Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов введение


НазваниеМетодические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов введение
страница1/6
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Документ предоставлен КонсультантПлюс


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 марта 2008 г. N 46
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ
В целях повышения надежности водительского состава и обеспечения безопасности дорожного движения:

1. Утвердить Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов (далее - Рекомендации) (прилагаются).

2. Управлению развития автомобильного транспорта (Кузнецов А.И.) довести утвержденные Рекомендации до сведения глав муниципальных образований Московской области.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований Московской области довести утвержденные Рекомендации до транспортных предприятий, расположенных на территории муниципальных образований.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Председателя Правительства

Московской области - министр транспорта

Правительства Московской области

П.Д. Кацыв
Приложение

к распоряжению Министерства

транспорта Московской области

от 5 марта 2008 г. N 46
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ
Введение
Обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов является одним из важнейших направлений деятельности служб пассажирских автотранспортных предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров (далее - АТП), лиц, ответственных за безопасность дорожного движения. По данным ГИБДД МВД России ошибки, связанные с человеческим фактором, присутствуют примерно в 80% дорожно-транспортных происшествий. Данная многолетняя статистическая закономерность определяет приоритетную роль водителя в обеспечении безопасности дорожного движения, системы "Автомобиль - водитель - дорога".

Длительное время в России проблема безопасности дорожного движения с позиции водительского фактора рассматривалась, главным образом, как дисциплинарная, т.е. решаемая путем ужесточения санкций. Ужесточение наказаний за нарушения Правил дорожного движения (ПДД) считалось самым главным способом профилактических мер снижения уровня аварийности. Однако как международный опыт, так и практика применения российского законодательства выявили его несостоятельность.

Значительно более перспективными направлениями являются повышение надежности водителей с использованием методов профотбора (профподбора), обучения (повышения квалификации) и мотивации к безопасному управлению автотранспортным средством. В настоящее время большая часть нарушений водителями автобусов правил дорожного движения (в том числе и приведших к дорожно-транспортным происшествиям) вызвана не сознательным желанием рисковать, а комплексом проблем, имеющихся в обучении, неадекватной оценкой своего профессионального уровня и незнанием психофизиологических возможностей, а также недооценкой во многих случаях степени опасности дорожно-транспортной ситуации.

При разработке настоящих Методических рекомендаций по обеспечению надежности водителей автобусов (далее - Рекомендации) под надежностью водителя понималась его способность в течение определенного времени работать "без отказов", то есть без ошибок в управлении транспортным средством (в нашем случае автобусом), без нарушений правил дорожного движения и без дорожно-транспортных происшествий. Надежность водителя складывается из следующих составляющих:

1) профессиональная - включает совокупность знаний, навыков и умений, необходимых для безопасного управления автобусом в широком диапазоне дорожных и природно-климатических условий;

2) медицинская - наличие заболеваний (гипертония, ишемия, язва желудка и др.), резкие проявления которых в процессе движения автобуса могут вызвать потери контроля за его управлением;

3) психофизиологическая - комплекс индивидуальных качеств водителя (время реакции, распределение внимания, память, точность движения и др.), недостатки которых могут способствовать возникновению ошибочных действий водителя при управлении автобусом, особенно при возникновении критических ситуаций в дорожном движении;

4) социально-психологическая - совокупность морально-этических качеств водителя, определяющая его правопослушность в дорожной среде.

Надежность водителя может быть обеспечена (повышена) путем воздействия на каждую из перечисленных составляющих. На повышение уровня профессионального мастерства направлена система повышения квалификации водительского состава; на повышение медицинской и психофизиологической составляющих направлены контроль за состоянием здоровья и режимом труда и отдыха и внедрение методов профотбора (профподбора) водительских кадров; социально-психологическая составляющая определяется применением пропагандистских и воспитательных мер.

Профессиональная составляющая включает знание ПДД и умение использовать эти знания на практике, умение управлять автобусом в различных дорожно-климатических условиях, а также социальную адаптивность, в первую очередь, с пассажирами.

Уровень здоровья водителя оценивается и контролируется на основе ряда требований соответствующих законодательных и подзаконных актов. Психофизиологическая оценка степени развития индивидуальных свойств и качеств водителей в настоящее время не применяется из-за отсутствия необходимого методического обеспечения. Хотя она является необходимой для подбора водителей, распределения и закрепления их на маршрутах различной сложности, особенно при перевозках пассажиров в сложных дорожных условиях, перевозке детей. Создание и использование инструментария, позволяющего оценить индивидуальные качества водителя, влияющие на безопасное управление автобусом, в первую очередь, оценки его склонности к риску, является чрезвычайно важным.

"Ранжирование" водительского состава по критерию их квалификационного уровня в настоящее время практически не формализовано и производится в основном по субъективным оценкам руководства и службы безопасности движения. Действовавшее в Советском Союзе распределение водителей "по классам" не полностью оправдано, в том числе и потому, что присвоение высшего (первого) класса требует не достижения высокого уровня управления транспортным средством, на котором непосредственно трудится водитель, а лишь наличия соответствующей категории (которая может и не понадобиться конкретному водителю).

В настоящее время в соответствии с Дополнениями и изменениями к единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (2005 г.) по профессии водителя автобуса регламентировано присвоение разрядов в зависимости от габаритной длины автобуса: 4 разряд - при управлении автобусом габаритной длиной до 7 метров; 5 разряд - габаритной длиной 7-12 метров; 6 разряд - свыше 12 до 15 метров; 7 разряд - свыше 15 метров.

Представляется, что такая классификация водителей автобусов не эффективна, во-первых, из-за отсутствия показателей качества управления транспортным средством; во-вторых, из-за невозможности водителя конкретного типа автобусов повышать свой разряд (и зарплату) за счет совершенствования водительского мастерства. При этом водитель микроавтобуса малой вместимости (наиболее аварийно опасного типа в настоящее время) не может получить разряд выше четвертого.

В целях поощрения водителей в АТП может быть разработано Положение об уровне квалификации (классе) водителей.

Повышение надежности водителей автобусов является одной из важнейших составляющих деятельности АТП Московской области в плане поддержания необходимого уровня безопасности дорожного движения. На решение этой задачи и направлены настоящие Рекомендации. Их внедрение направлено на унификацию решений кадровых служб и служб безопасности дорожного движения по вопросам формирования, функционирования и контроля качества профессиональной деятельности водителей.

Рекомендации предназначены для:

- четкого распределения ответственности служб АТП, деятельность которых влияет на уровень безопасности дорожного движения;

- разработки и реализации единой кадровой политики в сфере контроля и оценки профессиональной деятельности водительского состава;

- решения вопросов о приеме водителей на работу и распределения по видам маршрутов и транспортных средств (автобусов);

- выявления причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине водительского состава и нарушений ими ПДД;

- совершенствования работы по повышению профессионального мастерства водительского состава автобусов;

- проведения инструктажей водителей об особенностях управления автобусами в различных условиях;

- составления планов проведения стажировок и ежегодных занятий с водительским составом автобусов;

- организации контроля за прохождением водителями автобусов предрейсовых (межрейсовых, послерейсовых) медицинских осмотров;

- решения вопросов о поощрении (наказании) водительского состава.

Рекомендации устанавливают общие принципы и условия, на основе которых осуществляется работа с водительским составом АТП с целью поддержания высокой работоспособности как на протяжении рабочего дня, так и всей продолжительности водительского стажа.

Требования данных Рекомендаций распространяются на все автотранспортные предприятия, организации и индивидуальных предпринимателей Московской области, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами. Индивидуальные предприниматели и предприятия, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение установленных норм и требований, регламентируемых настоящими Рекомендациями, на основе договоров, заключаемых со специально аккредитованными автотранспортными предприятиями, образовательными учреждениями и организациями.

Внедрение Рекомендаций осуществляется на основе привязки к условиям конкретного автотранспортного предприятия с учетом количества имеющихся водителей, их профессионального уровня и возрастной структуры.

При разработке Рекомендаций учтены требования действующих нормативных актов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности водительского состава АТП.
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов разработаны в соответствии с Федеральным законом N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 15.03.1999 N 190; Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27; Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.06.2007 N 80 "Об учреждении нагрудных знаков отличия Министерства транспорта Российской Федерации", руководящим документом "Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом" от 20.01.1986 РД-200-РСФСР-12-0071-86-09.

1.2. Рекомендации регламентируют деятельность АТП по обеспечению безопасности пассажирских перевозок путем повышения квалификации водителей автобусов, поддержания здоровья и оценки их психофизиологических качеств.

1.3. Требования настоящих Рекомендаций обязательны для всех организаций Московской области, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами независимо от организационно-правовой формы, размера и структуры парка подвижного состава, и индивидуальных предпринимателей.

1.4. Услуги по перевозке пассажиров АТП и водительский персонал могут сертифицироваться на добровольной основе. Порядок проведения и сертификационные требования к деятельности перевозчиков пассажиров автобусами устанавливаются соответствующими системами добровольной сертификации, образованными в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
2. Допуск водителей к осуществлению перевозок

пассажиров автобусами
2.1. Лицо, претендующее на работу в качестве водителя автобуса, должно отвечать следующим требованиям:

- наличие удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

- возраст соискателя не менее 20 лет;

- наличие документа о прохождении медицинского освидетельствования.

2.2. В соответствии с частью 3 ст. 20 Закона "О безопасности дорожного движения" автотранспортная организация с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства может устанавливать специальные правила и предъявлять дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения. Дополнительные требования регламентируются внутрипроизводственным (внутрикорпоративным) приказом и доводятся до сведения каждого водителя, поступающего на работу.

2.3. При приеме на работу проводится теоретическое и практическое тестирование знаний, умений и навыков соискателя, а также его проверка по информационным базам ГИБДД на предмет нарушения ПДД. Ответственность за проведение теоретического и практического тестирования и проверки водителя по информационным базам ГИБДД возлагается на лицо, определенное приказом по АТП, в соответствии с действующими нормативными документами.

2.4. Лицо, поступившее в АТП на работу водителем, должно быть ознакомлено с настоящими Рекомендациями и другими нормативными правовыми документами, регламентирующими его права и обязанности, оговоренные в трудовом договоре (контракте).

2.5. К осуществлению перевозок пассажиров автобусами допускаются водители, заключившие трудовой договор (контракт), прослушавшие вводный инструктаж и прошедшие стажировку. (Порядок организации и прохождения стажировки приведен в приложении "Организация стажировки водителей автобусов".)

2.6. В настоящих Рекомендациях приводятся разрядная сетка (приложение 1) и квалификационные требования к умениям и навыкам по управлению автобусом, дающие право на присвоение водителю соответствующего разряда (с учетом типа автобуса, которым ему предстоит управлять).

2.7. В рамках существующих разрядов допускается присвоение уровня квалификации (классности) водителя в соответствии с разработанным в АТП Положением (при его наличии).

2.8. Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на АТП создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом.

2.9. Лицо, поступившее на работу в АТП, должно пройти психофизиологическое тестирование для определения возможности его использования в пассажирских перевозках (тип автобуса, маршрут перевозок, перевозка детей и т.п.), в первую очередь на "склонность к риску", при наличии разработанных в АТП тестов.

2.10. Водитель может быть уволен в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях:

- по его заявлению;

- по медицинским показаниям;

- из-за грубого нарушения <*> правил внутреннего распорядка АТП, правил дорожного движения и неоднократного совершения дорожно-транспортных происшествий (по собственной вине водителя);

- в случае отрицательного результата при прохождении стажировки и невозможности перевода его на другие работы в организации;

- в случае отрицательного результата зачета по программе ежегодных занятий с водителями;

- в случае нарушения трудового договора (контракта).

--------------------------------

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов введение iconМетодические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов...
По данным гибдд мвд россии, ошибки, связанные с человеческим фактором, присутствуют примерно в 80%

Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов введение iconРегиональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)
Аварийные ситуации и рекомендации по обеспечению надежности функционирования системы 72

Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов введение iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
Рекомендуем прилагаемые методические рекомендации довести до сведения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по...

Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов введение iconНовых информационных технологий «ланит» утверждаю генеральный директор зао «ланит»
Аварийные ситуации и рекомендации по обеспечению надежности функционирования системы 74

Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов введение iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
Главной задачей является подготовка и воспитание квалифицированных водителей транспортных средств

Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов введение iconМетодические рекомендации по обеспечению требований безопасности...
Методические рекомендации предназначены для специалистов и органов надзорной деятельности при расследовании пожаров и проведении...

Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов введение iconСтажировка водителей автобусов
Лица, окончившие обучение в учебных комбинатах и автошколах, сдавшие экзамены в гибдд и получившие удостоверение на право управления...

Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов введение iconМетодические рекомендации по обеспечению радиационной безопасности роспотребнадзор
Настоящие методические рекомендации разработаны авторским коллективом в составе: Барковский А. Н., Барышков Н. К., Голиков В. Ю.,...

Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов введение iconМетодические разъяснения по расчету показателей надёжности и качества...
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов...

Методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов введение iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса по профессиональному обучению водителей транспортных средств

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск