Методические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений)


НазваниеМетодические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений)
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений)
Настоящие Методические рекомендации (далее – Рекомендации) разработаны в целях систематизации и изложения в едином документе основных вопросов, которые подлежат рассмотрению или могут возникнуть в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений) (далее – общественный контроль), осуществляемого правовыми (главными правовыми) инспекторами труда, руководителями и уполномоченными в установленном порядке представителями ФПБ, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав ФПБ, и их организационных структур (далее –представители профсоюзов).

Наряду с рассмотрением действий представителей профсоюзов при осуществлении общественного контроля и основными вопросами, на которые при этом необходимо обращать внимание, в них приведены отдельные примеры наиболее часто выявляемых нарушений трудового законодательства и предложены возможные пути их устранения.

Рекомендации подготовлены с учетом изменений в законодательстве, произошедших в связи с изданием Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 "Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами" (далее – Указ № 240), а также на основании Положения о правовой инспекции труда ФПБ и Порядка осуществления общественного контроля руководителями и представителями ФПБ, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур (далее соответственно – Положение и Порядок), утвержденных постановлением Президиума Совета ФПБ от 25 августа 2010 г. № 180 "Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами".

В Рекомендациях используется терминология Указа № 240, Положения о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утвержденного данным Указом (далее – Положение № 240), Положения и Порядка.

К Рекомендациям прилагаются образцы основных документов, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля (предписание, уведомление, представление, справка и т.п.), а также список основных нормативных правовых актов (по состоянию на 01.03.2016), связанных с отсылочными нормами Трудового кодекса Республики Беларусь.

Рекомендации не претендуют на всеобъемлющий характер. Представители профсоюзов, которые сочтут возможным предложить внести в них дополнения, учитывающие их правоприменительный опыт, могут направлять соответствующие предложения в главное управление юридической работы и правого обеспечения аппарата Совета ФПБ для учета при дальнейшей актуализации Рекомендаций.
Полномочия на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде
Указом № 240 полномочиями на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде наделены правовые (главные правовые) инспекторы труда, а также руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Федерации профсоюзов, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав ФПБ, и их организационных структур (далее – представители профсоюзов).

При этом Указ № 240 выделил несколько форм общественного контроля:

проведение проверок соблюдения законодательства о труде (далее – проверка);

мониторинг;

участие в работе коллегиальных органов, комиссий;

иные формы, предусмотренные законодательством, коллективными договорами (соглашениями).

Причем проверки могут проводить только правовые (главные правовые) инспекторы труда (за исключением правовых инспекторов первичных профсоюзных организаций). Представители профсоюзов имеют право осуществлять общественный контроль во всех иных формах, не связанных с проведением проверок.

Указом № 240 определено, что общественный контроль может осуществляться профсоюзами в отношении контролируемых субъектов – организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, если иное не установлено законодательными актами, представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, медицинских пунктов, объектов торговли и общественного питания, расположенных на территории данных организаций (обособленных подразделений, представительств иностранных организаций), а также созданных ими учреждений дошкольного образования и оздоровительных организаций.

Учитывая то, что Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 "О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников" профсоюзам предоставлено право на осуществление общественного контроля в организациях независимо от наличия среди их работников членов профессиональных союзов из содержания вышеуказанной нормы Указа № 240 следует, что общественный контроль может осуществляться в отношении следующих контролируемых субъектов:

организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей независимо от наличия среди работников членов профессиональных союзов и безотносительно к факту создания там первичной профсоюзной организации;

представительств иностранных организаций, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация.

При этом осуществлять общественный контроль возможно как в самих вышеперечисленных организациях, так и в медицинских пунктах, объектах торговли и общественного питания, расположенных на территории указанных организаций, а также в созданных ими учреждениях дошкольного образования и оздоровительных организациях.

Следует учесть исключение, касающееся осуществления общественного контроля правовыми инспекторами и представителями профсоюзов первичных профсоюзных организаций.

Так, правовые инспекторы труда, состоящие в трудовых отношениях с первичными профсоюзными организациями (представители профсоюзов первичных профсоюзных организаций), могут осуществлять общественный контроль только в отношении контролируемых субъектов, в которых они созданы (действуют).

Более того, правовые инспекторы первичных профсоюзных организаций не могут осуществлять такой контроль в форме проверок. Это следует из норм подпункта 1.4. пункта 1 и части второй пункта 3 Указа № 240. Т.е. так как они состоят в трудовых отношениях с первичной профсоюзной организацией профсоюза, которая не может осуществлять общественный контроль в форме проведения проверок, то и сами инспекторы, являясь представителями этой первичной организации, не имеют право проведения проверок в рамках осуществления общественного контроля.

Указом № 240 Федерации профсоюзов Беларуси, как республиканскому объединению профсоюзов, предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок наделения полномочиями правовых (главных правовых) инспекторов и представителей профсоюзов.

Данное право реализовано ФПБ в Положении и Порядке.

Так, пунктом 19 Положения определено, что полномочия правового (главного правового) инспектора труда на осуществление общественного контроля подтверждаются удостоверением установленной формы (приложение 1 Положения), зарегистрированным и выданным в ФПБ.

Пунктом 4 Порядка установлено, что полномочия профсоюзного руководителя на осуществление общественного контроля подтверждаются служебным удостоверением, выданным соответствующей профсоюзной организацией, либо заверенной выпиской из постановления полномочного органа профсоюзной организации об избрании его на должность председателя, заместителя председателя данной профсоюзной организации.

Представители профсоюзов наделяются полномочиями на осуществление общественного контроля решением руководящего профсоюзного органа профсоюзной организации, на учете в которой они состоят, или вышестоящего профсоюзного органа. Полномочиями на осуществление общественного контроля могут быть наделены как штатные профсоюзные работники, так и профсоюзные активисты (пункт 5 Порядка).

В соответствии с пунктом 6 Порядка полномочия представителя профсоюза подтверждаются удостоверением установленной формы (приложение 1 Порядка), подписанным руководителем выдавшей его профсоюзной организации (организационной структуры ФПБ).
Проведение проверок
Планирование проверок
Указом № 240 определено, что общественный контроль осуществляется профсоюзами на основании планов, разработанных и утвержденных в установленном ФПБ порядке.

Данный порядок установлен главой 6 Положения. Т.е. планирование деятельности по осуществлению общественного контроля необходимо только в отношении проведения проверок. Для осуществления профсоюзами иных форм осуществления общественного контроля, не связанных с проведением проверок, не требуется составления планов в централизованном порядке.

Исходя из общих требований законодательства о контрольной и надзорной деятельности, прежде всего, из норм Указа № 240, планирование проверок профсоюзами должно стать централизованным и публичным.

В этой связи Положение предусматривает, что планы проверок разрабатываются правовыми инспекциями профсоюзов, организационных структур ФПБ один раз в полугодие и представляются в правовую инспекцию труда Совета ФПБ для размещения на официальном сайте ФПБ в глобальной компьютерной сети Интернет.

Разработанные планы должны быть утверждены полномочным органом профсоюза не позднее 20 декабря (25 июня) и представлены в правовую инспекцию труда Совета ФПБ не позднее 25 декабря (25 июня). Указанные сроки установлены не случайно. Поскольку планы проведения проверок профсоюзами необходимо сопоставлять с планами иных контролирующих органов, то при составлении планов правовые инспекции труда должны ориентироваться на утвержденный и размещенный на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь (http://www.kgk.gov.by/ru/coordination-control-deyatel/coordination-plans) соответствующий координационный план контрольной (надзорной) деятельности в Республики Беларусь (далее – координационный план).

Согласно части шестой пункта 11 Порядка составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28 октября 2009 г. № 94, координационные планы размещаются на вышеуказанном сайте в срок до 15 декабря (15 июня).

При составлении плана проверки на полугодие правовой инспекции труда следует руководствоваться следующими правилами:

  1. не включать в план проверок организации в течение двух лет со дня их регистрации (обособленные подразделения организаций – со дня присвоения им учетного номера плательщика, представительства иностранных организаций – со дня создания), за исключением организаций, созданных в порядке реорганизации (пункт 4 Указа № 240);

  2. не назначать плановую проверку в отношении одного и того же контролируемого субъекта чаще одного раза в два года (часть вторая пункта 6 Указа № 240);

  3. назначать совместную плановую проверку в отношении контролируемого субъекта в случае, если в течение календарного года данного субъекта по различным вопросам проверяют несколько проверяющих, в том числе различных профсоюзов (часть первая пункта 8 Указа № 240);

  4. не назначать плановую проверку в отношении одного и того же контролируемого субъекта несколько раз в течение календарного года (абзац второй части второй пункта 8 Указа № 240);

  5. не назначать проверку контролируемого субъекта правовой инспекцией труда одного профсоюза совместно с правовой инспекцией труда другого профсоюза по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в том числе в ходе совместной проверки (абзац третий части второй пункта 8 Указа № 240);

  6. возможно провести проверку обособленного подразделения организации в рамках проведения плановой проверки данной организации по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения (первое предложение части третьей пункта 8 Указа № 240);

  7. если в течение календарного года проводилась проверка обособленного подразделения организации возможно провести в этом же периоде плановую проверку самой организации или ее иного обособленного подразделения (второе предложение части третьей пункта 8 Указа № 240);

  8. сроки назначения плановой проверки правовой инспекцией исчисляются со дня окончания ей предыдущей плановой проверки. При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения вышеуказанного двухгодичного срока (часть третья пункта 8 указа № 240);

  9. планы проверок составляются во взаимодействии между правовыми инспекциями труда ФПБ, а также соответствующими техническими инспекциями труда и с учетом координационных планов, размещенных на вышеуказанном официальном сайте КГК Республики Беларусь либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет (часть первая пункта 9 Положения № 240);

  10. срок проведения плановой проверки должен совпадать со сроком, установленным в соответствующем координационном плане, если проведение проверки у контролируемого субъекта, у которого предполагается проведение проверки правовой инспекцией уже запланировано в текущем полугодии контролирующими (надзорными) органами (за исключением Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (первое предложение части второй пункта 9 Положения № 240);

  11. не назначать плановую проверку контролируемого субъекта в случае, если данный субъект включен в соответствующий координационный план Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на первое или второе полугодие текущего года (второе предложение части второй пункта 9 Положения № 240);

  12. не назначать плановую проверку в случае, если в течение первого полугодия текущего календарного года контролируемый субъект был проверен правовыми инспекциями труда профсоюзов или контролирующими (надзорными) органами (часть третья пункта 9 Положения № 240).


Внеплановые проверки
Законодательством предусмотрена возможность проведения внеплановых проверок исключительно в следующих случаях (пункт 7 Указа № 240):

  1. по заявлению контролируемого субъекта;

  2. при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде. Анонимное заявление не является основанием для проведения таких проверок;

  3. при контрольной проверке;

  4. при наличии у профсоюза информации, полученной от:

    1. государственного органа, иной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде;

    2. первичной профсоюзной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о профсоюзах и (или) невыполнении коллективного договора (соглашения).

Обращаем особое внимание на второй и четвертый из вышеприведенных случаев. Таким образом, законодатель дал возможность проведения проверки по обращениям граждан и (или) организаций, не включенной в соответствующий план.

Заметим, что переданная профсоюзу информация должна свидетельствовать о совершаемом (совершенном) нарушении. При этом Указом № 240 не установлено каким именно образом необходимо подтверждать данную информацию. Указано лишь, что заявление не должно быть анонимным.

Полагаем, что для подтверждения информации о совершаемом (совершенном) нарушении не требуется в обязательном порядке представления письменных доказательств, т.к., к примеру, у работника, права которого нарушаются (нарушены) часто нет возможности каким-либо образом доказать это. Достаточно получения письменного обращения физического лица или организации, в котором четко описаны обстоятельства совершаемого (совершенного) нарушения.

Вместе с тем следует учитывать тот факт, что законодательством установлена административная ответственность за совершение лицом, назначившим проверку, деяний, повлекших признание данной проверки незаконной (часть первая пункта 15 Указа № 240), к которым относится и необоснованное назначение проверки (часть первая пункта 14 Указа № 240).

Поэтому до назначения внеплановой проверки следует убедиться, что в поступившем обращении о совершаемом (совершенном) нарушении содержится достаточно информации, дающей основания для назначения такой проверки.
Назначение проверки
Проверки как плановые, так и внеплановые могут быть назначены следующими лицами:

руководителем профсоюза;

руководителем организационной структуры профсоюза;

руководителем объединения профсоюза;

руководителем организационной структуры объединения профсоюза;

уполномоченными в установленном порядке заместителями вышеуказанных руководителей.

Наделение соответствующими полномочиями данных заместителей производится в порядке, установленном в конкретном профсоюзе (объединении профсоюзов).

Проверки назначаются путем выдачи предписания на проведение проверки, по установленной Положением форме (пример заполнения бланка предписания в приложении 1 к настоящим Рекомендациям).

Предписание оформляется на фирменном бланке организации или заверяется печатью.

В случае проведения совместной проверки в предписании указывается группа проверяющих с отметкой о том, кто является руководителем проверки.

Если назначена плановая проверка лицо, назначенное в предписании на проведение проверки проверяющим (при совместной проверке – руководителем проверки), не позднее чем за десять рабочих дней до начала проведения проверки направляет контролируемому субъекту уведомление о предстоящей плановой проверке по установленной Положением форме (пример заполнения уведомления в приложении 2 к настоящим Рекомендациям).

Подписывает уведомление о проведении плановой проверки лицо, назначившее проверку. Уведомление заверяется печатью или оформляется на фирменном бланке и направляется по последнему известному месту нахождения контролируемого субъекта.

Уведомление о проведении плановой проверки считается полученным контролируемым субъектом по истечении трех дней со дня его направления.

Обязанности уведомлять контролируемого субъекта о предстоящей внеплановой проверке законодательством не предусмотрено.
Порядок проведения проверки
Проверка должна быть проведена в срок, не превышающий трех рабочих дней, за исключением контрольной проверки, срок проведения которой не должен превышать одного рабочего дня.

Приостановление проверки возможно только в случае заявления отвода или самоотвода проверяющего.

Продление срока проведения проверки недопустимо.

Начать плановую проверку необходимо в срок, указанный в уведомлении о проведении плановой проверки, а внеплановую проверку – в предписании на проведение проверки.

Контролируемый субъект может обратиться с заявлением о переносе срока проведения плановой проверки. Данное заявление необходимо рассмотреть на предмет уважительности причин для переноса срока проведения проверки. Профсоюз вправе (а не обязан) перенести срок проведения плановой проверки по заявлению контролируемого субъекта, но не более одного раза.

В случае принятия решения о переносе срока проведения плановой проверки необходимо внести изменения в выданное предписание. Контролируемому субъекту сообщается о переносе срока проведения плановой проверки в форме уведомления о проведении плановой проверки с измененной датой начала проверки.

При определении периода подлежащего проверке следует учитывать требования Указа № 240. Так, проверять возможно только истекший период текущего календарного года, а также период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки.

В ходе плановой проверки подлежат изучению вопросы, определенные планом проведения проверок на полугодие.

При внеплановой проверке перечень проверяемых вопросов зависит от оснований, послуживших причиной проведения проверки.

Вопросы, подлежащие проверке, необходимо указать в соответствующей графе предписания на проведение проверки. При этом, в случае плановой проверки, если в соответствующем плане проверок указано, что проверке подлежит «соблюдение законодательства о труде» в предписании можно не конкретизировать, что будет проверяться, а продублировать данную запись.

Следует иметь в виду, что проверяющий не может выходить за рамки, установленные предписанием и законодательством.

Проверка должна быть проведена в рабочее время контролируемого субъекта.

В начале проверки следует предъявить представителю контролируемого субъекта удостоверение и предписание на проведение проверки.

Затем нужно истребовать от контролируемого субъекта книгу учета проверок и внести в нее необходимые сведения.

В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информацию об этом надо указать в документе, выдаваемом проверяющим по результатам проверки (представлении или справке).

После внесения необходимых сведений в книгу учета проверок, а при ее непредставлении (отсутствии) – сразу по выяснении данного обстоятельства, нужно ознакомить представителя контролируемого субъекта с вопросами, подлежащими проверке.

Одновременно следует уточнить каким из контролирующих (надзорных) органов или профсоюзом ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке. Если период проверки и вопросы, проверенные контролирующим (надзорным) органом или другим профсоюзом совпадают, то проверяющий незамедлительно информирует об этом лицо, назначившее проверку. Указанное лицо должно внести соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принять решение о прекращении проверки. При этом в книге учета проверок делается соответствующая отметка.

Покончив с вышеуказанными процедурами необходимо приступить к изучению вопросов, подлежащих проверке.

При этом, согласно подпункту 23.3 пункта 23 Правил правовой (главный правовой) инспектор труда имеет право в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от представителей контролируемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности.

Кроме того, он может истребовать и получать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе от государственных органов, иных организаций, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности контролируемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы (подпункт 23.4 пункта 23 Правил).
Основные вопросы, подлежащие проверке
В ходе проверки в числе объектов, проверяемых на соответствие законодательству о труде, значительное внимание уделяется локальным нормативным актам и другим документам, ведение которых обязательно для контролируемого субъекта. К таким документам относятся: правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание, должностные инструкции (функциональные обязанности), графики работ (сменности), графики отпусков, коллективный и трудовые договоры, трудовые книжки, книга учета движения трудовых книжек и приходно-расходная книга учета бланков трудовых книжек и вкладышей к ним, отдельные бухгалтерские документы (например, ведомости выдачи заработной платы, сумм, причитающихся работнику к отпуску, увольнению), приказы (распоряжения, постановления) контролируемого субъекта по вопросам труда и др. Этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен в зависимости от цели проверки.

При осуществлении проверки целесообразно проконтролировать соблюдение нанимателем трудового законодательства по следующим направлениям.

1. Соответствие трудовому законодательству основных локальных нормативных актов:

1.1. наличие правил внутреннего трудового распорядка, разрабатываемых в соответствии со статьей 195 ТК на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. № 46, обязательно для каждого нанимателя независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Указанные правила утверждаются нанимателем с участием профсоюза и вывешиваются на видном месте. Согласно статье 54 ТК наниматель обязан ознакомить с ними под роспись каждого работника при приеме на работу;

1.2. руководителем организации должно быть утверждено штатное расписание. Отсутствие такового является нарушением статьи 194 ТК. Структура штатного расписания примерно следующая: наименование должностей, количество штатных единиц, тарифный разряд и тарифный коэффициент для данной должности или профессии в соответствии с Единой тарифной сеткой, оклад или тарифная ставка, доплаты и надбавки. Наименования должностей, профессий в штатном расписании приводятся в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 "Профессии рабочих и должности служащих", введенным в действие с 1 января 2010 г. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 октября 2009 г. № 125, а также Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и квалификационными справочниками должностей служащих для всех отраслей экономики, для всех отраслей промышленности и для конкретных отраслей;

1.3. на основании квалификационных характеристик должностей, содержащихся в квалификационных справочниках, наниматель обязан разработать должностные инструкции для руководителей и специалистов. С порученной трудовой функцией (отраженной в должностной инструкции) наниматель обязан ознакомить работника при приеме на работу под роспись, как того требует пункт 2 части первой статьи 54 ТК;

1.4. в соответствии со статьей 123 ТК режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), утверждаемыми нанимателем по согласованию с профсоюзом. Установленный графиком работ (сменности) режим рабочего времени должен быть доведен до ведома работников не позднее одного месяца до введения его в действие;

1.5. локальным нормативным актом, регулирующим ежегодный отдых работников, является график отпусков, утверждаемый нанимателем по согласованию с профсоюзом. График трудовых отпусков согласно статье 168 ТК составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором (соглашением) либо согласованного нанимателем с профсоюзом, и доводится до сведения всех работников.

Форма доведения графика до сведения работников в ТК не оговорена. Обычно он вывешивается на видном месте либо доводится до работников под роспись, что представляется более предпочтительным, т.к. исключается возникновение споров по данному вопросу;

1.6. между нанимателем и работниками может быть заключен коллективный договор, в котором согласно статье 7 ТК наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. Необходимо обратить внимание на соответствие его норм законодательству, Генеральному, тарифному, местному соглашениям; соблюден ли порядок внесения изменений и (или) дополнений в него, срок его действия; подписана ли каждая страница коллективного договора уполномоченными представителями сторон; зарегистрирован ли он в местном исполнительном или распорядительном органе (статьи 362 – 370, 373 ТК).

Статьей 373 ТК закреплена обязанность нанимателя ознакомить всех работников, в том числе впервые принятых, с действующим у него коллективным договором (соглашением). Согласно пункту 3 части первой статьи 54 ТК ознакомление работника с коллективным договором производится под роспись. Действие коллективного договора распространяется на работников, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.), лишь при условии их письменного согласия на такое распространение (часть вторая статьи 365 ТК).

В соответствии со статьей 354 ТК представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. На сегодняшний день только профсоюзы действуют на основании такого акта – Закона Республики Беларусь
"О профессиональных союзах", следовательно, иные органы, претендующие на представление интересов работников, такого права не имеют.

2. Оформление трудовых отношений:

2.1. с момента вступления в силу ТК (с 1 января 2000 г.) трудовой договор может быть заключен только в письменной форме.

Следует обратить внимание на дату подписания трудового договора и на дату издания нанимателем приказа о приеме на работу, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись. В соответствии с частью четвертой статьи 25 ТК приказ издается после подписания трудового договора.

Трудовой договор должен соответствовать Примерной форме трудового договора, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27 декабря 1999 г. № 155, контракт с работником – Примерной форме контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1180.

Следует обратить внимание на срочные трудовые договоры, которые могут быть заключены с работниками в соответствии со статьей 17 ТК. При установлении факта заключения срочного трудового договора (за исключением контракта) с работником, чья работа носит постоянный характер, представитель профсоюза должен указать в представлении на нарушение трудового законодательства и предложить нанимателю оформить трудовые отношения с таким работником на неопределенный срок;

2.2. ведение трудовых книжек работников.

Ведение трудовых книжек регулируется статьями 50, 79 ТК и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 40. В соответствии с пунктом 79 данной Инструкции наниматель обязан вести книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью нанимателя и печатью нанимателя.

Бланки трудовых книжек и вкладышей к ним, как документы строгой отчетности, а также приходно-расходная книга по их учету должны храниться в специально оборудованных местах (в несгораемых шкафах, сейфах).

В книге учета движения трудовых книжек регистрируются трудовые книжки всех работников, за исключением работающих по совместительству. При увольнении работник должен расписаться в этой книге о получении трудовой книжки и проставить дату получения.

При сопоставлении даты увольнения работника в соответствующем приказе с датой получения им трудовой книжки, указанной в книге учета движения трудовых книжек, можно судить о соблюдении нанимателем нормы части шестой статьи 50 ТК, предусматривающей выдачу трудовой книжки работнику в день увольнения (последний день работы). При выявлении в процессе проверки фактов несвоевременной выдачи работникам трудовых книжек представитель профсоюза с учетом конкретных обстоятельств (срока, прошедшего со времени увольнения работника; основания, по которому был расторгнут трудовой договор, и др.) вправе указать в представлении, выдаваемом нанимателю по результатам проверки, требование о выплате таким работникам среднего заработка за время вынужденного прогула и изменении им даты увольнения на день выдачи трудовой книжки;

2.3. личные дела работников:

порядок формирования, ведения и хранения личных дел работников содержится в инструкции, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26 марта 2004 г. № 2.

Личное дело работника формируется после заключения трудового договора (контракта) и издания приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность).

Документы должны быть включены в формируемое личное дело в следующей последовательности: внутренняя опись документов личного дела, дополнение к личному листку по учету кадров, личный листок по учету кадров, автобиография, копии документов об образовании, повышении квалификации, переподготовке, заявление о приеме на работу, копия (выписка) приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность).

При проверке личных дел следует учитывать, что для работников соответствующих категорий в формируемые личные дела включаются и иные документы: декларация о доходах, обязательство о выполнении мер по предупреждению коррупции, контракт, справка-объективка, анкета, копия (выписка) протокола заседания ученого совета, копия (выписка) протокола общего собрания трудового коллектива или профсоюзного органа, копия (выписка) решения учредителей о назначении на должность руководителя организации, договор о материальной ответственности, направление на работу.

В процессе ведения личных дел в них в хронологической последовательности включаются документы, характеризующие деловые, общественно-политические, научные и личные качества работника: характеристики и аттестационные листы, списки научных трудов и изобретений, заявления работника о переводе, увольнении, иные документы, послужившие основанием для перевода, увольнения работника, копии (выписки) приказов (распоряжений, решений, постановлений) о переводе, увольнении, награждении, присвоении классов, квалификационных категорий, разрядов, званий, отражающие факт изменения фамилии и т.п., а также иные документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Трудовые договоры (контракты) с работниками включаются в состав личных дел по решению кадровой службы (специалиста по кадрам).

В личное дело не включаются копии документов о предоставлении отпусков, наложении дисциплинарных взысканий (за исключением случаев увольнения работника в качестве меры дисциплинарного взыскания), справки о месте жительства, составе семьи, размере заработной платы и другие документы, имеющие срок хранения до 10 лет включительно.

3. Соблюдение отдельных норм трудового законодательства:

3.1. при установлении факта приема на работу лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет следует проверить, имеется ли на это письменное согласие одного из родителей, не нарушает ли работа такого несовершеннолетнего процесса обучения и не причиняет ли вред здоровью, не является ли работа несовершеннолетнего тяжелой или работой с опасными условиями труда, работой по совместительству или с заключением письменного договора о полной материальной ответственности, соблюдается ли сокращенная продолжительность рабочего времени, выплачивается ли заработная плата в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы, проводятся ли медицинские осмотры при приеме на работу и ежегодно до достижения совершеннолетия (статьи 21, 22, 28, 114, 115, 117, 120, 166, 168, 170, 174, 205 – 208, 211, 212, 214 – 216, 220, 272 – 282, 348, 405 ТК).

Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.06.2013 №67.
Нормы предельно допустимых величин подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от четырнадцати до восемнадцати лет утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь
от 13 октября 2010 г. № 134.

3.2. следует обратить внимание на выполнение требований статьи 27 ТК, запрещающей совместную работу в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении, а по решению собственника – и в негосударственной организации) на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

3.3. проверить выполнение требований статьи 28 ТК, определяющей возможность заключения трудового договора с предварительным испытанием, а также категории работников, которым предварительное испытание устанавливаться не может;

3.4. проверить законность перевода, перемещения работников, изменения им существенных условий труда, временного перевода в связи с производственной необходимостью и в случае простоя (статьи 30 – 34 ТК), а именно: имелось ли письменное согласие работника на перевод, имелись ли обоснованные производственные, организационные или экономические причины для перемещения работника, изменения ему существенных условий труда, соблюдался ли срок предупреждения работника об изменении существенных условий труда, а также срок временного перевода в связи с производственной необходимостью и в случае простоя.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений) iconМетодические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля...
Методические рекомендации содержат перечень основных вопросов трудового законодательства, на которые следует обратить внимание при...

Методические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений) iconПрофсоюз работников народного образования и науки
Методические рекомендации по проведению проверок учреждений образования по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных...

Методические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений) iconОбщероссийский профсоюз образования рязанская областная организация областной комитет
Рязанской областной организации Профсоюза от 18 декабря 2012 г. №35-4 «О приведении в соответствие с постановлением Исполкома цс...

Методические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений) iconМетодические рекомендации по осуществлению профсоюзного (общественного)...
С октября 2006 года вступила в силу новая редакция Трудового кодекса Российской Федерации

Методические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений) iconАдминистративный регламент
Правительства Хабаровского края по предоставлению государственной услуги по уведомительной регистрации региональных соглашений, территориальных...

Методические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений) iconАдминистративный регламент
Правительства Хабаровского края по предоставлению государственной услуги по уведомительной регистрации региональных соглашений, территориальных...

Методические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений) iconМетодические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля...
Составитель: Волкова Р. М. – председатель комиссии Совета общественной организации Федерации профсоюзов Новосибирской области по...

Методические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений) iconМетодические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля...
Тк рф) и закона Удмуртской Республики от 03. 12. 2014 года №73-рз «О порядке и условиях осуществления в Удмуртской Республике ведомственного...

Методические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений) iconМетодические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля...
Тк рф) и закона Удмуртской Республики от 03. 12. 2014 года №73-рз «О порядке и условиях осуществления в Удмуртской Республике ведомственного...

Методические рекомендации профсоюзным работникам по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, выполнением норм коллективных договоров (соглашений) iconМетодические рекомендации по осуществлению ведомственного контроля...
Тк рф) и закона Удмуртской Республики от 03. 12. 2014 года №73-рз «О порядке и условиях осуществления в Удмуртской Республике ведомственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск