Т. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация в период плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственно


НазваниеТ. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация в период плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственно
страница1/13
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
"Горячая линия бухгалтера", 2008, N 10
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ:

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Автор номера
Т.О.Пленкина
Глава 1. НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
В период плановой экономики существовало только два вида собственности - государственная и кооперативно-колхозная. Понятие "частная собственность" заменяло понятие "личная собственность", которая отличалась от частной тем, что ее нельзя было использовать для получения дохода. Более того, в то время уголовным законодательством было предусмотрено наказание за осуществление предпринимательской деятельности.

В связи с переходом к рыночным условиям государственная политика в отношении частного предпринимательства изменилась. В Конституции РФ (ст. 34) закреплено право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Существенно проработаны вопросы предпринимательской деятельности физических лиц и в Гражданском кодексе РФ.

Введение института частного предпринимательства потребовало разработки особого порядка налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей и, соответственно, регулирования результатов предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете и отчетности.

Необходимо отметить, что законодательная база, регулирующая правовое положение индивидуальных предпринимателей, разработана достаточно детально и позволяет организовать такую деятельность без каких-либо конфликтов с органами государственного управления или налоговой инспекции.

В наше время осуществление коммерческой деятельности индивидуальными предпринимателями приобретает все большее распространение. Это связано с более простой и дешевой процедурой государственной регистрации, упрощенной схемой учета и отчетности, отсутствием необходимости распределения полученной прибыли между участниками производственного или торгового процесса.

Итак, дадим определение понятию "индивидуальный предприниматель".

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Также индивидуальными предпринимателями могут являться частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Предпринимательство - это не запрещенная законом самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая на свой риск, с использованием своих способностей и своего имущества, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
1.1. Чем отличается предприниматель от юридического лица
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и обязательно вести бухгалтерский учет. В отличие от них индивидуальные предприниматели ведут только учет доходов и расходов для подсчета налогов, которые следует уплатить в бюджет.

При регистрации юридического лица учредители вносят от своего имени вклады в имущество организации. Это могут быть деньги, товарно-материальные ценности или внеоборотные активы. Имущество юридического лица с этого момента учитывается отдельно от имущества учредителей. Учредители могут получить от юридического лица денежные средства, но только в виде дивидендов, которые выплачиваются из чистой прибыли организации.

Предположим, что организация понесла убытки. Кредиторы требуют возврата долгов. Юридическое лицо может рассчитаться с кредиторами только в пределах своего имущества: отдать основные средства, ценные бумаги, товары, готовую продукцию и т.д. Учредитель же при этом может спать спокойно: забирать за долги личное имущество учредителей нельзя, так как организация отвечает по долгам только своим обособленным имуществом (ст. 48 ГК РФ).

Если же индивидуальный предприниматель окажется в убытке и не сможет отдать долги своим кредиторам, по решению суда он может быть признан банкротом. С момента вынесения такого решения предприниматель лишается своего статуса.

Чтобы удовлетворить требования кредиторов, индивидуальному предпринимателю придется отдать за долги не только имущество, которое он использовал в предпринимательской деятельности. Взыскание за долги может быть наложено и на дачу, и на квартиру, и на машину, и на гараж гражданина. Индивидуальному предпринимателю по своим долгам приходится отвечать всем своим имуществом.

Получается, что у индивидуального предпринимателя нет четкого разграничения имущества, которое относится к его предпринимательской деятельности, от его личного имущества как физического лица. Это в полной мере относится и к денежным средствам.
1.2. Государственная регистрация

индивидуальных предпринимателей
Обязательным условием для получения статуса индивидуального предпринимателя является его государственная регистрация.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г., 5 февраля, 19 июля 2007 г.) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующим органом), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

В Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. Следует, что государственную регистрацию осуществляют налоговые органы.
Документы необходимые для представления в регистрирующий

орган индивидуальным предпринимателем
Документами, необходимыми для представления в регистрирующий орган, являются:

1) заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

2) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином РФ). Для граждан РФ таким документом является паспорт;

3) либо копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

4) либо копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

5) если представленная копия документа, удостоверяющего личность регистрируемого физического лица, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица, дополнительно представляется копия свидетельства о рождении или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица;

6) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

7) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе);

8) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

9) документ об уплате государственной пошлины.

Следовательно, для дееспособных граждан РФ для государственной регистрации необходимо представить три документа: паспорт, заявление по установленной форме и квитанцию об уплате государственной пошлины.

Необходимо отметить, что верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, когда заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике.

Если представленные гражданином документы оформлены правильно, государственная регистрация должна быть осуществлена не позднее чем через пять рабочих дней. Неправильно оформленные документы не принимаются к рассмотрению.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не может быть осуществлена в некоторых случаях, если:

1) не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве. То есть дважды одно и то же физическое лицо не может быть зарегистрировано. Заметим, что при регистрации юридических лиц подобный запрет не действует, что, вероятно, можно объяснить защитой интересов потенциальных кредиторов - в случае с юридическим лицом их интересы гарантируются хотя бы в размере уставного фонда, а индивидуальный предприниматель уставный фонд не формирует и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом (включая то, которое не используется для целей осуществления предпринимательской деятельности);

2) не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

3) не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

В ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен исчерпывающий перечень основания для отказа в государственной регистрации:

1) непредставление необходимых для государственной регистрации документов;

2) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее пяти дней. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано физическим лицом в судебном порядке.

Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе регулируется отдельной ст. 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в регистрирующий орган представляются подписанное заявление по утвержденной форме и копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений об индивидуальном предпринимателе. Представляемые копии документов должны быть нотариально заверены.

Срок внесения изменений законодательством ограничен пятью рабочими днями.

Если индивидуальный предприниматель меняет место жительства, регистрирующий орган обязан внести в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и переслать регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя. Таким образом, обязанность по передаче регистрационного дела по новому месту жительства не может быть возложена на самого предпринимателя и, соответственно, несвоевременная передача дела не может быть расценена как нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности.

Также отдельной ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулируется порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В этом случае в регистрирующий орган представляются только заявление по установленной форме и квитанция об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган вправе провести самостоятельно регистрацию факта прекращения предпринимательской деятельности. Это осуществляется в следующих случаях:

1) в связи со смертью физического лица, осуществлявшего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, - на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица;

2) в связи с принятием судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) - на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке;

3) при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке по решению суда - на основании поступившей в регистрирующий орган копии решения суда;

4) при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, - на основании поступившей в регистрирующий орган информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется также в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления или поступления в регистрирующий орган других документов, являющихся основанием для такой регистрации.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев смерти физического лица, признания его судом несостоятельным (банкротом), прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. В таких случаях государственная регистрация утрачивает силу с момента его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Также несет ответственность регистрирующий орган за нарушение порядка государственной регистрации:

1) за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям отказ в представлении или за несвоевременное представление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных документов, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ.

2) регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.
Государственная пошлина
В Налоговом кодексе РФ от 5 августа 2000 г. ст. 333.33 (гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ) указаны размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий. Государственная пошлина уплачивается за:

1) государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - 400 руб.;

2) выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица - 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию.

Также необходимо указать, что Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отмечено, что при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается государственная пошлина, документ об уплате которой представляется в регистрирующий (налоговый) орган. Но в гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ не существует положений, определяющих размер государственной пошлины при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Для этого Письмом ФНС России от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5 разъяснено, что при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя государственная пошлина не уплачивается.

В этом же Письме разъясняется порядок уплаты государственной пошлины за выдачу дубликатов свидетельств о государственной регистрации. Регистрирующие (налоговые) органы не изготавливают дубликатов свидетельств о государственной регистрации, также ими не производится выдача копий выданного свидетельства с проставлением штампа "дубликат". Пунктом 31 Правил ведения единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей установлено, что по запросу физического или юридического лица в регистрирующий (налоговый) орган ему может быть повторно выдан документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Следует, что под выдачей дубликатов свидетельств понимается повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства.

Размер пошлины за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя составляет 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию, то есть 80 руб. для физического лица.

Льготы по уплате государственной пошлины в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей ст. 333.35 Налогового кодекса РФ (льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций) не предусмотрены.
Получение лицензии
Получение лицензии необходимо только для занятия индивидуальными предпринимателями определенными видами деятельности.

Перечень лицензируемых работ указан в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (последние изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ), некоторые из них:

1) производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

2) производство маркшейдерских работ;

3) деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

4) геодезическая деятельность;

5) изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;

6) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

7) оценочная деятельность;

8) негосударственная (частная) охранная деятельность;

9) негосударственная (частная) сыскная деятельность;

10) заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;

11) деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

12) воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;

13) аудиторская деятельность;

14) медицинская деятельность;

15) турагентская деятельность.

Следует отметить, что указанный перечень регулярно пересматривается, и в последнее время наметилась очевидная тенденция к сокращению количества позиций в перечне. То есть индивидуальный предприниматель при выборе вида деятельности, которую он предполагает осуществлять, должен уточнить, не является ли она лицензируемой.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 128-ФЗ для получения лицензии, если она необходима, индивидуальный предприниматель направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

1) фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

2) лицензируемый вид деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у индивидуального предпринимателя возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Требовать от индивидуального предпринимателя представления иных документов лицензирующий орган не вправе.

Затем лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Лицензия выдается на срок не менее чем пять лет.
1.3. Открытие расчетного счета
Индивидуальный предприниматель в своей деятельности часто вынужден прибегать к услугам сторонних организаций, и при этом оплата услуг наличными деньгами может быть не всегда удобной (допустим, если организация, оказывающая услуги, находится в другом районе или вообще в другом экономическом регионе).

Также расчеты с государственными внебюджетными фондами и бюджетом наличными деньгами практически не осуществляются.

Из этого следует, что для осуществления предпринимательской деятельности необходимо обеспечить возможность осуществления расчетов не только наличными деньгами, но и в безналичной форме с помощью расчетного счета индивидуального предпринимателя в кредитном учреждении (банке).

Для решения этого вопрос индивидуальный предприниматель должен начать с выбора кредитного учреждения, так как опыт последних лет развития рыночных отношений в стране показал, что практически ни один банк не застрахован от отзыва лицензии и от банкротства, что может повлечь за собой полную потерю хранящихся в этом банке денежных средств.

При выборе кредитного учреждения рекомендуется обратить внимание на следующее:

1) менее рискованно хранить деньги в том банке, который предлагает небольшие проценты по вкладам, - наиболее выгодные условия, как правило, сопровождаются повышенным риском;

2) не следует рассчитывать на получение прибыли по процентам на капитал, вложенный в кредитное учреждение, если индивидуальный предприниматель предполагает заниматься коммерческой (производственной или торговой) деятельностью, то норма прибыли основного производства, как правило, выше, чем ставки по банковским депозитам.

Существует документ, который определяет порядок открытия счетов, - Письмо Госбанка СССР от 9 июля 1991 г. N 359 "О порядке открытия счетов предпринимателям" (документ продолжает действовать в части, не противоречащей гражданскому законодательству).

Если предприниматель осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, расчетный и другие счета открываются предпринимателю на его имя.

Необходимые документы для открытия счета в учреждение банка:

1) заявление на открытие счета, подписанное предпринимателем;

2) документ о государственной регистрации предпринимателя в установленном порядке;

3) карточка с образцом подписи предпринимателя, заверенной нотариально.

Другие лица могут распоряжаться счетом предпринимателя по доверенности предпринимателя, оформленной нотариально. В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 86 Налогового кодекса РФ банки открывают счета индивидуальным предпринимателям при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. А банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

В Налоговом кодексе РФ установлены финансовые санкции для индивидуальных предпринимателей и кредитных учреждений за нарушение указанных требований.
1.4. Постановка на учет в налоговом органе, регистрация

в органах статистики и в государственных

внебюджетных фондах
Постановку индивидуального предпринимателя на налоговый учет осуществляют территориальные налоговые органы ФНС России на основании сведений из ЕГРИП. При этом налоговая инспекция присваивает предпринимателю идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который состоит из двенадцати цифр. Первые четыре цифры означают код налогового органа, который присвоил ИНН предпринимателю, следующие шесть цифр - это порядковый номер записи о предпринимателе в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, который осуществил постановку на учет, и последние два знака означают контрольное число, которое рассчитывается по специальному алгоритму, который устанавливает МНС России.

Со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя налоговые органы выдают либо высылают по почте:

1) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства;

2) уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства.

В случае если на момент государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин уже имеет ИНН, то второй идентификационный номер присваиваться не будет, поэтому со свидетельством о государственной регистрации налоговый орган выдаст ему только уведомление о постановке на учет.

В Единый государственный реестр (ЕГРИП) регистрирующие органы должны внести идентификационный номер предпринимателя (ИНН) и дату его постановки на учет в налоговом органе на основании сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Процедура государственной регистрации и постановка на налоговый учет частных нотариусов и адвокатов проходит иначе, хоть они отнесены налоговым законодательством к индивидуальным предпринимателям. Органы юстиции выдают лицензии на право нотариальной деятельности и наделяют нотариусов полномочиями. В соответствии с п. 1 ст. 85 Налогового кодекса РФ они обязаны сообщать в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о физических лицах:

1) получивших лицензии на право нотариальной деятельности либо назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой;

2) освобожденных от должности нотариуса.

Советы адвокатских палат субъектов РФ должны передавать сведения ежемесячно не позднее 30-го числа в налоговые органы по своему месту нахождению:

1) об адвокатах, которые являются членами адвокатской палаты субъекта РФ;

2) об избранной ими форме адвокатского образования;

3) о принятых решениях о приостановлении, возобновлении или прекращении статуса адвоката.

Эти документы налоговые органы могут выдавать новоиспеченному нотариусу или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, либо направить их по почте.

Постановка на учет в налоговых органах происходит путем регистрации предпринимателя в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН), который регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г.

В ЕГРН содержится:

1) информация обо всех гражданах и организациях, поставленных на учет в налоговых органах;

2) данные о том, каким недвижимым имуществом владеет то или иное физическое лицо (организация);

3) сведения о выданных им лицензиях.

Государственный реестр формируется территориальными налоговыми инспекциями и обобщается на федеральном уровне. Основные сведения поступают в реестр при регистрации предпринимателей (организаций). Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства является документом, который подтверждает внесение записи в ЕГРН.

В Единый государственный реестр налогоплательщиков также заносится и дополнительная информация, например, из ОВД поступают данные об утрате или обмене паспортов, о регистрации граждан по месту жительству, о приобретении транспортных средств и т.д.

После государственной регистрации граждан в качестве индивидуального предпринимателя налоговые органы направляют сведения о нем в Государственный комитет РФ по статистике. Территориальные органы статистики должны в недельный срок присвоить индивидуальному предпринимателю коды, затем сообщить об этом в налоговые органы. Данные о присвоенных кодах вносятся в ЕГРИП.

Кроме Классификатора ОКВЭД для классификации предпринимателей им присваивается код ОКПО, в котором содержится десять знаков. Этот код является порядковым номером и остается неизменным на протяжении всей деятельности индивидуального предпринимателя.

Раньше статистические коды, в том числе и ОКВЭД, присваивались предпринимателям органами государственной статистики и указывались в специальном информационном письме, которое статистическое управление передавало налогоплательщику, затем эти письма необходимо было представить в банк, внебюджетные фонды, Таможенный комитет и др.

В течение пяти дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя регистрирующий орган должен направить сведения, которые содержаться в ЕГРИП, в государственные внебюджетные фонды для регистрации их в качестве страхователей.

После регистрации предпринимателей в качестве страхователей внебюджетный фонд сообщает в налоговые органы его регистрационный номер и дату регистрации в качестве страхователя, затем эти данные вносятся в ЕГРИП и налоговиками сообщаются предпринимателю.

Предприниматели получают свидетельства о постановке на учет от Пенсионного фонда и Фонда медицинского страхования. Регистрационный номер в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и медицинского страхования предприниматель должен указывать во всех документах, которые касаются расчетов с этими фондами.

Регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Регистрация физических лиц, застрахованных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, осуществляется в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, установленном Правительством РФ.

Регистрация страхователей при обязательном медицинском страховании осуществляется в территориальных фондах обязательного страхования (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

В соответствии с п. 7 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде ОМС при обязательном медицинском страховании, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 570, регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в пятидневный срок с момента представления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования налоговой инспекцией необходимых сведений, содержащихся в ЕГРИП.

Частные нотариусы и адвокаты регистрируются в Пенсионном фонде России и фондах обязательного медицинского страхования самостоятельно (ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании"; ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"). Для этого адвокаты должны обратиться во внебюджетные фонды по месту жительства, а частные нотариусы - по месту осуществления своей деятельности. Это необходимо сделать в тридцатидневный срок со дня получения лицензии на право нотариальной деятельности или со дня выдачи удостоверения адвоката.

Частные нотариусы должны представить в органы Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования следующие документы:

1) заявление о регистрации в качестве страхователя;

2) копию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

3) копию свидетельства о постановке на учет в налоговых органах.

Адвокатам необходимо представить:

1) заявление о регистрации в качестве страхователя;

2) копию удостоверения адвоката;

3) копию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
1.5. Ответственность индивидуального предпринимателя
Предпринимательская деятельность - одна из форм участия людей в бизнес-отношениях. Это осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Предпринимательство объективно сопряжено с некоторой неопределенностью и неустойчивостью, возможной невостребованностью своей деятельности, угрозой потери времени, ресурсов и прибыли.

Также одной опасностью для предпринимателя является юридическая ответственность. Российское законодательство содержит немало норм, на основании которых индивидуальный предприниматель может быть привлечен к ответственности. Они рассредоточены в самых разных законодательных актах, нормативных документах и т.д.

Ответственность индивидуального предпринимателя по Гражданскому кодексу РФ: индивидуальные предприниматели отвечают по своим обязательствам всем имуществом (ст. 24). Таким имуществом может служить и личное имущество, за исключением предметов первой необходимости (ст. 446 ГПК РФ) - это, как правило, единственное жилье, земля под ним, предметы домашней обстановки и обихода, одежда, обувь, продукты.

Если предприниматель причинит имущественный вред физическим или юридическим лицам (чаще всего - контрагентам по сделкам), то его ответственность будет представлять собой возмещение убытков. К убыткам относят не только реально понесенные имущественные потери (прямой ущерб), но и неполученный доход (упущенная выгода).

Даже если в договоре специально не описана ответственность в виде возмещения убытков, это не означает, что компенсация потерь невозможна. Но предприниматель может сократить долю ответственности, если при заключении договора он ограничит ее возмещением исключительно прямого ущерба, что не противоречит закону.

Гражданско-правовые договоры могут предусматривать также и иные санкции имущественного характера, например неустойки. Они могут быть установлены в виде твердой суммы (штрафа) или в виде платежа, зависящего от длительности нарушения (пени). Контрагенты не вправе требовать от предпринимателя выплаты неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, если ответственность за такое исполнение не была предусмотрена в договоре.

В соотношении убытков и неустойки гражданское законодательство устанавливает специальные правила. Убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой, если договором не предусмотрено иное.

Другие варианты, которые стороны договора могут установить:

1) по выбору кредитора взыскиваются либо убытки, либо неустойка;

2) взыскивается только неустойка;

3) взыскивается неустойка и сверх нее убытки в полном объеме.

Допускается добровольное исполнение обязанности по уплате неустойки и убытков, в противном случае взыскание происходит по суду, но в этом случае предпринимателю, возможно, придется дополнительно возместить судебные затраты взыскателя, включая расходы на адвоката и государственную пошлину (ст. 98 ГПК РФ, ст. 110 АПК РФ).

Судом может предоставляться рассрочка либо отсрочка уплаты неустойки. Суд вправе уменьшить размер неустойки, если ее величина явно несоразмерна последствиям нарушения (ст. 333 ГК РФ).

Важно знать, что если предприниматель лично не виноват в срыве сделки или в причиненном ущербе, то он все равно отвечает за неисполнение обязательств по договору. Он освобождается от ответственности, только если обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) помешали исполнить обязательства, что должно быть подтверждено документально.

Однако условие о безвиновной ответственности устанавливается в договоре по желанию сторон, то есть партнеры по сделке могут указать, что предприниматель будет отвечать только за то, в чем он непосредственно виноват.

Также ответственность индивидуального предпринимателя предусматривается трудовым законодательством. В случае если индивидуальный предприниматель использует наемный труд, он является работодателем и должен соблюдать требования трудового законодательства. То есть перед своими работниками предприниматель-работодатель несет материальную ответственность, он обязан возместить работнику его неполученный заработок в случае незаконных отстранения от работы и увольнения, задержки выдачи трудовой книжки (ст. 234 Трудового кодекса РФ), более того, за такие действия работник может потребовать возмещения морального вреда (ст. 237 Трудового кодекса РФ). В случае если работодатель нанес ущерб имуществу работника, предприниматель должен возместить ему урон в полном объеме по рыночным ценам, действующим на момент компенсации (ст. 235 Трудового кодекса РФ). Речь идет об имуществе, которое используется работником для выполнения трудовых функций, также и о его личных вещах, находящихся в офисе в рабочее время.

Работник не обязан в суде доказывать неправомерность действий работодателя или его виновность для требования о возмещении вреда, достаточно доказать наличие факта причинения вреда имуществу и размер причиненного вреда (ст. 233 Трудового кодекса РФ). Но если работодатель докажет, что не нарушил закон, то ответственность он нести не будет (ст. 1064 Гражданского кодекса РФ).

Предприниматель-работодатель обязан регистрировать трудовые договоры, в этом заключается главная особенность трудовых договоров (ст. 303 Трудового кодекса РФ).

В КоАП РФ предусмотрена ответственность за целый ряд правонарушений, в частности, связанных с нарушением норм о социальном партнерстве. За нарушение законодательства о труде и об охране труда предприниматель обязан заплатить до пяти тысяч рублей штрафа. Если бизнесмен совершает это нарушение дважды, то он может быть дисквалифицирован на срок до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Такое наказание заключается в лишении лица права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законом.

Если бизнесмен уклоняется от участия в переговорах о заключении коллективного договора или нарушает допустимый срок заключения договора, то ему придется заплатить штраф в размере до трех тысяч рублей (ст. 5.28 КоАП РФ). Также работодателя оштрафуют на три тысячи рублей, если он не предоставит информацию для проведения коллективных переговоров (ст. 5.29 КоАП РФ), и на пять тысяч рублей - если необоснованно откажется заключить коллективный договор (ст. 5.30 КоАП РФ). Бизнесмен, не выполнивший или нарушивший обязательства по коллективному договору, заплатит за это до пяти тысяч рублей штрафа (ст. 5.31 КоАП РФ).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Т. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация в период плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственно iconГосударственная функция (услуга) «Государственная регистрация перемена имени»
Государственная регистрация перемены имени (далее – регистрация перемены имени) производится органами, осуществляющими государственную...

Т. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация в период плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственно iconГосударственная регистрация и постановка на учет
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима для законного оформления права...

Т. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация в период плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственно iconРешение суда
Государственная функция (услуга) «Государственная регистрация установление отцовства»

Т. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация в период плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственно iconПорядок и условия предоставления государственной услуги «Государственная...
Электронная услуга «Государственная регистрация заключения брака» оказывается гражданам Российской Федерации, достигшим возраста...

Т. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация в период плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственно iconПорядок и условия предоставления государственной услуги «Государственная...
Электронная услуга «Государственная регистрация заключения брака» оказывается гражданам Российской Федерации, достигшим возраста...

Т. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация в период плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственно iconАдминистративный регламент
Наименование государственной услуги государственная регистрация рождения органами записи актов гражданского состояния Республики...

Т. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация в период плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственно iconАдминистративный регламент
Наименование государственной услуги государственная регистрация рождения органами записи актов гражданского состояния Республики...

Т. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация в период плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственно iconРегламент по предоставлению государственной услуги «государственная регистрация смерти»
Наименование государственного органа администрация мо «Сельсовет Унцукульский» непосредственно исполняющего государственную функцию...

Т. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация в период плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственно iconАдминистративный регламент
«Государственная регистрация расторжения брака» (далее государственная услуга), создания комфортных условий для участников отношений,...

Т. О. Пленкина Глава начало деятельности, государственная регистрация в период плановой экономики существовало только два вида собственности государственная и кооперативно-колхозная. Понятие частная собственно iconГосударственная пошлина за государственную регистрацию транспортных...
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), Глава 25. 3 Государственная пошлина

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск