Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение»


Скачать 284.82 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение»
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Забайкальский аграрный институт

филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского»

Экономический факультет

кафедра естественно-научных и гуманитарных дисциплин

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

по дисциплине

«Культура речи и деловое общение»
для студентов очного обучения экономического факультета


Составитель: И.В. Шмаленко, старший преподаватель

кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин


Чита, 2015

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

очного обучения экономического факультета

Составитель: И.В. Шмаленко, старший преподаватель кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин.

Рецензент: к.п.н., доцент Л.А. Кожина

Рассмотрены на заседании кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин ЗабАИ и рекомендованы к изданию «16» ноября 2015 г.
Утверждено Методической комиссией экономического факультета ЗабАИ

«23» ноября 2015 г., протокол № 9
Методические рекомендации соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Предназначены для студентов очного обучения. В методических рекомендациях определены цель и задачи освоения дисциплины, компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины, приведены задания для самостоятельной работы.

Печатаются по решению Методической комиссии экономического факультета Забайкальского аграрного института - филиала ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского»

Забайкальский аграрный институт, 2015

Цели освоения дисциплины

Целью данной дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по рационализации процессов делового общения.

Задачи изучения дисциплины:

-систематизация и углубление базовых знаний о современном русском литературном языке, культуре русской речи, нормах русского литературного языка, системе функциональных стилей;

-усвоение основных норм произношения и постановки ударения в современном русском языке (в объеме до 150 тестовых единиц);

-формирование представлений о речевом взаимодействии, основных единицах общения, принципах эффективной речевой коммуникации;

-повышение уровня практического владения устной и письменной формами современного русского литературного языка в разных сферах делового общения;

-формирование умений публичного выступления;

-воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку и культуре.
Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Культура речи и деловое общение» входит в факультативную часть обучения. Для изучения данной дисциплины необходимо знание разделов школьного курса русского языка: орфоэпии, морфологии, лексики, синтаксиса и стилистики. Освоение данной дисциплины и приобретенные навыки необходимы для последующего изучения таких дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, как иностранный язык, отечественная история, социология, культурология, деловая этика.
Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурных

ОК-6 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе


Содержание дисциплины

Раздел 1. Культура речи и современный русский язык

Нормы современного литературного языка (орфоэпические нормы, лексические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы). Культура речи. Нормативный аспект культуры речи. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. Совершенствование навыков грамотного письма.

Раздел 2. Характеристика делового общения

Сущность общения: определение понятия, структура, виды и функции. Функции общения. Принципы эффективной коммуникации. Понятие и формы делового общения. Вербальные средства коммуникации. Невербальные средства коммуникации. Комплименты и критика в деловой коммуникации. Стратегии письменной деловой коммуникации. Структурно-композиционные и языковые особенности личных документов. Структурно-композиционные и языковые особенности распорядительных и административно-организационных документов.

Раздел 3. Письменная и устная деловая коммуникация

Искусство публичной речи. Навыки и приёмы ораторского искусства. Особенности организации и проведения различных типов деловых бесед. Стратегии устной деловой коммуникации Переговоры. Методы ведения переговоров. Этикет переговоров. Полемическое мастерство. Культура спора.

Раздел 4. Этикет делового общения

Этические нормы общения. Особенности русского речевого этикета. Этика деловых отношений. Этикет ведения беседы и переговоров. Эффективная и неэффективная коммуникация. Речевые ошибки и способы их устранения. Работа над техникой речи в деловом разговоре. Национальные особенности деловых коммуникаций. Характеристика особенностей поведения представителей различных культур, стран и народов.


Задания для самостоятельной работы
Тема № 1. Нормы современного русского литературного языка

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6
Теоретические вопросы:

1.Дайте определение нормам современного литературного языка.

2.Какова роль норм в языке?

3.Перечислите все виды норм, существующих в языке.

4.Охарактеризуйте орфоэпические нормы литературного языка.

5.Что такое грамматические нормы?
Практические задания:

1. Расставьте ударения.

а) каучук

б) приняли

в) некролог

г) красивее

д) позвонит
2. Образуйте множественное число от следующих слов:

а) инженер;

б) желоб;

в) договор;

г)свитер;

д) торт;

е) инспектор;

ж)выбор;

з) корм;

и) лидер;

к) номер.
3. Вставьте пропущенные буквы там, где необходимо.

а) в течени_ часа

б) железный панц _ рь

в) выр _ стают дубки

г) стел _ шь покрывало

д) прор _ дить морковь

е) н _ разу не были

ж) новый электр_ двигатель

з) эликтр_ фикация здания

и) ч_ порный человек

к) хорошие пл _ вцы
4.Поставьте одну согласную или двойную там, где это необходимо.

Н или нн:

а) пчели ый

б) тума ый

в) оловя ый

г) а отация

С или сс:

а) ра чет

б) Ра…считать

в) пере каз

г) агре ия
5.Раскройте скобки.

а) (пол) листа;

б) (диван) кровать;

в) (архи) реакционный;

г) (не) чего;

д) (все) таки;

е) (макро) и (микро) элементы;

ж) (по) моему;

з) когда бы то (ни, не) было;

и) (не) обыкновенный;

к) (в) следствие непогоды.
6.Исправьте ошибки, допущенные в построении предложения.

а) Писатель достоверно и ярко описал быт и нравы волжского городка Калинова.

б) Если поднять этот винт вверх, то сопротивление уменьшится.
Тема № 2. Культура речи

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6, ОК -7
Теоретические вопросы:

1.Дайте определение понятию язык и деловое общение.

2. Охарактеризуйте особенности делового общения.

3.Перечислите типы речевых культур в деловом общении.

4. Принципы речевого поведения.

5. Способы совершенствования навыков грамотного письма.
Практические задания:

Задание 1. Найдите ошибки на сочетаемость, объяснить их. Предложения исправьте.

1) В парке было заложено тридцать два дерева. 2) Закоренелые москвичи особенно сильно любят свой город. 3) Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 4) На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 5) Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. 6) Первая трудность произошла со стройматериалами. 7) Наша факультетская аудитория просторна и удобна для длинных лекций. 8) Новой русской власти неизбежно придется решать накопившийся толстый слой социальных проблем. 9) Значительный эффект оказывает на аудиторию использование народным судьей примеров, взятых из жизни. 10) Мальчик обладал хорошими музыкальными способностями.

Задание 2. Найти ошибки, связанные с речевой избыточностью, классифицировать их и исправить предложения.

1) Здесь можно приобрести все необходимые товары и вещи. 2) Невольно вспоминаются в памяти слова Н.В.Гоголя. 3) Он крепко держит в своих руках штурвал руля. 4) Российская делегация предложила ввести в проект следующие коррективы и поправки. 5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 6) Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился. 7) Лес, окутанный черным мраком, наводил на нас ужас. 8) В этом стихотворении Бернс воссоединяет воедино тему бессмертия жизни и труда с образом народного героя. 9) Первое боевое крещение мы получили под Ельней. 10) Следственные органы расследовали преступления, связанные со злоупотреблениями в торговой сети.
1)Согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали. 2) Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверия к государственным учреждениям. 3) Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4) Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана. 5) Необычный феномен могли наблюдать жители нашего города в минувшее воскресенье. 6) Толпа людей ворвалась в здание. 7) Лично я с этим не согласен. 8) Загрязнение атмосферного воздуха - животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 9) Наша страна, которая еще недавно была передовым авангардом всемирного движения за мир, не может урегулировать кровопролитие на Северном Кавказе. 10) Меня поразил внутренний интерьер дома.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные со смешением паронимов. При выполнении задания пользуйтесь толковыми словарями.

1) Ее объяснение было очень доходным. 2) Порошковая металлургия — современная эффектная технология. 3) Славу Н. Караченцову принесла заглавная роль в спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Резанова. 4) В новых кварталах города находятся самые высотные дома. 5) После ссоры между бывшими приятелями установились вражеские отношения. 6) Искусство влияет на рост культурности человека. 7) Он начал с маленького, но со временем достиг больших успехов. 8) У нее совершенно нет тактики: своими вопросами она поставила меня в смешное положение. 9) Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 10) Большим достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

Тема 3. Устное и письменное деловое общение

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6, ОК -7
Теоретические вопросы:


  1. История формирования русской официально-деловой письменной речи. Первые письменные документы, дошедшие до наших дней.

  2. XV-XVII вв. – появление в документах устойчивых текстовых формулировок, устойчивых информационных элементов (реквизиты, языковые формулы). Приказное делопроизводство.

  3. Губернская реформа Екатерины II.

  4. Министерская система управления XIX века.

  5. Современное делопроизводство.

  6. Развитие официально-деловой письменной речи в начале XXI века.

  7. Мировой опыт официально-деловой переписки.


Практические задания:

Задание 1. К каким стилям относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу.

Книжный стиль

Разговорный стиль

Язык художественной литературы

научный

деловой

публицист.







тезисы

протокол

очерк

реплика

повесть

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Задание 2. О каком стиле идет речь в статье академика Л.В. Щербы[1]? Проанализируйте содержание текста: покажите, что его основной стилевой чертой является логичность (последовательность в изложении, аргументированность каждого вывода, положения).

Основная разновидность канцелярского стиля имеет своей задачей представить все обстоятельства дела во всех их логических взаимоотношениях вместе с выводом из них в одном целом. Отсюда вытекает культура сложных предложений по способу подчинения в канцелярском стиле. И в самом деле, подобным образом хорошо построенные предложения дают возможность читателю все сразу понять и сразу же принять соответственное решение. Если изложить содержание такого сложного предложения в виде независимых друг от друга элементов, то читателю потребуется значительное количество времени и энергии на то, чтобы свести эти элементы в единое логическое целое и сделать соответственные выводы.

Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков: быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно важной, так как заинтересованный человек безо всякого понукания прочтет всякую статью закона и два и три раза.

Тема № 4. Язык официально-делового общения

Компетенции, формируемые в результате изучения темы: ОК-6, ОК -7
Теоретические вопросы:

  1. Официально-деловой стиль в системе книжных стилей: общая характеристика и особенности нового времени.

  2. Лексические и грамматические особенности официально-делового стиля. Речевые клише официально-делового стиля речи.

  3. Внутристилевая и жанровая дифференциация официально-делового стиля. Новые явления в официально-деловом стиле.

  4. Профессионально-деловое общение: виды, формы, языковая специфика. Понятие коммуникативного барьера и коммуникативной компетентности.


Практические задания:

Задание 1. Для каких языковых стилей приведенные языковые средства являются характерными (заполните таблицу, помня, что одно и то же средство может быть характерно для двух и даже трех стилей).


Научный стиль

Деловой

стиль

Публицистический стиль

Разговорный стиль

Язык художественной

литературы

















Слова и сочетания слов: разговорные, профессиональные, термины, канцеляризмы, общественно-политическая лексика и фразеология, отвлеченные, просторечные, слова в переносно-образных значениях, слова в основных (понятийных) значениях, книжные, диалектные, жаргонные, созданные автором, междометные, слова-сокращения, штампы, устаревшие, заимствованные, неологизмы, стилистически окрашенные, уменьшительно-ласкательные.

Предложения: восклицательные, с обращением, с однородными членами, с вводными словами, с прямой речью, вопросительные, побудительные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные, неполные, с обособленными членами предложения, реплики, цитаты, сложносочиненные, сложноподчиненные, сложные бессоюзные, сложные предложения с различными видами связи.
Задание 2. Напишите, в каких случаях уместна только книжная речь, только разговорная, а в каких и та и другая.

Публичное выступление, лекция, сообщение, разговор пациента с врачом, разговор ученика с учителем, интервьюирование, разговор пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями, разговор за обеденным столом.

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение» iconМетодические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» исодержат список...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение» iconМетодическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности 030912 Право и организация социального обеспечения при изучении дисциплины...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине...
«Русский язык и культура речи» предназначены для студентов средних профессиональных учебных заведений, реализующих фгос среднего...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и икт»
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и икт» предназначены для студентов первого...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов очной...
Методическое пособие предназначено для практических занятий и самостоятельной работы студентов специальностей 110400. 65-«Зоотехния»,...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Культура речи и деловое общение» iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочими программами,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск