Рабочая программа дисциплины Направление 080200 «Менеджмент»


Скачать 446.31 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Направление 080200 «Менеджмент»
страница1/3
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Договоры > Рабочая программа
  1   2   3
Уральский институт-филиал РАНХиГС

Кафедра ­­­­управления персоналом
Кадровое делопроизводство

Рабочая программа дисциплины
Направление 080200 «Менеджмент»,

Магистерская программа «Управление человеческими ресурсами»

Для заочной формы обучения

Составитель Макович Г.В., доктор фил.наук,

профессор

Екатеринбург

2012 г.


ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность дисциплины

В процессе осуществления любой хозяйственной деятельности каждый работодатель сталкивается с различными вопросами управления трудовыми отношениями, организации труда и регламентации всех процессов. Постановка  кадрового   делопроизводства  является основным элементом управления персонала, а также включает в себя качественную организацию работы с имеющимися документами, которые относятся к  кадровым  вопросам. Организация  кадрового   делопроизводства  – это трудоемкий процесс, который заключается в организации документирования информации. Ведение таких документов составляет основу управления и является наглядным результатом грамотного регламентирования внутренних трудовых, а также связанных с ними других отношений у конкретного работодателя. Документальное оформление всех  кадровых  процедур сегодня является неотъемлемой обязанностью каждого работодателя независимо от размеров его финансово хозяйственной деятельности. Документируя трудовые отношения, подавляющее большинство  кадровых  документов содержит очень важную информацию. От них зависит подтверждение определенных юридических фактов и на основе которых возникают те или иные права работника. Иногда об учете  кадровой  документации и кадров вспоминают только во время возникновения трудовых споров или при проведении проверки контролирующими органами. Разрешение спора в таких случаях проходит в суде, окончательное решение может быть как в пользу работодателя, так и в пользу работника. Чтобы не возникало таких ситуаций очень важно организовать правильное ведение всей  кадровой  документации, а также провести оформление имеющихся трудовых отношений согласно действующему трудового законодательства. Грамотное ведение  кадрового   делопроизводства  – это залог успешных отношений между работодателем и подчиненными.

1.2. Цель и задачи изучения дисциплины

   Цель – сформировать профессиональную компетенцию эффективного ведения кадрового   делопроизводства  как важного и обязательного процесса документирования всех трудовых отношений.

Задачи курса:

1) ознакомиться с законами, постановлениями, инструкциями и другими документами, содержащими нормы трудового права, необходимыми для профессиональной работы  кадрового  специалиста, а также с нормативной и нормативно-справочной документацией, регламентирующей единообразную практику применения норм права, которая является правовой основой деятельности кадровой службы;

2) представлять принципы систематизации кадровой документации, ознакомить с группами кадровых документов и их конкретными видами, моделями построения документов каждого вида;

3) научиться документально оформлять трудовые отношения, узнать, как формализовать  кадровые  процедуры конкретному работодателю, как регламентировать взаимоотношения работника и работодателя;
4) представлять, как на основе кадровых документов разрешить трудовые споры, конфликтные ситуации;

5) уметь документировать процедуры кадрового планирования, планирование потребностей в персонале, планирование использования кадров, планирование обучения персонала, планирование сокращения (высвобождения) персонала;

6) уметь организовать эффективное взаимодействия между плановой группой   кадровой службы и плановым отделом организации;

7) уметь наладить эффективный обмен информацией по кадровым вопросам между всеми подразделениями организации.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке магистра

Курс развивает умения находить организационно-управленческие решения и нести за них  ответственность; использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности; критически оценивать достоинства и недостатки своих решений, учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции  социальной ответственности. Предполагается, что магистрант имеет представления о роли и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний; владеет основными методами, способами  и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах.

1.4. Место дисциплины в цикле дисциплин магистерской программы

Дисциплина относится к профессиональному циклу. Она предполагает сформированные знания, умения, навыки в дисциплинах общенаучного цикла «Технологии разработки и принятия управленческих решений», «Информационные технологии управления бизнес-процессами», а также в дисциплинах профессионального цикла «Управление человеческими ресурсами», «Кадровая политика и механизмы ее реализации», «Кадровый аудит и контролинг персонала», «Правовое обеспечение управления персоналом». Находясь в четвертом семестре, эта дисциплина показывает практическую действенную реализацию при документировании принципов, освоенных в указанных выше дисциплинах

1.5. Компетенции, осваиваемые в процессе изучения курса

Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);

способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1)

Методическими приемами изучения дисциплины являются деятельностный подход в обучении, принцип ролевого участия, проектирование.

Контроль самостоятельной работы выполняется с использованием современных IT-технологий дистанционного обучения.

Итоговый контроль знаний проводится в форме сдачи ­­­­­­­­­­­­зачета.

Трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы, 72 часа.

Примерное распределение времени по темам курса

Заочная форма обучения




Тема

Часы


Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Нормативно-правовая база, регламентирующая работу  кадровой  службы. Государственный контроль

1

2

8

2

Прием на работу, перевод на другую работу, увольнение

1

2

8

3

Документы, регламентирующие рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации




2

8

4

Оформление и ведение трудовой книжки

1

2

8

5

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплате




2

8

6

Документирование процедуры кадрового планирования. Организация взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации


1

2

8




итого

4

12

48



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативно-правовая база, регламентирующая работу  кадровой  службы. Государственный контроль

Трудовое законодательство. Коллективные договоры и соглашения. Локальные нормативные акты. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.Прием на работу, перевод на другую работу, увольнение
Трудовой договор, его содержание, отличия от договора-подряда. Отражение в трудовом договоре информации об испытательном сроке, материальной ответственности работника (полной и ограниченной). Срочный трудовой договор. Документирование совместительства в случаях совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работы, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.
Документирование гарантий при заключении трудового договора.
Документы, предъявляемые при заключении трудового договора. Приказ о приеме на работу (Т-1,Т-1а). Документы о переводе на другую работу. Оформление постоянного перевода. Оформление временного перевода. Документирование перемещения, отличия документирования перемещения от перевода. Изменения существенных условий трудового договора и их документирование. Приказ о переводе работника на другую работу (Т-5, Т-5а). Документирование увольнения с работы. Фиксация в документе общих и дополнительных оснований прекращения трудового договора. Документирование прекращения срочного трудового договора. Документы при расторжении трудового договора по инициативе работника. Документы при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Документирование прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Общий порядок оформления прекращения трудового договора. Оформление гарантий компенсации работникам, связанным с расторжением трудового договора. Приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Т-8, Т-8а).

3. Документы, регламентирующие рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации

Документирование рабочего времени в ситуациях нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенной продолжительности рабочего времени, неполного рабочего времени. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени и ее документирование. Сверхурочная работа. Табель учета рабочего времени (Т-12, Т-13). Документирование перерывов в работе, выходных и нерабочих праздничных дней.
Виды отпусков и их оформление: ежегодный оплачиваемый отпуск; отпуск без сохранения зарплаты; целевые отпуска; дополнительные отпуска. Составление графика отпусков (Т-7).
Приказ о предоставлении отпуска работникам (Т-6,Т-6а). Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (Т-60). Документирование продления или перенесения ежегодного оплачиваемого отпуска, отзыва из отпуска. Документы при замене ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Т-61). Оформление отпуска без сохранения заработной платы. Оформление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением, а также других гарантий и компенсаций.
4. Оформление и ведение трудовой книжки

Трудовая книжка. Внесение исправлений в трудовые книжки. Оформление дубликата трудовой книжки. Учет трудовых книжек.


5. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

Личная карточка работника (Т-2). Штатное расписание (Т-3) и другие формы (Т-4, Т-2ГС(МС), Т-9, Т-9а, Т-10, Т-11)
6. Документирование процедуры  кадрового планирования. Организация взаимодействия между плановой группой   кадровой службы и плановым отделом организации
Проблема интеграции кадрового планирования в планы организации. Учетные формы имеющихся кадров при определении числа необходимой рабочей силы. Оформление планов потребностей в персонале, планов использования кадров, планов обучения персонала ,планов сокращения (высвобождения) персонала. Кадровая служба в организации. Плановая группа кадровой службы. Плановый отдел организации. Их взаимодействие. Улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА МАГИСТРАНТОВ НА СЕМИНАРАХ
Тема 1. Нормативно-правовая база, регламентирующая работу  кадровой  службы. Государственный контроль

Задание1: подготовьте ответы на вопросы, которые станут основным содержанием тестовых заданий, которые надо будет заполнить на занятии
1. Цель и задача локальных актов работодателя. Порядок разработки, оформления, утверждения и ознакомления работников.
2. Правила внутреннего трудового распорядка: типичные ошибки, защита интересов работодателя.
3. Особенности заключения коллективного договора.

4. Оформление и разработка должностных инструкций.
5. Положение по оплате труда: особенности закрепления различных систем оплаты труда и критериев премирования.

6. Порядок ознакомления работников с локальными актами.
7. Судебная практика.
Задание 2: составьте локальные нормативные акты обязательного и факультативного характера, изучив методику их составления
Задание 3: взяв локальные нормативные акты своей организации, проведите самостоятельно их аудит, оценив риски работодателя. Проверьте эти документы на готовность к трудовому конфликту, оформите эти документы, придав им юридическую силу для защиты интересов работодателя.

Тема 2. Прием на работу, перевод на другую работу, увольнение

Задание: ознакомьтесь с пошаговой инструкцией оформления работника на работу. Составьте документы, фигурирующие в данной процедуре

1. Получение от работника заявления о приеме на работу.

Данный шаг не является обязательным для большинства организаций, потому что Трудовой кодекс не предусматривает подачи работником такого заявления.

Подача заявления обязательна при поступлении на государственную и муниципальную службу (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 26, Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 16).

Если заявление о приёме на работу работником всё же подано и принято работодателем, то его регистрируют в установленном у работодателя порядке, например, в Журнале регистрации заявлений работников.

 

2. Ознакомление работника с локальными нормативными актами.

Согласно ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.

Способы ознакомления с локальными нормативными актами.

 

3.   Заключение с работником трудового договора и при наличии оснований договора о полной материальной ответственности.

Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.  При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

В трудовой договор должны быть включены определенные сведения и обязательные условия (ч.1 и ч.2 ст. 57 ТК РФ), могут быть включены дополнительные условия (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

Обратите внимание, что заключение договора о полной материальной ответственности – это не обязательный шаг. Однако, он на этом этапе может оказаться весьма полезным. Предположим, с работником сразу не заключают договор о полной материальной ответственности. А после приема на работу заключить этот договор он уже отказывается. Закон же не указывает прямо, как разрешать эту ситуацию: можно ли принуждать работника к заключению договора о полной материальной ответственности, можно ли наказывать или увольнять непокорных. Среди юристов, судей, инспекторов существуют различные точки зрения по этому поводу. А чтобы не доказывать при неприятном случае кому-то свою позицию и избежать лишних проблем, лучше не попадать в эту ситуацию и заключить договор о полной материальной ответственности не много после, а до начала сопротивления работника, еще при решении вопроса о приеме и оформлении его на работу. При этом не забывайте, что заключение таких договоров возможно только со строго очерченным законодателем кругом работников.

 

4. Регистрация трудового договора и договора о полной материальной ответственности в установленном у работодателя порядке. Например, трудовой договор может регистрироваться в Книге (журнале) регистрации трудовых договоров.

Образец заполнения Книги регистрации трудовых договоров.

 

5.  Вручение работнику его экземпляра трудового договора.

Согласно ст. 67 ТК РФ один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. Рекомендуем перед подписью ставить фразу «экземпляр трудового договора мною получен».

Если с работником подписан договор о полной материальной ответственности, то один его экземпляр также передается работнику.

 

6.   Издание приказа (распоряжения) о приеме на работу.

Приказ (распоряжение) о приеме на работу имеет унифицированную форму — № Т-1 (о приеме работника) или  № Т-1а (о приеме работников), утвержденные Постановлением Госкомстата РФ №1 от 05.01.2004г.

Приказ о приеме на работу издается на основании заключенного трудового договора, и его содержание должно строго соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Образцы приказов о приёме работника на работу

 

7. Регистрация приказа (распоряжения) о приеме работника на работу в установленном у работодателя порядке, например, в Журнале регистрации приказов (распоряжений).

 

8.   Ознакомление работника с приказом (распоряжением) о приеме на работу под роспись.

Согласно ст. 68 ТК РФ  приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

 

9.   Внесение записи о приеме на работу в трудовую книжку. Согласно ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Если у работника трудовой книжки нет, то работодатель ее оформляет. По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

 

10.   Внесение сведений в Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним и Приходно-расходную книгу по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним. Формы этих книг утверждены Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 года №69.

Образец заполнения книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним

 

11.   Оформление личной карточки на работника, ознакомление его под роспись в личной карточке с записью, внесенной в трудовую книжку, со сведениями, внесенными в личную карточку. Личная карточка имеет унифицированную форму - № Т-2, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1. Для учета лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности государственной службы тем же постановлением утверждена форма № Т-2ГС(МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего». На научного и научно-педагогического работника ведется форма № Т-4 «Учетная карточка научного, научно-педагогического работника».

Образец заполнения личной карточки

Регистрация личной карточки в установленном у работодателя порядке, например, в Журнале учёта личных карточек.

 

12.   Оформление личного дела работника, если в отношении его должности работодателем установлена обязательность ведения личного дела.

Для большинства работодателей ведение личных дел не является обязанностью. Ведение личных дел обязательно только в тех случаях, когда это предписано законом, например, для государственных служащих, муниципальных служащих, работников таможни, прокуратуры.

Обычная коммерческая компания, для которой законом не установлена обязанность ведения личных дел, вправе их не вести. Но вправе и вести, если руководство считает это нужным. В таком случае порядок ведения личных дел определяется локальным нормативным актом работодателя, регулирующим отношения, связанные с  персональными данными работника (например, Положение о персональных данных и ведении личных дел). Личные дела регистрируются в Журнале учёта личных дел.

 

13. Сообщение бывшему работодателю о заключении трудового договора с работником, если принятый работник является бывшим  государственным служащим или бывшим муниципальным служащим.

Согласно ст. 64.1  Трудового кодекса РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тема 3. Документы, регламентирующие рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации

Задание: ознакомьтесь с пошаговой инструкцией оформления неполного рабочего времени по соглашению сторон. Составьте документы, фигурирующие в данной процедуре
ПОШАГОВАЯ ПРОЦЕДУРА

УСТАНОВЛЕНИЯ НЕПОЛНОГО РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН
Сторонам (работнику и работодателю) следует обсудить и уточнить все условия установления работнику неполного рабочего времени (количество рабочих часов, период, на который будет установлено неполное рабочее время, возможно, будет уменьшен объем и/или количество трудовых обязанностей).

Работодателю следует уведомить работника о том, что при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Заключить с работником соглашение к трудовому договору о выполнении работы на условиях неполного рабочего времени, в котором отразить все согласованные условия. Один экземпляр соглашения передается работнику, и он подтверждает получение своего экземпляра путем проставления соответствующей записи и подписи на экземпляре работодателя.

Издать приказ об установлении неполного рабочего времени работнику.

Зарегистрировать приказ в соответствующем Журнале регистрации приказов (распоряжений).

Ознакомить работника с приказом под подпись.
Тема 4. Оформление и ведение трудовой книжки
Задание 1. Заполните трудовой договор в Приложении №1 данной рабочей учебной программы дисциплины так, как если один из участников трудовых отношений вы. Какие сведения и в какой форме будут отражены в вашей трудовой книжке. В каких случаях сведения, содержащиеся в данном трудовом договоре, не будут отражены в вашей трудовой книжке?
Задание 2. Ознакомьтесь с формой учета движения трудовых книжек (Приложение №2). Внесите в нее сведения в ситуации, если в вашу трудовую книжку сделали запись о совмещении должностей


  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Направление 080200 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «1С: Предприятие» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов бакалавров четвертого курса...

Рабочая программа дисциплины Направление 080200 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Инвестиционный менеджмент для направления 080200....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся...

Рабочая программа дисциплины Направление 080200 «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины Стратегический менеджмент Направление 38. 04. 02 «Менеджмент»
«Управленческий и финансовый учет», входящего в профессиональный цикл под готовки

Рабочая программа дисциплины Направление 080200 «Менеджмент» iconРабочая программа Русский язык направление подготовки 080200 «Менеджмент»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

Рабочая программа дисциплины Направление 080200 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Маркетинг (продвинутый курс)» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...

Рабочая программа дисциплины Направление 080200 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Маркетинговые информационные системы» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Рабочая программа дисциплины Направление 080200 «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины оценка стоимости бизнеса направление...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа дисциплины Направление 080200 «Менеджмент» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования 1 080200 «Менеджмент»
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Новокузнецким филиалом-институтом гоу впо «Кемеровский государственный...

Рабочая программа дисциплины Направление 080200 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (английский)»  для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Рабочая программа дисциплины Направление 080200 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Иностранный язык (английский)»  для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск