Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право»


Скачать 329.26 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право»
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
Методические рекомендации по написанию курсовых

работ по курсу «Конституционное право»

Написание курсовых работ по курсу конституционное право позволяет более глубоко изучить предмет курса, усвоить общие методологические закономерности, позволяющие самостоятельно анализировать формы и проявления конституционно-правовой мысли и практики их реализации. Студент обращается к анализу действующей Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, федерально-конституционным и федеральным законам, составляющим нормативную базу предмета конституционного права. Углубленный анализ и уяснение сути развития конституционного права, связаны с необходимостью исследования, не только соответствующих правовых нормы, но и практики их применения, рассмотрения реализации конституционных положений в неразрывной связи со всей совокупностью явлений общественно-политической жизни страны на пути к рыночным преобразованиям и демократическим устоям общества.

Написание курсовых работ также преследует цель получения студентами систематизированных знаний по конкретным проблемам, и навыков самостоятельного анализа правовых проблем в рамках предмета конституционного права. При ее выполнении применяются знания, полученные во время самостоятельной работы над курсом, закрепляются навыки проведения анализа и оформления результатов проведенного исследования в рамках избранной темы. В процессе работы над курсовым заданием, студент пополняет свои знания, приобретает опыт исследовательской работы и расширяет свой кругозор. В этом плане подготовка контрольной работы занимает важное место в профессиональной подготовке студента.

Представленные темы курсовых работ носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы с учетом интересов студентов. Выбрать тему и обосновать ее значимость студент должен во время определенного преподавателем семинарского занятия (для студентов обучающихся на стационаре) и после установочной лекции (для студентов заочников).

Поскольку курсовая работа является самостоятельным видом учебной работы, сочетающим в себе общее знание проблемы и навыки исследования, она представляет собой сочетание теоретического освещения вопросов темы, с анализом действующих нормативно-правовых актов, включающих элементы научного творчества.

Требования к написанию курсовой работы и её оформлению вызваны необходимостью приобщения студента не только к серьезной самостоятельной работе над источниками и научной литературой, но и к умению пользоваться научным аппаратом. В ходе подготовки курсовой работы студент получает первые навыки работы с учебной и специальной литературой, с нормативными и практическими материалами, способствующие становлению профессионально- правового мышления будущего юриста.

Курсовая работа должна выявить уровень самостоятельной подготовки студента, его желания и способностей к творческой деятельности, послужить показателем умения логически мыслить и формулировать обоснованные выводы, давать собственные оценки, отстаивать свои позиции.

Тема курсовой работы должна соответствовать изучаемой дисциплине и быть актуальной в научном и практическом отношении. После собеседования с преподавателем по теме (проблеме) исследования, студент пишет заявление кафедру по установленному образцу. После рассмотрения на кафедре темы курсовой работы, она утверждается заведующим кафедрой и данные по теме вносятся в протокол заседания кафедры. Решением кафедры назначается научный руководитель из профессорско-преподавательского состава, который оказывает научно-консультационную и методическую помощь студенту. По его заключению о готовности курсовой работы она представляется студентом для защиты.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ, сводятся к следующему:

  • работа должна быть написана на актуальную и практически значимую тему по изучаемой отрасли права (примерный перечень тем приводится в программе, но выбор темы требует консультации с преподавателем и конкретизации, уточнения им темы) ;

  • должна отражать современный научный уровень рассматриваемых проблем;

  • основываться на нормативных правовых документах и новейших научных исследованиях;

  • включать в качестве источника юридическую практику;

  • в работе должна проявиться способность автора к самостоятельному и творческому анализу изучаемого материала, умение делать правильные теоретические выводы и вносить практические предложения, четко определить и представить концептуальную установку, которой он придерживается.

. Безусловным требованием является грамотность, аккуратность, разборчивость, надлежащее оформление.

Структура работы:

  • титульный лист оформляется в соответствии с общепринятым образцом, приведённым ниже;

  • план (содержание) работы с указанием страниц соответствующих глав, вопросов;

  • введение;

  • основная часть, включающая в себя отдельные главы или рассматриваемые вопросы;

  • заключение;

  • список источников и литературы1.

  • Курсовая работа предоставляется в сроки, установленные для её проверки, и в обязательном порядке до передачи преподавателю регистрируется на кафедре.

ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ. Процесс написания курсовой работы начинается с выбора темы, изучения научной литературы и правовых источников.

Работа должна, как правило, соответствовать одному из рекомендуемых кафедрой вариантов. Студент вправе предложить свой вариант в рамках изучаемой дисциплины, получив на это одобрение руководителя. При несоблюдении этих требований курсовая работа не рецензируется, а студент не допускается к экзамену.

Формулировка темы курсовой работы должна быть четкой, ясной, не слишком общей, что потребует от студента выхода за пределы изучаемого курса, лучше, когда студент для анализа берет конкретную проблему.

Практическая значимость и актуальность темы курсовой работы оценивается научным руководителем.

Студенты, определив тему и, согласовав сроки представления работы, должны ознакомиться с источниками и научной литературой по проблеме. Они всесторонне должен изучить конституционно-правовую проблему, ее теоретическую и практическую значимость, подобрать и проанализировать нормативно-правовой материал, сформировать собственное мнение по рассматриваемой проблеме, определить свое отношение к существующим научным позициям, конституционной юридической практике.

Изучаемый материал должен систематизироваться по вопросам, предусмотренным планом. Делая выписки, необходимо сразу же фиксировать источник со всеми выходными данными. Это во многом облегчит работу на завершающем этапе. Весьма полезно составлять словарь основных терминов и понятий, делать свои пометки и замечания.

Изучая и систематизируя материалы, отбирая главное, необходимо пользоваться методами научного исследования. Это, прежде всего формально-логические методы исследования, метод анализа и синтеза.

Анализ позволяет сложное явление или понятие представить в виде отдельных взаимосвязанных между собой элементов, что дает возможность выделить главное звено в системе. Результатом анализа должна быть четко выстроенная схема работы, формулировка научно обоснованных выводов и практических предложений.

Синтез же позволяет представить изучаемый материал в качестве целостной системы и составить законченное представление о результатах проделанной работы, обнаружить пробелы в исследовании вопросов, критически оценить результаты своего труда. Важными методами выступают также – историко-правовой, компаративистский (сравнительно-правовой), формально-юридический (догматический) и др.

Курсовая работа выполняется самостоятельно, творчески. Недопустимо механическое заимствование, переписывание текста учебников и других источников. При цитировании материала обязательны постраничные ссылки на авторов с обязательным указанием названия источника, года его издания, издательства и номера страницы. Что же касается ссылки на нормативно-правовой акт, то необходимо также дать общепринятые реквизиты (наименование, статью и иные составные части, год принятия и название органа его принявшего и дата вступления такого источника в силу – см. последующие стр.).

Курсовая работа должна быть соответствующем образом оформлена. Титульный лист должен содержать наименования министерства, учебного заведения (университета, института, кафедры), слова – курсовая работа, название темы, фамилию, имя отчество (полностью) студента, (в нижней, правой половине титульного листа) с указанием номера группы и курса, фамилию, имя, отчество научного руководителя (руководителя семинара), место (город), время (год), (см. образец 1, 2).

Курсовая работа, выполненная как самостоятельное задание и для студентов заочной формы обучения, должна иметь план с указанием страниц, в котором представлены его структурные элементы: введение, основная часть содержания (главы, разделы, параграфы), заключение, библиографию, и приложения, если таковые имеются (см. образец ).


Образец 1.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра публичного права

Тарасова Екатерина Андреевна


Порядок финансирования политических партий
Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат)
Курсовая работа

студента 2-го курса 1-ой группы очной формы обучения
Научный руководитель

к.и.н., профессор

______________ В.Н.Белоновский

“_______”____________2015 г.

Москва

2015

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Регулирование порядка финансирования политических партий в соответствии с избирательным законодательством

Российской Федерации........................................................................................8

1.1. Государственная поддержка в финансировании политических партий……………………………………………………………………………..8 1.2.Избирательные фонды кандидатов политических партий………………..11

Раздел 2. Финансирование политических партий по итогам выборов в Государственную Думу шестого созыва 4 декабря 2011 года и итогов выборов Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года…….…..14
Раздел 3. Ответственность за нарушение порядка финансирования политических партий…………………………………………………………..18

3.1. Административная ответственность за нарушение порядка финансирования политических партий………………………………………...18 3.2. Уголовная ответственность за нарушение порядка финансирования политических партий……………………………………………………………20 3.3. Ограничения финансирования политических партий……………………23

Заключение…………………………………………………………………….25

Библиография………………………………………………………………….27

Приложение…………………………………………………………………....32

образец 2:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра публичного права
Плохой Кирилл Артемович
Избирательное право в системе конституционного права

Российской Федерации.

Направление подготовки 40.03.01«Юриспруденция» (бакалавриат)
Курсовая работа

студента 2-го курса 1-ой группы очной формы обучения
Научный руководитель

к.и.н., профессор

______________ В.Н.Белоновский

“_______”____________2015 г.

Москва

2015

План

Введение…………………………………………………………………. ……. 3

§ I. Критерии внутриотраслевой дифференциации права…………………. 7

§ 2. Основные структурные элементы правовой отрасли………………. 10

§ 3. Избирательное право как подотрасль конституционного права…….. 14

§ 4. Иные представления о месте избирательного права в системе

конституционного права……………………………………………….... 18

Заключение…..…………………………………………………………… …. 22

Список источников и литературы………………………………………… 25
Курсовая работая должна быть отредактирована и вычитана. Текст, желательно, набрать на компьютере, хотя не исключаются машинописный и рукописный текст, исходя из возможностей студента. Объем работы не ограничивается, хотя практика показывает, что наиболее предпочтительные работы содержат около 30 страниц. Работа должна быть оформлена на одной стороне листа, с соблюдением принятых размеров полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20. Текст печатается через два интервала на машинке, при компьютерном наборе - через полтора интервала, размер шрифта – 14, обычный, Times New Roman Заголовки разделов текста пишутся симметрично тексту. Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено. Нумерация страниц допускается любыми цифрами (арабскими, римскими).

Введение. Это очень важная часть работы, которая обычно пишется, когда основное исследование проблемы завершено. Надо сказать, практика показывает, что студенты не всегда справляются с задачей, грамотно и аргументировано написать именно эту часть работы. Наиболее распространенными недостатками здесь является: слабое представление студентов о структуре введения, неоправданная краткость (иногда затянутость), формальная отписка, отсутствие постановочной части, введение элементов основной содержательной части. А, ведь, введение должно ввести читателя в мир исследуемой проблемы, показать и актуальность, и степень разработанности проблемы, и то, что собственно хочет внести в разработку этой проблемы автор, и особенности выполняемой работы. В связи с этим в введении необходимо оговорить:

  • актуальность темы,

  • научную новизну,

  • объект и предмет исследования.

  • цель исследования,

  • задачи исследования,

  • какие направления (положения) будут исследованы,

  • степень научной разработки проблемы,

  • обзор источников (действующих нормативно-правовых и др.актов, в т.ч. относящимся к памятникам права), охарактеризовать тенденции развития законодательства по исследуемой проблеме.

  • обзор литературы




  • методологическую базу исследования,

  • практическую значимость,

  • особенности (структуры) работы.


Работая над введением, студент должен, классифицировать источники, дать краткую характеристику степени разработанности нормативной базы. Рассматривая литературу, автор должен выделить основные школы, научные направления, указать и свое отношение к тем или иным позициям исследователей, а не просто аннотировать представленные работы.

Основной текст может быть разбит на главы, разделы, параграфы. Желательно, чтобы эти структурные элементы плана не отличались значительно по объему. В начале каждого раздела (параграфа, главы) желательно определить задачу исследования, а в конце сделать вывод(ы), к которым пришел автор в результате рассмотрения проблемы. Первый параграф (глава, раздел) носит, как правило, теоретический, постановочный характер, последующие, непосредственно связаны с анализом конкретных правоотношений, состовляющих основное содержание исследования. В первом параграфе (глава, раздел) автор должен уточнить общие научно-методические и теоретические проблемы заявленной темы исследования, особенности терминологической базы. Он должен рассмотреть направления исследования, дать развернутую характеристику нормативно-правовой базы исследуемого конституционно-правового института и правового регулирования отношений, составляющих предмет анализа автора курсовой работы. Обычно в нормативно-правовых актах высшей юридической силы этому посвящена вторая или третья статья закона. Но студент должен дать расширенную характеристику нормативной базы ее состояния, не ограничиваясь только актами высшей юридической силы, и включить анализ подзаконных актов по теме исследования.

Далее если Вы рассматриваете конституционно-правовой институт, то, естественно, должны указать его юридическую природу, основу его действия, параметры этого действия, дать характеристику структуры, состава, функциям, компетенциям, полномочиям, особенностям процедуры. Можете ввести элементы сравнительного анализа, дать краткую историческую справку. Здесь как можно шире надо использовать нормативные акты, определяющие факторы, которые мы указали выше. Студенты порой увлекаются историческими, экономическими, политическими моментами при анализе конституционно-правовых институтов, что уводит их за рамки предмета конституционного права. Например, даже действие Конституционного Суда Российской Федерации можно рассматривать с точки зрения других наук: истории, политологии, экономики и даже философии. Однако, студент должен все-таки избрать юридический подход и рассматривать действие того же Конституционного Суда с точки зрения правового регулирования отношений составляющих предмет конституционного права.

Если по ходу исследования в теоретической части необходимо дать углубленную характеристику какого-либо закона, то начать надо с его реквизитов, затем дать характеристику типа рассматриваемого закона, указать его выходные данные, рассмотреть действие закона в пространстве, времени и по кругу лиц. После этого надо охарактеризовать предмет и метод правового регулирования данного закона. Затем рассмотреть структуру данного закона, ее особенности, после этого перейти к анализу содержательной части закона. Здесь требуется не только изложить позитивные моменты, но и попытаться определить характер и виды правовых норм, их структуру, особенности изложения, ответить на вопрос, почему Законодатель использует те или иные формы правовых норм и избранный способ их изложения. Затем оценивается и общий уровень юридической техники, воплощенной в данном законе. Работа будет не полностью выполнена, если Вы не выявить неурегулированные отношения, составляющие предмет правового регулирования данного закона, пробелы, коллизии, противоречия, несогласованности и т.д. в тексте рассматриваемого нормативного акта. Безусловно, необходимо составить и общее представление об эффективности данного закона, а также высказать пожелание - в каком направлении необходимо его совершенствовать.

В содержательной части работы студент проводит конкретное исследование составных частей проблем заявленной темы исследования, выясняя юридическое содержание проблемы, механизм ее реализации, роли тех или иных институтов в обеспечении правового регулировании общественных отношений, дается характеристика правил, процедур, компетенции, полномочий, взаимодействий субъектов рассматриваемых правоотношений, соответствующая правоприменительная практика, международная, отечественная, судебная и иная практика, проводится сравнительно-правовой анализ рассматриваемы явлений. В заключительном разделе содержательной части, как правило, в зависимости от темы, рассматриваются вопросы имеющихся правонарушений и юридической ответственности.

Заключение. Также важная часть работы и порой студенты, проведя хороший содержательный анализ в основной части, не могут четко представить результаты в заключении. Здесь надо еще раз подчеркнуть конституционно-правовое значение исследуемой проблемы в целом, взаимосвязь с другими актами действующего законодательства. Затем перейти к выводам. Можно придерживаться структуры исследования и сфокусировано донести выводы по параграфам (главам, разделам) или строго не придерживаясь структуры работы, сделать выводы исходя из проблемы в целом. Затем следует общий вывод. Поскольку автор владеет проблемой, в результате проведенного исследования, он может в заключении также высказать предложения по дальнейшим направлениям исследуемой темы, а также предложения направленные на совершенствование законодательства в связи с историческим опытом и проведенным анализом, высказать предложения по изменению тех или иных конкретных норм, внести в них дополнения, или исключить отдельные новеллы, дать норму в новой, авторской формулировке. Если к моменту завершения исследования, появилась новая работа, которая не нашла отражения в содержательной части выполненной курсовой, автор может сделать краткий ее анализ именно в заключении, с указанием своего мнения по этой работе.

Библиография. Для юриста очень важным является работа над заключительной частью курсовой работы - библиографией. Здесь проявляется и общая культура студента, грамотность его как юриста, знание законодательства, классификации нормативно-правовых актов, приобретение профессиональных навыков, присутствует и определенная юридическая техника. Как показывает опыт, студенты часто недооценивают именно эту часть работы, допуская непростительную небрежность, снижающую отметку и общее представление даже о хорошей работе.

В библиографии указываются все использованные в курсовой работе источники и литература. Кроме этого, в библиографический список включаются источники и литература, которые непосредственно не нашли отражения в тексте работы, но способствовали формированию представлений и подходов к анализу данной проблемы. Впрочем, в этой части могут быть и другие требования, в зависимости от позиции научного руководителя, которые ориентируют студента только на использованные в работе нормативные акты.

Расположение источников и литературы в библиографическом списке. Здесь нет строго определенных правил. Студент волен решать сам, как это сделать лучше. Можно использовать хронологический принцип библиографирования, предметный, системный, алфавитный. Для юриста, как представляется, нормативный материал лучше расположить по юридической силе актов.

Начать библиографический список, необходимо с Конституции Российской Федерации2, которая определяет методологию исследования, что обязательно должно найти отражение во введении. В дальнейшем в списке литературы указывается полное название правового документа, законодательного акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник. Нормативные акты по юридической силе описываются в следующем порядке:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Законы Российской Федерации о поправках к Конституции;

  • Международные нормативные акты (если таковые есть в исследовании)

  • федеральные конституционные законы;

  • федеральные законы;

  • иные акты имеющие высшую юридическую силу;

  • акты палат Федерального Собрания;

  • указы Президента;

  • -акты Правительства Российской Федерации;

  • акты министерств и ведомств;

  • решения органов местного самоуправления;

  • материалы судебной практики:

  • решения (постановления) Конституционного Суда и иных высших судебных инстанций Российской Федерации;

  • постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации

Оформление списка материалов юридической практики. Если при написании курсовой работы использованы материалы юридической практики (судебной, нотариальной, арбитражной и др.), то в списке литературы вначале указываются опубликованные дела, а затем – неопубликованные. В состав опубликованных источников включаются нормативные акты, которые систематизируются по значимости, а внутри каждой группы документов – проводится систематизация по хронологии.

Если при написании курсовой работы была использована информация периодической печати (газеты, журналы), то их следует указать после списка материалов юридической практики (название статьи, газета, дата).

Разделы в библиографическом списке можно определять самому студенту. Например, Конституционные акты, международные нормативно-правовые акты, акты федерального законодательства, законодательные акты субъектов РФ, подзаконные акты, иные источники…

В списке источников и литературы, как уже отмечалось, должно даваться полное библиографическое описание нормативно-правовых актов. Например: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; с послед. изм. и доп. //СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2922 (на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2014 г.).

. Не надо при этом указывать все изменения и дополнения в законе, иногда для этого не хватит нескольких страниц, например, если вы будете пытаться описать изменения в КоАП РФ или закон «Об основных гарантиях избирательных прав…», достаточно указать источник первой официальной публикации, а затем источник публикации по последнему, действующему на момент написания курсовой изменению, используя для этого следующую конструкцию: с послед. изм. и доп. с послед. изм. и доп. //СЗ РФ. 2014. № 23. Ст. 2922 (на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2014 г.). (Приведенный выше пример из описания ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Сноски на нормативные акты, приводимые в курсовой работе, следует давать по источнику их библиографического описания – собранию законодательства Российской Федерации – "СЗ", или газетам: "Российская газета", "Парламентская газета", которые являются официальными публикаторами нормативно-правовых актов высших Федеральных органов власти, например: если сноска идет на федеральный закон "О выборах Президента РФ"3. Но студент должен знать, что с 10 ноября 2011 г. добавился еще один источник официальной публикации – Официальный правительственный интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)4. В этом случае сноска делается так: Федеральный закон от 2 мая 2012 г. № 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления" //СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2275 (на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 мая 2012 г.). Если вы, по ходу исследования, выходите на официальный интернет-портал правовой информации", как, кстати, и на любой электронный ресурс, необходимо указывать время обращения к нему, например: См.: Бреус А.П., Усманов Р.Т. Максим Максимович Ковалевский – виднейший ученый и государственный деятель //www.unilb.neva.ru/rus/lib/old/g_names/kmm_a01.html (дата обращения: 25.05.2012).

Литература также должна даваться в полном библиографическом описании. Например: Сравнительное конституционное право / Рук. проекта В.Е.Чиркин. Ред. колл. А.И.Ковлер, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин. - М.: Изд-ская фирма "Манускрипт", 1996, - 729 с. Или: Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации. – М.: РГГУ, 2010. – 1080 с. Название работы берется с титульного листа книги.

Иностранная литература указывается на языке оригинала с соблюдением орфографических норм для соответствующего языка, например: Iellinek G. System der subjektiven offentlichen Rechte. - Berlin, 1892.

Если в работе многократно упоминаются названия периодических изданий, состоящих из нескольких слов, то можно ввести сокращение их названий, например: журнал государство и право - ГП. Обязательно употребление общепринятых в правовой литературе сокращений: СЗ РФ5 ВВС6 и т.д.

Студенты часто допускают ошибку, когда в библиографический список включают название журнала или другого периодического издания без указания статьи или автора. В библиографическом списке должен быть назван не просто журнал, а именно автор и его работа, например: Веденеев Ю.А., Князев С.Д. Избирательные правоотношения: понятие, политико-правовое содержание и структура // Журнал Российского права. 1998, № 10\11. – С .71-83.

Использование недоступных материалов, извлеченных из опубликованных изданий, оформляется так: Цитировано по:.., сокращенно "ЦТ, по:..".

Ссылки. Если в тексте используются фрагменты других работ или нормативных актов студент обязан сделать сноску на использованную литературу или нормативно-правовой материал. Заимствование текста из других источников и литературы без ссылки может быть основанием для снижения итоговой отметки за работу. В работе может использоваться разный тип ссылок на источники цитирования или на позиции тех или иных авторов: подстрочный, концевой, внутритекстовой. Наиболее распространенным типом является - подстрочная ссылка (обычная) внизу страницы, под основным текстом. Если в тексте приводится дословное цитирование другого автора, этот фрагмент берется в кавычки и нумеруется. Нумерация может быть постраничная, порядковая (сквозная) по всему тексту. Сноска начинается с указания фамилии автора, откуда взята цитата, и его инициалов. Затем следует описание название работы. Если указанный источник впервые упоминается в тексте, то в сноске дается полное библиографическое описание работы, с указанием цитируемой страницы, например: ( текст цитаты "…………………."7). Если работа автора повторяется можно использовать дальше сокращенное ее название, или слова "Указ соч", например, (текст цитаты "……."8). Если следующая сноска того же автора идет вслед за первой, можно использовать просто словосочетание "Там же", если др. страница, то ее следует указать (текст цитаты "……."9). Если автором контрольной работы передается смысл цитаты в своем изложении или идет указание на отдельный нормативный акт, то тогда кавычки не ставятся, а в сноске, добавляется понятие См., например, ( цитата передаваемая своими словами ……………10). Если ссылка следует через некоторое время после первого упоминания, а после нее были сносками с работами других авторов, то тогда в сноске на конкретного автора; если его работа (в первой сноске) была уже полностью названа, следует указать фамилию автора и использовать понятие "Указ. соч", с указанием страницы. Но, если идет сноска на другую работу автора, то тогда дается ее полное библиографическое описание.

Такие же требования предъявляются и к сноскам, если они располагаются в самом тексте11 или в его конце.

Приложения. По усмотрению студента, в конце работы могут быть помещены приложения. В качестве приложений могут быть использованы фрагменты (или полностью), проекты нормативно-правовых документов, образцы решений судебных органов, схемы, договоры, образцы ценных бумаг, денежных купюр, статистические и социологические анализы, контракты, диаграммы, иллюстрации и т.д. Приложения оформляют как продолжение контрольной работы после библиографического списка источников и литературы. Каждое приложение нумеруется. В правом верхнем углу на первом листе отдельного образца, пишется слово ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценки курсовой работы. Представленную курсовую работу преподаватель оценивает в первую очередь по степени раскрытия проблемы, пониманием и владением автором предметом исследования, знания нормативно-правовых актов, особенностям правового регулирования данного конституционного института, полномочиям, компетенциям, функциям, процедурным факторам.

Если объектом анализа был нормативно-правовой акт, то оценивается понимание студентом данного акта, как он характеризует его и отношения регулируемые нормативно-правовым актом, действие его в пространстве, времени и по кругу юридических лиц, знание студентом содержание акта, его структуры, а также навыки в определении пробелов, коллизий и т.д. Учитывается характеристика студентом юридической техники данного акта, правовых норм рассматриваемого акта, процедур закрепленного в нем, представление о применении нормативного акта в правоприменительной практике и общий вывод.

Критерии оценки курсовой работы для студентов заочной формы обучения такие же, но преподаватель, в первую очередь оценивает самостоятельный характер работы, ее научный и теоретический уровень, степень раскрытия вопросов плана, использование нормативно-правовых актов, правовой литературы, правильность, аргументированность и обоснованность выводов, стиль изложения, оформление работы. Важное значение имеет собеседование преподавателя по проблемам курсовой работы, в ходе которого, преподаватель составляет свое мнение о степени профессиональной подготовки студента по данному курсу, самостоятельности выполнения им курсового исследования. Особенно это важно для студентов заочной формы обучения, поскольку наличие курсовой работы для них являются обязательным условием аттестации по курсу конституционное (государственное) право Российской Федерации.

Некоторые работы студентов дневной формы обучения, вовремя представленные, могут быть обсуждены в семинаре с элементами моделирования процесса защиты автором своего исследования. По другим работам проводится собеседование со студентами по проблемам курсовой работы во время их разбора на семинарском занятии.

В целом на завершенную и представленную студентом на кафедру курсовую работу руководитель дает заключение о готовности студента к ее защите.

Основными суммированными критериями оценки курсовой работы являются:

1. Всесторонность и глубина разработки проблемы.

2. Основательность и полнота использования источников и научной литературы.

3. Привлечение нормативных актов и материалов юридической практики.

4. Самостоятельность и творческий подход к разработке темы.

5. Достоверность и научная обоснованность выводов и практических рекомендаций.

6. Логика и последовательность изложения материала.

7. Соответствие нормативным требованиям порядка оформления курсовой работы.

Защита курсовой работы состоит из доклада студента (10-15 минут), выступлений оппонента и рецензента из участников семинара, ответа на вопросы автора, заключения преподавателя ведущего семинар. Но учебной практикой может быть предусмотрена защита курсовой работы студентом индивидуально перед преподавателем, научным руководителем по курсовой работе в порядке собеседования. Сообщение должно быть емким, четким и конкретным. В нем студент должен перечислить и охарактеризовать основные задачи, поставленные перед ним. В конце доклада делаются выводы. По ходу собеседования, преподаватель может уточнять позицию автора и поправлять, в случае явной неточности. Защищенные курсовые работы студентам не возвращаются и хранятся предусмотренный срок в архиве кафедры.

Примерный перечень тем курсовых работ

  1. Понятие, предмет и основные категории науки конституционного права.

  2. Понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации.

  3. Принятие, изменение и отмена конституций.

  4. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

  5. Предмет конституционного права как отрасли национального права Российской Федерации.

  6. Государство как конституционно-правовой институт.

  7. Система законодательства в Российской Федерации.

  8. Система конституционного права.

  9. Соблюдение и охрана Конституции.

  10. Гражданство как правовой институт.

  11. Заключительные и переходные положения Конституции Российской Федерации.

  12. Законодательная власть в Российской Федерации.

  13. Стадии законодательного процесса в Российской Федерации.

  14. Особенности норм конституционного права.

  15. Классификация норм конституционного права.

  16. Источники конституционного права.

  17. Законодательные источники конституционного права.

  18. Подзаконные акты как источники конституционного права.

  19. Юридическая сила указа Президента Российской Федерации.

  20. Конституционное правоотношения: понятие, основания возникновения.

  21. Субъекты и объекты конституционных правоотношений.

  22. Содержание конституционных правоотношений, структура прав и обязанностей.

  23. Классификация конституций.

  24. Коллизии в конституционном праве.

  25. Конституционализм: понятие, содержание и основные признаки.

  26. Конституционно- правовой статус Правительства России.

  27. Конституционно- правовой статус Федерального Собрания.

  28. Конституционное законодательство: понятие, структура, тенденции развития.

  29. Конституционно-правовое регулирование гражданства в Российской Федерации.

  30. Конституционно-правовой статус политических партий.

  31. Конституционно-правовой статус общественных объединений.

  32. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

  33. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

  34. Конституционно-правовой статус судебной власти в Российской Федерации.

  35. Конституционно-правовой статус члена Парламента в Российской Федерации.

  36. Конституционно-правовые основы местного самоуправления.

  37. Конституционно-правовые основы статуса человека и гражданина.

  38. Конституционно-правовые основы статуса органов государственной власти.

  39. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

  40. Конституционные гарантии правосудия.

  41. Конституционные основы административно-территориального устройства Российской Федерации.

  42. Конституционные основы организации государственной власти.

  43. Конституционные характеристики Российского государства,

  44. Конституционный процесс в последние годы СССР.

  45. Конституционный процесс в Российской Федерации, наиболее характерные черты.

  46. Конституционный Суд и организация конституционного контроля в Российской Федерации.

  47. Конституция СССР 1936 года как источник конституционного права.

  48. Общее и особенное конституционное право.

  49. Основные характеристики развития конституционного права в России до 1917г.

  50. Основы конституционного строя Российской Федерации.

  51. Современные избирательные системы.

  52. Особенности избирательной системы в Российской Федерации.

  53. Избирательное право как подотрасль конституционного права.

  54. Принципы избирательного права и избирательный процесс

  55. Конституционно-правовая ответственность: понятие, основания возникновения, особенности реализации.

  56. Парламентские процедуры и законодательный процесс.

  57. Законодательная инициатива и порядок ее реализации.

  58. Понятие конституционного контроля. Основные системы конституционного контроля.

  59. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения конституционных поправок.

  60. Принцип разделения властей и его закрепление в нормах конституционного права России.

  61. Принципы и основные конституционно-правовые формы государственного устройства Российской Федерации.

  62. Проблема соответствия конституций, уставов и договоров субъектов Федерации Конституции Российской Федерации.

  63. Система "сдержек и противовесов" по Конституции Российской Федерации.

  64. Судебные гарантии прав и свобод человека в Российской Федерации.

  65. Форма и структура конституций. Особенности структуры Конституции России.

  66. Характерные черты и особенности Конституции РСФСР 1918 г.

  67. Экономические и политические основы конституционного строя в Российской Федерации.

  68. .Порядок реализации законодательной инициативы.

  69. Порядок регистрации политических партий.

  70. . Конституционные основы российского парламентаризма.

  71. Правовой статус парламентария Федерального Собрания Российской Федерации.

  72. Внутренняя организация палат Федерального Собрания Российской Федерации.

  73. Порядок работы Государственной Думы: сессии и пленарные заседания.

  74. Предварительное рассмотрение законопроектов в Государственной Думе.

  75. Работа над проектами федеральных законов на различных стадиях их рассмотрения в Государственной Думе.

  76. Рассмотрение федеральных законов в Совете Федерации. Особенности принятия закона о федеральном бюджете.

  77. Подписание и обнародование законов Президентом Российской Федерации.

  78. Акты Федерального Собрания Российской Федерации.

  79. Правовые основы контрольной деятельности парламента.

  80. Контрольная деятельность комиссий и комитетов палат в Федерального Собрания Российской Федерации.

  81. Контрольные полномочия парламентариев.

  82. Нормативные и институциональные основы участия Федерального Собрания в межпарламентском сотрудничестве.

  83. Международные организации межпарламентского сотрудничества.

  84. Двустороннее межпарламентское сотрудничество.

  85. Основы деятельности аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

  86. Правовой статус и структура аппаратов палат Парламента Российской Федерации.

  87. Внепарламентское содействие деятельности Федерального Собрания.

  88. Правовое регулирование преодоление «вето» Президента Российской Федерации.

  89. Формирование и порядок работы согласительной комиссии.

  90. Формирование и порядок работы специальной комиссии в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации.

  91. Правовые основы конституционного правосудия в Российской Федерации.

  92. Конституционно-правовая ответственность политических партий как участников избирательного процесса.

  93. Статус судей Конституционного Суда Российской Федерации.

  94. Судебная власть в системе разделения властей.

  95. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

  96. Юридическая природа электорального права.

  97. Политические партии, общественные объединения как субъекты избирательного процесса.

  98. Избирательные комиссии: система, правовой статус, порядок формирования и компетенции.

  99. Мажоритарная избирательная система и ее основные разновидности.

  100. Непропорциональные системы (полумажоритарные) выборов.

  101. Пропорциональная избирательная система и ее основные разновидности.

  102. Методики определения результатов голосования.

  103. Юридическая ответственность при нарушении законодательства о выборах.

  104. Правовое регулирование Государственной автоматизированной системы «Выборы» (ГАС «Выборы»).


Следует отметить, что данный перечень носит предварительный, ориентировочный характер и для выбора темы требуется согласование ее с преподавателем

Приложение 1 (образец отзыва научного руководителя)

Институт экономики, управления и права РГГУ

юридический факультет
ОТЗЫВ

Научного руководителя на курсовую работу

Студента ( ки)_______________________________________

факультет____________________________________________________________________Кафедра_______________________________________________________

курс________отделение д/о _______________________________группа_______________

Тема курсовой работы_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Оценка степени соответствия курсовой работы требованиям ГОС




п/п

Требования к выполнению курсовой работы

Оценка

соответствует

соответствует

с замечаниями

не

соответствует

1

Актуальность темы работы










2

Степень разработанности проблемы










3

Полнота обзора использования источников и литературы










4

Четкость, последовательность, грамотность изложения материала










5

Заключение соответствует содержанию работы










6

Список источников литературы










7

Степень самостоятельности выполнения работы










8

Качество оформления работы










9

Представление в установленные сроки











Общее заключение по работе __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка__________________________________________
Научный руководитель________________________________ /________________________/

Ученая степень, звание
«____»________________20 ___г.

Приложение 2 Образец заявления

Зав. кафедрой публичного права

ЮФ ИЭУП РГГУ


Бежанову В.О.

от студента(ки) __ курса ___

отделения_____группа

_________________________________

(Ф.И.О. полностью)

_______________________________________

(e-mail)

_______________________________________

(телефоны)

Заявление
Прошу утвердить тему курсовой работы по дисциплине

«Конституционное право»

Тема:__________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________
Научный руководитель ___________________________________________

(Ф.И.О.)
«______» ______________ 20 г. ______________________

(личная подпись студента)
С требованиями к написанию курсовой работы ознакомлен и обязуюсь исполнять __________________

(подпись)
Научный руководитель ___________________/________________________/

Ф.И.О.

Тема утверждена на заседании кафедры:

Протокол № ____ от ______________

Зав. кафедрой

публичного права ________________/ Бежанов В.О. /



«_____» ________________ 20 г.



1 Она оформляется следующим образом: Ф.И.О. автора, заглавие книги, город, издательство и год издания, общее число страниц книги (либо страницы конкретно указанной статьи в журнале).


2 Конституция Российской Федерации. Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 1994. № 1. Ст. 1; с послед. изм. и попр. //СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398 (на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 августа 2014 г.).


3 Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171; с послед. изм. и доп. //СЗ РФ. 2014. № 48. Ст. 6636 (на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 ноября 2014 г.).

4 Федеральный закон от 21 октября 2011 г. № 289-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" //СЗ РФ. 2011. № 43. Ст. 5977 (В соответствии со ст. 2, данный закон вступил в силу 10 ноября 2011 года).

5 Собрание законодательства Российской Федерации;

6 Ведомости Верховного Совета РСФСР.

7 Белоновский В.Н., Белоновский А.В. Представительство и выборы в России. – М.: "Издательство ПРИОР", 1999. – С. 253.

8 Белоновский В.Н. и Белоновский А.В. Указ. соч. – С. 266.

9 Там же. – С. 257.

10 См.: Белоновский В.Н.Белоновский А.В, Указ. соч., с.3; или См.: Русская Правда, комментарий статей 1, 2. (далее название работы, где опубликован текст памятника права с указанием страниц.).

11 Тогда они выделяются круглыми скобками.

Похожие:

Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право» iconМетодические указания по написанию, оформлению и защите письменных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Таможенное дело»,...

Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право» iconМетодические указания по написанию и оформлению курсовых работ Пермь 2015
Курсовая работа: Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ / Пермский государственный национальный исследовательский...

Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право» iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы
Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ по направлению 40. 03. 01 Юриспруденция

Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов...
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ утверждены на заседании кафедры мировой экономики иэуп рггу

Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право» iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых работ
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ по специальности 100103. 65 – «Социально-культурный сервис и туризм», специализация...

Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право» iconМетодические рекомендации и практические советы по написанию и оформлению...
Настоящие методические указания по подготовке дипломных работ предна­значены для студентов выпускников, обучающихся по специальности...

Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право» iconМетодические рекомендации по подготовке, написанию и защите выпускных...
Методические рекомендации предназначены в помощь слушателям групп по программам профессиональной переподготовки по написанию и правилам...

Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право» iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ Стерлитамак 2012
Ответственный редактор – доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Е. Н. Бизяркина (Стерлитамакский филиал...

Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право» iconМетодические указания по написанию контрольных и курсовых работ по...
Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ по направлению 03. 09. 00. 62 «Юриспруденция» и специальности 40....

Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право» iconМетодические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной работы
Методические указания содержат требования и рекомендации факультета по написанию, оформлению и защите выпускных квалификационных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск