МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Кафедра экономики городского хозяйства и сферы обслуживания
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебно-методической работе _______________________ "_____"__________________2011 г.
ПРОГРАММА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
Направление подготовки
080100.68 «Экономика»
Профиль подготовки
«Экономика фирмы»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Москва
2011
Цели научно-педагогической практики магистров.
Научно-педагогическая практика магистрантов - это неотъемлемый вид научно-исследовательской работы магистранта, являющийся обязательной составляющей ООП по направлению магистранта, нацеленной на формирование и развитие профессиональных навыков преподавателя высшей школы, овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы.
Основная идея практики, которую должно обеспечить ее содержание, заключается в формировании технологических умений, связанных с педагогической деятельностью, в том числе функций проектирования, конструирования и организации учебного процесса. Виды деятельности магистранта в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие стратегического мышления, видения ситуации, умения руководить группой людей.
Цель научно-педагогической практики:
формирование и развитие профессиональных навыков преподавателя высшей школы;
овладение основами педагогического мастерства, умениями и навыками
самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы.
Задачи научно-пдагогической практики магистров.
Сформировать у магистранта представления о содержании и документа планирования учебного процесса кафедры университета.
Совершенствовать аналитическую и рефлексивную деятельность начинающих преподавателей.
Сформировать умения и проведения учебных занятий по экономике со студентами.
Формировать адекватную самооценку, ответственность за результаты своего труда.
Преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;
разработка учебно-методических материалов.
Место научно-педагогической практики в ООП магистров.
Научно-педагогическая практика обучающихся, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры, и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза.
Формы проведения научно-педагогической практики.
участие магистранта в подготовке лекций по теме, определенной руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
подготовка и проведение семинара (-ов) по теме магистерской диссертации;
подготовка материалов для практических работ, составление задач и т.д. по заданию научного руководителя;
участие в проведении деловой игры для магистрантов;
участие в проверке курсовых работ и отчетов по практикам;
другие формы работ, определенные научным руководителем.
Конкретное содержание всех видов педагогической деятельности отражается в индивидуальном плане (Приложение 1) научно-педагогической практики магистранта, составленным магистрантом в соответствии с заданием руководителя практики (Приложение 2). При подготовке индивидуального плана прохождения практики целесообразно ознакомиться со структурой индивидуального плана работы преподавателя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант должен участвовать во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений вуза.
Результаты проведенной работы заносятся в дневник прохождения научно-педагогической практики (Приложение 3).
Место и время научно-педагогической практики.
Научно-педагогическая практика проводится во внутренних структурных единицах университета, кафедрах факультета экономики и финансов. Научно-педагогическая практика, предусмотренная ФГОС ВПО организуемая также на базе сторонних организаций, осуществляются на основе договоров между Университетом и соответствующими учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность. В договоре университет и предприятие (организация и учреждение) оговаривают все вопросы, касающиеся проведения практики, в том числе и по назначению двух руководителей практики: от Университета и предприятия или организации или учреждения.
Сроки практики утверждаются в ООП на начало учебного периода и закрепляются в учебном плане. Научно-педагогическая практика проводится на втором курсе в третьем семестре (???).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения научно-педагогической практики магистра по направлению подготовки «Экономика».
Общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (OK- 1);
способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 3);
способностью принимать организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4);
способностью свободно пользоваться иностранным языками, как средством профессионального общения (ОК -5);
владеть навыками публичной и научной речи (ОК- 6).
Профессиональными компетенциями (ПК):
способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти (ПК-11);
способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12);
способностью применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-13);
способностью разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-14).
Для выполнения программы научно-педагогической практики магистрант должен владеть знаниями по педагогике и технологии профессионального обучения, психологии обучения взрослых.
Данный вид практики вооружает магистрантов необходимым опытом профессионально-педагогической деятельности и предполагает овладение следующими профессионально-педагогическими умениями:
ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой документации учреждения профессионального образования;
ориентироваться в теоретических основах науки преподаваемого предмета - экономика;
дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;
самостоятельно проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс;
использовать современные нововведения в процессе профессионального обучения;
владеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя, специализирующегося в сфере экономики и государственного управления;
строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научно-педагогической практике;
владеть культурой речи, общения.
Основные дидактические единицы (разделы программы научно-педагогической практики)
В ходе практики магистранты выполняют следующие виды педагогической деятельности.
учебно-методическую;
учебную;
организационно-воспитательную.
Структура и содержание научно-педагогической практики.
Содержание учебно-методической работы.
За время практики магистрант должен:
изучить структуру образовательного процесса в высшем образовательном учреждении и правилами ведения преподавателем отчетной документации;
изучить документы нормативного обеспечения образовательной деятельности Университета. В процессе работы с нормативными документами магистрант должен изучить структуру и содержание ГОС ВПО по направлению и выделить требования к профессиональной подготовленности бакалавра и/или магистра; проанализировать учебный план подготовки бакалавра (специалиста) и рабочую программу обеспечиваемого курса;
ознакомиться с методиками подготовки и проведения всех форм учебных занятий - лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования;
освоить инновационные образовательные технологии;
ознакомиться с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т. д.;
определить дисциплины и её модуль, по которым будут проведены учебные занятия, подготовить дидактические материалы;
ознакомиться с программой и содержанием выбранного курса;
познакомиться со студенческой группой.
Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, наглядные пособия и другие дидактические материалы.
Магистрант согласно своему индивидуальному плану работы должен выполнить основные задания практики - посетить занятия ведущих преподавателей университета по различным учебным дисциплинам (не менее трех посещений), а также все лекции и семинарские занятия, проводимые его руководителем по преподаваемой дисциплине.
Магистрант должен самостоятельно проанализировать занятия, как лекционные, так и практические, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и студентов, формы проведения занятия и т. д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной или по прилагаемой форме (Приложение 4).
Учебная работа предусматривает непосредственное участие магистранта в различных формах организации педагогического процесса:
подготовка лекции по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта; Чтение пробных лекций рекомендуется только в небольших студенческих коллективах под контролем преподавателя по темам, связанным с его научно-исследовательской работой.
подготовка и проведение практических занятий (семинаров) по теме, определенной руководителем практики и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
подготовка и проведение лабораторных работ;
подготовка кейсов, материалов для практических работ, составление задач и т. д. по заданию научного руководителя;
разработка тестовых заданий по учебной теме для оценивания процесса обучения;
разработка и проведение нового спец. курса для 1-4 курсов;
составление тематических докладов и контрольных работ по различным дисциплинам;
участие в проведении деловой игры для студентов;
организация проведения сессионных зачетов и экзаменов;
осуществление промежуточной аттестации студентов потока (проведение коллоквиумов и контрольных работ; проверка контрольных работ);
проверка курсовых работ и отчетов по практикам;
проведение консультации по преподаваемой учебной дисциплине для студентов потока;
организация различных форм внеаудиторной работы;
организация анкетирования, социологических опросов и т. п., предусмотренных программой преподаваемой учебной дисциплины;
проведение различных исследовательских проектов - опросы студентов и выпускников, мониторинг рынка труда и выявление изменившихся образовательных потребностей целевой аудитории;
другие формы работ, определенные научным руководителем.
Преподавательская деятельность обязательна для магистрантов очной формы обучения, для заочной формы возможны разные варианты прохождения научно-педагогической практики. Минимальный объём учебных поручений составляет 12 часов. Необходимо провести не менее 2-х семинаров (практических занятий) продолжительностью 2 часа каждое, а также подготовить одно лекционное занятие в виде текста или оформленной компьютерной презентации. Результаты проведенного занятия оформляются в письменном виде.
Магистрант может проводить учебные занятия только совместно с преподавателем (как стажер). Присутствие руководителя практики в аудитории при проведении магистрантом учебных занятий является обязательным.
Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде. Руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению научно-педагогической практики. При наличии замечаний магистрант немедленно принимает меры к их устранению.
Следует посетить занятия, подготовленные другими магистрантами, и оценить их по предлагаемой схеме (Приложение 5).
Организационно-воспитательная работа предусматривает участие магистранта в работе научно-методических семинаров.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на научно-педагогической практике.
В процессе организации научно-педагогической практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.
Мультимедийные технологии, для чего ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям и специалистам предприятия (организации) экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем.
Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов научно-педагогической практики и подготовки отчета.
Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.
Формы отчета о прохождении практики.
Практика оценивается руководителем на основе отчёта, составляемого магистрантом. Отчёт о прохождении практики должен включать описание проделанной магистрантом работы. В качестве приложения к отчёту должны быть представлены тексты лекций и/или планы лекций и/или семинарских занятий, составленные задачи, кейсы и т.д., а также отзыв руководителя магистерской программы об участии магистранта в выполнении заданий по научно-педагогической практике.
|