КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ РЕБРИХИНСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ Алтайского края 658540, с. Ребриха,
пр-т Победы, 39
тел.: (38582) 22-4-46
Факс (38582) 22-4-46
Email: rebrihob@ab.ru
__14.10.2011___№ _708_ Руководителям образовательных
учреждений района
О ведении классных журналов
в образовательных учреждени-
ях Ребрихинского района
В связи с обращениями руководителей общеобразовательных учреждений района, а также выявленными типичными ошибками при проверке классных журналов в ходе проверок образовательных учреждений комитет администрации Ребрихинского района по образованию направляет для использования в работе инструктивно-методическое письмо по ведению классных журналов (Приложение на 12 листах).
Данное письмо составлено на основе следующих нормативных документов (все указанные приказы и письма не отменены и являются действующими): Закона РФ «Об образовании»; Типового положения об общеобразовательном учреждении; приказа Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. № 167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации»; письма Минобразования РФ от 07.02.2001г. № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»; приказа Минобразования РФ от 29.12.1997г. № 2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений»; приказа Министерства Просвещения СССР от 08.12.1986г. № 241 «Об утверждении и введении в действие положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства Просвещения СССР» (регламентирует проведение инструктажа по ТБ на уроках по предметам учебного плана (физика, химия, биология, физическая культура, технология, информатика и ИКТ) и фиксация его в классном журнале); письма Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. № 03-51/64 «О методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных учреждениях»; письма Минобразования России от 19.11.1998 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»; письма Минобразования России от 25.09.2000 г. №202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»; приказа Министерства образования РФ от 16.06.2002г. № 2715« О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»; инструктивно-методического письма федерального агентства по образованию РФ; положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008г. № 362; письма управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 30.03.2009г. № 2085 «О форме и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации в XI (XII) классах общеобразовательных учреждений края в 2009 году»; письма управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 02.10.2009г. № 7317 «Об освобождении от занятий по физической культуре»; рекомендаций отдела контроля качества образования управления Алтайского края по образованию и делам молодежи руководителям общеобразовательных учреждений от 05.02.2010г. «Об усилении контроля за соблюдением требований к ведению школьной документации»; письма управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 31.08.2010г. № 6609 «О дополнительных разъяснениях по формированию учебных планов»; письма управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 13.10.2010г. №7930 «Об организации индивидуального обучения на дому учащихся массовых общеобразовательных школ»; СанПиН 2.4.2.2821-10 от 22.12.2010г.; протокола районного методического объединения учителей русского языка и литературы от 17.01.2011г. № 2.
Характеристики цифровой оценки, требования к оцениванию результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, методы и формы контроля, отнесенные приказами и письмами Минобрнауки РФ к начальной ступени обучения, применимы также к учащимся основной и старшей ступени обучения.
Просим довести данное инструктивно-методическое письмо до сведения педагогов и обеспечить его соблюдение при работе с классными журналами. Считаем необходимым также внести изменения в локальные акты образовательных учреждений о ведении классных журналов.
Председатель комитета Н.И. Беляев
по образованию
Елена Викторовна Чайникова
2 16 46 Приложение
к письму комитета администрации
Ребрихинского района по образованию
от 14.10.2011г. № 708
Инструктивно-методическое письмо по ведению классных журналов
в образовательных учреждениях Ребрихинского района Классный журнал – это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам.
Классные журналы относятся к учебно-педагогической документации общеобразовательного учреждения. Ответственность за хранение журналов, контроль за правильностью их ведения возлагается на директора школы и его заместителей по учебно-воспитательной работе.
При заполнении классного журнала необходимо помнить, что он является финансовым документом. В нем фиксируется то количество уроков, которое соответствует учебному плану образовательного учреждения и, соответственно, подлежит оплате. От того, как оформлен этот документ, зависит оценка труда учителя и классного руководителя по различным критериям, таким, как:
- усвоение программы по всем учебным предметам;
- плотность и система опроса обучающихся;
- объективность в выставлении текущих и итоговых отметок;
- соблюдение норм проведения контрольных, проверочных, самостоятельных, практических и лабораторных работ, уроков-экскурсий и т. д.;
- дозировка домашнего задания;
- соблюдение требований и рекомендаций, зафиксированных в "Листке здоровья";
- учет замечаний по ведению журнала, сделанных представителем администрации или в ходе внешнего контроля, и механизм их устранения;
- тщательность в заполнении сведений о количестве уроков, пропущенных обучающимися;
- правильность оплаты фактически проведенных уроков, консультационных часов, индивидуально-групповых занятий, факультативов;
- правильность оплаты замены уроков.
Журнал рассчитан на учебный год, журналы параллельных классов нумеруются литерами (например, «1 А класс», «5 Б класс» и т.д.).
В начале учебного года заместитель директора проводит инструктаж по заполнению классных журналов, даёт указания классным руководителям о распределении страниц журнала, отведённых на текущий учёт успеваемости и посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством часов, выделенным в учебном плане на каждый предмет (1 недельный час - 2 стр., 2 нед. ч - 4 стр., 3 нед. ч - 5 стр., 4 нед. ч - 7 стр., 5 нед. ч - 8 стр., 6 нед. ч - 9 стр. и т.д.).
В классном журнале учтено, что класс на занятиях по технологии, иностранному языку, физической культуре, информатике и ИКТ делится на две группы. При этом записи ведутся индивидуально каждым учителем, ведущим подгруппу.
В конце учебного года классный руководитель сдаёт журнал заместителю директора по учебно-воспитательной работе. После проверки журнала заместитель директора производит запись: «Журнал проверен и принят на хранение. Дата. Подпись зам. директора».При отсутствии в штатном расписание должности «заместитель директора» журнал на хранение принимает руководитель образовательного учреждения. При наличии замечаний журнал возвращается классному руководителю для совместного устранения замечаний с учителями-предметниками.
Классный журнал хранится в архиве образовательного учреждения 5 лет. После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса. Сформированные дела хранятся не менее 25 лет.
I.Общие требования к ведению классных журналов 1. К ведению журнала допускаются только учителя, преподающие уроки в данном классе, классный руководитель, администрация образовательного учреждения.
2. Учителя и классный руководитель несут ответственность за ведение, состояние и сохранность классного журнала во время образовательного процесса.
3. Классный журнал заполняется учителем строго в день проведения урока.
4. Все записи в классном журнале должны вестись ручкой одного цвета (синий, фиолетовый или черный) четко и аккуратно на русском языке, без исправлений. Не разрешается использовать на одной странице разные цвета чернил. Также нельзя использовать карандаш и корректирующие средства. Исправления в классных журналах допускаются в исключительных случаях, при этом содержание исправления необходимо описать в нижней части страницы, заверив личной подписью учителя с ее расшифровкой и печатью учреждения.
Пример: Иванова Ирина – отметка за (число, месяц) «3» (удовл.). Подпись. Дата. Печать.
Если ошибка делается в итоговых отметках или отметках за контрольную работу, отметка исправляется так же, как и текущие, но заверяется подписью директора школы.
Пример: За третью четверть у Петрова Ивана отметка «4» (хор.). Подпись. Дата. Печать.
Иванов Константин – отметка за к/р (число, месяц) «5» (отл.). Подпись. Дата. Печать.
5. Названия предметов в оглавлении записываются с прописной (большой) буквы в соответствии с названием и порядком их следования в учебном плане. На страницах, выделенных для конкретных предметов, наименование предмета пишется со строчной (маленькой) буквы. Не допускаются сокращения в наименовании предметов, например, ОБЖ, МХК, ИЗО, физкультура.
6. Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью.
Пример: Иванова Наталья Петровна.
7. Страницы журнала обязательно нумеруются. Одна страница журнала включает правую и левую стороны. Нумерация страниц указывается в разделе «Оглавление».
8. На левой стороне страницы журнала записывается месяц (словом) и дата проведения урока (арабскими цифрами). Если уроки сдвоены, то ставятся две даты.
9. На правой стороне страницы журнала записывается число (арабскими цифрами) и тема пройденного на уроке материала в соответствии с рабочей учебной программой и календарно-тематическим планированием. При проведении сдвоенных уроков записываются темы каждого урока отдельно. Прочерки (-//-), обозначающие «повтор», запрещены.
Пример: 02.10. Р/р. Подготовка к классному сочинению-размышлению.
03.10. Р/р. Написание сочинения-размышления.
Даты, проставленные на развороте слева, должны соответствовать датам, проставленным справа.
10. В журнале указываются не только темы уроков, но и темы контрольных, самостоятельных, лабораторных, практических работ, тестов, которые могут нумероваться (если рассчитаны на весь урок).
Пример: Самостоятельная работа «Сложение и вычитание трехзначных чисел».
Самостоятельная работа № 1 «Сложение и вычитание трехзначных чисел».
11. В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы.
Пример: Повторить …..;
Составить план, таблицу, вопросы;
Выучить наизусть;
Ответить на вопросы.
Кроме того, при изучении ряда дисциплин домашние задания носят творческий характер (сделать рисунки, написать сочинение и т. п.). Тогда в графе «Домашнее задание» пишется: творческое задание и указывается характер задания.
Если задание носит индивидуальный характер, тогда в графе «Домашнее задание» можно записывать: индивидуальные задания.
Если на конкретном уроке домашнее задание не задаётся, допускается отсутствие записи в данной графе.
12. При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т. д. обязательно указывается конкретная тема.
13. При проведении экскурсий на странице журнала с левой стороны записывается число столько раз, сколько часов шла экскурсия, а с правой стороны число и темы также записываются столько раз, сколько длилась экскурсия, но темы записываются построчно.
14.В конце года на странице, где записывается пройденный материал, учитель записывает число проведенных уроков «по плану» и «фактически» и заверяет это личной подписью.
Делается запись: Часов по плану - … К/р по плану - ……
Фактически проведено - … Фактически проведено - …
Программа выполнена или Не пройдены следующие темы….
Государственные программы должны быть выполнены по всем предметам.
15. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также отмечать посещаемость.
16. В клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов: 2, 3, 4, 5, н, н/а, зач. Выставление точек, отметок со знаком «минус», «плюс» не допускается. Запрещается на листе выставления отметок делать записи типа «к/р, с/р, п/р и т.д.», а также подсчитывать количество отметок.
17. Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа. Запрещается выставлять отметки задним числом.
18. Итоговые отметки за четверть (полугодие), год должны быть обоснованы (соответствовать успеваемости учащегося в аттестационный период). Необходимо не менее 3-х текущих отметок при одно-двухчасовой недельной учебной нагрузке и не менее 5-7 текущих отметок при трёхчасовой недельной учебной нагрузке по предмету с учетом качества знаний обучающихся по письменным, лабораторным, практическим работам. Отметки выставляются в следующей клетке после записи даты последнего урока. Не допускается выделять итоговые отметки чертой, другим цветом и т.п. Годовая отметка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом отметки за последнюю четверть (полугодие). Запрещается выставлять итоговые (четвертные, полугодовые) отметки на новой странице, если на этой странице отсутствуют текущие отметки.Текущие отметки следующей четверти выставляются в клетке после итоговых (четвертных) отметок. Пропуски клеток не допускаются.
19. Отметка н/а (не аттестован) может быть выставлена только в том случае, если ученик пропустил все занятия за отчётный период (четверть, полугодие). Если школьник присутствовал на части уроков, то необходимо вовлечь его в работу на уроке и оценить или организовать с ним дополнительные занятия и аттестовать ребёнка.
20. Неудовлетворительные отметки не должны выставляться на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (пропуск трех и более уроков), после каникул, так как это сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учебным предметам.
21. Запись замены уроков (в случае болезни или отсутствия основного учителя) производится следующим образом: на странице заменяемого урока замещающий учитель в обычном порядке записывает тему, предусмотренную календарно-тематическим планированием. Справа, рядом с записью домашнего задания, делается пометка о замене (пишется слово «замена» или ставится «З» и подпись (другие сведения записываются в журнале замещения уроков)). Не допускается оставлять незаписанными темы заменяемых уроков с тем, чтобы в дальнейшем их записал заболевший учитель. Если в силу объективных причин замена осуществлялась путём проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока на своей странице, также делается запись «замена урока ______(математики, биологии и т.д.)» и ставится подпись.
22. Учет знаний детей, постоянно обучающихся по состоянию здоровья на дому, ведется в специальном журнале для надомного обучения, где учителя записывают даты занятий, содержание пройденного материала (тема), количество часов, отметки и домашнее задание. О проведенных занятиях родители (законные представители) могут оставить в журнале запись. Данный журнал рекомендуется прошнуровать, пронумеровать страницы и скрепить шнуровку печатью общеобразовательного учреждения, хранить в образовательном учреждении (в конце учебного года вкладывается в классный журнал).
В классный журнал соответствующего класса в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся из этого журнала переносятся четвертные (полугодовые), годовые и итоговые отметки, исходные данные приказа об организации индивидуального обучения на дому, данные о переводе из класса в класс, о результатах государственной (итоговой) аттестации и выпуске из школы. При этом под фамилией учащегося делается запись «Обучение на дому».
23. Элективные курсы могут записываться как в основном журнале (при малом их количестве и отсутствии сформированных из учащихся параллели групп), так и в отдельном журнале (если курс посещают учащиеся из других школ в условиях сетевого взаимодействия или сформированы группы из учащихся параллели). Список обучающихся группы (из разных школ, разных классов) формируется на основании приказа образовательного учреждения. Заполнение страниц, отведённых для элективных курсов, осуществляется в соответствии с требованиями к ведению классных журналов. При оценивании результатов обучения учащихся на элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения учащихся, заложенными автором в программе авторского элективного курса. Решение о системе оценивания учебных курсов по выбору принимает образовательное учреждение решением педагогического совета. Целесообразно проводить оценивание по системе «зачтено – не зачтено». Курс может считаться зачтённым, если ученик:
а) посетил не менее 75-80 процентов занятий по данному курсу;
б) выполнил какую-либо зачётную работу, предусмотренную программой курса: проект, исследование, реферат и т.д.
В журнале фиксируются темы, посещаемость и учебные достижения учащихся (зачтено – не зачтено).
24. Журналы факультативных, индивидуально-групповых занятий ведутся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению классного журнала. На страницах этих журналов помимо списка учащихся и ФИО педагога указываются даты и темы проведенных факультативов, индивидуально-групповых занятий.
25. Журнал группы продленного дня ведется в школах, имеющих группы продленного дня, и рассчитан на учебный год. Ведение соответствующих записей в данном журнале обязательно для каждого воспитателя и руководителя кружка в ГПД. Воспитатель обязан ежедневно отмечать не явившихся в группу воспитанников.
В графах "Работа воспитателя", "Работа руководителя кружка" делается запись о количестве проработанных часов в группе и кратком содержании работы с учащимися.
Директор школы и заместитель директора по учебно-воспитательной работе систематически проверяют правильность ведения журнала группы продленного дня.
В журнал разрешается вносить фамилии учащихся, зачисление которых в группу оформлено приказом директора школы. Если учащийся прервал посещение группы продленного дня и его выбытие оформлено приказом директора школы, то в графе "Дата выбытия" следует вписать число и месяц отчисления из группы. Если учащийся начал посещать группу в течение года, фамилия его заносится в журнал в конце списка.
26. При наличии в классе учащихся, обучающихся по специальным (коррекционным) программам VIII вида, ведётся отдельный журнал. В основной журнал класса записывается фамилия такого учащегося и делается пометка о его обучении по программе VIII вида.
27. Журнал кружковой работы ведется в школах, где организована кружковая работа и рассчитан на учебный год. Ведение соответствующих записей в данном журнале обязательно для каждого руководителя кружка, который обязан каждое занятие отмечать не явившихся воспитанников. В графе "Работа руководителя кружка" делается запись о количестве проработанных часов и кратком содержании работы с воспитанниками.
28. Страница «Листок здоровья» заполняется медицинским работником.
29. При наличии в журнале страницы «Показатели физической подготовленности обучающихся», она заполняется учителем физической культуры.
30. Категорически запрещается уносить журналы домой, выдавать на руки обучающимся. |