Информационно-методический сборник


НазваниеИнформационно-методический сборник
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4
Татарский республиканский комитет профсоюза

работников народного образования и науки






ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам образовательных учреждений
г.Казань – 2006 г.

Рассмотрение индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам
1. Понятие и разрешение индивидуального трудового спора
Защита трудовых прав работников в последнее время приобретает все большее значение. Стремительные изменения, происходящие в сфере труда, порождают нарушения трудовых прав и интересов работников, конфликты, трудовые споры.

Основополагающей нормой, регулирующей право на трудовые споры, является статья 37 Конституции РФ, в которой признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Согласно ст. 381 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работником и работодателем, которые, как правило, возникают по поводу применения нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, соглашений, коллективного договора, иных локальных актов, трудового договора. Из положений данной статьи следует, что в основе индивидуального трудового спора может быть разногласие, возникшее в процессе заключения, выполнения или изменения условий трудового договора, а также его прекращения.

Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Таким образом, предметом индивидуального трудового спора является требование работника о восстановлении или признании тех или иных трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основании закона, иных нормативных правовых актов, включая локальные акты, либо условий трудового договора (например: о праве на получение льгот и преимуществ, о переводе на другую работу, об изменении существенных условий труда, об оплате за время вынужденного прогула и т.д.).

Рассмотрение трудового спора представляет собой разбирательство, начиная с подачи и принятия заявления юрисдикционным органом, кончая вынесением и исполнением решения.

Для разрешения индивидуальных трудовых споров создана система органов специализированной юрисдикции, которая включает: комиссию по трудовым спорам (далее сокращенно – КТС) и суды общей юрисдикции.

Все трудовые споры можно разделить на рассматриваемые:

- в порядке, когда КТС является первой стадией, после которой индивидуальный спор может поступить на рассмотрение суда;

- непосредственно в суде общей юрисдикции (т.е. без рассмотрения их в КТС).

Следует иметь в виду, что Трудовой кодекс РФ в отличие от КЗоТ РФ не называет КТС первичным органом по рассмотрению трудовых споров. Предварительное рассмотрение спора в КТС теперь не является обязательным условием, без соблюдения которого работник не может обратиться в судебные органы, следовательно, работник может обратиться в суд, минуя КТС (ст. 391 ТК РФ).
2. Рассмотрение индивидуального трудового спора

комиссией по трудовым спорам
Необходимо иметь в виду, что при возникновении индивидуального трудового спора на первом этапе он должен решаться между работником и работодателем по взаимному соглашению сторон.

Лишь в том случае, когда разногласия не устранены либо путем их непосредственных переговоров, либо с участием представителей выборного профсоюзного органа, стороны индивидуального трудового спора могут обратиться к помощи юрисдикционного органа (комиссии по трудовым спорам или суда) за защитой нарушенного, по их мнению, субъективного трудового права (ст. 385 ТК РФ).

Следует отметить, что порядок урегулирования разногласий до обращения в КТС является самым оптимальным способом разрешения индивидуальных трудовых споров в организации. Именно на этой стадии урегулирования разногласий часто можно найти решение, удовлетворяющее обе стороны. Такое решение принимается путем переговоров. Именно такой способ позволяет восстановить нарушенные права (устранить противоречия) и, как правило, не влечет за собой негативных последствий. Поэтому КТС на стадии принятия заявления работника о восстановлении нарушенного права должна разъяснить ему процедуру урегулирования разногласий до стадии рассмотрения спора в КТС и предложить предпринять попытку проведения переговоров непосредственно с работодателем.

Переговоры могут проводиться непосредственно самим работником или с участием уполномоченного им представителя, в том числе членом выборного профсоюзного органа.
2.1. Комиссия по трудовым спорам
Комиссия по трудовым спорам – это досудебный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым установлен иной порядок их рассмотрения.

С одной стороны, КТС – это общественный орган, созданный на добровольной основе на паритетных началах. С другой стороны, этот орган наделен государственно-властными полномочиями разрешать индивидуальные трудовые споры, поскольку за ним закреплено право принимать решения, обязательные к исполнению сторонами спора. В случае неисполнения работодателем решения КТС, вступившего в законную силу, возможно применение принудительной силы государства (обращение к судебному приставу для приведения решения КТС в исполнение).

При обращении в КТС необходимо учитывать подведомственность споров: правомочия принимать заявления работников, рассматривать их, выносить решения, имеющие обязательную силу для сторон спора, выдавать удостоверения, имеющие силу исполнительного документа, на принудительное исполнение решения (в случае, если они не выполняются в установленный законом срок добровольно), восстановить пропущенный срок исковой давности в случаях, предусмотренных законом. Комиссия по трудовым спорам разрешает следующие виды индивидуальных трудовых споров:

  • о признании недействительными условий, включенных в содержание трудового договора, которые ухудшают условия труда работника по сравнению с действующим законодательством и договорами о труде (соглашениями, коллективным договором и т.д.);

  • об оплате труда, выплате премий, льгот и преимуществ, доплате за совмещение профессий (должностей), увеличении объема выполняемых работ, об оплате за работу в сверхурочное время и ночное время и в других случаях, предусмотренных ТК РФ;

  • о рабочем времени и времени отдыха;

  • о правомерности изменения работодателем существенных условий трудового договора;

  • о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, которые введены для отдельных категорий работников;

  • о законности применения дисциплинарных взысканий;

  • о праве на основной и дополнительный отпуска и их оплате, установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;

  • о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановкой выплаты заработка (например, в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии);

  • другие индивидуальные споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде и не отнесены ТК РФ к непосредственной компетенции суда.

Следует отметить, что со вступлением в силу ТК РФ компетенция КТС несколько изменилась. В соответствии с требованием ст. 391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

Работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

Работодателя – о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

Об отказе в приеме на работу;

Лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц;

Лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
2.2. Создание комиссии по трудовым спорам
Необходимо отметить, что порядок формирования, компетенция, процедура рассмотрения индивидуального трудового спора подверглись существенным изменениям.

Инициатива создания КТС может исходить как от работников, так и работодателя (ч. 1 ст. 384 ТК РФ). Теперь комиссия формируется на паритетных началах. Основным принципом образования КТС является равное количество представителей работников и работодателя. Вопрос об общем количественном составе КТС решается самой организацией. Количественный состав комиссии зависит от численности работников организации: чем больше количество работников организации, тем больше должна быть КТС. В отличие от норм КЗоТ РФ ограничения численности работников организации при формировании комиссии не установлено, т.е. КТС может быть создана в любой организации, где работает от 1 и более работников.

Трудовым кодексом РФ предусмотрено два способа избрания представителей работников в состав КТС: общим собранием работников организации или делегированием представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) (ч. 1 ст. 384 ТК РФ). Порядок избрания или делегирования не регламентируются нормами ТК РФ. На наш взгляд, представляется, что порядок избрания, порядок голосования (открытое или тайное), порядок учета количества голосов, необходимого для избрания членов КТС (простое или квалифицированное большинство) определяются самим собранием.

Представители работодателя в КТС назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации (ч. 2 ст. 384 ТК РФ).

Члены КТС должны быть знакомы с нормами трудового законодательства и объективно подходить к решению вопросов о его применении. Не допускается избрание временных кандидатов в состав КТС. Члены комиссии избираются либо назначаются на весь срок полномочий комиссии.

Для организационно-технического обслуживания КТС приказом работодателя специально назначается постоянный работник, который выполняет такие функции, как: делопроизводство, хранение дел, выдача копий решений и выписок из протокола заседания КТС, регистрация поступающих заявлений, оповещение о времени заседания КТС (ч. 4 ст. 384 ТК РФ). Кроме того, работодатель обязан обеспечить деятельность комиссии, т.е. предоставить помещение, необходимое для проведения заседаний, оргтехнику, бумагу и пр.

Следует учитывать и такое обстоятельство, как наличие КТС в структурных подразделениях. По решению общего собрания работников организации могут быть созданы КТС и в структурных подразделениях. Эти комиссии избираются работниками структурных подразделений и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации, но рассматривают трудовые споры в пределах полномочий указанных подразделений (ч. 3 ст. 384 ТК РФ). КТС организации и КТС структурных подразделений автономны, они не подконтрольны и не подчинены друг другу и функционируют самостоятельно.

Общим собранием трудового коллектива определяется порядок избрания представителей в КТС, ее численность, состав, срок полномочий.

На общем собрании по созданию КТС целесообразно принять положение о ней. Поскольку в законе вопрос о деятельности КТС должным образом не урегулирован, то положением возможно предусмотреть все условия, на которых КТС будет функционировать в организации.1 На каждом собрании трудового коллектива по созданию КТС и принятию положения о ней ведется протокол, где записывается: кто присутствует, кто не явился, кто избран председателем и секретарем, какой вопрос обсуждается, кто выступил и с каким предложением, кто избран и каким количеством голосов, результаты голосования.

На своем заседании КТС избирает из своего состава председателя и секретаря. Права и обязанности председателя и секретаря законом не определены. Представляется, что в их функции входит подготовка и созыв очередного заседания, подготовка материалов к заседаниям, ведение заседаний КТС при разрешении индивидуальных трудовых споров, вызов свидетелей, экспертов, представителей профсоюзов, избранных в организации и других лиц, заинтересованных в разбирательстве индивидуального трудового спора, назначение проведения предварительных технических и бухгалтерских проверок, требование от работодателя соответствующих документов и расчетов, подготовка проектов решений, подписание протокола заседания КТС, удостоверение принимаемых комиссией решений (копий решений, удостоверений). В соответствии с ч. 6 ст. 387 ТК РФ помимо председателя из состава комиссии также может быть избран заместитель председателя КТС, который наделен полномочиями подписывать протокол заседания.

Трудовым кодексом РФ не регламентирован вопрос о порядке работы комиссии в случае выбытия ее отдельных членов по различным причинам (увольнение, перевод в другое структурное подразделение и т.п.). Однако представляется, что в данном случае вопрос может быть решен путем избрания работниками своего представителя на общем собрании (конференции) либо путем делегирования представителя профсоюзным органом с последующим утверждением на общем собрании (конференции). В случае выбытия представителя работодателя вопрос решается путем назначения представителя работодателя соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.

КТС организации имеет свою печать, эскиз которой либо утверждается на общем собрании трудового коллектива, либо на собрании членов КТС, в зависимости от того, как это будет закреплено в положении о комиссии по трудовым спорам.

На каждом заседании комиссии должен вестись протокол.2
Как быть в случае, если комиссии по трудовым спорам

в организации не существует?
В этом случае можно от работодателя получить письмо о том, что комиссии по трудовым спорам в организации не существует. Если Вам отказали в получении такого письма, напишите заявление с просьбой в определенный срок создать комиссию по трудовым спорам для разрешения возникшего трудового спора. Передайте это заявление работодателю, но обязательно на втором экземпляре заявления, который вы оставляете у себя, должна быть отметка о том, что данный документ получен. Если не получите ответа, то переданное Вами работодателю заявление будет для суда достаточным доказательством того, что Вы пытались соблюсти досудебный порядок разрешения спора. После этого нужно обратиться в суд и приложить к исковому заявлению копию заявления, с которым Вы обращались к работодателю.
2.3. Подача работником заявления
Работник может обратиться в КТС в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, с письменным заявлением, где должны быть четко изложены предмет спора и доказательства, свидетельствующие о нарушении его субъективного трудового права (ст. 386 ТК РФ). При этом комиссия обязана рассмотреть заявление работника в течение 10 дней со дня его поступления в комиссию.

Указанный срок исчисляется в календарных днях по правилам, предусмотренным ст. 14 ТК РФ, т.е. со дня, следующего за днем подачи заявления.

В связи с тем, что форма обращения в КТС законом не определена, работник может обратиться лично, а также направить заявление по почте или факсу. В случае подачи работником заявления в комиссию лично днем подачи заявления является день обращения работника в КТС с соответствующим заявлением, подлежащим регистрации.

Однако в случае пропуска работником срока исковой давности КТС не вправе отказать ему в принятии заявления о восстановлении нарушенных прав. Приняв заявление, комиссия обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу, одновременно решив вопрос о возможности восстановления срока исковой давности при наличии уважительной причины. Однако перечень обстоятельств, которые можно рассматривать как «уважительная причина», законом не предусмотрен. В данном случае КТС должна, оценив обстоятельства, сделать свое заключение. По сложившейся практике к таким причинам можно отнести болезнь работника, его близких родственников, командировку, переезд в другую местность и другие заслуживающие внимание обстоятельства. Признав причину пропуска срока уважительной, КТС восстанавливает срок и в том же заседании рассматривает индивидуальный спор по существу (ст. 386 ТК РФ). Право восстановить пропущенный срок исковой давности принадлежит КТС.

Если КТС не восстанавливает срок, то трудовой спор снимается с рассмотрения.

Заявление не принимается к рассмотрению, если имеется вступившее в законную силу решение КТС или иного юрисдикционного органа, вынесенное по индивидуальному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

В случае неподведомственности комиссии спора она обязана отказать работнику в разрешении спора по существу, разъяснив ему порядок его разрешения. Этот вопрос должен быть рассмотрен на заседании комиссии и решение комиссии об отказе в рассмотрении заявления должно найти свое отражение в протоколе ее заседания. В нем следует указать причину отказа в разрешении трудового спора, а также порядок (процедуру) его разрешения. Копия протокола заседания КТС, подписанная ее председателем или его заместителем и заверенная печатью комиссии, должна быть вручена работнику.

Заявление работника подлежит обязательной регистрации секретарем КТС. Процедура и способ регистрации поступивших заявлений определяется самой комиссией. В силу сложившейся практики комиссии ведут специальный журнал регистрации таких заявлений, где фиксируются также сроки разрешения спора (ст. 387 ТК РФ). Передавая заявление в КТС, его нужно написать в двух экземплярах и получить от секретаря, который его принял, отметку на копии заявления.

Форма заявления в КТС законом не определена, однако в качестве образца может быть взято исковое заявление, к которому предъявляются определенные требования (ст. 131 ГПК РФ). Оно должно содержать:

- формулировку требований (в чем заключается нарушение прав и законных интересов истца);

- обстоятельства, на которых истец основывает свое требование;

- размер денежных сумм, подлежащих, по мнению истца, взысканию.

В данном случае комиссии целесообразно разработать образцы заявлений в КТС о защите трудовых прав и законных интересов работников и поместить их в доступном для работников месте.3

Принимая заявление, члены КТС должны провести соответствующие переговоры с работником, выяснить, какие именно нарушения следует, по его мнению, устранить, в чем он видит нарушение своих прав, уточнить требования работника. Имеет смысл выяснить у работника обстоятельства, которые могут служить доказательствами по данному делу: наличие письменных документов (приказов, распоряжений, докладных, объяснительных, актов), наличие свидетелей по делу. Это поможет решить вопрос об истребовании документов у руководителя организации, о приглашении специалистов, свидетелей для участия в заседании КТС.
Как быть, если комиссия по трудовым спорам

не рассматривает заявление работника

в установленный законом срок?
В случае если по истечении 10-дневного срока (ч. 2 ст. 387 ТК РФ) никаких мер к рассмотрению КТС не принято и Вы понимаете, что Ваше заявление не будет рассмотрено в ближайшее время, обращайтесь в суд, прикладывая к исковому заявлению копию вашего обращения в КТС. Следует помнить, что передавая заявление в КТС, его нужно написать в двух экземплярах и получить от того лица, которое его приняло, отметку на копии заявления.

В этом случае суд примет Ваше заявление к рассмотрению, не требуя от Вас решения КТС.
  1   2   3   4

Похожие:

Информационно-методический сборник iconИнформационно-методический бюллетень
Информационно-методический бюллетень №84. Сборник методических документов по формированию архивных фондов поселений. Владивосток:...

Информационно-методический сборник iconИнформационно-методический бюллетень
Информационно-методический бюллетень №84. Сборник методических документов по формированию архивных фондов поселений. Владивосток:...

Информационно-методический сборник iconИнформационно-методический бюллетень
Информационно-методический бюллетень №84. Сборник методических документов по формированию архивных фондов поселений. Владивосток:...

Информационно-методический сборник iconИнформационно-методический сборник по проведению общественной экспертной...
Информационно-методический сборник по проведению общественной экспертной оценки нормативных правовых актов, социальных проектов,...

Информационно-методический сборник iconИнформационно-методический сборник
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров комиссиями по трудовым спорам образовательных учреждений

Информационно-методический сборник iconЮ. А. Медведев сборник задач и упражнений по информационно-справочной правовой системе
Сборник задач и упражнений по информационно-справочной правовой системе: практикум по информатике для юристов

Информационно-методический сборник iconУчебное пособие по разделу «Кулинария» в 5-7 кл
«Технология» в образовательных организациях: информационно-методический сборник в помощь учителям технологии для организации учебной...

Информационно-методический сборник iconУчебно-методический комплекс (умк) «Информационно-библиотечная культура»
Информационно-библиотечная культура : учеб метод комплекс для студентов первых курсов заочной формы обучения Тюм гос ун-та / сост....

Информационно-методический сборник iconАналитические материалы о положении детей и семей, имеющих детей,...
Информационно-аналитические материалы // Аналитические материалы о положении детей и семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге. –...

Информационно-методический сборник iconГук яо «Областная детская библиотека им. И. А. Крылова» о
Организация библиотечного обслуживания детей в Ярославской области в 2010 году: информационно-аналитический сборник. – Ярославль,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск