Негосударственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Межрегиональный правовой колледж
Сибирского федерального университета
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Красноярск
2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Министерством образования и науки РФ 13.07.2010 г. приказ N 770 и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 06.09.2010 г. N 18360.
Составитель: И.А. Шурыгина, преподаватель НОУ СПО МПК СФУ.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
| условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 10
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12
|
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Семейное право» 1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке, предусматривающей освоение знаний и умений в области семейного права. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Семейное право» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Семейное право» обучающийся должен уметь:
применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
составлять брачный договор и алиментное соглашение;
оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия и источники семейного права;
содержание основных институтов семейного права.
Должен знать:
понятие, принципы и источники семейного права;
понятие брака, условие и порядок его заключения;
основания прекращения брака;
основания признания брака недействительным;
личные права и обязанности супругов;
имущественные права и обязанности супругов;
алиментные обязательства членов семьи;
права и обязанности родителей и детей;
формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 81
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 54
| в том числе:
|
| практические занятия
| 24
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 27
| в том числе:
|
| работа с учебной литературой и законодательством
| 10
| подготовка докладов, сообщений
| 7
| решение задач
| 10
| Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Семейное право»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Тема 1.
Основные положения семейного права
| Содержание учебного материала
Понятие, предмет и метод семейного права. Принципы семейного права. Система семейного права. Источники семейного права. Отграничение семейного права от гражданского права. Понятие семейного правоотношения, его субъекты, объекты и содержание. Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Юридические факты в семейном праве. Понятие родства, супружества и свойства.
| 2
| 1
| Самостоятельная работа: Подготовка сообщения на тему: «История развития семейного права». Работа с учебной литературой и законодательством
|
4
|
| Тема 2.
Брак
| Содержание учебного материала
Понятие брака по семейному праву. Условия заключения и препятствия к заключению брака. Регистрация брака и ее значение. Порядок регистрации брака. Прекращение брака. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Юридические последствия прекращения брака. Признание брака недействительным. Основания признания брака недействительным.
|
6
| 2
| Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.
|
6
|
| Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой.
Подготовка сообщения на тему: «Брак в истории развития семейного права».
Составление искового заявления о расторжении брака.
Составление искового заявления о признании брака недействительным
|
4
| Тема 3.
Личные и имущественные правоотношения супругов.
| Содержание учебного материала
Личные права и обязанности супругов. Равенство супругов в семье. Право выбора супругами фамилии. Имущественные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Совместная собственность супругов. Имущество каждого из супругов. Раздел общего имущества супругов. Договорный режим имущества супругов (брачный договор). Понятие и заключение брачного договора. Содержание брачного договора. Ответственность супругов по обязательствам.
| 4
| 2
| Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.
| 6
|
| Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.
Составление искового заявления о разделе имущества.
Составление брачного договора.
| 4
| Тема 4.
Права и обязанности родителей и детей.
| Содержание учебного материала
Установление происхождения детей. Установление отцовства в судебном порядке. Оспаривание отцовства и материнства. Права несовершеннолетних детей. Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Право ребенка на имя отчество и фамилию. Имущественные права ребенка. Права и обязанности родителей. Споры о детях. Защита родительских прав. Лишение родительских прав. Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав.
| 4
| 2
| Практическое занятие: решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.
| 2
|
| Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.
Составление искового заявления о лишении родительских прав.
Подготовка сообщений по темам:
«Права несовершеннолетних детей», «Права и обязанности родителей».
| 4
|
| Тема 5.
Алиментные обязательства членов семьи.
| Содержание учебного материала
Общие положения об алиментных обязательствах. Соглашение об уплате алиментов. Алиментные обязательства родителей и детей. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи.
| 6
| 2
| Практическое занятие: Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы.
| 6
|
| Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.
Составление соглашения об уплате алиментов.
Составление искового заявления о взыскании алиментов на ребенка
| 4
| Тема 6.
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
| Содержание учебного материала
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие, условия и порядок усыновления. Юридические последствия усыновления. Отмена усыновления. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приемная семья.
| 4
| 2
| Практическое занятие: решение задач и практических ситуаций по вопросам темы
| 4
|
| Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.
Подготовка сообщений на темы:
«Права и обязанности опекунов и попечителей»; «Усыновление – как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей»; «Приемная семья».
| 4
|
| Тема 7.
Акты гражданского состояния.
| Содержание учебного материала
Акты гражданского состояния. Законодательство об актах гражданского состояния. Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния.
| 4
| 2
| Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством.
Подготовка сообщения на тему: «Регистрация акта гражданского состояния».
| 3
|
|
| Всего:
| 81
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Наличие учебного кабинета дисциплин права
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых нормативных актов, учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативные правовые акты:
Конституция РФ от 12.12. 1993г. – М, Юристъ 2000.
Конвенция о правах ребенка.// Ведомости СССР. 1990. – №45. – Ст. 955.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223 (с изменениями и дополнениями от 30.06.2008 г.) – М, Проспект, 1998.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. ФЗ от 27.07.2010 № 194 – ФЗ ) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14–ФЗ (ред. От 08.05.2010 № 83-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. - № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008 № 105-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. - № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 04.10.2010 № 259-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. - № 49. – Ст. 4552.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.12.96 г..
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. – М, Проспект, 2001.
Федеральный закон от 15.11.97 « 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изменениями и дополнениями от 25 октября 2001 г., 23.07.2008 г.). // СЗ РФ. – 1997. – №47. – Ст. 5340.
Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2000 г.). // СЗ РФ. – 1998. – Ст. 3802
Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основных системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями от 13 января 2001 г.). // СЗ РФ. – 2001. - №39. – Ст. 2963.
Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».// СЗ РФ. – 2001. – №40. – Ст. 3409.
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от24.04.2008 г. № 48// СЗ РФ. – 2001. - №48. – Ст. 3095.
Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей » от 29.12.2006 г. №256// СЗ РФ. – 2007. - №47. Ст. 3056.
О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ// СЗ РФ. – 1996. - № 52 – Ст. 5880.
О мировых судьях в РФ: Федеральный закон от 17.12.1998г. // СЗ РФ. – 1998. - № 51 – Ст. 6270.
О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака: Постановление Пленуму верховного Суда РФ от 05.11.1998г. №15// Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1999. - №1.
О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскания алиментов: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996г. №9 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1997. - №1.
О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей: Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996г. № 841 // СЗ РФ. – 1996. - № 31. – Ст. 3743.
О приемной семье: Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996г. № 829 // СЗ РФ. – 1996. - № 31. – Ст. 3721.
О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997г. № 9 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1997. - № 9.
О применении судами законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998г. № 10 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1998. - № 7.
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную семью: утверждён постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. № 542 // СЗ РФ. – 1996. - № 19. – Ст. 2304.
Формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния: утв. Постановлением Правительства РФ от 31.19.1998г. № 1274 // СЗ РФ. – 1998. - № 45. – Ст. 5522.
Семейный кодекс с комментарием / под редакцией И.М. Кузнецовой. – М.: БЕК, 1996.
Семейный кодекс с постатейным приложением нормативных актов и документов / под редакцией Л.М. Пчелинцевой. – М.: Норма, 2000.
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основной источник:
Красильников И.Б. Семейное право / И.Б.Красильников. М.: Форум, 2009, 520 с.
Дополнительный источник:
Абашин Э.А. Семейное права /Э.А. Абашин М.: Форум, 2008,-230 с.
Семейное право: учебное пособие/ Гомола А.И.и др.; под ред. Гомолы А.И., Саломатова Е.Н. –М.: «Академия», 2007,- 250 с.
Антокольская М.В.Семейное право./ М.В. Антокольская М.: Юрист, 2008, -370 с.
Информационные справочно-правовые системы:
«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.
Интернет-ресурсы
http:// www.minjust.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, решения ситуационных задач, тестирования.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| 1
| 2
| Умения:
|
| Применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
| Оценка выполненных практических занятий.
| Составлять брачный договор и алиментное соглашение;
| Оценка выполненных практических занятий.
| Оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав.
| Решение ситуационных задач
| Анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.
| Оценка выполненных практических занятий.
| Знания:
|
| Понятия и основные источники семейного права
| Проверочная работа.
| Порядок заключения и прекращения брака.
| Решение ситуационных задач, тестирование
| Личные и имущественные права и обязанности супругов.
| Оценка выполненных практических занятий, решение ситуационных задач, защита докладов, сообщений, рефератов.
| Права и обязанности родителей и детей.
| Решение ситуационных задач.
| Алиментные обязательства членов семьи.
| Оценка выполненных практических занятий, тестирование.
| Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
| Решение ситуационных задач, тестирование.
|
|