Методические рекомендации Курск 2009 Составил: В. А. Кабанов удк: [378. 1 : 001. 8] : 378. 33 (07)


НазваниеМетодические рекомендации Курск 2009 Составил: В. А. Кабанов удк: [378. 1 : 001. 8] : 378. 33 (07)
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ
Методические рекомендации


Курск 2009

Составил: В.А. Кабанов
УДК: [378.1 : 001.8] : 378.33 (07)
Рецензент:

Директор ЦКП «Наукоемкие технологии», д.ф.-м.н., профессор

А.П. Кузьменко
Технико-экономические обоснования нововведений: Методические рекомендации [Текст] / В.А.Кабанов; Курск. гос. техн. ун-т. Курск. 2009. 36 с. Илл.3. Библиогр. с. 36.

Данные рекомендации содержат методические основы информационно-аналитических исследований и технико-экономических обоснований при разработке проектов управления инновациями.

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов при изучении ОПД- и СД-дисциплин по направлению ВПО 220600 «Инноватика», специальности 220601 «Управление инновациями, при выполнении курсовой работы по дисциплине «Управление инновациями. Основы инновационной деятельности» для студентов специальности 270115 – ЭУН в КурскГТУ, а также могут быть полезны студентам технических специальностей, магистрантам и аспирантам для обоснований нововведений в техносфере.

ИД № 06430 от 10.12.01

Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Печать офсетная.

Усл.печ.л. 2,2. Уч.-изд.л.1,7. Тираж 100 экз. Заказ .

Курский государственный технический университет.

Издательско-полиграфический центр Курского государственного

технического университета. 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94.

© Курский государственный

технический университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность технико-экономических обоснований …………….4

2. Основы коммерциализации нововведений …..…………….....7

3.Информационные исследования ……………….……….….....11

4. Рейтинговая оценка научно-технических разработок .……...21

Библиографический список литературы ……………….……...28

Приложения

Приложение 1. Пример заполнения формы

технологического предложения ………………………………..29

Приложение 2. Пример оформления проектной декларации….34

1 СУЩНОСТЬ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОБОСНОВАНИЙ

В учебниках и пособиях по инновационному менеджменту слабо отражена специфика, связанная с функциональными изменениями в техносфере, уделяется недостаточное внимание проблемам «движения технологических возможностей», технико-экономического обоснования задач, объектов инфрастуктуры и проектов введения новшеств в производство, их коммерциализации, продвижения от поставщика к потенциальным потребителям.

Разработчики новой техники и связанные с ними специалисты по управлению нововведениями постоянно сталкиваются с проблемой многовариантного сравнения технических и организационно-экономических решений при разработке инновационных проектов.

Научным инструментом выбора наилучшего варианта научно-технических и инновационных мероприятий по принятому критерию эффективности является технико-экономическое обоснование (ТЭО).

ТЭО научно-технических мероприятий является комплексным процессом определения степени соответствия данного проектного решения заданным требованиям или уровню достижений научно-технического прогресса в данной области и всегда проводится перед принятием какого-либо важного решения [6,7].

Одним из элементов ТЭО является так называемый технико-экономический анализ (ТЭА). Он представляет собой системное исследование технико-эксплуатационных, конструктивно-технологических, функциональных и других характеристик создаваемых или совершенствуемых технических средств в сочетании с изучением затрат на различных стадиях их создания. Главная задача любого ТЭО – это экономически обосновать наилучший или близкий к нему вариант технического или организационного мероприятия и его коммерциализации в интересах максимального сокращения рисков осуществления инновации, т.к. риски в первую очередь связаны с инвестициями и обусловлены высокой неопределенностью получения запланированных результатов инновационной деятельности.

По содержанию и этапам разработки ТЭО должно состоять примерно из следующих пяти разделов:

1. Постановка задачи осуществления нововведения, его описание, его преимущества перед аналогичными мероприятиями, которые проводились ранее в нашей стране или за рубежом.

2. Изложение методического подхода к осуществлению ТЭО по намеченному конкретному мероприятию, определение эффектообразующих факторов и исходной информации, выбор базы для сравнения.

3. Расчет всего комплекса технико-экономических показателей по вариантам введения новшества, свод данных в таблицу, анализ.

4. Расчет объема инвестиций (капитальных вложений) и калькуляции (сметы) затрат на мероприятие, оценка его экономической эффективности по сравнению с выбранной базой сравнения.

5. Формирование на основании проведенных расчетов и анализа окончательных выводов в целом по ТЭО.

Во всем мире принято составлять отдельный бизнес-план под каждую технологическую сделку. В России же существовало и существует процедура ТЭО, которая позволяет быстро пройти подготовительный период и определить, действительно ли нужен бизнес-план или же стоит отказаться от намеченного варианта.

Сейчас опыт составления ТЭО широко применяют во всем мире наравне с бизнес-планированием лицензионного производства.

Владелец патента или коммерческой тайны, включая секреты производства (ноу-хау) может выдать разрешение на использование разработки другими лицами (гл.72 части IV ГК РФ). Выдача таких разрешений осуществляется путем заключения лицензионных договоров (соглашений). Лицензионное соглашение – это договор между партнерами об условиях передачи и эксплуатации научно-технических знаний, как имеющих, так и не имеющих правовой защиты (Приложение 3).

Технико-экономическое обоснование нововведения для организации лицензионного производства должно содержать:

1) название предмета лицензии с возможно более полной технической характеристикой;

2) задачи развития, которые решаются приобретением лицензии;

3) НИОКР, которые можно будет исключить из производственного плана в связи с приобретением лицензии;

4) цель приобретения лицензии: создание новых или усовершенствования имеющихся технологических процессов, машин, оборудования и материалов; обеспечение поставок на экспорт; улучшение качества продукции, снижение себестоимости и т. д.;

5) объем закупаемой лицензии (право на производство и использование с указанием территории; техническая документация; секреты производства (ноу-хау); оборудование, необходимое для реализации предмета лицензии; техническая помощь; право на экспорт изделий и перечень стран, в которые предполагается экспорт продукции, и т.д.). Если необходима закупка оборудования, то указывается наименование этого оборудования;

6) наименования фирм, у которых целесообразно приобрести лицензию; обоснование целесообразности приобретения именно данной лицензии у этой фирмы; сравнительные данные приобретаемой лицензии с существующими процессами или конструкциями приобрести которые можно на внутреннем рынке;

7) намечаемый объем производства продукции по лицензии;

8) намечаемый срок освоения предмета лицензии, считая с момента поставки документации и оборудования до начала серийного выпуска продукции;

9) наименования предприятий, на которых предполагается использовать лицензию, с указанием персонально ответственных за данный процесс лиц, а также лиц, которым поручено вести переговоры по техническим вопросам; денежные и материальные затраты, требуемые для создания производственной базы, необходимой для освоения и серийного производства продукции по лицензии;

10) ожидаемый экономический эффект, получаемый благодаря использованию лицензии;

11) если имеется необходимость закупки дополнительных лицензий на узлы, системы и материалы, принадлежащие другим фирмам, — наименования лицензий на эти узлы, системы и материалы.

В разных странах документ, содержащий данные сведения, называется по-разному, но своей сутью он обязан советскому ТЭО от “Внешлицензионторга” образца начала 70-х годов XXв. Также надо помнить, что зачастую продажа лицензий экономически более выгодна, чем продажа готовой продукции, так как лицензионная торговля – это инструмент раздела сфер влияния на мировом рынке определенной продукции.
2 ОСНОВЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НОВОВВЕДЕНИЙ

Результаты научно-технической деятельности (РНТД) как объекты нововведений являются весьма специфической продукцией, поскольку их форма характеризуется не материальным воплощением, а идеальными образами материальных объектов и процессов [1-8]. РНТД становятся товаром, то есть продуктом, который может быть продан, лишь при определенных условиях. Вовлечение изобретений в хозяйственный оборот связано, в первую очередь, с внесением рыночных отношений в сферу науки и технологий.

Коммерциализация РНТД включает создание активов в виде лицензионных пакетов интеллектуальной собственности (патенты, базовый проект, технологические регламенты) либо в виде производственных активов.

Наличие охраняемых решений в технике и технологиях открывает возможность создания высокой добавленной стоимости нововведений. Патенты как охранные документы на интеллектуальную собственность — это те же самые ценные бумаги, которые могут быть колоссально рентабельным товаром и способны принести дополнительную прибыль, надо только уметь ими пользоваться [6,10]. Патенты должны работать на прибыль и успешную конкуренцию. Преимуществами патентной защиты объектов интеллектуальной собственности (ИС) являются:

— приобретение законной монополии на объект ИС;

— гарантированная мировая новизна и высокий технический уровень объекта ИС;

— дополнительная реклама в связи с публикациями в бюллетенях различных стран мира;

— возможность получения дохода при коммерциализации ИС;

— значительное увеличение стоимости при реализации объекта ИС путем продажи лицензии.

Патенты на объекты ИС могут выступать в качестве объектов коммерческих сделок. ИС может принести доход предприятию благодаря лицензированию, уступке патентов, а также продаже соответствующих продуктов и услуг. Это может существенно увеличить долю предприятия на рынке и увеличить чистую прибыль.

В некоторых случаях посредством патента можно получить доступ к технологиям других компаний через использование соглашений о перекрестном лицензировании. Это возможно, когда патенты предприятий-партнеров представляют взаимный интерес.

Новый аспект существующей на рынке инноваций ситуации связан с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что приведет к ужесточению конкуренции.

Однако в России преимущества изобретательской деятельности для усиления конкурентных позиций используются не в полной мере, еще сохраняется практика почти безвозмездного использования изобретений отечественных авторов, сложившаяся в советские годы, когда права ИС безраздельно принадлежали государству.

Мировая же практика свидетельствует, что конкурентные позиции любого предприятия на рынке могут быть обеспечены, прежде всего, за счет использования наукоемких разработок и технологий — как своих собственных, так и приобретенных по лицензии. Поэтому проблема коммерциализации новых технологий, которые чаще всего базируются на ИС, в настоящее время чрезвычайно актуальна.

Коммерциализация технологий – разработка и практическая реализация организационно-экономических механизмов концентрации ресурсов на осуществлении сделок по передаче и распространению (тиражированию, диффузии) перспективных технологий.

Известно два основных пути коммерциализации:

1) продажа знания, в том числе путем лицензирования;

2) использование технологии в собственном производстве и продажа продукции на ее основе.

Каждый из путей имеет свои особенности, преимущества и сложности.

Первый путь коммерциализации обеспечивает экономический рост и процветание большинства компаний развитых стран. Плюсы такого подхода для российской фирмы в том, что с покупкой лицензии предприятие получает не только опробованные на практике технологии, но и отвечающий мировым стандартам контроль качества, большие маркетинговые преимущества, возможности создания совместных предприятий по принципу стратегических технологических альянсов, перспективы получения дополнительных кредитов на технологическое переоснащение. Основной минус в том, что лицензии приобретаются, как правило, на технологии «второй свежести», имеющие хорошие перспективы лишь на внутреннем рынке России [7].

При продаже и покупке лицензий на технологии оказываются задействованными интересы таких сторон, как фирма-производитель и изобретатель (патентообладатель), инвестор и предприятие, осваивающее инновацию, и др. Каждая из сторон при заключении лицензионных соглашений учитывает как предстоящие риски, так и возможные преимущества от приобретения или продажи лицензии.

Лицензирование освобождает разработчика от решения множества проблем по организации производства и сбыта. Если лицензиат — серьезная фирма, он сможет немедленно задействовать значительные экономические ресурсы для производства и продажи изделия. При этом зачастую лицензиат видит такие перспективы использования новой технологии, о которых разработчик даже не подозревал. А чем шире область применения технологии, тем выше потенциальный доход. Как правило, при продаже лицензии лицензиару выплачиваются лицензионные платежи (роялти) в течение определенного лицензионным договором периода. С другой стороны, найти подходящего лицензиата очень трудно. Эта работа включает маркетинговые исследования. Здесь целесообразно прибегать к услугам специализированных организаций, в том числе патентных фирм, которые могут предоставить первоначальную информацию о потенциальных лицензиатах, выявленных в процессе таких исследований.

Как разработчику новшества непросто найти покупателя лицензии, так и покупателю сложно найти автора потенциально коммерчески значимой технологии. Поэтому и тому, и другому приходится прибегать, с одной стороны, к услугам патентных фирм, в которых сосредоточены данные об изобретениях, а с другой стороны – к услугам венчурных кампаний, готовых вложить деньги в перспективные технологии.

При позитивном результате поиска партнеров, продаже прав на использование технологии предшествует подробное описание технологии, предоставление конструкторской документации, а при необходимости — проведение разработчиком и заказчиком совместной научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по приведению технологии в соответствие с конкретными требованиями заказчика.

Важным моментом коммерциализации является ведение переговоров с лицензиатами [7]. Если лицензиар и лицензиат — крупные фирмы, то при заключении лицензионного соглашения будут задействованы кадровые ресурсы обеих фирм. Если же продавцом лицензии выступает изобретатель-одиночка, то ему одному придется иметь дело с адвокатами, специалистами по конъюнктуре рынка, промышленными инженерами фирмы-лицензиата. Такая команда специалистов будет жестко отстаивать интересы своей компании. Поэтому изобретателю при заключении лицензионного соглашения будет очень полезна помощь юриста и патентного поверенного.

Второй путь коммерциализации ИС связан с организацией собственного производства на базе новой технологии. На этом пути также есть свои плюсы и минусы.

Как правило, неудачи связаны с такими ошибками, как недостаток навыков управления, неадекватное финансирование, плохой учет потребностей рынка. Развитию собственного производства может препятствовать ряд объективных причин – от недостаточности информации, сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала, прав и производственных площадей.

Однако если новшество завоюет успех на рынке, то прибыль от производства окажется гораздо выше всех возможных платежей, которые можно получить по лицензионному соглашению.

За последние десятилетия сформировался определенный механизм разделения усилий по получению, передаче (трансферу) и использованию новых знаний между государством, крупными промышленными компаниями, малыми инновационными фирмами, вузами и некоммерческими организациями. Постановлением Правительства РФ №685 от 17.11.2005г. определен порядок распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности. Признаны права разработчиков (исполнителей), которые будут закрепляться на условиях, определяемых в государственных контрактах. Обязательное условие продвижения инновационного проекта – наличие инновационной инфраструктуры, основные объекты которой и их функции рассмотрены в разделах 9-13.

3 информационные исследования

Информационно-аналитические исследования проводятся на всех стадиях жизненного цикла всех объектов техносферы.

Сущность «Полного исследования» заключается в том, что после первого этапа фундаментальных и прикладных исследований, выполняется второй этап исследований, в течение которого исследуются потенциальные рыночные возможности продукта, создаваемого на основе полученного научного результата, а также различные аспекты и возможности создания соответствующего производственно-технологического оборудования и инструментально-измерительного обеспечения (рис.1). Этот процесс направлен на выстраивание эффективного взаимодействия между учеными, инженерами, экономистами и менеджерами. Ряд структур объединяются и реорганизуются в группы для выявления новых применений в выбранных областях; доработки только тех результатов НИОКР, которые имеют рыночный потенциал, координации междисциплинарных проектов.

При разработке научно-технических проектов управления объектами нововведений принят следующий порядок проведения работ по информационным исследованиям для создания и постановки новой продукции на производство [4]:

– выбор области исследования путем составления технического задания на проведение патентно-информационных исследований;

– разработка регламента поиска информации;

– поиск и отбор патентной и научно-технической информации;

– систематизация и анализ отобранной информации;

– обобщение результатов и составление отчета о патентно-информационных исследованиях и правовых отношениях между сбъектами процесса коммерциализации [4,6,7].

Исследования выполняются на основании задания, которое составляется по форме, рекомендуемой ГОСТ 15.011 – 96. Для правильного проведения поиска информации необходимо определить классификационные рубрики по каждому предмету поиска. Для поиска научно-технической информации используют универсальную десятичную классификацию (УДК). Для поиска описания изобретений к патентам и авторским свидетельствам используют международную патентную классификацию (МПК) изобретений (у сотрудников научного зала библиотеки).

Рис.1 Стадии коммерциализации с трендами объемов инвестиций в инновации и уровня рисков

Предмет поиска

Темы (предметы) информационных исследований студент выбирает самостоятельно, исходя из цели повышения потребительского качества объектов нововведений.

На основе современных приоритетов наукоемкого технологического развития рекомендуется поиск ресурсосберегающих устройств, способов, веществ, технологий преимущественно для стадии использования объектов нововведений по установленному функциональному назначению.

Предмет поиска определяют, исходя из конкретных задач патентно-информационных исследований, категории объекта (устройство, способ, вещество), а также из того, какие его элементы, параметры, свойства и другие характеристики предполагается исследовать.

К устройствам как объектам изобретения относятся конструкции.

К способам как объектам изобретения относятся процессы выполнения действий над материальными объектами с помощью материальных объектов.

К веществам как объектам изобретения относятся:

– индивидуальные химические соединения, к которым также условно отнесены высокомолекулярные соединения и объекты генной инженерии;

– композиции (составы, смеси);

– продукты ядерного превращения.
Определение стран поиска

При выборе стран поиска следует ориентироваться на те из них, в которых данная отрасль промышленности наиболее развита. Кроме того, следует учитывать оперативность издания описаний изобретений в этих странах, качество и объем содержащейся в них информации.

При проверке новизны технического решения поиск должен проводиться, как минимум, по следующим странам: СССР, Россия, США, Великобритания, Франция, ФРГ, Германия, Япония.
Определение глубины поиска

Глубина (ретроспективность) поиска информации зависит от задач патентных исследований на различных стадиях (этапах) разработки объектов.

При проведении патентных исследований с целью определения достигнутого уровня и тенденций развития вида техники, к которой относится разрабатываемый объект, поиск проводят на глубину, достаточную для установления тенденций развития данного вида техники (в среднем от 5 до 15 лет).
Выбор источников информации

Источники патентной информации являются печатные материалы, в которых помещаются сведения об изобретениях, например, в виде описаний изобретений к патентам на изобретение или полезной модели, авторским свидетельствам или аннотации к изобретениям, публикуемым в информационных изданиях патентных ведомств или в научно-технических журналах.

В первую очередь при этом используют реферативную информацию о последних достижениях науки и техники, издаваемую ВИНИТИ, ИНИЦ Роспатента и ВНИИПИ, полные описания изобретений к авторским свидетельствам и патентам.

ВНИИПИ и ИНИЦ Роспатента выпускают следующие реферативные издания (бюллетени):

– «Изобретения» (до 1 января 1992 года – «Открытия, изобретения») – официальный бюллетень комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам;

– «Изобретения стран мира» (до 1985 года – «Изобретения в СССР и за рубежом») – официальный бюллетень комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам.

– Изобретения и полезные модели (с 1996 года)

С 1-го января 2006 года вступила в силу восьмая редакция Международной патентной классификации (МПК), сокращенно обозначаемая как МПК-8 или МПК(2006), изданная Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Несмотря на то, что новая редакция в целом базируется на предыдущих редакциях и ранее используемых принципах построения, в нее добавлены существенно новые элементы, а также существенно меняется способ ее использования:

1. За предшествующий период пересмотра 2000-2005 гг. в текст МПК было внесено значительное количество изменений, которые коснулись всех разделов МПК. Введено 1326 новых рубрик, в том числе новые подклассы A01P, A61Q, A99Z, В99Z, C40B, C99Z, D99Z, E99Z, F99Z, G99Z, H99Z. Аннулировано 250 рубрик, в том числе подклассы С07М, С22К.

2. Новая редакция МПК разделена на два уровня – базовый (укрупненный) и расширенный (более подробный). Базовый уровень включает в себя только наиболее крупные рубрики МПК: разделы, классы, подклассы и основные группы (около 18 000 рубрик). В некоторых технических областях в него включены также отдельные наиболее часто используемые подгруппы. Расширенный уровень, включающий в себя полностью рубрики базового уровня, представляет собой его детализацию, включая соответственно все подгруппы МПК. В соответствии с каждым уровнем опубликованы две версии МПК-8 на русском языке: сокращенная версия (или МПК базового уровня) и полная версия (или МПК расширенного уровня). Публикация осуществлена на бумаге, на оптических дисках CD-ROM и в Интернет. В будущем МПК расширенного уровня будет публиковаться только в электронном виде.

3. Предусмотрен различный порядок пересмотра и применения указанных двух версий МПК. Базовый уровень применяется для классифицирования патентных документов в национальных коллекциях сравнительно небольшого объема, а также для некоторых общих целей: избирательного распределения информации, комплектования тематических подборок, публикации в бюллетенях и т.п. С учетом относительной стабильности базового уровня пересмотр его рубрик и публикация будут происходить раз в три года. Расширенный уровень применяется для детального классифицирования и более дифференцированного поиска патентных документов, включенных в Минимум документации стран РСТ, включая Россию. Применение расширенного уровня ведомствами других стран осуществляется по их усмотрению. Предусматривается, что рубрики расширенного уровня, не входящие в базовый уровень, будут пересматриваться по мере необходимости в непрерывном режиме и вводиться в действие через три месяца после их одобрения. Затем новые рубрики будут включаться в электронную версию на сайте ВОИС на английском и французском языках и после их перевода на русский язык в русскоязычную версию на сайте Роспатента.

4. Для визуального различения результатов классифицирования документов с помощью каждой из новых версий МПК вводится различное графическое представление индексов. Так, индексы базового уровня печатаются обычным шрифтом, индексы расширенного уровня – курсивом. Все индексы записываются в табличной форме (в одной или более колонках) по одному в каждой строке. В начале приводятся индексы, представляющие информацию об изобретении (печатаются жирным шрифтом); индекс, наиболее полно отражающий сущность изобретения, ставится на первом месте. Индексы классификации, представляющие дополнительную информацию к предмету изобретения, следуют за индексами информации об изобретении и печатаются обычным (нежирным ) шрифтом. В случае наличия индексов кодирования они даются в самом конце. Указатель версии для базового уровня помещается в круглых скобках после аббревиатуры «МПК». Указатель версии для расширенного уровня помещается на документе в круглых скобках после каждого классификационного индекса и индекса кодирования с помощью указания даты (года и месяца), когда был введен в действие данный индекс.

Результаты классифицирования по расширенному и базовому уровню выглядят следующим образом:

Расширенный уровень Базовый уровень

(51) МПК (51) МПК (2006)

B65G 15/16 (2006.01) B65G 15/10

F27B 21/06 (2007.06) F27B 21/10

G01G 13/08 (2007.04) G01G 13/00

5. Для удобства классифицирования и нахождения подходящей рубрики в 8-й редакции МПК, наряду с ранее существовавшими средствами ориентации (подзаголовками, отсылками, указаниями о преимуществе и примечаниями) в текст классификации расширенного уровня были включены электронные средства или так называемый «электронный слой». К этим средствам относятся: указания изменений по отношению к предыдущей редакции (то есть, является ли рубрика новой, претерпела ли она изменения, была ли она аннулирована), классификационные определения (в основном для подклассов), информативные отсылки (для указания связанной или родственной тематики), химические формулы и графические иллюстрации. Кроме того, электронное представление расширенного уровня позволяет, наряду с записью подчиненных рубрик в виде нумерационной (нестандартизованной) последовательности представлять их в стандартизованном виде (от сложной или специализированной тематики к менее сложной или менее специализированной). Указанные средства, подробно описаны во Введении в МПК, и включены полностью, за некоторыми исключениями, в англоязычную или франкоязычную версии (См. сайт ВОИС: www.wipo.int/classifications/ ipc/ipc8/?lang=en). В русскоязычную версию они будут включены несколько позже. Кроме того, англоязычная и франкоязычная версии МПК на сайте ВОИС содержат дополнительные средства поиска необходимой рубрики c помощью ключевых слов или технических терминов: Алфавитно-предметный указатель к МПК (АПУ).

6. Для обеспечения поиска патентных документов с помощью новой редакции МПК создана общая база данных, содержащая результаты реклассификации документов стран Минимума документации РСТ, включая документы России, на МПК-8. Данная база, называемая «Мастер-классификация» (МСD), содержит все основные элементы библиографических данных (включая индексы МПК, рефераты и информацию о семействах патентов-аналогов). Предусматривается, что при изменении или введении новых классификационных рубрик соответствующие документы, включенные в базу данных, будут постоянно реклассифицироваться в соответствии с самой последней редакцией расширенного уровня МПК. Доступ к указанной базе данных обеспечивается на согласованных условиях через веб-сайты ВОИС или Роспатента.

7. Подробная информация о структуре МПК, аппарате отсылок и примечаний, электронном слое, используемой терминологии, принципах и правилах классифицирования приводится во Введении в МПК (том 9 для расширенного уровня МПК и том 5 для базового уровня). Введение содержит общую характеристику функционально-ориентированных и отраслевых подразделений МПК, их использования для целей классификации технической сущности изобретений, включая рекомендации по классификации различных объектов изобретений (химических соединений, химических формул, смесей, композиций, устройств и способов, изделий, использование комбинаторных библиотек). Для обеспечения многоаспектного классифицирования приводятся правила множественного классифицирования, включая использование гибридных систем. Для повышения эффективности поиска, наряду с обязательным классифицированием информации об изобретении, приводятся рекомендации по необязательному (дополнительному) классифицированию (или кодированию) дополнительной информации.

8. Собственно классификационные рубрики представлены в виде томов. Расширенный уровень состоит из 8 томов, каждый из которых соответствует разделу МПК, то есть:

Том 1 – Раздел А «Удовлетворение жизненных потребностей человека»

Том 2 – Раздел В «Различные технологические процессы; транспортирование»

Том 3 – Раздел С «Химия; металлургия»

Том 4 – Раздел D «Текстиль; бумага»

Том 5 – Раздел E «Строительство; горное дело»

Том 6 – Раздел F «Механика; освещение; отопление; двигатели и насосы; оружие и боеприпасы; взрывные работы»

Том 7 – Раздел G «Физика»

Том 8 – Раздел H «Электричество».

Базовый уровень МПК–8 представлен в 4 томах: 1 том содержит разделы А и В; том 2 содержит разделы С и D ; том 3 – разделы E и F; и, наконец, том 4 содержит разделы G и H.
Редакции Международной Патентной Классификации (МПК)

Международная патентная классификация МПК (8 редакция) на русском языке (International patent classification - 8 Edition).

Международная патентная классификация МПК (7 редакция) на русском языке (International patent classification - 7 Edition).

Международная патентная классификация МПК (6 редакция) на русском языке (International patent classification - 6 Edition).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации Курск 2009 Составил: В. А. Кабанов удк: [378. 1 : 001. 8] : 378. 33 (07) iconМетодические рекомендации Ижевск 2013 удк 378. 14 Ббк 74. 580. 267
И 883 Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод рекомендации. / авт сост. М. Г. Савельева, Т. А. Новикова,...

Методические рекомендации Курск 2009 Составил: В. А. Кабанов удк: [378. 1 : 001. 8] : 378. 33 (07) icon№4 (43) 2017 удк 378 вестник ргату имени П. А. Соловьева
Ю. Н. Шмотин, заместитель генерального директора – генеральный конструктор ао «одк»

Методические рекомендации Курск 2009 Составил: В. А. Кабанов удк: [378. 1 : 001. 8] : 378. 33 (07) iconУчебное пособие Волгоград 2015 удк 378. 661: 615 ббк 74. 5+52. 81...
Кафедра управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения

Методические рекомендации Курск 2009 Составил: В. А. Кабанов удк: [378. 1 : 001. 8] : 378. 33 (07) iconПриказ от 1 июля 2009 г. N 67н об установлении формы заявления о...
Российской Федерации, 2004, n 31, ст. 3258; n 49, ст. 4908; 2005, n 23, ст. 2270; n 52, ст. 5755; 2006, n 32, ст. 3569; n 47, ст....

Методические рекомендации Курск 2009 Составил: В. А. Кабанов удк: [378. 1 : 001. 8] : 378. 33 (07) iconПриказ от 1 июля 2009 г. N 67н об установлении формы заявления о...
Российской Федерации, 2004, n 31, ст. 3258; n 49, ст. 4908; 2005, n 23, ст. 2270; n 52, ст. 5755; 2006, n 32, ст. 3569; n 47, ст....

Методические рекомендации Курск 2009 Составил: В. А. Кабанов удк: [378. 1 : 001. 8] : 378. 33 (07) iconМинтранс россии приказ
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №32, ст. 3342; 2006, №15, ст. 1612; №24, ст. 2601; №52, ст. 5587; 2008, №8,...

Методические рекомендации Курск 2009 Составил: В. А. Кабанов удк: [378. 1 : 001. 8] : 378. 33 (07) iconПравила приема грузов для перевозки
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №32, ст. 3342; 2006, №15, ст. 1612; №24, ст. 2601; №52, ст. 5587; 2008, №8,...

Методические рекомендации Курск 2009 Составил: В. А. Кабанов удк: [378. 1 : 001. 8] : 378. 33 (07) iconПриказ Минприроды России от 14 сентября 2011 г. N 763
Федерации, 2008, n 22, ст. 2581; n 42, ст. 4825; n 46, ст. 5337; 2009, n 3, ст. 378; n 6, ст. 738; n 33, ст. 4088; n 34, ст. 4192;...

Методические рекомендации Курск 2009 Составил: В. А. Кабанов удк: [378. 1 : 001. 8] : 378. 33 (07) iconI. общие положения
Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2008 г. №404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №22, ст. 2581;...

Методические рекомендации Курск 2009 Составил: В. А. Кабанов удк: [378. 1 : 001. 8] : 378. 33 (07) iconI. общие положения
Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2008 г. №404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №22, ст. 2581;...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск