертов.

Конспект.




Зачет.

Темы 32-36.






Литература

Основная:


  1. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: ТПК «Квадрат», 1991.

  2. Липсиц И.В. Экономика без тайн. Учебник. – М.: «Дело ЛТД», 1993 – 352 с.

  3. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 10-11 кл. Книга 1. – М.: Вита-Пресс, 2006 – 320 с.

  4. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 10-11 кл. Книга 2. – М.: Вита-Пресс, 2006 – 300 с.

  5. Матлин Ф.М. Основы экономики строительного производства6 Учеб. пособие для нач. проф. Образования. – М.: Академия, 2003.

  6. Основы экономической теории. Учеб. пособие/Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1997 – 284 с.

  7. Экономика: учебник для 10-11 кл. общеобразват. учрежд. гуман. профиля / А.Я. Линьков. 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004 – 240 с.


Дополнительная:

  1. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. М., Вита 2000.

  2. Основы предпринимательства. М., Вита, 1992.

  3. Райзберг Б.А. Введение в экономику. – М., «Астрея», 1999.

  4. Эшмор К. Основы предпринимательства. Казань, 1996.

Похожие:

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике, iconРабочая программа по английскому языку составлена в соответствии...
Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс, Английский в фокусе – Москва, «Просвещение», 2017г., отвечающей требованиям федерального...

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике, iconРабочая программа составлена на основе: Приказа Министерства образования...
Данная программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного...

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике, iconПрограмма по немецкому языку раздел Перечень элементов содержания, проверяемых на вступительном
Перечень элементов содержания, проверяемых на вступительном экзамене по немецкому языку, составлен на базе обязательного минимума...

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике, iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена для учащихся 11 класса
Данная рабочая программа составлена для учащихся 11 класса с целью полного и оптимального освоения учащимися содержания предмета...

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике, iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями...
Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике, iconПояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру рабочая...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации 2008 «Об утверждении федерального...

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике, iconРабочая программа по иностранному языку (английский) создана на основе...
Государственного стандарта начального основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, а также в соответствии...

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике, iconРабочая программа разработана на основе примерной программы основного...
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по экономике и авторской программы Е. Кузнецовой,...

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике, iconПротокол №1
«География» (9 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта (полного) общего образования по экономике и отвечает требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по экономике, iconПротокол №1
«География» (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск