Концессионные соглашения правовые основы


НазваниеКонцессионные соглашения правовые основы
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5
Концессионные соглашения - правовые основы
С момента принятия в 2005 г. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ в нашей стране появился мощный инструмент для привлечения частного капитала в российскую экономику.

Развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений является одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям позволит, с одной стороны, в максимальной степени защитить вложения инвесторов, с другой - сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

О правовых основах концессионных соглашений мы и поговорим в этой статье.
Итак, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) был принят 21 июля 2005 г., но, поскольку российский институт концессии постоянно совершенствуется, в Закон не единожды вносились изменения.

Так что же представляет собой концессия? Для ответа на этот вопрос обратимся к п. 1 ст. 3 Закона N 115-ФЗ.

Концессионное соглашение представляет собой договор, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Обязанностью концедента по концессионному соглашению является предоставление концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Иными словами, концессионное соглашение - это договор, в соответствии с которым концессионер за свой счет создает и (или) реконструирует, а также использует в своей деятельности определенное соглашением недвижимое имущество, причем имущество это находится в государственной или муниципальной собственности.

По сути, концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров. К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона N 115-ФЗ или из существа концессионного соглашения (п. 2 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

Перечень имущества, которое может стать объектом концессионного соглашения, содержит ст. 4 Закона N 115-ФЗ, согласно пп. 11 п. 1 которой объектом концессионного соглашения могут являться системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.
Обратите внимание! Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, на момент заключения соглашения должен находиться в собственности концедента и на момент передачи его концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Причем концессионер, реконструирующий объект соглашения, не должен менять его целевого назначения: это недопустимо (п. п. 4, 5 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).
Если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пп. 11 п. 1 ст. 4 Закона N 115-ФЗ, названное нами выше, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения (п. 4 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

Типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 748 (далее - Типовое соглашение N 748).

Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер. В качестве концедента в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ могут выступать:

- Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;

- субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

- муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

В некоторых случаях от имени концедента могут выступать не только органы государственной власти разных уровней, но и уполномоченные концедентом организации.

В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пп. 11 п. 1 ст. 4 Закона N 115-ФЗ и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по соглашению. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи (п. 1.1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Иными словами, концессия представляет собой уступку государством на определенный срок и определенных условиях своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным иностранным или отечественным компаниям и коммерсантам.

Перемена лиц по концессионному соглашению путем уступки требования или перевода долга допускается с согласия концедента с момента ввода в эксплуатацию объекта концессионного соглашения. Концессионер не вправе передавать в залог свои права по концессионному соглашению. В случае перемены лиц по концессионному соглашению не допускается внесение изменений в условия концессионного соглашения, определяющие технические характеристики объекта концессионного соглашения (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Замена лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором осуществляется путем проведения концедентом конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению. Требования к такому конкурсу установлены п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ.

Существенным условием концессионного соглашения является срок его действия. В соответствии со ст. 6 Закона N 115-ФЗ срок действия устанавливается соглашением с учетом следующих факторов:

- срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

- объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения и срока окупаемости таких инвестиций;

- других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.

Плата по концессионному соглашению предусмотрена ст. 7 Закона N 115-ФЗ. Как установлено п. 1 названной статьи, концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта соглашения. Внесение платы может предусматриваться как в течение всего срока действия соглашения, так и в течение отдельных его периодов. Размер платы, форма, порядок и сроки ее внесения концессионером устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Концессионная плата может быть установлена в форме:

- определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

- установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

- передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Соглашением может быть предусмотрено сочетание указанных выше форм концессионной платы.

Между тем концессионное соглашение может и не предусматривать внесение платы концессионером, но лишь при выполнении определенных условий:

- если концессионер реализует производимые товары, выполняет работы или оказывает услуги по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

- если условиями концессионного соглашения предусмотрены принятие концедентом на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта соглашения или плата концедента по соглашению.

Как заключается концессионное соглашение? Из ст. 13 Закона N 115-ФЗ следует, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения соглашения, за исключением случаев, о которых мы скажем позже.

Соглашения в сфере ЖКХ заключаются в соответствии с уже названным Типовым соглашением N 748 и должны включать в себя все существенные условия, установленные Законом N 115-ФЗ. Помимо этого, соглашения могут включать в себя условия, не урегулированные Типовым соглашением N 748 и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения согласно ст. 21 Закона N 115-ФЗ может быть открытым и закрытым. Разница между открытым и закрытым конкурсом заключается в том, что заявки на участие в открытом конкурсе могут представлять любые лица, участие в закрытом конкурсе могут принимать только лица, которым направлены приглашения о принятии участия в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

Закрытый конкурс мы рассматривать не будем, поскольку проводятся такие конкурсы, если соглашение заключается в отношении объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, а также в отношении объектов, имеющих стратегическое значение для безопасности государства.

Рассмотрим порядок проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения.

Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом, что следует из ст. 22 Закона N 115-ФЗ. О том, кто может выступать на стороне концедента, мы уже рассказали в статье, но отметим, что чаще всего концедентом становятся муниципальные образования, от имени которых выступают органы местного самоуправления.

Решением должны быть установлены:

- условия и критерии конкурса, а также параметры критериев конкурса;

- срок опубликования сообщения о проведении открытого конкурса. Сообщение публикуется в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в сети Интернет в срок, установленный конкурсной документацией, не менее чем за 30 рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе. Сведения, которые должны быть указаны в сообщении о проведении конкурса, содержит ст. 26 Закона N 115-ФЗ;

- орган, уполномоченный концедентом на утверждение конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также на создание конкурсной комиссии и утверждение ее персонального состава. Отметим, что число членов конкурсной комиссии не может быть менее 5 человек (ст. 25 Закона N 115-ФЗ), причем членами комиссии не могут быть граждане, представившие заявки на участие в конкурсе или состоящие в штате организаций, подавших заявки, либо граждане, являющиеся акционерами (участниками) этих организаций, членами их органов управления или аффилированными лицами участников конкурса.

Конкурсная документация согласно ст. 23 Закона N 115-ФЗ должна содержать, в частности, следующие сведения:

- условия конкурса;

- состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества;

- требования, предъявляемые к участникам конкурса и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников (в случае если объектом соглашения является имущество, указанное в п. 1.2 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, а именно объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем, требования, которые предъявляются к участникам конкурса, не устанавливаются);

- критерии конкурса и параметры критериев;

- исчерпывающий перечень документов, материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса;

- порядок представления заявок на участие в конкурсе и предъявляемые к ним требования, а также место и срок представления заявок;

- порядок, место и срок представления конкурсной документации, а также порядок представления разъяснений положений конкурсной документации (разъяснения в письменной форме представляются в том случае, если запрос поступил не позднее чем за 10 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе; разъяснения направляются каждому заявителю не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока представления заявок на участие в конкурсе);

- указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в п. 1.2 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, - требование о представлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными п. п. 4 и 4.1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере;

- размер задатка, вносимого в обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению;

- размер концессионной платы, форму или формы, порядок ее внесения;

- порядок, место и срок представления конкурсных предложений, а также порядок и срок изменения или отзыва заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений (заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока представления в конкурсную комиссию заявок на участие в конкурсе);

- порядок, место и дату вскрытия конвертов с заявками;

- порядок и срок проведения предварительного отбора участников, дату подписания протокола о его проведении;

- порядок рассмотрения и оценки конкурсных предложений, порядок определения победителя конкурса, срок подписания протокола о результатах проведения конкурса;

- срок подписания концессионного соглашения, а также требования к победителю конкурса о представлении документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств концессионера по соглашению;

- срок передачи концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) и решением концедента установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, конкурсная документация должна содержать такие параметры (п. 1.1 ст. 23 Закона N 115-ФЗ).
  1   2   3   4   5

Похожие:

Концессионные соглашения правовые основы iconРабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем...

Концессионные соглашения правовые основы iconОбщее определение арбитражного соглашения может быть сформулировано следующим образом
Оба соглашения довольно тесно связаны друг с другом, вместе с тем имеют различный предмет и вызывают различные правовые последствия....

Концессионные соглашения правовые основы iconОказание бесплатной юридической помощи в Управлении Федерального...
Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической...

Концессионные соглашения правовые основы iconВсемирный Русский Народный Собор Общественная Палата Росийской Федерации
Современные правовые основы кадетского оборазования в России: правовые акты и их проекты

Концессионные соглашения правовые основы iconI. Общие положения, Правовые и организационные основы деятельности дорожно-патрульной службы1
Российской' Федерации, настоящее Наставление и иные нормативные правовые акты мвд россии, а также законодательные и иные нормативные...

Концессионные соглашения правовые основы iconМетодические рекомендации Организационно-правовые основы деятельности...
Организационно-правовые основы деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Концессионные соглашения правовые основы iconТ. М. Панченко, аудитор Аудиторская фирма «аудит а» Правовые основы...
Правовые основы предоставления имущества в прокат установлены параграфом 2 гл. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (ст ст....

Концессионные соглашения правовые основы iconПравовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей
Семейно-правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России

Концессионные соглашения правовые основы iconЕдиновременные социальные выплаты: виды, размеры, правовые основы назначения
Введение тема: Единовременные социальные выплаты: виды, размеры, правовые основы назначения

Концессионные соглашения правовые основы iconРешение 26 апреля 2013 года №64/212 г. Салехард Об утверждении Программы...
Об утверждении Программы учебного курса «Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной комиссии»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск