Некоммерческая организация Благотворительный фонд


НазваниеНекоммерческая организация Благотворительный фонд
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5


Некоммерческая организация Благотворительный фонд

«Народная Ассамблея»

при поддержке Фонда некоммерческих программ «Династия» и

Института «Открытое общество»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НОВОГО ТИПА:

СОЗДАНИЕ БАНКА ДАННЫХ, АНАЛИЗ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ


Руководитель проекта: Гонтмахер Евгений Шлемович

МОСКВА - 2008


Исполнители:
Гонтмахер Е.Ш., доктор экономических наук, профессор (руководитель);

Шаталова Е.Ю. – заместитель руководителя;

Бачманова Н.В.,

Львова Е.С.

Оглавление.
стр.

Введение 4

1. Методика исследования 7

2. Характеристика базы данных 9

3. Типичные кейсы 12

4. Мотивации 39

5. Виды активности 40

6. Внутренняя организация 42

7. Социальный и общественный статус «новых неформалов» 45

8. Что дальше? 48

9. Финансовый отчет 55

Приложения 57


Введение.
При оценке нынешнего состояния нашего гражданского общества обычно присутствуют две, практически противоположные оценки: от откровенного песcимизма до сдержанного оптимизма. Первая точка зрения весьма распространена среди политиков, которые безуспешно пытаются воспользоваться вроде бы имеющимся потенциалом гражданского общества. Вторая точка зрения – почти официальна, особенно после организации Общественной палаты.

С моей точки зрения, обе точки зрения имеют вполне объективные основания. Действительно, 70 лет коммунистического тоталитаризма атомизировали наше общество, направив естественное для любого нормального человека желания, говоря современным языком, потусоваться или в русло имитационной партийно-комсомольско-профсоюзной активности, или (и) в политически стерильные собаководство с филателизмом. Накопленная неиспользованная энергетика частично была реализована в переломные перестроечные годы. Появилось множество «неформалов», которые развили бурную активность, вплоть до многотысячных уличных манифестаций. Апофеозом этого этапа стали, пожалуй, события августа 1991 года и последовавшее потом время становления новой России 1992 года.

После событий октября 1993 года, принятия новой Конституции и начала работы Государственной Думы, несмотря на сотни тысяч НПО, которые регистрировались в то время, градус общественной активности начал снижаться. Во-первых, значительная часть актива общественных организаций влилась в формальную политическую элиту (депутаты всех уровней, государственные чиновники). Оставшаяся масса оказалась придавленной житейскими проблемами – снижением уровня доходов, появлением безработицы и т.п.

Фактически к концу 1990-х годов наше гражданское общество сформировалось в достаточно закостеневшем, «оформаленном» виде:

  • небольшая когорта активно работающих правозащитных организаций, история которых восходит к советскому диссидентству;

  • несколько тысяч реально действующих НПО в социальной сфере (детские, женские, инвалидов, спортивные и т.п.);

  • не меньший массив т.н. GONGO (правительственных неправительственных организаций), которые имитируют общественную активность и подыгрывают власти на всех уровнях, в обмен получая от нее финансирование и всевозможные подачки;

  • сотни тысяч НПО, существующих на бумаге либо из-за отсутствия финансов, либо из-за утери их учредителями интереса к общественной деятельности.

Подобная ситуация сохранялась и в начале 2000-х годов. Это ярко показал, в частности, Гражданский форум. Государство отдавало должное существованию такого рода гражданского общества, но не пыталась целенаправленно его трансформировать. Однако, начиная с 2003 года, все принципиально изменилось: власть вдруг поняла, что царствовать лежа на боку под журчание нефтегазовых потоков, уже не получится. Надо создавать новую систему, которая закрепила бы надолго новые отношения собственности (фактически вторую приватизацию, заключительная - госкорпоративная – стадия которой разворачивается на наших глазах). Отсюда и такое внимание к формированию законодательного органа – Государственной Думы, где «Единая Россия» должна обладать конституционным большинством. Отсюда и усилия по встраиванию гражданской активности в упряжку управляемой «демократии». Новое законодательство резко затруднило работу тех НПО, которые не пользуются официальной или неофициальной поддержкой государства, создана Общественная палата, которая пытается (к счастью, безуспешно) выступать от имени всего гражданского общества.

И всё было бы для нынешних властей успокаивающе-благостным, если бы в сфере гражданской активности в последние два-три года не появилась новая, всё более крепнущая тенденция. Речь идет о проявлениях самоорганизации людей, которые можно назвать «новыми неформалами».

Каждый день в СМИ – и в первую очередь в Интернете – появляются сообщения о неполитических акциях обманутых дольщиков, автомобилистов, экологов, противников уплотнительной застройки и т.п. К политике эти проявления активности не имеют никакого отношения. Еще одно важное обстоятельство – эти акции не инициированы властями и являются неожиданными для них. И еще: число и масштаб таких случаев в последние годы растет.

Именно эти обстоятельства стали основанием для исследования «новых неформалов», которое провел Фонд «Народная Ассамблея» при поддержке Фонда «Династия» и Института «Открытое общество».

Во время исследования решались три основные задачи:

- выявление масштаба изучаемого явления и, в т.ч., формирование базы данных;

- анализ основных характеристик деятельности «новых неформалов»;

- исследование возможных перспектив развития анализируемого феномена.

1. Методика исследования.
Для определения объекта исследования были выбраны следующие основные признаки:

- реальная (а не имитационная, инициированная властями или политическими объединениями) самоорганизация группы граждан;

- неполитический характер этой самоорганизации;

- причина самоорганизации – конкретная проблема взаимоотношений с местной властью;

- устойчивый характер самоорганизации (проведение неединичных мероприятий);

- появление не ранее 2005 года.

Важно отметить, что дальнейшему изучению подлежали только такие объекты, которые описываются всеми (без изъятий) перечисленными выше признаками.

На основании этих признаков произведено выявление конкретных форм самоорганизации людей.

Для этого был разработан специальный паспорт, в котором фиксировался основная информация о подобных общественных инициативах:

- название;

- время возникновения;

- регион, на который распространяется активность;

- причина возникновения;

- число и характер акций;

- состав инициативной группы, в т.ч. ее руководитель или координатор;

- координаты (телефон, электронная почта);

- источник получения информации о данной группе.

Образец заполненного паспорта см. в приложении 1.

Поиск такого рода общественных объединений был произведен в Интернете, а также в печатных СМИ (в т.ч. региональных), которые доступны в федеральных библиотеках и других источниках.

Для сбора базы данных использовалась информация сайтов различных типов:

- специализирующихся на протестных проявлениях (например, www.hro.org; www.kasparov.ru);

- общеполитических (например, www.civitas.ru; www.gazeta.ru; www.regnum.ru );

- СМИ (региональные и местные газеты);

- региональных и местных администраций;

- общественных организаций.

Список источников, проанализированных с помощью Интернета, см. в приложении 2.

С целью получения дополнительной информации о характере протестной активности и лицах ее возглавляющих была разработана анкета- интервью, которая использовалась во время встреч в Москве и Московской области, в командировках (Южно-Сахалинск, Иркутск, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Санкт-Петербург), а также была разослана по выявленным адресам.

Бланк анкеты-интервью см. в приложении 3.

2. Характеристика базы данных.
В результате проведенной работы собрана база данных на 228 проявление устойчивой самоорганизации, начиная с 1 января 2005 года и до 1 декабря 2007 года (см. отдельный файл, прилагаемый к данному исследованию).

В какой степени собранные данные отражают действительные масштабы движения «новых неформалов»?

Необходимо еще раз напомнить, что исследовались только те проявления общественной самоорганизации, деятельность которых носит устойчивый, а не одноразовый характер. Кроме того, надо иметь в виду, что информация о деятельности такой ячейки может быть очень скупой и не дойти до средств массовой информации, особенно в провинции. Однако нельзя и преуменьшать масштабы проникновения Интернета в информационное пространство России. Как уже отмечалось выше, существуют сайты, специализирующиеся на обнародовании данных о протестных проявлениях, а также информационные агентства (например, REGNUM), которые отмечают даже однократные акции, носящие неполитический характер. Тем самым, можно предположить, что в случае с устойчивыми группами «новых неформалов» собранная база данных охватывает их репрезентативное большинство.

Сколько человек в той или иной форме принимают участие в движении «новых неформалов»? Полученные данные показывает, что число активистов такой организации составляет не менее 10 человек. В мероприятии, кроме активистов, принимают участие и те, чей интерес в данном случае затронут, а также просто зеваки. Умножим 228 на, допустим, 50 и получим уже около 12 тысяч человек. А, учитывая регулярный характер проводимых акций, можно считать, что сейчас ежегодно демонстрируют настоящую, неимитационную неполитическую протестную активность, возможно, не одна сотня тысяч людей. Это тем более правдоподобно, если прибавить разовые акции, не получившие дальнейшее организационного продолжения, а также те факты, которые не попадают в СМИ и Интернет.

Конечно, на фоне чуть ли не 350 тысяч зарегистрированных в России общественных организаций, участниками которых числятся миллионы людей, это немного. Но, как уже отмечалось выше, преобладающая часть этих НПО либо давно умерла, либо «легла под власть». А в случае с «новыми неформалами» мы имеем дело с искренним и все более ширящимся желанием отстоять свои и чужие попранные права, что для современной России весьма свежо и, хочется верить, перспективно.

Интересные результаты получаются, если рассчитать число зафиксированных в исследовании проявлений общественной самоорганизации в расчете на 100 тыс. человек по каждому из федеральных округов (табл. 1).

Таблица 1

Число выявленных проявлений общественной самоорганизации

по федеральным округам, в расчете на 100 тыс. чел. населения


Федеральный округ




Центральный

0,26

Северо-Западный

0,30

Южный

0,08

Приволжский

0,09

Уральский

0,11

Сибирский

0,11

Дальневосточный

0,18


Таблица показывает прямую зависимость числа «новых неформалов» от доли в населении округа горожан, особенно проживающих в крупных городах. Кроме того, очевидно, что чем больше в регионе сельских поселений, тем меньше вероятность попадания событий, происходящих в них, в информационные сети.

Найденные инициативы концентрируются на следующих проблемах (по степени распространенности):

- экология (вырубка городских зеленых массивов, размещение экологически вредных производств, складирование мусора и промышленных отходов и т.п.);

- жилищная сфера (протесты против уплотнительной застройки, обманутые дольщики жилищного строительства, жители общежитий и т.п.);

- помощь социально неблагополучным группам (инвалидам и, в частности, детям-инвалидам, детям-сиротами и детям из неблагополучных семей);

- защита широкого круга социально-экономических прав;

- самозащита бизнеса;

- нарушение прав в сфере образования;

- нарушение прав в сфере здравоохранения;

- борьба за сохранение национальной культуры и памятников культуры;

- нарушение прав автомобилистов.

Распределение по проблематике в разрезе федеральных округов представлено в приложении 4.


  1. Типичные кейсы1.




    1. Экология («Ангара-185», г. Усть-Илимск)


«Богучанская ГЭС, уже ставшая символом «второй индустриализации» Сибири, получила мощного противника. В Иркутской области создан специальный комитет «Ангара-185», участники которого считают, что достроенная ГЭС приведет к затоплению огромных территорий и экологическим бедствиям.

Комитет «Ангара-185» провел в четверг (октябрь 2006 года) митинги в трех городах — Иркутске, Усть-Илимске и Тайшете. В ходе акции активисты собрали подписи под обращением к президенту России Владимиру Путину, иркутскому губернатору Александру Тишанину и спикеру заксобрания области Виктору Круглову. Основное требование митингующих — запретить строительство Богучанской ГЭС на нормальном подпорном уровне (НПУ) 208 м и обязать инвесторов строить станцию на НПУ 185 м.

Иркутская область давно и серьезно обеспокоена масштабными индустриальными планами своего соседа  - Красноярского края. Руководство области считает, что при принятии решения о достройке Богучанской ГЭС, запуск которой приведет к появлению нового водохранилища и затоплению территорий, никто не учитывал, как появление этого искусственного водоема отразится на природе соседнего региона.

Напомним, строительство Богучанской ГЭС было начато в 1980 году. Она должна была стать четвертой станцией ангарского каскада мощностью около 3 тыс. МВт. Стройплощадка станции расположилась на реке Ангаре на 367 км ниже по течению створа Усть-Илимской ГЭС, в 15 километрах от города Кодинска. Изначально пуск первых агрегатов был запланирован на 1988−й, а завершение строительства - на 1992 год. Однако в 1980−х годах в связи с недостаточным финансированием строительства сроки пуска ГЭС несколько раз переносились соответствующими приказами Минэнерго СССР: сначала на 1993−й, затем на 1994−й, а потом на 1995 годы. До 1994 года финансирование строительства Богучанской ГЭС велось из средств федерального бюджета, однако потом, из-за прекращения финансирования, масштабное строительство было фактически свернуто.

Проект возобновился только после избрания губернатором Красноярского края Александр Хлопонин. А после проведения референдума об объединении края с Таймыром и Эвенкией Богучанская ГЭС стала, по сути, главным инвестиционным проектом нового региона. В 2004 году строительство станции возобновилось, а сам проект получил крупных инвесторов: ОАО «ГидроОГК» и «Русал». В администрации Хлопонина считают, что достройка станции приведет к началу «второй индустриализации» Сибири, поскольку на ее гидроресурсах начнут работать новые производства: алюминиевые заводы, ЦБК и т. д. В этом году проект развития зоны Нижнего Приангарья, ключевым звеном которого и является Богучанская ГЭС, получил поддержку из Инвестиционного фонда России. Кроме того, в указе «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», подписанном 12 апреля 2005 года, президент России Владимир Путин поручил правительству оказать господдержку на начальном этапе эксплуатации Богучанской ГЭС в 2010 году и подготовки зоны затопления.

Экологическая проблема, связанная с затоплением территорий и образованием нового водохранилища, не неожиданна, просто с реанимацией богучанского проекта она снова стала актуальной. Руководство Красноярского края неоднократно заверяло, что на Ангаре будет учтен весь негативный опыт строительства Красноярской ГЭС. По словам заместителя губернатора края Андрея Гнездилова, специально для этого создана рабочая группа, которая занимается вопросами подачи документов на экспертизу. Летом этого года состоялось рабочее совещание депутатов законодательного собрания Красноярского края, в ходе которого его участники пришли к выводу, что будущее водохранилище Богучанской ГЭС является экологически безопасным объектом. Выводы были сделаны на основании заключения Ленгидропроекта и отчета Красноярского научного центра СО РАН, осуществлявшего оценку воздействия на экосистемы водных объектов и суши, а также некоторых аспектов здравоохранения. По словам специалистов, внутриводоемные процессы после заполнения чаши водохранилища будут идентичны естественным процессам, происходящим в природе без прямого антропогенного воздействия.

Однако иркутские экологи придерживаются совсем другой точки зрения. «Мы сегодня и так являемся отстойником всей Иркутской области, — считает заведующий отделом по охране окружающей среды администрации Усть-Илимска Владимир Суворов. — Для Ангары самое опасное сейчас — это стоки и вещества, вымываемые из затопленной древесины и торфяников. С появлением нового рукотворного моря в Красноярском крае наше Усть-Илимское водохранилище вообще превратится в застойную лужу».

Проект строительства Богучанской ГЭС предполагал два варианта затопления территорий: на отметках 185 и 208 м. В первом случае свободное течение Ангары сохранялось бы на протяжении нескольких десятков километров и меньшее количество территорий попадало бы в зону затопления. По словам гендиректора Богучанской ГЭС Бориса Ефимова, сейчас наиболее оптимальным является строительство на отметке 208 м. Объясняется это тем, что инвесторам, которые вкладывают средства в развитие зоны Нижнего Приангарья, будет нужно больше электроэнергии.

9 октября 2006 года по инициативе администрации Иркутской области для рассмотрения социально-экологических последствий строительства Богучанской ГЭС было проведено рабочее совещание с участием представителей «Русала» и РАО «ЕЭС России». В совещании также участвовали представители администраций муниципальных образований Усть-Илимский район и город Усть-Илимск. Разработчикам проекта предложили предусмотреть возможность снижения нормального подпорного уровня воды Богучанского гидроузла с 208 м до отметки, при которой сохраняется очистительная способность Ангары в нижнем бьефе Усть-Илимской ГЭС, а также определить точные границы зон затопления.

«Предложенный сейчас НПУ 208 метров означает, что подпор Богучанского водохранилища распространится по Ангаре вплоть до плотины Усть-Илимской ГЭС. В результате затоплению и подтоплению подвергнутся земли Усть-Илимского района и города Усть-Илимска Иркутской области, — заявил „Эксперту Online“ заместитель главы администрации Иркутской области Павел Вибе. — В результате подтопления существенно ухудшатся условия жизни примерно у 4,1 тысячи жителей поселков Кеуль и Невон, затопятся территории сельскохозяйственных земель. Практически прекратится очистительная способность реки Ангары на участке Усть-Илимск—река Ката, куда поступают сточные воды Усть-Илимского ЛПК. Образованное подпором Богучанской ГЭС водохранилище превратится, по сути, в сточную емкость. Из-за этого произойдет изменение состава ихтиофауны, вследствие увеличения площади водной поверхности изменится микроклимат района. Масштаб влияния антропогенного фактора сегодня предусмотреть сложно. Кроме того, увеличение водной массы вследствие образования Богучанского водохранилища может привести к ухудшению сейсмической обстановки в регионе из-за периодического давления на разломы литосферных плит. Это осложняется тем, что в регионе отмечается активная разработка и добыча углеводородного сырья».

Иркутским чиновникам не нравится и то, что Красноярский край получит значительные суммы на подготовку ложа водохранилища и переселение людей, а Иркутской области помощь федерального бюджета не предусмотрена. Парламент области уже обратился в Росприроднадзор с просьбой провести дополнительную экспертизу проекта достройки Богучанской ГЭС.

Пока чиновники работают по привычным каналам, представители общественности включают собственные механизмы. Одним из них и стали проведенные вчера в Иркутске, Усть-Илимске и Тайшете митинги, организованные комитетом «Ангара-185». В столице области на площади перед администрацией региона митинговать вышло более 50 человек. «Затопленная площадь будет на 20% больше Братского водохранилища. Все будет гнить. Под воду уйдет более 30 тысяч гектаров пахотных земель и более 5 млн древесины с их экологическим благополучием», — заявил председатель комитета Олег Качановский» (http://www.expert.ru/articles/2006/11/03/krskirkges/print).

«Строительство Богучанской ГЭС может привести к экологической катастрофе. Так считают представители общественного усть-илимского комитета "Ангара-185".
В мае 2007 его участники приехали в Иркутск и провели митинг возле здания БайкалБизнесЦентра. Там проходила очередная сессия Законодательного собрания региона. Пикетчики просят областных парламентариев повлиять на решение этого вопроса. Главное требование - чтобы гидроэлектростанцию возвели не выше 185-й отметки над уровнем моря. По существующему проекту, Богучанскую ГЭС планируется строить на 208-й. В этом случае, по словам специалистов, произойдет подтопление двух населенных пунктов Иркутской области. Жители сильно обеспокоены вопросами переселения. Однако больше всего усть-илимцев волнует, как строительство повлияет на природу. Представители общественной организации сообщили, что долгое время изучали научные данные. И пришли к выводу, что ГЭС может нанести вред экологии.


- Это 4 по счету водохранилище. Это уже не проточная вода. Это отложения второго дна с различными веществами вредными. Мы знаем: атмосфера и вода будут отягощены этими последствиями, - говорит председатель комитета "Ангара-185" Олег Кочановский.

Заместитель главы администрации Приангарья Анатолий Никитин заявил, что 208 отметка была предусмотрена в самом первом проекте станции. Его утвердили еще в конце 60 годов. Сейчас идет разработка программ переселения жителей и подготовки ложа. Кстати, Анатолий Никитин отметил, что технический проект сейчас не соответствует требованиям существующего законодательства». (http://vesti.irk.ru/print.php?article=2007.05.30.16.06)

  1   2   3   4   5

Похожие:

Некоммерческая организация Благотворительный фонд iconНекоммерческая организация Благотворительный фонд помощи нуждающимся...
Некоммерческая организация Благотворительный фонд помощи нуждающимся детям Санкт-Петербурга «Солнце», именуемый в дальнейшем Фонд,...

Некоммерческая организация Благотворительный фонд iconНекоммерческая организация Благотворительный фонд
Первая точка зрения весьма распространена среди политиков, которые безуспешно пытаются воспользоваться вроде бы имеющимся потенциалом...

Некоммерческая организация Благотворительный фонд icon31 благотворительность 31 центральная пресса 31 благотворительный фонд «в кармане» 31
Перед Благовещенским городским судом предстал амурчанин, организовавший благотворительный фонд для собственных нужд. Полицейские...

Некоммерческая организация Благотворительный фонд iconПорядок аккредитации оценочных организаций
Фонд – некоммерческая организация «Фонд жилищного и социального строительства Калининградской области»

Некоммерческая организация Благотворительный фонд iconМуниципальный Фонд Фонд поддержки предпринимательства г. Каменска-Уральского
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования

Некоммерческая организация Благотворительный фонд iconДокументация по проведению запроса предложений
Некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»)

Некоммерческая организация Благотворительный фонд iconДоклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004...
...

Некоммерческая организация Благотворительный фонд iconУстав некоммерческой организации
Некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» (далее – Фонд) является унитарной некоммерческой организацией...

Некоммерческая организация Благотворительный фонд iconИзвещение о проведении запроса котировок
Наименование Заказчика: Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории...

Некоммерческая организация Благотворительный фонд iconО проведении конкурса
Некоммерческая организация Фонд «Региональный оператор Республики Башкортостан»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск