Майкопский государственный гуманитарно–технический колледж Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Адыгейский государственный университет» Методические рекомендации
по производственной практике
профессионального модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)
Одобрено
цикловой комиссией
экономики и управления
____________М.А.Тарлакьян
Протокол №____
от «____»___________ 2013г.
| Утверждаю
Зам.директора по УПР
________Г.А.Маликова
«______»_____________2013г.
| Автор: Соболева Н.П. - преподаватель Майкопского государственного гуманитарно–технического колледжа Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет»
Редактор: Тараненко В. П.,
Методист МГГТК ФГБОУ ВПО « АГУ»
Рецензент: Сгибнева Л.Б.
Заведующая практикой МГГТК ФГБОУ ВПО « АГУ»
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения
2 Памятка студенту-практиканту
3 Программа практики по профилю специальности
3.1 Тематический план практики по профилю специальности
3.2 Содержание практики по профилю специальности
Литература
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Производственная практика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка) в части освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2 Разрабатывать и согласовывать с руководителем организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Цели и задачи производственной практики: закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных умений обучающихся по специальности, развитие общих и профессиональных компетенций, освоение современных производственных процессов, адаптация обучающихся к конкретным условиям деятельности организаций различных организационно-правовых форм.
В результате прохождения производственной практики по профессиональному модулю обучающийся должен
иметь практический опыт:
документирования хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации;
уметь:
принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
организовывать документооборот;
разбираться в номенклатуре дел;
заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры;
передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
оформлять денежные и кассовые документы;
заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
проводить учет основных средств;
проводить учет нематериальных активов;
проводить учет долгосрочных инвестиций;
проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
проводить учет материально-производственных запасов;
проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
проводить учет готовой продукции и ее реализации;
проводить учет текущих операций и расчетов.
2 ПАМЯТКА СТУДЕНТУ – ПРАКТИКАНТУ
Перед выходом на практику студенту-практиканту необходимо:
за месяц до начала практики получить в отделе произведенной практики колледжа бланк индивидуального договора и оформить его в отделе кадров выбранного им для прохождения практики предприятия;
оформленный договор предоставить в отдел производственной практики колледжа за неделю до начала практики;
заранее поставить в известность заведующего практикой колледжа об отсутствии возможности самостоятельно заключить договор о прохождении практики (в таком случае студент проходит практику на предприятии по направлению МГГТК ФГБОУ ВПО « АГУ»);
получить разъяснения у руководителя практики от МГГТК ФГБОУ ВПО «АГУ»или заведующего производственной практикой о характере и сроках прохождения практики;
подготовить дневник практики по профилю специальности;
явиться в назначенное время на установочную конференцию.
Прибыв на место практики, студент должен:
в отделе кадров предприятия отметить в дневнике дату прибытия;
взять выписку из приказа по предприятию о принятии студента на практику с указанием Ф.И.О. руководителя практики от предприятия;
согласовать график работы руководителем практики от предприятия.
В период прохождения практики по профилю специальности студент должен:
выполнить программу практики;
соблюдать правила внутреннего распорядка на предприятии;
соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
активно участвовать в разработке документов и решении практических задач;
вести дневник, в котором фиксируется ежедневно выполняемая работа;
собрать полный пакет документов согласно программе практики.
подготовить отчет о прохождении практики;
в установленные сроки сдать зачет, защитить отчет о практике и получить оценку.
Порядок ведения дневника
Страницы дневника, озаглавленные «Еженедельный план работы», заполняются на основе тематического плана практики.
Дневник заполняется по итогам каждого рабочего дня. В нем отмечается вся проделанная работа.
Руководитель практики от предприятия ежедневно выставляет оценку за проделанную работу.
Порядок оформления отчета о практике по профилю специальности
Отчет о практике по профилю специальности должен быть напечатан или выполнен рукописным способом на листах формата А4 и представлен в папке со скоросшивателем. Отчет должен включать:
титульный лис;
дневник;
производственную характеристику студента-практиканта;
рецензию на отчет;
введение;
выполненные задания по тематическому плану;
заключение.
Отчет составляется индивидуально каждым студентом. Он должен отражать его работу в период прохождения практики по профилю специальности. Отчет должен быть оформлен грамотно, без грамматических и стилистических ошибок и помарок. После предоставления отчета студент допускается к зачету. Который сдается в виде компьютерного тестирования. Оценка по итогам практики по профилю специальности выводится как средняя из трех составляющих:
оценки руководителя практики от предприятия;
оценки за зачет;
оценки за отчет.
По окончании практики руководителем практики от предприятия:
составляется производственная характеристика практиканта;
выставляется общая оценка за работу, выполненную в период прохождения практики;
отмечается в дневнике дата выбытия практиканта с предприятия (организации);
заверяются документы (титульный лист, производственная характеристика, дневник) печатью и подписью руководителя предприятия (организации).
3 ПРОГРАММА ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1 Тематический план практики по профилю специальности
№
занятия
| Наименование темы
| количество
дней/ часов
| примечание
| 1
| Учетная политика предприятия
| 1/8
|
| 2
| Документирование хозяйственных операций на предприятии с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8»
| 1/6
|
| 3
| График документооборота на предприятии
| 1/8
|
| 4
| Оформление и учет кассовых операций (операций в иностранной валюте), денежных документов и переводов в пути
| 1/6
|
| 5
| Оформление и учет денежных средств на расчетных и специальных счетах.
| 1/8
|
| 6
| Оформление и учет основных средств нематериальных активов
| 1/8
|
| 7
| Оформление и учет долгосрочных инвестиций, финансовых вложений и ценных бумаг
| 1/6
|
| 8
| Оформление и учет материально-производственных запасов
| 1/8
|
| 9
| Оформление и учет затрат на производство и калькулирование себестоимости
| 1/6
|
| 10
| Оформление и учет готовой продукции и ее реализации
| 1/8
|
|
| Всего
|
|
| Всего 2 недели – 72 часа
3.2 Содержание практики по профилю специальности
Установочная конференция. Инструктаж по технике безопасности. Общее ознакомление с предприятием
На установочной конференции решаются общие организационные вопросы. Ставятся цели и задачи практики. Проводится инструктаж по технике безопасности. Прибыв на место практики, студент знакомится с предприятием, его отраслевой принадлежностью, структурой предприятия, структурой аппарата бухгалтерии, учредительными документами.
Учетная политика предприятия
Студент должен изучить и описать учетную политику, применяемую на предприятии. Акцентируя внимание на следующих моментах:
организационная форма построения бухгалтерии;
количество и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;
применяемый вариант синтетического учета производственных запасов и готовой продукции;
выбор способа группировки и списания затрат на производство;
метод определения выручки от реализации продукции;
порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции;
создание резервов по сомнительным долгам.
Документирование хозяйственных операций на предприятии с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8»
Студент должен изучить:
унифицированные и произвольные формы первичной бухгалтерской документации; их заполнение с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8 – Бухгалтерия предприятия »;
проверку, обработку и группировку документов на предприятии.
Студент должен самостоятельно:
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
заполнение учетных регистров с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8 – Бухгалтерия предприятия».
График документооборота на предприятии
Студент должен изучить:
организацию работы с документами на предприятии;
принципы группировки документов;
порядок хранения документов.
Студент должен самостоятельно:
составить графика документооборота на предприятии
Оформление и учет кассовых операций (операций в иностранной валюте), денежных документов и переводов в пути
Студент должен изучить:
состав первичной документации предприятия и учетные регистры по учету кассовых операций;
лимит кассы, порядок приема, выдачи денег, оформления кассовых операций на предприятии;
порядок учета расчетов с подотчетными лицами ,поставщиками и подрядчиками.
Студент должен самостоятельно:
составить и обработать кассовые документы: отчет кассира, кассовую книгу, приходные и расходные кассовые ордера. Авансовый отчет. Заполнение кассовых документов с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8 – Бухгалтерия предприятия»;
заполнить журналы-ордера № 1, №7,ведомость №1.
Оформление и учет денежных средств на расчетных и специальных счетах
Студент должен изучить:
учет операций по расчетному счету и другим счетам в банке;
состав первичной документации предприятия и учетные регистры по учету операций на расчетном счете и специальных счетах;
безналичные виды расчетов применяемые предприятием.
Студент должен самостоятельно:
составить и обработать банковские документы и учетные регистры: денежные чеки, объявление на взнос наличными, Платежное поручение и др.. Заполнение банковских документов с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8 – Бухгалтерия предприятия».
заполнить журнал-ордер №2, ведомость №2.
Оформление и учет основных средств и нематериальных активов
Студент должен изучить:
основные средства и нематериальные активы предприятия;
документацию по учету поступления и выбытия основных средств и нематериальных активов;
учет поступления основных средств и нематериальных активов;
методы начисления амортизации, применяемые на предприятии;
учет расходов по ремонту основных средств;
особенности учета аренды основных средств;
особенности переоценки основных средств;
учет выбытия основных средств и нематериальных активов.
Студент должен самостоятельно:
составить первичные документы и учетные документы(акты приемки-передачи основных средств и нематериальных активов: инвентарные карточки на принятые основные средства, акты на списание основных средств); Заполнение первичной документации с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8 – Бухгалтерия предприятия»;
рассчитать амортизационные отчисления по объектам основных средств и НМА;
рассчитать первоначальную стоимость основных средств и НМА, финансовый результат от выбытия основных средств и НМА;
произвести переоценку основных средств;
Оформление и учет долгосрочных инвестиций, финансовых вложений и ценных бумаг
Студент должен изучить:
организацию учета долгосрочных инвестиций на предприятии;
порядок ведения и отражения в учете операций по финансовым вложениям в акции, облигации на предприятии;
Студент должен самостоятельно:
решать ситуационные задачи по приобретению ценных бумаг;
составить бухгалтерские проводки по учету финансовых вложений в ценные бумаги, рассчитать финансовый результат от продажи ценных бумаг.
Оформление и учет материально-производственных запасов
Студент должен изучить:
состав материально-производственных запасов на предприятии, их оценку и учет;
документальное оформление поступления и движения МПЗ на складах предприятия и в бухгалтерии;
учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;
порядок инвентаризации материальных ценностей, ее документальное оформление.
Студент должен самостоятельно:
составить первичные документы, регистры по учету материально-производственных запасов на склад предприятия, поступивших от поставщика, или в порядке их внутреннего перемещения на предприятии, по отпуску материалов со склада (платежные требования-поручения, приходные ордера, акты приемки материалов, накладные, доверенности, счета-фактуры, требования-накладные, лимитно - заборные карты, карточки учета материалов). Заполнить первичную документацию с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8 – Бухгалтерия предприятия».
составить накопительные ведомости поступления и расхода материалов;
составить журнал-ордер №6 на основе первичных документов;
осуществить расчет ТЗР, расчет фактической себестоимости приобретения материальных ценностей;
осуществить расчет фактической себестоимости отпуска материалов методом, применяемым на предприятии.
Оформление и учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)
Студент должен изучить:
основные принципы организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии;
классификацию производственных затрат, состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг);
учет расходов по элементам затрат и по статьям калькуляции;
учет затрат на производство и калькулирование себестоимости работ и услуг вспомогательных производств;
методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) применяемые на предприятии;
учет и оценку незавершенного производства (НЗП);
документацию по учету затрат на производство.
Студент должен самостоятельно:
заполнить ведомости: распределения материалов, отпущенных в производство, распределения общепроизводственных расходов и общехозяйственных расходов, с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8 – Бухгалтерия предприятия».
произвести расчеты по затратам вспомогательных производств;
определить себестоимость единицы продукции.
Оформление и учет готовой продукции и ее реализации
Студент должен изучить:
учет готовой продукции на предприятии и ее оценку;
учет коммерческих (внепроизводственных) расходов;
учет реализации продукции, работ и услуг и определение результатов от реализации;
учет инвентаризации готовой и отгруженной продукции;
документацию по учету готовой продукции и ее реализации.
Студент должен самостоятельно:
составить документацию по учету готовой продукции и ее реализации;
составить накладную для сдачи на склад готовой продукции из производства, платежное требование-поручение, выписать счет, счет-фактуру на отгруженную продукцию, с применением бухгалтерской программы «1С: Предприятие 8 – Бухгалтерия предприятия».
определить и списать финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг).
Основная литература
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете» (с изменениями от 23.07.1998г., 28.03.2002г., 10.01.2002г., 10.01.2003г., 30.06.3003г., 03.11.2006г.).
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 24.03.2000 №31н)
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 октября 2008 г. № 106н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006. Утверждено приказом Министерства финансов российской Федерации от 27.11.2006 г. №154н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09 июня 2001 г. №44н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. №26н.
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. №32н.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. №3н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 г. №153н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 г. №115н.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 г. №126н.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г.№ 40) (с изменениями от 26 февраля 1996 г.)
Кириллов В.Е. , Кириллов С.В. Бухгалтерский учет-М.: ОИЦ Академия, 2011.
Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет - М: ОИЦ Академия, 2009.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М.: ИНФРА, 2011г.
Касьянова Г.Ю. Бухгалтерский учет: просто о сложном – М.: АБАКА, 2011.
Куттер М.И. Теория бухгалтерского учета – М.: Финансы и статистика, 2008.
Дополнительная литература
Журналы: «Бухгалтерский учет», «Главбух»
Нормативные акты для бухгалтера. М., «Главбух».
1С: Предприятие 8 Руководство по ведению учета (описание типовой конфигурации редакции).
|