Скачать 223.48 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» Кафедра экономики, менеджмента и государственного и муниципального управления Утверждено на заседании кафедры (протокол № 4 от 05.12.2016 г.) Зав. кафедрой ________________ Программа учебной практики(организационно-управленческой)Направление подготовки 38.04.03 Управление персоналомНаправленность Управление персоналом в организации Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения - заочная Составитель: Е.Л. Луценко Биробиджан 2016 год 1. Пояснительная записка 1.1. Цель организационно-управленческой практики Целями организационно-управленческой практики являются закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение практических навыков и опыта в выполнении профессиональных функций в области управления персоналом организации. 1.2. Задачи организационно-управленческой практики: – закрепление приобретенных теоретических знаний по управлению персоналом организации; – анализ системы управление персоналом организации; – анализ организационной стратегии и кадровой политики; – анализ кадрового потенциала организации; – анализ системы мотивации персонала организации; – анализ системы адаптации персонала; – анализ системы оценки персонала; – анализ системы обучения и развития персонала; – анализ затрат на персонал; – анализ эффективности деятельности кадровых служб; – изучение корпоративной культуры; – изучение нормативных законодательных актов федерального и регионального уровней, их применения в деятельности организации; – формирование базы данных для аналитической части магистерской диссертации; – сбор, анализ и систематизация информации по проблемам управления персоналом; – подготовка отчета по производственной практике. 1.3. Место организационно-управленческой практики в структуре магистерской программы Организационно-управленческая практика магистрантов по программе «Стратегическое управление персоналом организации» базируется на знании дисциплин: «Социальная политика государства и управление социальным развитием персонала», «Развитие трудового законодательства и его влияние на управление персоналом», «Экономика персонала» и др. Требования к знаниям, умениям и навыкам магистрантов, приобретенным в результате освоения ОПОП и необходимым для проведения организационно-управленческой практики (ПК-1-10): – знать современные концепции управления персоналом; – знать организационную стратегию управления персоналом и кадровую политику; – знать современные проблемы и тенденции управления персоналом в организации; – знать закономерности развития и принципы функционирования организационной системы управления персоналом; – знать системы мотивации и стимулирования персонала; – знать современные технологии управления развитием персонала; – знать методы оценки результативности персонала; – знать методы оценки эффективности службы управления персоналом организации; – знать принципы формирования и развития организационной культуры; – уметь разрабатывать организационную стратегию в части управления персоналом, – уметь формировать корпоративную кадровую политику; – уметь разрабатывать систему мотивации и стимулирования персонала; – уметь разрабатывать непрерывную систему обучения и развития персонала; – уметь формировать сильную организационную культуру; – владеть методами и технологиями разработки и реализации кадровой стратегии и кадровой политики; – владеть методами и специализированными средствами для аналитической работы. 1.4. Формы проведения организационно-управленческой практики Организационно-управленческая практика предполагает: ознакомление с деятельностью организаций и учреждений, имеющих развитую структуру и систему управления персоналом; работу с библиотечным фондом; работу с Интернет-ресурсами для поиска и систематизации научных источников и информации. 1.5. Место и время проведения организационно-управленческой практики Базами организационно-управленческой практики являются организации различных форм собственности: государственные и муниципальные учреждения, министерства и ведомства, банки, торговые и логистические организации, промышленные корпорации, кадровые агентства, консалтинговые фирмы, вузы и пр. Организационно-управленческая практика проводится по учебному плану магистерской программы «Стратегическое управление персоналом организации» направление 38.04.03 «Управление персоналом» во втором семестре. Продолжительность – шесть недель (9 ЗЕТ – 324 часа). 1.6. Компетенции магистранта, формируемые в результате проведения организационно-управленческой практики. В результате проведения производственной практики магистрант должен приобрести следующие компетенции: - умением разрабатывать философию и концепцию управления персоналом, кадровую и социальную политику, стратегию управления персоналом организации в соответствии со стратегическими планами организации и владением навыками их внедрения и реализации (ПК-1); - умением оценивать кадровый потенциал, интеллектуальный капитал персонала и организации в целом, определять направления и формулировать задачи по развитию системы и технологии управления персоналом в организации (ПК-2); - умением разрабатывать и внедрять политику привлечения, подбора и отбора конкурентоспособного персонала (ПК-3); - умением разрабатывать и внедрять политику адаптации персонала организации (ПК-4); - умением разрабатывать и внедрять политику обучения и развития персонала организации (ПК-5); - умением определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации (ПК-6); - умением разрабатывать и внедрять политику мотивации и стимулирования персонала с учетом факторов внешней и внутренней среды организации, ее стратегических целей и задач (ПК-7); - способностью обеспечивать профилактику конфликтов в кросскультурной среде, поддерживать комфортный морально-психологический климат в организации и эффективную организационную культуру (ПК-8); - способностью разрабатывать программы первоочередных мер по созданию комфортных условий труда в организации, оптимальные режимы труда и отдыха, обеспечения безопасности для различных категорий персонала организации (ПК-9); - умением разрабатывать и внедрять корпоративные стандарты в области управления персоналом (ПК-10). 2.2. Организация учебной (организационно-управленческой) практики Основными мероприятиями по организации организационно-управленческой практики являются выбор места прохождения практики и закрепление руководителя от университета, а также доведение до магистрантов содержания работы, обязанностей магистрантов, вида и сроков отчетности. В качества базы практики может быть выбрана организация, с которой университет заключил договор на прохождение организационно-управленческой практики. В отдельных случаях магистрантам разрешается проходить практику в организациях по своему выбору, с которыми также необходимо заключить договор в индивидуальном порядке. Для этого не позднее, чем за два месяца до начала практики магистранты должны предоставить на кафедру экономики труда и управления персоналом договор, подписанный организацией, на базе которой предполагается проходить практику. В отдельных случаях (для федеральных органов власти) возможно предоставление гарантийного письма за подписью руководителя организации. Организационные вопросы решаются на собрании, которое проводится деканатом и руководителями производственной практики от университета. Организацию и контроль за прохождением организационно-управленческой практики магистранта осуществляет руководитель практики от университета, в функции которого входит: установка контакта с руководителем производственной практики от организации; решение организационных вопросов; согласование с руководителем практики от организации рабочей программы; согласование сроков прибытия магистрантов, а также даты и часа проведения инструктажа по технике безопасности и режиму работы; обеспечение проведения всех организационных мероприятий перед выездом магистрантов на базу практики. В процессе проведения организационных собраний следует исчерпывающе осветить: цель и задачи организационно-управленческой практики; содержание программы; календарный план; назначение и порядок заполнения дневника; права и обязанности магистранта; требования к отчету об организационно-управленческой практике; порядок приема зачета. С руководителем организационно-управленческой практики от университета магистрант обязан: согласовать тему индивидуального задания, порядок его выполнения и оформления; уточнить перечень рекомендуемой для изучения литературы; получить инструктаж по технике безопасности. На весь период прохождения практики за магистрантом должен быть закреплен руководитель от организации, который определит порядок и последовательность прохождения организационно-управленческой практики в отделах и структурных подразделения организации. 2. Организация и руководство практикой 2.3. Выполнение программы организационно-управленческой практики Ход практики определяется программой и календарным планом (при 6-дневной рабочей неделе). 1) Общее ознакомление с организацией Наименование организации, организационно-правовая форма, месторасположение, краткая история развития. Миссия организации, сфера, виды и масштабы деятельности. Структура организации. Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности. 2) Анализ структуры и системы управления персоналом организации Структура подразделения по управлению персоналом. Цели и задачи системы управления персоналом. Обеспечение конкурентоспособности организации. Элементы системы управления персоналом организации: подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала, подсистема обеспечения персоналом, оформления и учета кадров, подсистема условий труда, подсистема использования персонала, подсистема развития персонала, подсистема мотивации персонала, подсистема трудовых отношений, подсистема развития социальной инфраструктуры, подсистема разработки организационных услуг. 3) Анализ стратегии и кадровой политики организации. Определение типа организационной стратегии и кадровой политики. Анализ составляющих кадровой политики. Анализ факторов внешней и внутренней среды организации. Анализ требований, предъявляемых к разработке кадровой политики. Принципы формирования стратегии управления персоналом. Принципы и этапы формирования и реализации кадровой политики. Кадровые программы и кадровые мероприятия. 4) Оценка кадрового потенциала организации Анализ численности и состава персонала, количественные и качественные характеристики персонала, формирование и использование кадрового потенциала организации, признаки структурирования персонала организации. Профессиональная структура персонала. Квалификационная структура персонала. Половозрастная структура персонала. Структура персонала по стажу. Структура персонала по уровню образования. 5) Ознакомление с правовой и нормативно-справочной документацией Федеральное законодательство, регулирующее деятельность организации: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства Российской Федерации, региональное законодательство, трудовое законодательство. Система правовых актов организации: устав, решения совета директоров. распоряжения, приказы. Отраслевая и ведомственная нормативно-справочная документация. 6) Анализ функций и методов управления персоналом организации Анализ привлечения, использования, развития, вознаграждения и высвобождения персонала. Исследование экономических, административных и социально-психологических методов управления персоналом. Информационное обеспечение управления персоналом. 7) Анализ технологий управления персоналом Анализ и оценка технологии планирования персонала. Планы по персоналу. Принципы планирования персонала. Процесс планирования персонала. Стратегическое и оперативное планирование. Методика планирования потребности в персонале. Планирование роста производительности труда. Технология набора и отбора персонала. Анализ источников и методов набора персонала. Исследование процесса отбора персонала. Проблемы отбора персонала. Последствия некачественного отбора персонала. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Оценка системы мотивации и стимулирования персонала. Анализ методов мотивации и стимулирования. Исследование проблем и разработка методик мотивации персонала. Технологии обучения и развития персонала. Анализ системы обучения персонала. Анализ и оценка формирования и развития резерва кадров. Исследование системы оценки и аттестации персонала. Технология высвобождения персонала. Процесс высвобождения персонала. Соблюдение трудового законодательства при высвобождении персонала. 8) Исследование корпоративной культуры Анализ корпоративной культуры. Признаки сильных и слабых культур. Функции культуры. Методы формирования и развития корпоративной культуры. Проблемы корпоративной культуры. 9) Оценка эффективности управления персоналом организации Показатели экономической и социальной эффективности управления персоналом. Анализ и оценка затрат на персонал. Отношение затрат на персонал к полученному результату. Стоимость программы обучения на одного работника. Показатели степени соответствия квалификации рабочему месту. Исследование степени удовлетворенности персонала работой, заработной платой, системой вознаграждения, существующими возможностями обучения и развития, трудовыми отношениями в коллективе, морально-психологическим климатом, деятельностью службы управления персоналом. Анализ текучести кадров. Количество жалоб. Количество переводов на другие работы по просьбе работников. Безопасность труда, количество несчастных случаев. Анализ затрат на персонал в себестоимости продукции. 10)Выполнение индивидуального задания Индивидуальное задание включает выполнение магистрантом: поручений руководителя практики от организации, направленных на приобретение практических навыков работы; задания руководителя практики от университета, включающие элементы экономического анализа. Отчетность по индивидуальному заданию должна содержать систематизацию информации по организации, построение таблиц и графиков по собранным аналитическим данным. 11)Подготовка и защита отчета об организационно-управленческой практике Отчет об организационно-управленческой практике защищается магистрантом в соответствии с общепринятым в университете порядком организации защиты отчетов о практике. Помимо текстового отчета, магистрант должен представить на кафедру: дневник о прохождении производственной практики; программу и график прохождения практики с подписью научного руководителя; отчет о выполнении магистрантом индивидуального задания с таблицами, схемами, графиками. 2.4. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике Прохождение практики предполагает использование технологий: электронно-библиотечных систем для самостоятельного изучения научной и учебно-методической литературы; справочно-правовых систем «Консультант +» и «Гарант» для формирования правового обеспечения подготовленных выводов; информационные технологии для сбора, хранения и обработки статистической и ведомственной информации; социологические методы сбора и обработки информации; статистические и математические методы, модели и программные средства прогнозирования и планирования процессов и явлений. 2.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов во время прохождения организационно-управленческой практики Для обеспечения самостоятельной работы магистрантов руководителями практики от университета предполагается: обеспечение проведения всех организационных мероприятий перед выездом магистрантов на базу практики; планирование и контроль за ходом организационно-управленческой практики; разработка и утверждение индивидуальных планов работы магистрантов; консультирование и оказание помощи в работе с аналитической информацией; проверка отчётной документации магистрантов о прохождении организационно- управленческой практики; подготовка аттестации магистрантов по результатам прохождения организационно-производственной практики. Для обеспечения самостоятельной работы магистрантов руководителями организационно-управленческой практики от организации предполагается: консультирование и оказание помощи в работе с аналитической информацией; решение организационных вопросов, определение порядка и последовательности прохождения магистрантами практики в структурных подразделениях организации. 2.6. Формы промежуточной аттестации (по итогам организационно- управленческой практики) По завершению практики студенты в недельный срок представляют на кафедру:
Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:
По результатам практики составляет индивидуальный письменный отчет объемом 20–25 с. Отчет должен содержать конкретные сведения о работе, проведенной в период практики, и отражать результаты выполнения заданий, предусмотренные программой практики. Последний лист отчета заверяется личной подписью студента. Для составления, редактирования и оформления отчета студентам отводятся последние 2-3 дня практики, который должен отражать результаты выполнения заданий, предусмотренных программой практики. Отчет должен включать текстовый, графический и другой иллюстрированный материал. Он должен иметь титульный лист. Отчет по практике должен иметь следующую структуру: - титульный лист (см. Приложение А). На нем необходимо поставить все предусмотренные подписи и заверить печатью; - календарный план (см. Приложение Б). - дневник (см. Приложение В). Сведения в дневник заносятся ежедневно с указанием даты изучаемых вопросов, программы и описанием в краткой форме выполненной работы. В последней графе таблицы ставится подпись руководителя соответствующего структурного подразделения организации. По окончании практики дневник подписывается также руководителем практики от предприятия и заверяется печатью; - содержание. Отражаются все разделы отчета с указанием страниц; - основная часть. Составляется в строгом соответствии с тематическим планом производственной (преддипломной) практики и структурой изложения материала. Разделы должны завершаться выводами; - список использованной литературы; - приложения; - характеристика руководителя практики от предприятия (см. Приложение Г). К защите отчета по практике представляются следующие материалы: 1. Текст отчета. 2. Дневник 2. Характеристика руководителя практики от предприятия. Оформление преддипломной практики осуществляется в соответствии с требованиями разработанными кафедрой к написанию письменных работ. Защита отчета по практике проводится перед комиссией в установленный кафедрой день в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Защита отчета по практике, как правило, состоит в коротком докладе (8 – 10 мин) студента и ответах на вопросы по существу. Защита проводится с дифференцированной оценкой по 5-балльной шкале с учетом правильности ответов на вопросы и качества представленного отчета. При оценке работы студента принимается во внимание характеристика, данная ему руководителем практики от организации и заверенная подписью руководителя и печатью организации – базы практик. Оценка проставляется в ведомость, зачетную книжку студента и «Дневник студента по практике». Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе и неудовлетворительную оценку по защите отчета, либо не защитивший отчет в установленный срок, не допускается к написанию выпускной квалификационной работе и может быть отчислен из вуза за академическую задолженность. В случае уважительной причины студент направляется на практику вторично в свободное от учебы время. 3. Учебно-методическое и информационное обеспечение организационно-управленческой практики 3.1. Основная литература 1) Аверин А.Н. Управление персоналом. Учебное пособие. М.: РАГС. 2010. 2) Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика. Учебник. – М.: Проспект. 2012. 14 3) Одегов Ю.Г., Абдурахманов К.Х., Котова Л.Р. Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход. Учебно-практическое пособие. М.: Альфа- Пресс. 2011. 4) Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г.Экономика труда: Учебник. – М.: Юрайт, 2013. 5) Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Кадровая безопасность компании. – М.: Альфа-Пресс, 2011. 6) Управление персоналом. Учебник. / Под ред. Дураковой И.Б. – М.: ИНФРА-М, 2011. 3.2. Дополнительная литература 1) Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Ушакова М.В. Служба управления персоналом. – М.: КНОРУС, 2010. 2) Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика персонала. Часть 1. Теория. Учебник. М.: Альфа-Пресс. 2009. 3) Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Федченко А.А. Экономика персонала. Часть 2. Теория. Учебник. М.: Альфа-Пресс. 2009. 3.3. Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников 1) Федеральная служба государственной статистики (www.fsgs.ru; www.gks.ru). 2) Федеральная служба по труду и занятости (www.rostrud.info). 3) Всероссийский центр уровня жизни (www.vcug.ru). 4) HR-лаборатория (www.ht.ru). 5) Ассоциация специалистов по персоналу (www.hrm.ru; www.begin.ru). 6) Портал по персоналу (www.hr-zone.net). 7) Международная организация труда (www.ilo.ru). Приложение 1 Образец оформления программы учебной (организационно-управленческой) практики МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» Факультет экономики, управления и права Кафедра экономики, менеджмента и государственного и муниципального управления Магистратура Студент ___ года обучения Магистратуры_____________________________________________________________ ФИО __________________________________________________________________________ Научный руководитель, ФИО __________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 1. Сроки прохождения практики: 2. Место прохождения: 3. План производственной (научно-исследовательская работа) практики:
Подпись магистранта _________________________ Подпись научного руководителя _________________________ Подпись руководителя магистерской программы______________________ Приложение 2 Образец оформления отчета о прохождении учебной (организационно-управленческой) практики МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» Факультет экономики, управления и права Кафедра экономики, менеджмента и государственного и муниципального управления Магистратура ОТЧЕТ О прохождении учебной (организационно-управленческой) практики Студент ___ года обучения Магистратуры_______________________________________________________________________________________________________________________________________ ФИО __________________________________________________________________________ Научный руководитель, ФИО ____________________________________________________________________________________________________________________________ 1. Сроки прохождения практики: 2. Место прохождения: Подпись магистранта _________________________ Подпись научного руководителя _________________________ Подпись руководителя магистерской программы______________________ Приложение 3 (форма характеристики студента) Характеристика на ______________________________ студента-магистранта ____ курса, направления подготовки 38.04.03 «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» Настоящим подтверждаю, что __________________________________________________, (Фамилия, имя, отчество студента) проходил учебную (организационно-управленческую) практику в _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ (полное наименование организации/учреждения/предприятия и подразделения) с «_____» ______________________ по «_____» ____________________ 20 года. Результаты работы За время прохождения практики______________________ изучил______________________ (Имя, отчество студента) _________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ (подробное описание изученных процессов, в соответствии с программой производственной (научно-исследовательская работа) практики) В круг его обязанностей входило __________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _________________________ проявил себя как ______________________________________ (Фамилия ИО) (Личные, деловые качества студента, отношение к труду, коллективу) ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ За время прохождения практики у студента был сформирован ряд профессиональных и общепрофессиональных компетенций: 1) 2) 3) Качество отчета Подготовленный и представленный отчет __________________________________________ ______________________________________________________________________________ (характеристика отчета о прохождении практики, оценка качества, языка изложения, практической значимости) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Рекомендации При оценке работы студенту рекомендовано________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Рекомендуемая оценка «______________________» Подпись ____________________ М.П. Руководитель практики:________________________ Должность________________________ Телефон_________________________ Приложение 4 МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» ДНЕВНИКПРАКТИКИ СТУДЕНТА___________________________________________________________________________ (Ф.И.О. студента) Направление ___________________________________________________________________Курс _________ группа __________ Вид практики __________________________________________________________________ Время прохождения практики: с _________________ по __________________20 ___г. Место прохождения практики_____________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (область, район, город) ___________________________________________________________________________ (название организации) ___________________________________________________________________________ Руководитель практикой: от кафедры___________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность, телефон) от предприятия________________________________________________________________ (Ф.И.О., должность, телефон) 20__ - 20__ учебный год ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЗАПИСИ СТУДЕНТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Подпись практиканта _____________Содержание и объем выполненных работ подтверждаюРуководитель практики от организации ____________ ________________ (фамилия, инициалы) м.п. Список разработчиков, рецензентов программы практики Разработчики: доцент к.с.н., доцент Е.Л. Луценко (занимаемая должность) (ученая степень, звание) (инициалы, фамилия) Эксперты: ____________________ ___________________ __________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) ____________________ ___________________ __________________ (место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия) Программа одобрена на заседании кафедры экономики, менеджмента и ГМУ Протокол от 05.12.2016 г. № 4 Программа рассмотрена на заседании учебно-методической комиссии Протокол № 2 от 22.12.2016 г. |
Программа учебной практики разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, учебным планом... | В программе приведена структура учебной практики для бакалавров, рекомендации по оформлению основных документов по итогам практики,... | ||
Программа предназначена для определения порядка и содержания учебной практики студентами Московского налогового института (мни) по... | |||
Программа учебной практики содержит правила организации этого типа практики, методические указания студенту по прохождению практики... | Цель учебной практики обобщение и систематизация знаний и навыков работы студентов по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического... | ||
... | Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по... | ||
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по... | Целью учебной практики является углубление и систематизация теоретико-методологической подготовки магистранта, формирование навыков... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |