Доклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004 году введение составитель доклада Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие»


НазваниеДоклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004 году введение составитель доклада Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие»
страница1/4
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк заявлений > Доклад
  1   2   3   4


ДОКЛАД О ПОЛОЖЕНИИ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА

В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004 ГОДУ
ВВЕДЕНИЕ
Составитель доклада

Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие». Контактный адрес г. Смоленск, ул. Кирова, д. 22-б; тел. 66-32-02; e-mail: serdce@sci.smolensk.ru.

Фонд создан в 1993 году. Перерегистрирован Управлением юстиции Смоленской области 29 июня 1999 года, свидетельство о регистрации № 139 и 31 декабря 2002 года, свидетельство о регистрации № 139.
Председатель правления фонда – Татьяна Гильевна Бахметова.
Основные направления деятельности фонда:


  • Правозащитная деятельность;

  • Общественная экспертиза законопроектов;

  • Социальная реабилитация детей-инвалидов, инвалидов, сирот, детей из неблагополучных семей, пожилых людей.


В сборе информации при подготовке доклада принимали участие:

Т.Г. Бахметова, Н.В. Шинкевич, В.М. Гендриксон
Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке доклада:


  • Смоленский региональный общественный благотворительный фонд поддержки женщин и детей семей вынужденных переселенцев и беженцев «С надеждой и верой»;

  • Смоленский региональный пункт правозащитного центра «Мемориал»;

  • Смоленская региональная общественная организация «Независимый медико-правовой совет»;

  • Смоленская областная общественная организация «Центр социальной поддержки женщин»;

  • Смоленская региональная общественная организация «Семипалатинцы»


При подготовке доклада использованы статистические данные и другие материалы Смоленской областной Думы, Администрации Смоленской области, Уполномоченного по правам человека в Смоленской области, областной Избирательной комиссии, Государственной инспекции труда в Смоленской области.

Краткая характеристика субъекта Российской Федерации



Официальное наименование субъекта РФ – Смоленская область.

Территория – 49,8 тыс. кв. км., население – 1019,6 тысяч человек.

В 2004 году прожиточный минимум в расчете на душу населения составил 2165 рублей (1925 рублей – 2003год); для трудоспособного населения - 2371 рубль (2110 рублей – 2003 год); для пенсионеров - 1638 рублей (1443 рублей – 2003 год); для детей - 2180 рублей (1949 рублей – 2003 год).

Среднедушевые денежные доходы населения в январе-ноябре – 4205 рублей (3796 рулей – 2003 год)

Средняя месячная заработная плата - 5017 рубль (4503 рулей – 2003 год).

Численность экономически активного населения области к концу декабря 2004 года составила 539,7 тыс. человек, 52% от общей численности населения. Всеми видами деятельности было занято 494,9 тыс. человек (92%) и 44,8 тыс. человек (8%) не имели занятия, и на основании обследования населения по проблемам занятости, относились к безработным.

В органах государственной службы занятости населения состояло на учете 6,1 тысяч (5,5 тысяч – 2003 год) незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 5,1 тысяч (4,6 тысяч – 2003 год) человек имели статус безработного. Уровень безработицы составляет 0,9% экономически активного населения.

Большинство районов области являются дотационными.

Законодательный орган – Смоленская областная Дума, в состав которой входит 48 депутатов. Председатель Думы – В.И. Анисимов.

Руководитель исполнительной власти – Глава Администрации Смоленской области В.Н. Маслов.

Высшая судебная инстанция – Смоленский областной суд, председателем которого с 2000 года является В.П. Войтенко.

В настоящее время большинство депутатов Смоленской областной Думы, оба депутата Государственной Думы РФ, избранные от Смоленской области (В.Я. Деревенковский, С.В. Антуфьев), являются членами партии «Единая Россия». На выборах в Государственную Думу РФ около 37% избирателей Смоленской области, пришедших на избирательные участки, проголосовало за партию «Единая Россия». Можно утверждать, что большинство населения Смоленской области поддерживает данную партию.
Общая характеристика ситуации с правами человека
Обстановка с правами человека в области в целом соответствует общему уровню нарушений прав по России. Об этом свидетельствуют количество обращений, поступающих в аппарат Уполномоченного по правам человека в Смоленской области и в правозащитные организации.

Большое число нарушений отмечается в социальной сфере. Только у Уполномоченного по правам человека в Смоленской области в 2004 году обращения связанные с вопросами соблюдения социально-экономических прав граждан составили 54,6 % от общего количества.

Особую общественную и социальную значимость, имеют нарушения, затрагивающие права одновременно многих граждан. Наиболее острыми вопросами являются: положение безнадзорных и беспризорных детей, детей-сирот; отказ в предоставлении либо сокращении объема установленных льгот или форм социальной поддержки различных категорий граждан, имеющих на них право; необоснованный рост тарифов по оплате услуг жилищно-коммунальной сферы; вопросы системной социальной защиты инвалидов; предоставление и уровень оказываемой бесплатной медицинской помощи населению; паспортизация лиц, находящихся в местах лишения свободы; положение граждан без определенного места жительства1.
Общая характеристика региональной нормативной базы
Законодательство Смоленской области в целом соответствует федеральным и международным нормативным правовым актам в области прав человека.

Вместе с тем, в течение 2004 года в Смоленскую областную Думы было внесено несколько протестов, представлений и заключений прокуратурой Смоленской области, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области на несоответствие некоторых областных законов федеральному законодательству: «Об установлении цены земли на территории Смоленской области», «О мировых судьях в Смоленской области», «Об административно-территориальном устройстве Смоленской области» 2. Следует отметить, что Смоленской областной Думой налажен контакт с прокуратурой Смоленской области, Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальным управлением по Смоленской области, с целью совершенствования законотворческой деятельности и соблюдения соответствия областного законодательства федеральному.
РАЗДЕЛ 1. УВАЖЕНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Свобода от рабства. Запрет на принудительный и подневольный труд
Сотрудники отдела по борьбе с организованной преступностью Управления внутренних дел Юго-восточного округа Москвы ликвидировали «точку» на Новороссийской улице, которую содержали жительница Смоленска и приезжий из Пензенской области. Они содержали в столице «публичный дом», нанимая массажисток на работу, отбирали документы и, по желанию клиента, заставляли оказывать интимные услуги. Жительнице Смоленска предъявлено обвинение в незаконном лишении свободы.3

В Смоленской области также имеются случаи предложений молодым женщинам работы за границей, с последующей фактической продажей в рабство. Так, молодая женщина Л. познакомилась с девушкой А. в смоленском баре. Новая знакомая хорошо одевалась, у нее были деньги, и она не скрывала, что заработала их сама. А. познакомила Л. со своим «родственником» В. Этот молодой человек представился бизнесменом, который имеет торговые связи Турцией. А. рассказала Л. о том, как прошлым летом В. помог ей устроиться в рекламный отдел турецкого торгового центра, где она за два месяца заработала хорошие деньги на фоторекламе мыла, парфюмерии, белья. Она предложила Л. поехать работать в ближайший весенне-летний сезон в Турцию. При этом А. обещала поддержку «доброго родственника» В., который дал взаймы на загранпаспорт, билеты, предварительные расходы 500 долларов. Впоследствии выяснилось, что А. и В. не родственники. Мужчина являлся поставщиком девушек в Турцию и Грецию для занятия «интимным бизнесом». Девушки зарабатывали подобным образом два - три месяца, потом уезжали домой находили подруг и вовлекали их в проституцию. В случае отказа В. грозил физической расправой. 4

Имеются факты увода детей из дома, для последующего использования как бесплатной рабочей силы. Так, маленькую девочку Ж. увели от отца и увезли в Хиславичи, как полагают оперативники, для того, чтобы ребенок занимался попрошайничеством5.

По иску органов опеки и попечительства муниципального образования «Сафоновский район» одинокая мать А. решением Сафоновского городского суда была лишена родительских прав в отношении двоих детей, а третья дочь до июля 2004 года проживала с матерью, которая, злоупотребляла спиртными напитками, наркотическими веществами. Никаких мер к изъятию девочки из семьи не принималось. В результате бездеятельности органов опеки и попечительства в отношении этой девочки совершено тяжкое преступление. В январе 2004 года взрослые неработающие жители г. Сафоново, двое из которых ранее судимые, с применением угроз отвезли двенадцатилетнюю девочку на автомагистраль Москва – Беларусь, где против ее воли сажали в проходившие автомобили для оказания интимных услуг водителям, за что получали денежное вознаграждение. По данному факту прокуратурой Сафоновского района 22 феврали 2004 года возбуждено уголовное дело. В настоящее время несовершеннолетняя находится на лечении в областной психиатрической больнице.6
Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания со стороны правоохранительных органов, произвольные аресты, задержания
Нарушаются права граждан в результате незаконных действий сотрудников органов внутренних дел при проведении оперативно розыскных мероприятий, дознания, следствия, которые часто сопровождаются избиениями, применением к задержанным пыток и иных незаконных методов. По сообщению заместителя начальника отдела собственной безопасности, на третьем месте, по количеству возбужденных уголовных дел, находятся дела по фактам избиения сотрудниками правоохранительных органов задержанных или подозреваемых с целью получения «правильных показаний»7.

Так, нетрезвые сотрудники Л. и В. Новодугинского РОВД, решили найти похищенную пилу. Для получения признательных показаний они вошли в дом жителя поселка Льнозавод Новодугинского района и стали его избивать. Затем затолкали человека в багажник автомобиля и вывезли в лес, где Л. задушил его. Чтобы скрыть следы преступления, милиционеры облили тело бензином и подожгли. За убийство и самоуправство Новодугинский суд приговорил Л. к 11 годам исправительной колонии строгого режима. В. обвинялся в самоуправстве и укрывательстве преступления и был приговорен к 3,5 годам лишения свободы. Осужденные обжаловали приговор, коллегия областного суда оставила его без изменения8.

30 июля сотрудники Ленинского РОВД задержали двух человек в разных районах г. Смоленска. Причем, при задержании одно из них силком вытащили из машины и стали избивать прямо на глазах у находившихся рядом людей. Доставив их в РОВД, сотрудники продолжили, применяя пытки, допрашивать задержанных, заставляя признаться в совершении преступления. По факту избиения первого задержанного в прокуратуре Ленинского района находится заявление о возбуждении уголовного дела по статье «Превышение должностных полномочий».9
Отказ в проведении справедливого публичного судебного разбирательства, нарушение принципа независимости судов
В Смоленской области остается острой проблема своевременного рассмотрения дел в судах, особенно нарушаются сроки рассмотрения дел мировыми судьями. Данная ситуация неоднократно обсуждалась в средствах массовой информации.

Каждое пятое дело в судах области рассматривается с нарушением сроков - от месяца до двух лет. Хотя после принятия искового заявления мировые судьи должны за 35 суток его полностью разрешить, как правило, окончательное рассмотрение дела значительно затягивается. Это касается в основном гражданских дел.10 Основная проблема длительного рассмотрения дел в мировых судах, обозначена начальником судебного департамента Смоленской области11 и его заместителем12 - это само несовершенство системы мировой юстиции, начиная с территориального принципа распределения мировых судей, до финансового обеспечения их деятельности. Хотя не исключается и человеческий фактор, в частности неорганизованность в работе некоторых судей.

Обжаловать затянувшееся рассмотрение дела граждане вправе вплоть до Верховного суда РФ. Однако за последние пять лет в области почти не было случаев лишения судей служебных полномочий за длительное рассмотрение дел.

Нередко, по итогам судебных заседаний, судьи выносят решения с «особой лояльностью к виновным в распространении наркотиков лицам»13. Как заметил начальник смоленского Госнаркоконтроля, в некоторых судах у нас действительно практикуется назначение наркоторговцам откровенно заниженных и даже условных сроков заключения14.

Так, 27 мая, проявив «гуманность», судьи коллегии по уголовным делам Смоленского областного суда отменили избранную их коллегой из Заднепровского районного суда г. Смоленска меру пресечения в виде ареста в отношении задержанной с поличным при оптовой реализации особо крупной партии наркотиков женщины, отпустив ее под подписку о невыезде. Оказавшись на свободе, подозреваемая в совершении особо тяжкого преступления смолянка, в тот же день скрылась от правоохранительных органов и была объявлена в международный розыск.

Рассмотрев материалы предварительного следствия, суд Заднепровского района 23 марта приговорил торговца марихуаной к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Судья учел ряд смягчающих обстоятельств по делу и применил статью 64 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую возможность назначения наказания ниже минимального предела. Благодаря этому имущество подсудимого не подлежало конфискации. Судебная коллегия по уголовным делам Смоленского областного суда 18 мая, рассмотрев кассационную жалобу осужденного за торговлю марихуаной и его адвоката, а также приговор Заднепровского суда, приговорила его к пяти годам лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года. Приговор Заднепровского суда, по которому наркоторговец должен был 6 лет отбывать наказание в местах лишения свободы, отменен.
Отказ в получении гарантированной внесудебной защиты
В целом в Смоленской области право на получение внесудебной защиты гарантировано.

Однако имеются отдельные факты нарушений прав граждан о необоснованных отказах в возбуждении дел сотрудниками правоохранительных органов. Так, инспектор-дознаватель Рославльского отделения ГИБДД вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в виду отсутствия состава преступления. При этом было отмечено, что телесные повреждения женщина получила по своей вине, а не в результате дорожно-транспортного происшествия. Потерпевшая обжаловала указанное постановление в Рославльскую межрайонную прокуратуру, однако там не нашли оснований для отмены постановления. Только после обращения в Смоленскую областную прокуратуру, постановление инспектора-дознавателя Рославльского отделения ГИБДД было отменено и возбуждено уголовное дело. Кроме того, прокурору Рославльской межрайонной прокуратуры предложено принять меры прокурорского реагирования в отношении должностных лиц Рославльского ГОВД, допустивших нарушение закона, и вынести представление о наказании дознавателя, начальника отдела и начальника милиции общественной безопасности15.

На территории области имеют место нарушения, связанные с порядком проведения оперативно-следственных мероприятий сотрудниками органов внутренних дел. Так, работники Демидовских районных электросетей во время очередной инспекции обнаружили, что из электроподстанции в деревне Борода украдено 210 кг трансформаторного масла. Прибывшая на место следственно-оперативная группа Демидовского РОВД, взяв свидетелей из местных жителей, определила, что масло было не украдено, а просто вытекло из емкости. Очевидные следы кражи, на которые указывали энергетики, во внимание приняты не были. Жителям же района было сообщено, что виноваты сами энергетики.

Оставшись без электричества (подстанция без масла не работает), жители рассказали работникам Демидовских районных электрических сетей, кто и для каких целей слил масло и оставил деревню без электроэнергии и воды.16.

В г. Смоленске и Смоленском районе имеется проблема экстренного обращения жителей в правоохранительные органы. Звонки об оказании помощи поступают в дежурную часть УВД, в которую дозвониться не всегда возможно, соответственно невозможно получить помощь. Одна из причин – установленное оборудование устаревшее и может принимать только определенное количество звонков, из многоканальной телефонной связи, иногда работает только один канал, другая причина – в не укомплектованности штата сотрудников дежурной части УВД.17.
РАЗДЕЛ 2 СОБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ СВОБОД

Свобода убеждений, совести и религии



По данным на февраль 2004 года в Смоленской области зарегистрировано 203 религиозные организации. В области действуют: Русская православная церковь, Старообрядческая церковь, Римско-католическая церковь, Свидетели Иеговы, Христиане веры евангелисткой, последователи иудаизма, ислама и другие.

Все конфессии находятся в равном положении, однако, в некоторых случаях отдается предпочтение Русской православной церкви. Так, в соответствии с областным законом религиозные организации, образованные с участием Смоленской и Калининградской епархии Русской Православной Церкви, освобождались от уплаты транспортного налога в 2004 году. Аналогичная ситуация наблюдается в 2005 году областным законом «О налоговых льготах на 2005 года», принятого в 2004 году, организации, участником (учредителем) которых является Смоленская и Калининградская епархия Русской Православной Церкви, освобождаются от уплаты транспортного налога.

В школах области изучают историю православной культуры смоленской земли. Данный предмет был введен как обязательный после подписания соглашения о сотрудничестве Администрации Смоленской области и Смоленской епархии. Изучение данного предмета, по мнению Департамента по образованию, науке и молодежной политике Администрации Смоленской области, не навязывает христианскую религию как таковую.18 Но фактически это ущемляет права смолян другого вероисповедания.

Свобода мирных собраний и создания объединений



Запрета на проведение мирных собраний, шествий и митингов на территории Смоленской области не установлено. Вместе с тем до настоящего времени не отменено постановление главы администрации г. Смоленска от 26 апреля 1999 года № 666, которым утверждено «Временное положение о порядке организации и проведения митингов, собраний, демонстраций, шествий и пикетирования в общественных местах на территории г. Смоленска». Как уже писалось в предыдущих докладах, этим Положением фактически отменяется уведомительный порядок организации массовых мероприятий и вводится разрешительный. Кроме того, Положением определено всего три места проведения мероприятий в городе.
Свобода передвижения внутри страны, выезда за рубеж и возвращения на родину
В Смоленской области в целом соблюдается право на свободу передвижения и выбора места жительства. Вместе с тем, имеются отдельные нарушения. В 2004 году вступили в силу новые Правила, касающиеся движения муниципального общественного транспорта в муниципальном образовании «Смоленский район». Если ранее в направлении многих пригородных населенных пунктов было по 10-12 рейсов, то с 2004 года по 1-2, некоторые маршруты отменены. В результате этого для сельских жителей фактически ограничена возможность свободного передвижения, учитывая, что большинство из них работают или учатся в городе.19

В области также существует проблема паспортизации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. 2214 заключенных в исправительных учреждениях области не имеют паспортов. Имеют паспорта старого образца - 488 заключенных20. После отбывания наказания лица освобождаются без документа, удостоверяющего личность, что в дальнейшем препятствует реализации ими своих прав, в том числе на свободу передвижения. Одной из причин возникновения этой ситуация является отсутствие механизма финансирования оформления паспортов осужденным. По инициативе Уполномоченного по правам человека в Смоленской области эта проблема обсуждалась Комиссией Думы, по рекомендации которой вопрос рассмотрен Комитетом областной Думы по законности и правопорядку. Результатом рассмотрения явилось принятие обращения областной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации о принятии соответствующего нормативного правового акта, определяющего порядок и правила государственного финансирования расходов, связанных с выдачей паспортов указанной категории граждан.21


Соблюдение прав беженцев и вынужденных переселенцев



По данным Управления Федеральной службы безопасности РФ по Смоленской области, с 1992 года и по настоящее время на постоянное место жительства в Смоленскую область из стран СНГ и Балтии прибыло более 70 тысяч человек, по данным общественных организаций около 100 тысяч. Это 5,97 процента от общего числа населения. Более чем тысячам человек предоставлен статус вынужденного переселенца. С 1995 по 2003 год вид на жительство в Смоленской области получили около 700 иностранцев из дальнего зарубежья и лиц без гражданства.22

Правозащитные организации Смоленской области констатируют, что права, особенно социально-экономические, вынужденных переселенцев продолжают существенно нарушатся. Основные причины этих нарушений они видят в проводимой государством миграционной политике, в ужесточении действующего на территории России законодательства, регламентирующего правовое положение мигрантов, порядок приобретения гражданства.

Несмотря на сложную демографическую ситуацию, прослеживается спад заинтересованности руководства области и города Смоленска к проблемам миграции, с точки зрения поощрения и создания условий для размещения и адаптации вынужденных переселенцев. В Смоленской области мигрантами подаются многочисленные заявления и жалобы в суды, обращения и ходатайства в правоохранительные органы, решения по которым, в большинстве своем, приминаются в их пользу.

Многие вынужденные переселенцы из ближнего зарубежья, официально имея этот статус и состоящие в очереди на жилье по 5-8 лет, не могут реализовать это право23.

В Смоленской области проживает около 600 человек, пострадавших от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Большинство из них страдают онкологическими заболеваниями. Из-за несовершенства федерального законодательства, не включающего многие населенные пункты в перечень территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, многие пострадавшие не получают социальные льготы.

  1   2   3   4

Похожие:

Доклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004 году введение составитель доклада Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие» iconДоклад о положении с правами человека в псковской области в 2004...
Пскова и области в случаях нарушения их прав и свобод со стороны власти (в формате Приёмной по правам человека, развёрнутой в пространстве...

Доклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004 году введение составитель доклада Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие» iconДоклад о положении с правами человека в пензенской области в 2009...
Основные направления деятельности организации- защита конституционных прав человека

Доклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004 году введение составитель доклада Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие» iconДоклад о положении с правами человека в Республике Калмыкия в 2002...
Доклад подготовлен Региональной общественной организацией «Калмыцкий правозащитный центр»

Доклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004 году введение составитель доклада Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие» iconДоклад о положении с правами человека в субъекте российской федерации...
Пскова и области в случаях нарушения их прав и свобод со стороны власти (в формате Приёмной по правам человека, развёрнутой в пространстве...

Доклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004 году введение составитель доклада Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие» iconДоклад о положении с правами человека в тюменской области в 2002...
Адрес: 625026, г. Тюмень, ул. Геологоразведчиков, 2 оф. 47; тел/факс (3452) 759-223

Доклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004 году введение составитель доклада Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие» iconДоклад о состоянии с правами человека в Нижегородской области в 2008...
Свидетельство о государственной регистрации общественного объединения №4414 от 17. 06. 2005 г

Доклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004 году введение составитель доклада Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие» iconДоклад о положении с правами человека в рязанской области в 2007...
Настоящий доклад подготовлен Рязанским региональным отделением Общероссийского общественного движения «За права человека» при поддержке...

Доклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004 году введение составитель доклада Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие» iconДоклад “ о положении с правами человека на территории Самарской области...
Нко в условиях современного рынка. Цель: создание механизмов межсекторного взаимодействия для разрешения современных проблем населения...

Доклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004 году введение составитель доклада Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие» iconДоклад о состоянии с правами человека в Нижегородской области в 2007...
Контактный адрес: 603001, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 40-В, тел./факс 8 (831) 430-48-62, тел. 430-48-63

Доклад о положении с правами человека в смоленской области в 2004 году введение составитель доклада Смоленский общественный благотворительный фонд «Добросердие» iconДоклад о положении с правами человека в тверской области в 2005 году...
Тверское региональное отделение Российского историко-просветительское, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» (тро...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск