I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера


Скачать 124.24 Kb.
НазваниеI. Презентация педагогического опыта учителя-мастера
ТипПрезентация
Ильина С.В., учитель иностранного языка МОУ «Салабайкасинская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики

Мастер-класс по теме «Электронное портфолио учителя иностранного языка»

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера

(Слайд 1)
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Сегодня государство предпринимает серьезные попытки перестройки системы образования, а именно создание единой образовательной информационной среды. Однако образовательный процесс носит индивидуальный характер, поэтому нас интересует уникальная среда педагогической деятельности, которая формируется в соответствии с определенными целями, достигнутыми успехами, профессионализмом конкретного педагога. Такой средой, на мой взгляд, может стать электронный портфель учителя.

(Слайд 2)

ПОНЯТИЕ «ПОРТФОЛИО»

Идея использования портфолио в системе образования получило широкое распространение. Например, в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания оценивания профессионального мастерства учителя отмечается, что «изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие… влекут за собой и изменение системы оценивания». При этом «Портфель личных достижений учителя» рассматривается как «средство предъявления собственных достижений учителя для оценки его профессионального мастерства». Портфолио как совокупность индивидуальных профессиональных результатов («портфель методических достижений») предполагается сделать одной из основных «составляющих рейтинга мастерства учителя наряду с результатами итоговой аттестации». Таким образом, о портфолио учителя речь заходит, когда обсуждается проблема обновления структуры и содержания профессиональности учителя и системы оценки профессиональных и методических результатов в частности.

Вместе с тем как в мировой, так и в отечественной практике портфолио рассматривается не только как средство педагогической диагностики, но и как метод оценки профессионализма педагогов. В этом случае портфолио – это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы). Представленные в портфолио материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога.

В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности.

Электронный портфель учителя представляет собой сложный программно-методический комплекс, направленный на аккумуляцию созданных учителем средств обучения, распределенных информационно-образовательных ресурсов, нормативных документов, результатов педагогического опыта и достижений учителя, творческих работ учащихся и т. д.

По мнению исследователей, «учитель может собирать портфель на разных ступенях своей профессиональной биографии — от студенческого периода до квалифицированного уровня. Портфель обычно организуется вокруг центральных компонентов преподавания, включая планирование, стратегии обучения, методы контроля, организацию работы на уроке ... профессиональное развитие учителя».
(Слайд 3)
В соответствии с одной из принятых зарубежных классификаций выделяют несколько видов профессионального портфеля учителя:

1)портфель развития (developmental) — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопления им опыта в течение определенного времени;

2)отчетный портфель (product) — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;

3)демонстрационный портфель (showcase) — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфель используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Все три вида портфеля представляют «целенаправленное собрание документов с самооценкой своего труда. Разница заключается в целях и способе организации портфеля. Для портфеля развития целью является показать прогресс в формировании умений преподавателя. Отчетный портфель демонстрирует использование специфической педагогической стратегии. Демонстрационный портфель концентрируется на представлении опыта и профессиональных достижений преподавателя».

Современный электронный портфель учителя — это целостность, представляющая собой совокупность различных отделов (портрет учителя, методическая работа, работа с учащимися, непрерывное повышение квалификации и самообразование, компьютерные средства обучения, достижения, педагогический опыт, рефлексия, распределенные информационно-образовательные ресурсы, кабинет информатики и т. д.) и разнообразных видов работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронный портфель создает условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.

(Слайд 4)

Выделим характерные черты создания электронного портфеля учителя:

1) целеполагание — отбор материалов должен адекватно отвечать целям деятельности учителя;

2) обновляемость — своевременное обновление методических и педагогических программных средств, государственных документов, творческих заданий, тестовых материалов, интернет -ссылок на образовательные сайты и порталы;

3) полноту — подбор материала должен проводиться по всем направлениям деятельности как учителя, так и его учеников;

4) разнообразие распределенных информационно-образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, научно-методических материалов, отвечающих всем сторонам деятельности учителя и его учеников;

5) индивидуальность — электронный портфель должен отвечать личному видению учителя содержания методического и программного обеспечения учебного процесса, методике его проведения на основе государственных образовательных стандартов;

6) творчество — отражается творческий подход учителя к своей педагогической деятельности и подготовке учеников (олимпиады, конкурсы, проекты и др.);

7) научность — создание электронного портфеля должно отражать современные достижения науки и техники в сфере образования.

При создании и наполнении электронного портфеля от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывать требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов (психолого-педагогические требования, эргономические требования и требования дизайна, программно-технологические и др.).

(Слайд 5)

ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО

  • Средство педагогической диагностики;

  • Эффективная форма оценивания профессионализма учителя;

  • Необходимость в самосовершенствовании, самообучении, самопознании, самоконтроле;

  • Совершенствование методической подготовки учителя;

  • Одна из форм обобщения опыта учителя.

МАТЕРИАЛЫ ПОРТФОЛИО

Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должно отражать субъектную позицию учителя как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

К числу материалов, которые могут войти в портфолио, можно отнести, например, пояснительную записку к образовательной программе, по которой работает учитель, если в ней приведены ссылки на методические рекомендации или результаты сравнительного анализа двух или нескольких образовательных программ. Об использовании учителем различных средств педагогической диагностики образовательных результатов могут свидетельствовать разного рода оценочные материалы, чтобы было очевидно, как измеряются\оцениваются результаты. Например, в портфолио можно включить результаты выполнения учащимся компетентностно-ориентированных тестов, листы оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся, заполненные листы портфолио проектной деятельности учащихся с комментариями учителя.

Отбор материалов во многом зависит от того, какое из основных направлений региональной образовательной политики реализуется учителем. Так, в портфолио могут быть приведены задания для самостоятельной работы учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий или описание модельных занятий с учащимися с использованием информационно-коммуникационных технологий с комментариями учителя. Эти материалы будут свидетельствовать о том, что отдельные элементы в его деятельности направлены на реализацию такого направления региональной образовательной политики, как использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.

При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант – если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации.

Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение во введении (пояснительной записке). Во введении (пояснительной записке) необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма учителя. Помещение в портфолио не обоснованных педагогом материалов снижает ценность свидетельств его профессионализма.

При наполнении электронного портфеля содержанием необходимо уделять внимание принципам отбора, представления и обновления аккумулируемых для обеспечения и организации педагогической деятельности материалов: целостности представления материала по различным темам; четкой структуризации и систематизации; глубине и качеству проработки; грамотности изложения; аккуратности и эстетичности оформления; систематичности и регулярности обновления.

(Слайд 6)

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ

Раздел 1. Общие сведения об учителе. Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях: фамилия, имя, отчество, год рождения; образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов; другие документы по усмотрению педагога. В эту папку вкладываются файлы в формате jpg или pdf с отсканированными дипломами, свидетельствами и пр. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

(Слайд 7)

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности. В этот раздел помещаются: материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированости у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за три года на основании: контрольных срезов знаний; участие воспитанников в школьных и окружных олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной итоговой аттестации учащихся; наличие медалистов; поступление в вузы по специальности и т.п. Материалы данного раздела, выполненные в программах Word, Excel (последняя наиболее предпочтительна, поскольку обладает возможностями автоматического построения графиков, диаграмм), должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

(Слайд 8)

Раздел 3. Научно-методическая деятельность. В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога: материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы; материалы, в которых обосновывается выбор аттестуемым используемых образовательных технологий; материалы, содержащие обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки методик; информация об использовании информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе; информация о работе в методическом объединении, сотрудничестве с городским методическим центром, вузами и другими учреждениями; информация об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; информация об участии в методических и предметных неделях; информация об организации и проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.; информация о проведении научных исследований, подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи; другие документы.

(Слайд 9)

Раздел 4. Внеурочная деятельность. Раздел содержит документы: список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий; программы кружков и факультативов; о другие документы.

(Слайд 10)

Раздел 5. Учебно-материальная база. В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии): список словарей и другой справочной литературы по предмету; список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.); аудио - и видеопособия; разнообразный дидактический материал, упражнения, тестовые и контрольные задания; ссылки на полезные Интернет-ресурсы, используемые в ежедневной практике и т.п.; измерители качества обученности учащихся; другие документы.

II. Представление своего демонстрационного электронного портфолио

III. Моделирование

На этом этапе предлагаю попробовать составить свое электронное портфолио.

1 этап

Перед вами лежат ваши флэш-карты. Попробуйте создать свой электронный портфель, отструктурировав их содержимое в соответствии с тем, что вы узнали.

2 этап

Теперь проанализируйте полученные папки. Где, на ваш взгляд, материалов недостаточно? Следовательно, это направление работы следует активизировать. Какова доля ваших личных материалов? Выделите те материалы, которые вы можете представить в демонстрационном портфеле.

3 этап

Уважаемые коллеги, теперь создадим презентацию – демонстрацию вашего педагогического опыта посредством инструментов Microsoft Power Point. В данной презентации создайте ссылки на ваши демонстрационные материалы – и ваш демонстрационный электронный портфель (ДЭП) готов!

IV. Рефлексия

Предлагается проведение рефлексии в творческой форме: синквейн. Выскажите свое мнение о мастер-классе, свидетелем, которого вы стали сейчас. Творческая форма рефлексии – синквейн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять строк». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

  • Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.

Пример заполнения таблицы (синквейн)

1.

Название предмета

Электронное портфолио

2.

Два прилагательных, которые описывают предмет

эффективное, творческое

3.

Описание действий (три глагола)

собирает, оценивает, демонстрирует

4.

Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль

свой стиль  педагогической деятельности

5.

Синоним первого слова, который раскрывает его суть

представление

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат.

Похожие:

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера iconМетодические рекомендации по использованию диагностирования в процессе...
При анализе материалов актуального педагогического опыта для внесения в окружной банк данных выявлено слабое владение теорией и методикой...

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера iconТема опыта
Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера iconОсновной функцией учителя является организация учебно-воспитательного процесса
Чтобы написать качественное резюме, помимо опыта работы и функциональных обязанностей, необходимо также выделить профессиональные...

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера iconОсновной функцией учителя является организация учебно-воспитательного процесса
Чтобы написать качественное резюме, помимо опыта работы и функциональных обязанностей, необходимо также выделить профессиональные...

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера icon«Обобщение опыта работы учителя английского языка Гиматдиновой З....
«Обобщение опыта работы учителя английского языка Гиматдиновой З. М., Мбоу сош им. М. И. Калинина»

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера iconМуниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Центр...
Обобщение передового педагогического опыта в системе дополнительного образования. / Методическое пособие. – Туринская Слобода, 2016....

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера iconПоложениЕ о республиканском конкурсе «Учитель года 2013»
«Учитель года – 2013» (далее Конкурс) проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, повышения открытости системы...

I. Презентация педагогического опыта учителя-мастера iconПоложениЕ о республиканском конкурсе «Учитель года 2014»
«Учитель года – 2014» (далее Конкурс) проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, повышения открытости системы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск