создание условий для становления квалифицированного педагогического, медицинского или социального работника;
вовлечение молодого работника в реабилитационно-воспитательный трудовой процесс и общественную жизнь учреждения социальной защиты с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в профессии;
адаптация молодого работника в трудовом коллективе, освоение им корпоративной культуры, принятие традиций трудового коллектива и правил поведения в учреждении социальной защиты населения;
формирование высоких нравственных принципов, чувства долга и ответственности, уважения к профессии и добросовестного отношения к трудовой деятельности;
повышение качества подготовки и квалификации молодых работников, постоянное совершенствование форм и методов наставничества;
снижение текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с нанимателем;
создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата. 3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА 3.1. Наставничество устанавливается для впервые принятого на работу молодого педагогического, медицинского или социального работника.
3.2.Наставничество организуется не позднее семи дней с момента принятия молодого работника на работу и вводится:
на срок до 1 года – над выпускниками учреждений, обеспечивающих получение высшего образования;
на срок до 2 лет – над молодыми педагогическими работниками, не имеющими высшего педагогического образования.
3.3.Наставничество организуется на основании приказа директора МБУ Центр «Дарина». В приказе указываются продолжительность и условия наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого работника.
Между наставником и молодым работником заключается соглашение о трудовом сотрудничестве (приложение 1).
3.4.Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по реабилитационно-воспитательной работе МБУ Центр «Дарина».
3.5.Заместитель директора по реабилитационно-воспитательной работе
рассматривает и согласовывает план организации и проведения наставничества;
организует обучение наставников передовым формам и методам обучения молодых работников, оказывает им методическую и практическую помощь в организации работы;
проводит инструктаж наставников и молодых работников;
совершенствует формы наставничества в соответствии с изменяющимися потребностями системы социальной защиты населения;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации наставничества в учреждении социальной защиты населения (в районе, городе);
вносит предложения о поощрении наставников;
организует аттестацию прошедших обучение молодых работников.
3.6.Ответственность за наставничество в учреждении образования несет директор МБУ Центр «Дарина».
3.7.Директор МБУ Центр «Дарина»
рассматривает и утверждает индивидуальный план наставничества;
создает необходимые условия для совместной работы молодого работника с закрепленным за ним наставником;
осуществляет контроль над ходом обучения;
совместно с другими лицами может участвовать в аттестации молодого работника.
3.8.В учреждении социальной защиты населения могут применяться разные формы наставничества:
индивидуальное наставничество – наиболее распространенная форма, при которой за наставником закрепляется один молодой работник;
групповое наставничество, при котором наставник руководит группой молодых работников;
коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним молодым работником осуществляет трудовой коллектив (группа опытных работников);
коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество трудового коллектива (группа опытных работников) осуществляется над группой молодых работников.
3.9.Наставник в течение десяти дней с момента начала обучения совместно с молодым работником разрабатывает Индивидуальный план наставничества (приложение 3).
3.10.В течение всего периода обучения наставник обеспечивает качественное и своевременное обучение молодого работника в соответствии с индивидуальным планом наставничества.
3.11.По завершении выполнения индивидуального плана обучения наставник составляет характеристику на молодого работника, указывает достигнутые результаты и представляет ее директору МБУ Центр «Дарина».
3.12.Результаты обучения молодых работников оценивает квалификационная (аттестационная) комиссия в порядке, определенном законодательством.
3.13.Молодой работник должен быть уведомлен о решении (рекомендациях), вынесенном комиссией. 4.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИКА 4.1. Требования к подбору наставника.
Наставником назначается работник, имеющий высшую квалификационную категорию, который
знает специфику деятельности учреждения социальной защиты населения и ее традиции;
владеет особенностями и спецификой работы по специальности молодого работника;
имеет продолжительный стаж работы по специальности в учреждении социальной защиты населения, богатый жизненный опыт, безупречную репутацию.
4.2.Наставник имеет право:
осуществлять обучение молодого работника в оговоренные сроки;
требовать от молодого работника выполнения указаний по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью;
ходатайствовать перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного;
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого работника, вносить предложения руководителю учреждения социальной защиты населения о поощрении молодого педагогического работника, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
с согласия руководителя учреждения привлекать для обучения молодого работника других работников;
участвовать в обсуждении профессиональной карьеры молодого работника;
ходатайствовать перед квалификационной (аттестационной) комиссией о присвоении молодому работнику квалификационной категории.
4.3.Наставник обязан:
разработать совместно с молодым работником индивидуальный план наставничества;
ознакомить молодого работника с целями и задачами деятельности МБУ Центр «Дарина», условиями труда, основами корпоративной культуры;
ознакомить с требованиями по охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка;
проводить необходимое обучение и контролировать выполняемую работу молодого работника, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
способствовать рациональной организации труда молодого работника;
личным примером развивать положительные качества молодого работника, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого работника, составлять характеристику по итогам обучения, давать заключение о результатах прохождения адаптации с предложениями по дальнейшей работе молодого работника.
4.4.Ответственность наставника:
наставник несет персональную ответственность за качество обучения молодого работника и за его действия в период прохождения наставничества, связанные с трудовой деятельностью в МБУ Центр «Дарина».
4.5.Показателем оценки эффективности работы наставника является адаптация молодого работника за период обучения. 5.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО РАБОТНИКА 5.1.Молодой работник имеет право:
обращаться за помощью к своему наставнику;
вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с обучением;
участвовать в обсуждении результатов наставничества;
выходить с ходатайством к руководителю учреждения о смене наставника
5.2.Молодой работник обязан:
знать нормативные акты, определяющие его трудовую деятельность, особенности деятельности учреждения, функциональные обязанности по его специальности, занимаемой должности;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками;
исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией;
соблюдать соглашение о трудовом сотрудничестве между наставником и молодым работником, индивидуальный план наставничества.
Приложение 1
СОГЛАШЕНИЕ
о трудовом сотрудничестве
между наставником и молодым педагогическим, медицинским или социальным работником Я, наставник, _______________________________________________ (профессия (должность), Ф.И.О. наставника) беру на обучение ________________________________________________________________ (профессия (должность), Ф.И.О. молодого работника) и обязуюсь помочь овладеть профессиональными компетенциями, повысить образовательный и культурный уровень, способствовать скорейшей адаптации в коллективе.
_____________ ________________________
дата подпись наставника
Я, молодой работник, _________________________ (профессия (должность), Ф.И.О.) обязуюсь овладеть необходимыми профессиональными компетенциями, добросовестно выполнять поставленные цели и задачи, максимально использовать полученный от наставника опыт и знания для овладения профессией.
_____________ ________________________
дата подпись молодого работника
Приложение 2
Утверждаю:
Директор МБУ Центр «Дарина»
____________Максимихина О.И.
«_____»____________2013 г.
Индивидуальный план наставничества Ф.И.О. молодого работника _______________________________________ Профессия (должность)___________________________________________ Отчетный период ________________________________________________
№ п/п
| Мероприятия
| Сроки исполне-ния
| Оценка выполнения (дата, подпись наставника)
|
| Составление индивидуального плана наставничества
|
|
|
| Ознакомление с основополагающими документами, целями, задачами и направлениями профессиональной деятельности
|
|
|
| Знакомство с деятельностью внутренних структурных подразделений: СППС, медицинской службой и т.д.
|
|
|
| Ознакомление с административной структурой учреждения образования, отношениями подчиненности, порядком оформления документации учреждения образования
|
|
|
| Освоение и совершенствование навыков молодого педагогического работника (указываются конкретные методики, приемы и т.д.)
|
|
|
| Получение консультативной помощи в работе по специальности (профессии)
|
|
|
| Участие в проводимых конкурсах профессионального мастерства и других мероприятиях для молодых педагогов
|
|
|
| Подготовка к аттестации молодого педагогического работника
|
|
|
| Повышение общеобразовательного и культурного уровня, участие в общественной жизни учреждения образования
|
|
|
| Проверка выполнения индивидуального плана наставничества
|
|
|
_________________ ________________________ (дата) (подпись наставника) _________________ ________________________ (дата) (подпись заместителя директора по учебной или
воспитательной работе, руководитель УМО)
Оценка выполнения плана наставничества ___________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Характеристика молодого педагогического работника______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________ ________________________ (дата) (подпись наставника) Ознакомлен: _____________ _____________________________
(дата) (подпись молодого педагогического работника) |