Аннотация к дисциплине


Скачать 263.83 Kb.
НазваниеАннотация к дисциплине
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3
НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Б3.В.8 Римское право

АННОТАЦИЯ К ДИСЦИПЛИНЕ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ).
Общие сведения

1.

Кафедра

Философии, политологии и права

2.

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование. Профили «История», «Право».


3.

Дисциплина

Римское право

4.

Тип задания

Используется интернет-тренажер i-exam.ru, кейс-задания

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)


8 тем


Перечень компетенций

ОК-1 - владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

ОПК-2 - способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении

социальных и профессиональных задач


Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания:

- знать основные теоретические положения Римского права;

- знать основные источники Римского права.

Умения:

- свободно ориентироваться в системе Римского права;

- применять полученные теоретические знания для решения практических задач и изучения частноправовых дисциплин профессионального цикла.

Навыки: изучения и анализа первоисточников, выполнения письменных работ, публичных выступлений.

Опыт деятельности:

- решение кейс-заданий, приближенных к правоприменительной практике с осознанием ответственности за неправильно принятое правовое решение;

- составление тестовых заданий требующих глубоких теоретических знаний, владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.


Этапы формирования компетенций (количество этапов формирования компетенций: ДЕ, разделов, тем и т.д.)

Наименование элемента содержания (темы)

Перечень учебных элементов

Студент должен:

Тема 1. Понятие, предмет и источники римского права.

знать: предмет римского права; роль римского права в истории права; его значение для учителя истории и права; понятие и виды источников права; обычное право и закон; эдикты магистратов; деятельность юристов; кодификация римского права.

уметь: анализировать первоисточники.

Тема 2. Иски.

знать: возникновение государственного суда; деление гражданского процесса на ius u iudicium; общее понятие о легисакционном, формулярном и экстраординарном процессах; понятие и виды исков; особые средства преторской защиты; исковая давность.

уметь: применять полученные теоретические знания для решения практических задач и изучения частноправовых дисциплин профессионального цикла.

Тема 3. Лица.

знать: понятие «лица» и правоспособности; правовое положение римских граждан; правовое положение латинов и перегринов; правовое положение рабов; правовое положение вольноотпущенников; правовое положение колонов; юридические лица.

уметь: применять полученные теоретические знания для решения практических задач и изучения частноправовых дисциплин профессионального цикла.

Тема 4. Семейно-правовые отношения.

знать: римская семья; агнатское и когнатское родство;

брак; личные и имущественные отношения между супругами; отцовская власть.

уметь: применять полученные теоретические знания для решения практических задач и изучения частноправовых дисциплин профессионального цикла.

Тема 5. Вещные права.

знать: права вещные и обязательственные; владение; право собственности; право на чужие вещи.

уметь: применять полученные теоретические знания для решения практических задач и изучения частноправовых дисциплин профессионального цикла.

Тема 6. Обязательственное право.

знать: понятие и виды обязательств; виды договоров; условие действительности договора; заключение договора; стороны в обязательстве; исполнение обязательства и ответственность за несполнение.

уметь: применять полученные теоретические знания для решения практических задач и изучения частноправовых дисциплин профессионального цикла.

Тема 7. Отдельные виды обязательств.

знать: вербальные (устные) контракты; литтеральные (письменные) контракты; реальные контракты; консенсуальные контракты; безыменные контракты; пакты (Pacta); Обязательства как бы из договора (quasi ex contractu).

уметь: применять полученные теоретические знания для решения практических задач и изучения частноправовых дисциплин профессионального цикла.

Тема 8. Право наследования.

знать: понятие и история права наследования; наследование по завещанию; наследование по закону; принятие наследства и его последствия; легаты и фидеикомиссы.

уметь: применять полученные теоретические знания для решения практических задач и изучения частноправовых дисциплин профессионального цикла.


Типовое контрольное задание (контрольная работа, тест, кейс-задание и пр.)

Кейс-задания по темам:

Тема 1. Понятие, предмет и источники римского права.
Законы XII таблиц состояли из десяти основных таблиц и двух дополнительных. Содержание их таково:

1. Отношения истца и ответчика.

2. Судебный залог, свидетели, дни суда.

3. Кредиторы и должники.

4. Семейное право.

5. Право наследования.

6. Уголовный процесс.

7. Права и обязанности патрициев.

8. Правонарушения (клеветнические песни, телесные повреждения, кража, ссудный процент, лжесвидетельство, ночные собрания).

9. Общественное право рабов.

10. Сакральное право.

11-12. Дополнительные таблицы, которые включали: запрет на браки между плебеями и патрициями, исправления,внесенные в календарь и др.

Найти три ошибки.
Тема 2. Иски.


  1. Из-за небрежности Стиха, который не следил на состоянием забора на участке, который он должен был охранять, туда проник скот его соседа Панфила. На требование Стиха выгнать свой скот с его участка и не пускать его больше, Панфил ответил отказом, указывая на то, что не мешало бы Стиху сначала отремонтировать забор. Не придя к соглашению, спорщики обратились к претору. Какого рода защиту они могут требовать, исковую или интердиктную? Каковы будут действия претора?

  2. Сильный ветер, сорвав с крыши дома черепицу, увлек ее на соседний двор, где ею была убита овца. Возможен ли иск к хозяину черепицы? Если да, то личный или вещный? О чем будет этот иск? Каким образом будет исчисляться его сумма? Составьте формулу иска.

  3. Некий студент, изучающий право в Берите, предложил старьевщику свою хламиду для продажи, вложив в карман золотой солид. Нащупав деньги покупатель тотчас же заплатил требуемую сумму, явно превысившую обычную стоимость хламиды. Получив требуемую сумму, студент, не выпуская хламиду из рук, вытряхнул из нее монету, после чего отдал ее старьевщику. Старьевщик возопил и потащил студента к претору, обвиняя его в обмане. В свою защиту студент выдвинул следующую эксцепцию: "Во-первых, солид, как и любая другая монета, не продается, во-вторых, деньги ни в коем смысле не являются принадлежностью одежды, а поэтому, применительно к данному случаю, невозможен ни иск об обмане, ни иск о возмещении ущерба". Будучи студентом-правоведом, студент даже сам составил формулу эксцепции. Составьте и вы такую формулу (не забывайте, что в эксцепции "ответчик является истцом -- D. 44, 1,1"). Выслушав студента, претор с его аргументацией не согласился и удовлетворил иск старьевщика. Составьте формулу такого иска, предварительно решив: (1) О чем должен быть этот иск? Может ли, например, старьевщик настаивать на возмещении убытка, и если да, то как он должен исчисляться? Следует ли потребовать возмещения разницы между действительной стоимостью вещи и уплаченной за нее ценой или же разницы между действительной стоимостью имущества, ставшего предметом купли-продажи, и той суммой, которую он за нее заплатил, или, может быть, ущерб должен быть оценен в один золотой солид? Может ли в данном случае речь идти о сознательном обмане (dolus), а значит о пороке соглашения? Наконец, согласны ли вы с решением претора или же можете предложить какое-либо иное решение этой задачи?

  4. Марк неоднократно напоминал Туллию о необходимости возвратить долг в 100 сестерциев. Туллий каждый раз уклонялся, но затем сказал: "Я заплачу, но дай мне клятвенное обещание, что ты не будешь мне больше напоминать об этом". Марк поклялся, а Туллий все не платил. Не в силах самостоятельно разрешить создавшуюся дилемму (если молчать, ничего не получишь, если напомнить, нарушишь клятву), Марк обратился за помощью к претору. Есть ли выход из этой ситуации?


Тема 3. Лица.


  1. В Дигестах дается следующее определение свободы: "Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или законом" (D. I, 5, 4). Дайте правовой и философский комментарий на это положение.

  2. Каковы наиболее существенные отличия юридического лица от физического? Поясните ваш ответ примерами.

  3. Какие законные способы отпущения раба на волю вы знаете? В чем специфика каждого из этих способов. Были ли ограничения на отпущение рабов на волю? Какие условия должны были быть соблюдены при отпущении раба на волю, для того чтобы раб стал римским гражданином? При каких обстоятельствах он становится только перегрином? Кто такие dediticii?

  4. Будет ли свободным ребенок, рожденный матерью-рабыней от римского гражданина? Если нет, может ли он стать свободным?

  5. Римские граждане называли себя квиритами, а гражданское право римского народа - квиритским. Каково происхождение этих терминов?

  6. Какими способами латины могли приобрести римское гражданство?

  7. Существовали ли законы, ограничивающие власть господина над рабами и подвластными лицами? Если да, то какие?

  8. В чем состоит различие между правоспособностью и дееспособностью физического лица? Какие категории лиц, обладая правоспособностью, ограничены законом в своей дееспособности? Поясните свой ответ примерами.

  9. Имела ли право женщина по собственному желанию сменить себе опекуна или освободиться от опеки? Если да, то при каких обстоятельствах это было возможно?

  10. При каком условии правоспособность распространялась и на младенца, находящегося в утробе матери (то есть еще не рожденного на свет)?

  11. Что такое пекулий, кем, каким образом и в чью пользу он устанавливался?

  12. Во время эпидемии некая погребальная коллегия, истощив собственные средства, обратилась к банкиру за помощью. Получив заем, она не смогла вернуть его в установленный срок. Каким образом банкир сможет получить назад свои деньги? Может ли он, в частности, обратить взыскание на отдельных членов коллегии?

  13. Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а следовательно, не вправе выдвигать подобное требование. Так ли это?

  14. С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг определенного положения и состояния и приобрел на свое жалование имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

  15. Не имея средств, чтобы расплатиться с кредиторами, отец семейства предложил им в качестве батрака собственного (уже женатого, ведущего собственное хозяйство, но еще пребывающего под его властью) сына. Вправе ли он так поступить? Является ли такое решение отца основанием для сына потребовать эмансипации?


Тема 4. Семейно-правовые отношения.


  1. У римского гражданина Тиберия было три внука. Один родился от подвластного сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эмансипированного сына. Третий был рожден дочерью, состоящей в правильном браке cum manu. Какой из внуков находится под властью деда?

  2. В римском праве различались два способа усыновления: adoptio и adrogatio. В чем состоит принципиальное различие этих способов? В чем вы видите их смысл?

  3. По достижении совершеннолетия усыновленный заявил, что будь его воля, он никогда бы не согласился на акт усыновления. Послужит ли это основанием для эмансипации?

  4. Какими способами уничтожается агнатическая связь? В каких случаях и для чего это, по вашему мнению, было необходимо?

  5. Римские юристы говорили, что "брак создается не сожительством, но согласием супругов" (D. 35, 1, 15; 50, 17, 30). Что это значит? Дайте правовую оценку этому высказыванию.

  6. Луций был женат и владел небольшим поместьем в окрестностях Рима. В скором времени он решил попытать счастья на военном поприще и отправился в один из многочисленных военных походов. Случилось однако так, что он попал в плен и провел на чужбине довольно долгое время. Будучи выкупленным друзьями, он вернулся в свое поместье, но оказалось, что жена его в это время вышла замуж и передала права собственности на поместье своему новому мужу. Может ли Луций вернуть назад свое поместье? Может ли он вернуть себе жену?

  7. В Институциях Гая сказано, что после перехода во власть мужа, жена "получает права дочери". Что это значит?

  8. По всем признакам соглашение вступить в брак является консенсуальным контрактом и становится действительным только после достижения согласия всех заинтересованных сторон (самих вступающих в брак и отцов их семейств). Ответьте на следующие вопросы: (1) Возможно ли заключение правильного брака, если согласие родителей не достигнуто? (2) Возможно ли заочное заключение брака (то есть письменное или через посланника извещение о согласии одной из сторон)?

  9. Известно, что по общему правилу дарение между супругами ничтожно, даже если была произведена процедура манципации. Предположим, что после совершения развода муж дал нечто женщине, чтобы она вернулась. Женщина вернулась, но затем снова развелась. Имеет ли в этом случае дарение силу? Как отвечали на этот вопрос римские юристы? Что думаете по этому поводу вы?

  10. Lex Iulia de adulteriis coercendis устанавливал ответственность за разврат и незаконное сожительство. Что считалось развратом и какое полагалось наказание? В равной ли мере по этому закону отвечали мужчины и женщины? Ответьте также на более общий вопрос: существовало ли неравенство в правовом положении женщин в классическом римском праве и если да, то в чем оно выражалось? Какие законы, защищающие права женщин, вы знаете? В лучшую или худшую сторону изменило это положение христианство?

  11. В чем состоит различие между сожительством, конкубинатом и правильным браком? Прокомментируйте следующее знаменательное высказывание Павла: Concubina igitur ab uxore solo dilectu separatur. Мог ли римский гражданин иметь одновременно законную жену и конкубину?

  12. Какая судьба ожидала женщину, вступившую в сожительство с рабом (своим или чужим)?

  13. Римский историк рассказывает о случае, когда отец семейства, застигнув свою дочь в прелюбодеянии, убил ее, полагая, что он, будучи отцом, имеет право "жизни и смерти" над своими детьми. Законен ли такой поступок? Влечет ли он за собой ответственность? Что было бы, если бы на месте отца оказался муж?

  14. Возвращается ли приданое женщины, состоящей в браке sine manu при расторжении брака или после смерти жены, или же остается у мужа? Если возвращается, то кому? Имеет ли муж права на какие-либо удержания из приданого? Если да, то чем это определяется?


  1   2   3

Похожие:

Аннотация к дисциплине iconАннотация на рабочую программу по учебной дисциплине
Рецензент(ы): к э н., доцент кафедры «Финансы и кредит» фгбоу впо мгу им. Н. П. Огарева Бусалова С. Г

Аннотация к дисциплине iconВ распределенные системы Аннотация к дисциплине
Цель освоения: Изучение основных приемов и методов работы в области предназначения и использования распределенных систем

Аннотация к дисциплине iconСтатьи
Аннотация: от 1000 до 1200 печатных знаков. Аннотация должна быть информативной, содержательной, структурированной, оригинальной,...

Аннотация к дисциплине iconАннотация рабочей программы дисциплины этика государственной и муниципальной...
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения опоп во

Аннотация к дисциплине iconАннотация рабочей программы дисциплины этика государственной и муниципальной...
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения опоп во

Аннотация к дисциплине iconАннотация рабочей программы дисциплины профессиональная этика и культура...
Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения опоп во

Аннотация к дисциплине iconНазвание публикации
Аннотация. Начинать аннотацию рекомендуется словами «Предложен(ы), описан(ы), рассмотрен(ы)». Аннотация должна содержать краткое...

Аннотация к дисциплине iconПланы семинарских занятий с источниками Задания для самостоятельной...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Аннотация к дисциплине iconАннотация по дисциплине Стоматология для специальности 31. 05. 03...
Цели освоения дисциплины Цель освоения модуля – подготовка врача стоматолога, владеющего знаниями и умениями для проведения профилактики...

Аннотация к дисциплине iconWeb of Conferences – размер страницы 170х250, одноколоночный формат
Текст тезисов должен быть напечатан обычным 9 пт Times/Times New Roman одним абзацем, сразу после заголовка. Межстрочный интервал...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск