Темы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики


Скачать 230.37 Kb.
НазваниеТемы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики
страница1/3
ТипДокументы
  1   2   3
Темы семинарских занятий

Семинар 1. Стилистика как лингвистическая дисциплина.

Основные понятия стилистики
Термины: стилистика, стиль, стиль языка, стиль речи, функциональный стиль, стилистическая окраска, коннотация, стилистическое значение, вариативность, вариант, норма.
Вопросы к семинару:

  1. Приведите несколько определений стилистики как одной из лингвистических дисциплин. Прокомментируйте эти определения и объясните различия между ними.

  2. Прокомментируйте высказывание: стиль – это способ, которым выражаются определенные чувства и эмоции.

  3. Что такое языковой стиль? Что такое речевой стиль? Что такое функциональный стиль?

  4. Какие виды стилистического значения Вы знаете? Объясните различия между ними.

  5. Назовите компоненты стилистического значения и проиллюстрируйте их на примерах.

  6. Как Вы понимаете понятия языковой и стилистической нормы? Каким образом устанавливается языковая норма?

  7. Что такое «нарушение нормы»? Приведите примеры сознательного нарушения языковой и стилистической нормы.


Литература:

1. Арнольд И.В. Стилистика: Современный английский язык: учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2010.

  1. Брандес М.П. Стилистика немецкого языка.

  2. Лузина Л.Г. Основные направления развития современной стилистики // Лингвистические исследования в конце ХХ в.: сб. обзоров. – М.:ИНИОН РАН, 2000.

  3. Ризель Е. Г., Шендельс Е.И. Стилистика немецкого языка: учебник для ин-тов и фак.иностр.яз. – М.: Высшая школа, 1975. – с. 5-8.

  4. Наер Н.М. Стилистика немецкого языка: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2006. – с.12-18.

  5. Телия В.Н. Типы языковых значений. - М.: Наука, 1981.



Семинар 2. Лексика и фразеология современного языка
Термины: слово, тематическая группа, тематический ряд, синонимический ряд, денотат, коннотат, стилистическое значение, архаизмы, историзмы, неологизмы, термины, национальные и территориальные дуплеты, диалектизмы, заимствованная лексика, арготизмы, профессионализмы, жаргонизмы , вульгаризмы, фразеология, фразеологические единицы, фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства, фразеологические сочетания
Вопросы к семинару:

  1. Объясните своими словами понятия «тематическая группа», «тематический ряд», «синонимический ряд».

  2. Объясните различия между языковыми и контекстуальными синонимами.

  3. Как Вы понимаете термин «общеупотребительная лексика»? Что является основным критерием определения общеупотребительной лексики?

  4. Что является основным критерием определения стилистически дифференцированной лексики?

  5. Что Вы понимаете под колорированной лексикой? Назовите основные виды колорита.

  6. Дайте определение архаизмам, назовите их виды и стилистическую функцию. Приведите собственные примеры на каждый вид.

  7. Дайте определение неологизмам, назовите их виды и стилистическую функцию. Приведите собственные примеры на каждый вид. Назовите современные неологизмы в сфере экономики, политики, экологии.

  8. Назовите основные пути возникновения национальных и территориальных дублетов. Каковы стилистические функции национальных и территориальных дублетов?

  9. Что такое термины? Каковы их основные стилистические функции? Назовите известные Вам термины в области стилистики.

  10. Назовите возможные критерии классификации фразеологических единиц.

  11. Назовите группы по этим критериям.

  12. Какую стилистическую функцию могут играть фразеологические единицы в тексте?


Практические задания по немецкому языку:


  1. Объясните общее и различное в словах: Angst – Furcht – Schreck(en), Armut – Not – Elend, Ding – Sache – Gegenstand, Ende – Schluss, Gespräch – Unterhaltung – Unterredung – Aussprache, Kraft – Macht – Gewalt – Stärke, Verhältnis – Beziehung, Vorschlag – Angebot – Anerbieten – Antrag, Platz – Stelle – Ort – Stätte. Являются ли эти слова синонимами?




  1. Подберите каждому глаголу синонимическое словосочетание.

1) ersehnen a) hart arbeiten

2) rasen б) schwer atmen

3) strömen в) völlig austrocknen

4) schuften г) fest binden

5) ausdorren д) eindringlich bitten

6) schallen е) stark drucken

7) entsetzen ж) sehr erhoffen

8) keuchen з) sehr erschrecken

9) fesseln и) schnell essen

10) flehen к) schnell fahren

11) schlingen л) energisch fassen

12) verletzen м) reichlich fließen

13) packen н) laut klingen

14) pressen о) sehr kranken
4. Продолжите тематический ряд, выбирая соответствующие глаголы.

Sprechen

leise: flustern, murmeln, tuscheln, wispern;

laut: ……………………………………………………………………………………….

gemütlich: ………………………………………………………………………………...

böse: ………………………………………………………………………………………

über andere: ………………………………………………………………………………

dummes Zeug: ……………………………………………………………………………

kritisch: …………………………………………………………………………………...

unwahr: …………………………………………………………………………………...

feierlich: ………………………………………………………………………………….

behindert: …………………………………………………………………………………
anfahren, aufschneiden, brüllen, brummen, deklamieren, donnern, ermahnen, erzählen, faseln, flunkern, johlen, keifen, klatschen, klönen, kreischen, kritisieren, lallen, lästern, lispeln, lügen, meckern, nörgeln, phantasieren, plappern, plaudern, poltern, predigen, radebrechen, schimpfen, schreien, schwatzen, schwindeln, stammeln, stottern, tadeln, sich unterhalten, zetern.
5. Продолжите синонимический ряд, выбирая соответствующие глаголы.
1) zuchtigen – verprugeln –................................................................................................

2) ahnden – rachen –..........................................................................................................

3) verstimmen – argern –...................................................................................................

4) memorieren – einuben –................................................................................................
а) heimzahlen, б) versohlen, в) pauken, г) hochbringen.
6. Заполните таблицу, выбрав ниже соответствующий нейтральный эквивалент.


gehoben

neutral

umgangssprachlich

blicken




gucken

ersuchen




betteln

verehren




spendieren

schlummern




pennen

entwenden




stibitzen

Gemahl




Alter

versterben




abkratzen


a) schenken, б) Ehemann, в) sehen, г) stehlen, д) bitten, е) sterben, ж) schlafen
7. Как звучит нейтральный вариант следующих предложений?

1) Meckere/kritisiere nicht so viel!

2) Warst du nicht platt/..., als du das hortest?

3) Hat dein Plan geklappt?/Ist dein Plan...?

4) Ist dir etwas schief gegangen?/...?

5) In den Klamotten/... kannst du doch nicht ins Theater gehen.

6) Das hast du aber großartig hingekriegt/....

7) Lass dich nicht einseifen/....

8) Hast du das kapiert?/...?

9) Hast du genug Moneten/... um dir ein Auto zu kaufen?

10) Jetzt halt aber mal die Klappe/...!

11) Jetzt hau aber endlich ab/...!
a) Kleidung (e), б) betrugen, в) erstaunt, г) gehen, д) Geld (s), е) gelingen, ж) machen, з) misslingen, и) still sein, к) verstehen
8. Предложите синонимичный вариант для слова Anliegen в каждом из предложенных предложений.

  1. Die Förderung der Wissenschaft gehört zu den vornehmsten Anliegen der Gesellschaft.

  2. Die Sorge dieser Mutter ist unser aller Anliegen.

  3. Der vorliegende Roman ist eine lehrreiche Lektüre, wenn der Leser Feuchtwangers Anliegen beabsichtigt.

  4. Dieser Sachverhalt gibt Anlass, die persönlichen Neigungen, Interessen und Anliegen näher zu betrachten.

  5. Zwei Autoren, zwei Gedichte. Beide behandeln sie zwei ein persönliches Anliegen (Problem), das zugleich ein geschäftliches Anliegen ist.

  6. So ist „Billard um halb zehn“ ein Buch, das in Anliegen und Gestaltung unsere Aufmerksamkeit verdient.


9. Найдите из следующего ниже списка:

1) архаизмы 6) интернационализмы

2) историзмы 7) арготизмы

3) неологизмы 8) жаргонизмы

4) термины 9) вульгаризмы

5) национальные и территориальные дуплеты

а) der Harnisch, die Kemenate, der Hochzeitspfeifer

б) das Begebnis, der Eidam, sich anerbieten, deinethalben

в) „Schniposa“ = Schnitzel + Pommes frites + Salat; der Bachelor, organisierte Kriminalitat

г) der Schrank (norddt.) – der Kasten (suddt.); der Schlachter (norddt.) – der Metzger (mitteldt.) – der Fleischer (suddt.), die Marille, die Ladentochter(= Verkauferin), der Kundsame (= die Kundschaft)

д) der Widerstand (Elektrotechnik), das Phonem (Phonetik)

е) Manus (= Manuskript), Ganse (= Gansefu.chen)

ж) Traumzigarette (= mit Rauschgift), Polente (= Polizist), hei.e (= gestohlene) Ware

з) sauteuer, verarschen, schieb dir das in den Arsch!

и) soupieren (= zu Abend essen), das Auditorium (= der Horsaal), der Job (= die Nebenarbeit, Gelegenheitsarbeit), campen, jobben.
10. Найдите русский эквивалент каждой фразеологической единице:

Himmel und Holle! (Fluch, grob);

mit Mann und Maus (umg.);

Wirr-warr (umg.);

mit Kind und Kegel (umg.);

mit Ach und Krach (umg.);

Schmach und Schande (gehob.);

ganz und gar (umg.);

Gift und Galle (salopp);

mit Spott und Hohn;

kurz und gut (umg.);

alle Schliche und Pfiffe kennen (umg.);

alles Lug und Trug (gehob.);

klipp und klar (umg.);

mit Trommeln und Trompeten (umg.);

mit Lust und Liebe.

Перевод:

- любовь к ч-л., охота чем-л. заниматься;

- вышучивать, высмеивать к-л.;

- ясный и недвусмысленный;

- путаница, неразбериха;

- с грехом пополам;

- со всей семьёй, со всеми чадами (все до единого, со

всеми пожитками);

- хитрости (ухищрения, трюки, фокусы);

- одним словом, короче говоря;

- ложь и обман;

- стыд и позор;

- совсем, полностью (совершенно);

- с треском;

- с живым и мёртвым грузом;

- рвать и метать (изрыгать желчь);

- чёрт бы побрал (восклицание).
11. Приведите примеры с вышеперечисленными фразеологическими единицами. Следующие выражения Вам помогут.

- zu Grunde gehen;

- spucken (auch: sein);

- Prufungen ablegen;

- j-n hinausschmei.en;

- sein;

- gilt als Fluch;

- etwas machen (ein beliebiges Verb);

- j-n uberschutten mit;

- durchfallen;

- gehen an + Akk.

- am Anfang einer Aussage stehen;

- kennen.
Семинар 3. Изобразительные и выразительные средства языка
Термины: изобразительные средства, выразительные средства, метонимия, метафора, персонификация, синекдоха, ирония, зевгма, каламбур, эпитет, оксюморон, сравнение, перифраза, эвфемизм, гипербола, аллюзия
Вопросы к семинару:

  1. Как в языке возникают наглядность и образность?

  2. Дайте понятие сравнения и раскройте механизм его реализации. Приведите примеры сравнений.

  3. Что такое эпитет? Назовите основные виды эпитетов. Приведите примеры.

  4. Какие средства фигуральной образности Вам известны? Расскажите о фигурах качества и фигурах отношений.

  5. Дайте понятие метафоры и раскройте механизм её реализации. Приведите примеры метафор. Что может послужить в качестве источника метафоры?

  6. Дайте понятие метонимии и раскройте механизм её реализации. Приведите примеры метонимии. Назовите основание для метонимического переноса.

  7. Что такое количественные тропы?

  8. Какие фигуры противоположности Вы знаете? Каковы механизмы построения антитезы? Смешением каких стилистических приемов является хиазм?

  9. Какие средства создания комического эффекта Вам известны? Приведите примеры.

  10. Какие синтаксические стилистические средства Вы знаете?


Литература:

  1. Наер Н.М. Стилистика немецкого языка: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2006. – с.175-253.

  2. Ризель Э.Г., Шендельс Е.И. Стилистика немецкого языка: учебник для ин-тов и фак.иностр.яз. – М.: Высшая школа, 1975. – с. 140-171; 185-263.

  3. Керимов Р.Д. Текстильные концептуальные метафоры в политическом дискурсе ФРГ. http://www.philology.ru/linguistics1/kerimov-07.htm

  4. Г.А. Худоногова. О соотношении понятий “стилистический прием”, “стилистическая фигура”, “стилистическое средство”. http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0070491.pdf


Практические задания по немецкому языку:
1. Определите функцию эпитетов в предложениях.

1) Zwei Menschenleben erloschen unter den Kugeln hinterhaltiger

Mordbuben.

2) Leise sinkt an kahlen Mauern des Ölbaumes blaue Stille...

3) Leise rollen vergilbte Monde...

4) Auch heute noch entdeckt man neue Felsbilder, deren Entstehung

in prähistorische Zeit zurückreicht.
2. Определите вид метафоры в каждом предложении.

1) Auch der Mensch hat sein Nest in den Stuben. Aber seine Gedanken peitschen ihn hinaus. (Strittmatter)

2) Die Sonne lachte mit freundlicher Lust. (Heine)

3) Oben steht ein Abend in blauem Mantel.

4) Eduards Gesicht bewölkt sich wie üblich, als er uns sieht. (Remarque)

5) Er setzte Welten zwischen sich und diese Frau, Eiswüsten und Meere, Steppen und Dschungelwälder, um ihr keinen Anlass zu geben, sich in ihn zu verlieben, das durfte nicht

geschehen.

6) Nie werde ich dieses Übel riechende Lächeln vergessen. (Remarque)

7) Ihre Augen waren zwei eisige Monde.

8) Durch die Nacht, die mich umfangen, blickt zu mir der Tone Licht.

9) Der Regen raunt, der Regen rinnt,

Und einer staunt und einer sinnt,

Der Regen halt ihn leise wach,

Der Regen flüstert auf dem Dach.
  1   2   3

Похожие:

Темы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики icon6. темы семинарских занятий 12 вопросы к зачету 24

Темы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики icon1 Сущность, назначение и основные понятия уголовного процесса
Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные...

Темы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики iconСтилистика Предмет, задачи и цели стилистики
«образов», которые рождаются в сознании человека и передаются из поколения в поколение

Темы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики icon«Основные понятия документационного обеспечения управления. Законодательное...
Семинар на тему «Основные понятия документационного обеспечения управления. Законодательное и нормативно-методическое регулирование...

Темы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики iconПланы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы...
Правоведение: Сборник планов семинарских занятий/ Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост-ли: Е. В. Миронова, А. Ф. Шакирзянов. – Уфа, 2014....

Темы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики iconТемы Семинарских занятий по дисциплине «Международное частное право» Тема 1
Понятие международного частного права, особенности предмета и метода правового регулирования

Темы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики iconПланы семинарских занятий для студентов очной формы обучения специальности...
Планы семинарских занятий предназначены для руководства при подготовке студентов к семинарским занятиям по курсу «Доказывание и доказательства...

Темы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики iconКафедра гражданско-правовых дисциплин Смиренская Елена Витальевна
Планы семинарских занятий и список литературы к семинарскому занятию (темы рефератов к семинарскому занятию)

Темы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики iconПланы семинарских занятий на 2012-2013 уч год
Темы №1, №2 Понятие, сущность, система, принципы и источники международного права. Субъекты современного международного права

Темы семинарских занятий Семинар Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики iconУчебно-методический комплекс гражданское право по специальности (030501. 65) «Юриспруденция»
Планы семинарских занятий и список литературы к семинарскому занятию (темы рефератов к семинарскому занятию)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск