Е. В. Арсеньева Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной


Скачать 154.02 Kb.
НазваниеЕ. В. Арсеньева Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
РОЛЬ ЦЕНТРА ТРУДОУСТРОЙСТВА В ВУЗЕ
Е. В. Арсеньева
Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной
организации высшего образования «Международный славянский институт»,
Тверская область, г. Вышний Волочек

voloc2006@rambler.ru
Практически перед любым высшим учебным заведением России стоит сегодня острейшая проблема: как приблизить характер обучения студентов к требованиям современной жизни? Как подготовить студента, чтобы он был способен сразу же после учебы в вузе получить хорошую работу по специальности и сумел включиться в серьезную практическую работу.

Итак, какова же роль центра трудоустройства в вузе? Конечно, самая главная! Почему? Да потому что цель получения высшего образования непосредственно в получении знаний, умений, навыков для дальнейшей реализации их в профессиональной деятельности.

Актуальность центра трудоустройства в вузе:

  • невостребованность выпускников ведет к отрицательным последствиям:

  • сокращение интеллектуального потенциала страны;

  • снижение профессионального уровня выпускников, не получивших работу по специальности непосредственно после окончания вуза;

  • снижение эффективности капитальных вложений в высшую школу, что вызывает периодические попытки сократить ее финансирование.

Для решения вышеперечисленных проблем вузам необходимо решить ряд задач, в т. ч.:

  • постоянно проводить мониторинг рынка труда и рынка образовательных услуг;

  • поддерживать партнерские отношения с работодателями;

  • организовывать стажировку и практику студентов на предприятиях;

  • осуществлять поиск мест работы для частичной занятости студентов, изъявивших желание работать в свободное от учебы время или в период каникул;

  • осуществлять анализ соответствия качества подготовки специалистов требованиям рынка труда;

  • проводить предварительное и окончательное направление выпускников для первичного трудоустройства;

  • проводить консультации для студентов и выпускников университета по вопросам составления резюме, планирования карьеры, существующих технологий поиска работы, самопрезентации, специфики прохождения собеседования.

Центр является инновационной структурой вуза, порожденной рыночной экономикой и призванной обеспечивать взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда. Центр создается как структурное подразделение вуза.

Основными функциями центра являются:

  • заключение соглашений о сотрудничестве с предприятиями и договоров на трудоустройство выпускников;

  • содействие открытию малого бизнеса для студентов и выпускников;

  • анализ рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе;

  • координация [информационное, целевое (стратегическое) сотрудничество, совместные семинары, конференции];

  • взаимодействие с работодателями, другими вузами, центрами содействия занятости, администрацией (презентации профессий, семинары, конференции);

  • внешние контакты (другие регионы, федеральные органы власти, зарубежные связи);

  • стратегия выпуска (целевая группа работодателей, сегмент рынка образовательных услуг, специфика образовательных программ в вузе);

  • профориентация (работа со студентами, дополнительные учебные курсы, предоставление информации);

  • выработка рекомендаций для руководителей управлений по учебной работе (в соответствии с требованиями работодателей и перспективами развития рынка труда).



По реализации организационной функции:

  • установление партнерских и договорных отношений с работодателями, с кадровыми агентствами, с территориальными органами и службами занятости;

  • организация профориентационной работы, ярмарок вакансий, дней карьеры, презентаций профессий и т. п.;

  • привлечение работодателей в качестве консультантов к проектированию профессиональных образовательных программ направлений и специальностей в соответствии с требованиями рынка труда;

  • при наличии возможностей заключение с заказчиками договорных отношений на целевую подготовку;

  • взаимодействие с общественными органами и организациями по содействию временной занятости студентов и трудоустройству выпускников по вопросам трудоустройства;

  • взаимодействие с выпускниками вуза, занимающими ключевые позиции в бизнесе и государственных организациях;

  • подбор студентов и выпускников вуза – соискателей вакансий рабочих мест, обладающих заявленными работодателями качествами, и направление их на собеседование, стажировку;

  • поиск вакансий рабочих мест, удовлетворяющих запросам студентов и выпускников вуза;

  • проведение анкетирования студентов, выпускников вуза для определения индивидуальных запросов соискателя, соответствия требованиям работодателя и др.;

  • проведение с привлечением специалистов-психологов курсов самодиагностики, обучающих (методам самопрезентации, эффективного поведения при общении с работодателями) мастер-классов и тренингов, а также тематических конференций;

  • организация и проведение консультационных занятий со студентами о технологиях трудоустройства и поиска работы в рамках факультативов, курсов по выбору.



По реализации аналитической функции:

  • подготовка аналитической информации о текущей и перспективной потребности в специалистах, о требованиях работодателей к качеству подготовки кадров, к их личным качествам, выработка предложений руководству вуза, структурным подразделениям для формирования политики в области подготовки специалистов, воспитания студентов;

  • определение целевой группы работодателей для каждой специальности и специализации вуза;

  • участие в проектах регионального и российского уровня, ориентированных на содействие занятости студентов и трудоустройству выпускников вуза.


По реализации информационной функции:

  • создание информационной системы для обеспечения студентов и выпускников вуза данными о рынке труда; работодателей – о студентах и выпускниках;

  • предоставление информации кафедрам и деканатам факультетов о требованиях работодателей к качеству подготовки специалистов.


По реализации консультационной функции:

  • консультирование работодателей о системе подготовки в вузе, возможностях поиска требуемых специалистов и налаживании контактов со структурными подразделениями вуза;

  • консультирование по результатам индивидуального психологического тестирования при выборе работы, характера трудовой деятельности;

  • консультации студентов и выпускников вуза по работе с базами данных, размещенными в информационной сети Интернет, а также с базами данных центра;

  • разработка и издание учебно-методических и информационно-справочных пособий, рекомендаций для студентов и выпускников вуза по технологии поиска работы, взаимодействия с работодателем при трудоустройстве, о возможностях переподготовки.

Эта цель достигается путем решения поставленных перед ним основных задач:

  • Содействие временной занятости студентов в период обучения с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и постоянному трудоустройству выпускников.

  • Установление партнерских и договорных отношений, эффективное взаимодействие и сотрудничество с предприятиями-работодателями, потенциальными работодателями, региональным Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения, кадровыми агентствами, органами государственного управления и общественными организациями.

  • Предоставление студентам и выпускникам информации о рынке труда.

  • Предоставление работодателям информации о выпускниках, нуждающихся в трудоустройстве, о программах подготовки специалистов, реализуемых в вузе.

  • Выпуск информационных материалов, проведение мероприятий, способствующих трудоустройству выпускников и повышающих их конкурентоспособность на рынке труда.

  • Обучение студентов навыкам правильного поведения на рынке труда, реализация различных программ психологической адаптации студентов и выпускников к рынку труда.

  • Координация деятельности подразделений вуза и студенческих организаций по трудоустройству выпускников.

  • Анализ текущей и перспективной потребности работодателей в специалистах.

  • Разработка инструментов и осуществление координации деятельности подразделений вуза в области занятости.

  • Обучение, повышение квалификации сотрудников подразделений вуза, других учреждений профессионального образования, ответственных за трудоустройство выпускников.

Задачи, которые должен решать вузовский центр (служба) занятости: вопросы непосредственного трудоустройства и стратегические задачи. Решение задач осуществляют две структуры: центр занятости и центр содействия занятости. Также стратегическими задачами может заниматься специально выделенная группа в едином центре занятости. Существует и другой вариант – непосредственной деятельностью по трудоустройству, профориентации, организации практик и стажировок могут заниматься специально назначенные сотрудники (группы) в едином центре содействия трудоустройству выпускников. Окончательный выбор организационной структуры зависит от специфики учебного заведения и является прерогативой руководителей учебных заведений.

При этом рекомендуется выбрать следующее типовое решение для вуза: в вузе создается центр содействия трудоустройству выпускников, который реализует стратегические задачи в области занятости, разрабатывает политику вуза в области занятости и при этом занимается сам (или координирует деятельность соответствующих подразделений вуза и студенческих организаций) непосредственным трудоустройством выпускников, организацией программ временной занятости студентов, профориентацией, предоставляет информацию и консультирует студентов. Уже существующие организации в этом случае не упраздняются, а объединяются в рамках центра содействия трудоустройству (занятости) выпускников или просто согласовывают с ним свою деятельность.

Несколько советов, чтобы сделать центр трудоустройства продуктивным, интересным и, с точки зрения выпускник – работодатель, качественным:

  • Создание на сайте раздела «Трудоустройство» и форума для общения и передачи опыта для студентов, выпускников и работодателей. Этот раздел должен быть прост и удобен для любого пользователя и работодателя.

  • Стажировку в массы. Поехать на стажировку в другую страну? А почему бы и нет! На стажировку необходимо отправлять студентов и выпускников.

  • Вы были на собеседовании, тогда вам есть чем поделиться с теми, кому еще предстоит пройти его в первый раз. Делитесь своим опытом с окружающими!

  • Участвуйте в опросах, связанных с образованием и карьерой. По итогам прохождения опроса вы сможете сравнить ваши ответы с результатами других студентов.

  • Ежемесячный мониторинг рынка труда.

  • Выбрать место практики поможет Студенческая биржа, которая работает не только для того, чтобы студент нашел для себя хорошую работу/подработку, но и для того, чтобы найти достойное место практики, а, как мы все знаем, практика может способствовать последующему трудоустройству выпускников.

  • Трудоустройство «С первой встречи». Проведение мероприятий «Встреча с работодателем». Привлечение работодателей для прямого диалога студентов и выпускников. Проведение работодателями встреч и презентаций для выпускников, где можно и нужно задавать интересующие вопросы и узнавать подробнее о порядке и преимуществах трудоустройства в компаниях.

  • Проект «Интервью с успешным человеком». Целью проекта является знакомство с карьерным становлением специалистов, достигших высот в своей профессиональной деятельности.

  • Предложение вариантов подработки. Студентов вуза приглашают записаться в  компанию «Сфера». Компания «Сфера» – это разовая работа, в которой работодателем выступает вуз. Выплаты в данном случае осуществляются в виде поощрительной или материальной помощи. Если у студента имеется пара свободных часов для подработки, то вы приобретете дополнительный опыт работы и заработка.

  • Набор в команду коммуникаторов. На этой должности студент сможет развить свои коммуникативные навыки, принять участие в организации различных мероприятий, тренингов, решать новые для себя задачи, познакомиться и окунуться в корпоративную культуру центра и др. 

  • Проведение опросов и презентаций на темы «Мое профессиональное будущее», «Как я вижу свою карьеру» и т. д. для студентов 1-х курсов и точно такие же опросы и презентации рекомендуется провести у тех же студентов на последнем выпускном курсе. Проведя анализ презентаций и опросов по каждому студенту (первокурсник – выпускник) результаты окажутся для кого-то неожиданными и интересными.

  • Проведение форумов молодых лидеров. Для молодых специалистов это возможность получить личное развитие, узнать о возможностях самореализации, раскрыть свои сильные стороны и таланты, учится применять их для достижения целей, расширить сеть полезных контактов и завести новых друзей. 

  • Проведение презентаций на факультетах. Студент создает и презентует свою компанию и выступает в качестве работодателя и при содействии Студенческой биржи труда приглашаются студенты для работы в данной компании в рамках вуза.

  • Проекты «Новые горизонты», «Карьерный взлет». Проведение мастер-классов, например:

– для 1-го курса – профориентационный комплекс «Старт к карьере – тренинговый марафон»;

– для 2-го курса – мастер-класс «Вторая ступень к карьере – ключ к успеху»;

– для 3-го курса – мастер-класс «Третья ступень к карьере – встреча с работодателем»;

– для 4-го курса – «Экскурсия к работодателю», «Мастер-класс по составлению резюме».

  • Мониторинг молодежного рынка труда.

Кратко перечислим основные задачи центра занятости и центра содействия занятости вуза.
Основные задачи подразделения вуза, ответственного за трудоустройство выпускников:

Непосредственно касающиеся трудоустройства студентов и выпускников (центр занятости):

  • Стажировки (практика).

  • Временная занятость (во время обучения).

  • Трудоустройство после окончания вуза.

Решающие стратегические задачи, обеспечивающие трудоустройство студентов и выпускников (центр содействия занятости):

  • Определение особенностей и актуальности программ обучения в вузе, сравнение их с программами других вузов, готовящих специалистов по той же тематике, выявление сильных и слабых сторон обучения в данном вузе, определение собственной специфики, своего сегмента на рынке образовательных услуг.

  • Определение целевой группы – предприятий (групп предприятий), для которых вуз готовит специалистов, специальностей (должностей), по которым готовятся специалисты, сравнение с другими вузами, выпускники которых предназначены для той же целевой группы, иными словами, определение своего сегмента на рынке труда.

  • Работа с выпускниками: база данных, создание ассоциации (партнерства), совершенствование ее деятельности.

  • Работа со студентами, ведение профориентационной работы, предоставление информации о ситуации на рынке труда и прогнозах о развитии рынка труда, координация научной работы студентов, способствующей их успешному трудоустройству и отвечающей задачам центра.

  • Выработка рекомендаций на корректировку программ обучения в вузе, корректировку существующих и введение новых курсов, изменение профиля подготовки специалистов и номенклатуры специальностей с учетом спроса на специалистов.

  • Взаимодействие с работодателями (промышленными предприятиями, учреждениями, фирмами), проведение совместных совещаний и конференций, анализ взаимодействия вуза с предприятиями.

  • Контакты вуза относительно проблем трудоустройства (другие вузы, центры занятости, организации работодателей, профессиональные союзы и ассоциации, профильные органы федеральной, региональной и местной власти).

Рекомендуем ознакомиться с очень познавательной и интересной статьей для выпускников «Почему вы хотите работать именно у нас?»: пять нескучных ответов (источник: http://headhunter.kg/article/17275).

Этот безобидный вопрос может стать решающим на собеседовании. Выдумывать ничего не хочется: работодатель надеется на вашу честность, но не каждое искреннее признание он сможет правильно оценить.

Вопрос «Почему вы хотите работать именно у нас?» на собеседовании раздражает и кажется формальностью, но рекрутер задает этот вопрос с определенной целью. Ему не интересно, сколько месяцев вы ищете работу: он хочет знать, что в описании вакансии вас привлекло. Заинтересованный сотрудник работает в компании лучше и дольше, и найти такого – удача для работодателя. Поэтому попробуйте понять, чего ждете от будущей работы. Это придаст уверенности на собеседовании: вы будете знать, куда и зачем пришли. Мы нашли пять примеров, которые помогут дать честный и интересный ответ.

1. «Я пользуюсь вашим продуктом день/неделю/всю жизнь. Он мне нравится, потому что…».

Заинтересованность в результате работы – лучшая мотивация. Попробуйте узнать о деятельности компании, особенно если раньше о ней не слышали. Вы поймете, чем предстоит заниматься, и расскажете, что можно улучшить.

2. «Я много слышал о корпоративной культуре в вашей компании. Мне кажется интересной система мотивации и нравятся условия работы».

Комфортные условия – залог того, что вы задержитесь на этой работе дольше. Зайдите в раздел «О компании» на сайте: это главный источник информации. Прочитайте отзывы, посмотрите страницы в социальных сетях. Расскажите о своих впечатлениях на собеседовании. Даже если слышали что-то только от работающих в ней друзей, то это покажет, что вы не случайный человек.

3. «Мне нравится, что вы заботитесь о качестве жизни людей и улучшении ситуации в отрасли».

У многих компаний есть идеология. Расскажите, почему считаете это важным.

4. «Я знаю людей, которые работают у вас. Видел аккаунты сотрудников в Фейсбуке: у нас много общих интересов. Уверен, что мы найдем общий язык».

Влиться в рабочий коллектив на новой работе – непростая задача. Если вы чувствуете, что будете «своим», скажите об этом на собеседовании.

5. «Я хочу развиваться в своем направлении, и мне нравится корпоративное обучение в вашей компании».

Открыто говорите о карьерных целях. Если амбиции обоснованы, рекрутер оценит вашу заинтересованность. Избегайте слишком общих или коротких ответов. Попробуйте спросить, почему именно вас пригласили на собеседование. Это станет началом интересного диалога и уведет от ответов на скучные вопросы.

Ознакомьтесь с увлекательным профориентационным экспресс-тестом «Матрица выбора профессии» для выпускников (источник: http://testoteka.narod.ru/prof/1/04.html). Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г. В. Резапкина.

Сегодня рынок труда предлагает нам огромный выбор всевозможных направлений профессиональной деятельности. Часто нам сложно определиться с тем, чем бы мы хотели заниматься в дальнейшем. Для того чтобы понять примерное направление своей будущей профессиональной деятельности и определиться с выбором профессии, предлагается данная методика. Работа с этой методикой поможет Вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если Вы еще не выбрали профессию, задайте себе следующие вопросы:

  1. С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает? 

    1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т. д.). 

    2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования). 

    3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты). 

    4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины). 

    5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т. д.). 

    6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые). 

    7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные). 

    8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты). 

    9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства). 

    10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения).

  1. Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает? 

2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью). 

2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей). 

2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности). 

2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение). 

2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства). 

2.6. Производство (изготовление продукции). 

2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов). 

2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо). 

2.9. Защита (охрана от враждебных действий). 

2.10. Контроль (проверка и наблюдение).

Анализ производится с помощью таблицы («Матрица выбора профессии», см. Приложение). Профессии, находящиеся на пересечении сферы труда и вида труда, являются (предположительно) наиболее близкими интересам и склонностям опрашиваемого.

Полная реализация планируемых направлений деятельности центра трудоустройства в вузе позволит включить в процесс содействия трудоустройству всех заинтересованных сторон (студентов, выпускников, представителей вуза и работодателей), обеспечить наиболее полное трудоустройство, добиться заключения договорных отношений с работодателем, создать модель выпускника с устойчивыми социально-психологическими, адаптивными навыками, конкурентоспособного на рынке труда.

Как же много зависит от того, какой выйдет выпускник из стен вуза, с какими знаниями и умениями он вступит во взрослый мир, и, в частности, как поведет себя на рынке труда. Придет ли он уже сформировавшимся в своих целях и желаниях? От того, насколько он будет граждански и социально сформирован, зависит то, что он привнесет в развитие нашей страны. Ведь выпускники – это наше будущее и будущее нашей страны!

Приложение

Матрица выбора профессии


Похожие:

Е. В. Арсеньева Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной iconПоложение о государственной итоговой аттестации выпускников Автономной...
Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Уральский промышленно-экономический техникум»

Е. В. Арсеньева Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной iconДоговор между Автономной образовательной некоммерческой организацией...
Автономной образовательной некоммерческой организацией «Центр раннего развития «азбука» и родителями (лицами, их заменяющими)

Е. В. Арсеньева Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной iconОтчет о самообследовании Автономной некоммерческой образовательной...
«Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС»

Е. В. Арсеньева Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной iconСогласие на обработку персональных данных
Образовательной автономной некоммерческой организации «Регистр системы сертификации персонала», 119991, г. Москва, Ленинский пр-кт,...

Е. В. Арсеньева Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной iconО предоставлении образовательной услуги, относящейся к основным видам деятельности, оказываемой
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение образование «вышневолоцкий медицинский колледж»

Е. В. Арсеньева Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной iconОбщие положения настоящий Устав регулирует образовательную, воспитательную...
Настоящий Устав регулирует образовательную, воспитательную и финансово-хозяйственную деятельность некоммерческой образовательной...

Е. В. Арсеньева Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной iconПротокол №1 заседания Наблюдательного совета Автономной некоммерческой...
Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации Агентство инвестиционного развития

Е. В. Арсеньева Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной iconУчебно-методическое пособие по дисциплине "Основы внешнеэкономической...
Поволжский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования

Е. В. Арсеньева Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной iconПравила внутреннего трудового распорядка Автономной некоммерческой...
Настоящие Правила внутреннего трудового распорядка разработаны в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и призваны...

Е. В. Арсеньева Вышневолоцкий филиал образовательной автономной некоммерческой образовательной iconУстав Автономной некоммерческой организации дополнительного образования...
Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Международный языковой центр»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск