Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики


Скачать 137.03 Kb.
НазваниеПамятка для аспирантов по прохождению педагогической практики
ТипПамятка
filling-form.ru > бланк заявлений > Памятка
Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики
В соответствии с учебными планами подготовки аспирантов по основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования, реализуемых в Марийского государственного университета и Положением о педагогической практике аспирантов МарГУ педагогическая практика является обязательным компонентом освоения основной профессиональной образовательной программы и должна быть пройдена на втором году обучения в аспирантуре.
Цель педагогической практики

  • Формирование комплексной психолого-педагогической, социально-экономической и информационно-технологической готовности аспиранта к научно-педагогической деятельности.


Задачи педагогической практики:

  • овладение основами научно-методической и учебно-методической работы: навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, систематизации учебных и воспитательных задач; методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями.

  • формирование умений постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.

  • знакомство с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».


Организация педагогической практики

  • Общий объем часов педагогической практики составляет 108 часов, в том числе:

 54 часа аудиторных занятий со студентами (проведение лекций, семинаров, практических, лабораторных работ), руководство производственной практикой студентов.

 54 часа теоретической и самостоятельной работы, подготовка к занятиям, методическая работа, посещение и анализ занятий, посещение научно-методических консультаций.

  • Сроки прохождения практики и ее программа устанавливаются согласно индивидуальному плану аспиранта, утверждаются научным руководителем, отделом аспирантуры и докторантуры.

  • Обеспечение базы для прохождения практики и общее руководство педпрактикой осуществляются научным руководителем.

  • Методическое консультирование по психолого-педагогическим вопросам и отчетной документации осуществляется преподавателями кафедры педагогики МарГУ (методист от кафедры педагогики).


Отчетная документация по итогам практики:
Содержание отчетной документации зависит от того, работает ли аспирант в качестве преподавателя по трудовым договорам в системе высшего профессионального образования или проходит педагогическую практику в процессе обучения в аспирантуре.
Отчетная документация по итогам практики для аспирантов, работающих в качестве преподавателя по трудовым договорам в системе высшего профессионального образования :

  1. Заявление (приложение 1).

  2. Справка из отдела кадров.

  3. Общие данные о прохождении практики:

  • Ф.И.О. преподавателя, специальность, кафедра;

  • стаж педагогической работы, общий объем часов, предмет, факультет, учебная группа;

  • общее впечатление от педагогической деятельности.

  1. Самоанализ одного из проведенных занятий (приложение 2).


Отчетная документация по итогам практики для аспирантов, не работающих в качестве преподавателя по трудовым договорам в системе высшего профессионального образования:

  1. Заявление (приложение 3)

  2. Общие данные о прохождении практики:

  • ФИО практиканта, специальность, кафедра, научный руководитель;

  • сроки прохождения, общий объем часов, предмет, факультет, учебная группа;

  • общее впечатление от практики, анализ психолого-педагогических затруднений.

  1. Самоанализ одного из проведенных занятий (приложение 2).

  2. Анализ одного из посещенных практикантом занятий (преподавателей университета) (приложение 2)

  3. Отзыв руководителя практики, содержащий оценку педагогической деятельности аспиранта.


После прохождения педагогической практики отчетная документация оформляется в папку-скоросшиватель и сдается на проверку не позднее 20 октября на кафедру педагогики МарГУ (каб. 316 корп. Б, ул. Осипенко, д. 60)., затем передается в отдел аспирантуры и докторантуры и хранится в личном деле аспиранта. Образец титульного листа документации представлен в приложении 4.

За прохождение педагогической практики выставляется зачет, который фиксируется в аттестационном листе.

По результатам педагогической практики отделом аспирантуры и докторантуры издается приказ о результатах прохождения педагогической практики.

Контактная информация: Руководитель педагогической практики – Бирюкова Наталья Алексеевна, тел. 96-97-80, e-mail: pedagog@marsu.ru
Приложение 1
Ректору ФГБОУ ВПО «Марийский

государственный университет»

Швецову М.Н.

аспиранта_________ курса

(очной, заочной) формы обучения

ФИО (полностью)______________

_______________________________

специальность _________________

_______________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу зачесть мою работу в должности (преподавателя, старшего преподавателя) кафедры _______________________________________________________________________

( название кафедры, вуза)

в счет прохождения аспирантской педагогический практики.

В период с «____» ________ ____ г. по «____» ________ ____ г.

мною проведены занятия по дисциплине (нам) _________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________
для студентов ______________________________________________________________________

(факультет, курс, группа)

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

В объеме ____ часов ( из них по видам занятий: ________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

____________________________________

(личная подпись аспиранта) (расшифровка)

Справка из отдела кадров___________________________________ прилагается

( наименование вуза)

Подпись научного руководителя ______________________________________________________

(личная подпись руководителя) расшифровка)
«____»_______________20____ г.

Приложение 2

Схема анализа занятия в ВУЗе

Ф.И.О. преподавателя _______________________________________________________________

Предмет___________________________________________________________________________

Факультет / отделение_______________________________________________________________

Группа_____________________________________________________________________________

Цель посещения_____________________________________________________________________

Место проведения___________________________________________________________________

Дата посещения «____»______________20___ г.

Время проведения занятия____________________________________________________________
Тема занятия_______________________________________________________________________

Вид занятия _______________________________________________________________________




лекция, практическое занятие, семинар, лабораторная работа, иное


Параметры для анализа занятия

1. Тема и план занятия __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________




сформулированы: четко, неопределенно, не сформулированы

2. Целевой компонент.

Как сформулирована цель для аудитории_______________________________________________

Реализация целей (по итогам занятия) ________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________




виды целей: образовательная, воспитательная, развивающая (общекультурная, профессиональная)

3. Назначение занятия (тип занятия)________________________________________________

__________________________________________________________________________________




Для лекции: вводная, обзорная, заключительная, обобщающая, ориентирующая, проблемная, визуализация, бинарная, конференция, консультация и т.д.




Для практического, лабораторного занятия, семинара: изучение нового материала; закрепление материала; формирование умений, навыков; обобщение; исследование и т.д.

4. Содержание занятия.

Значение и место темы в изучении предмета___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Связь с другими темами, межпредметные связи________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научность, объем, актуальность материала___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Адаптация учебного материала к аудитории___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________




учет возраста, возможностей аудитории, мотивации деятельности, формы обучения (очная, заочная), интересов, способностей, уровня обученности студентов

Связь учебного материала с профессиональными интересами, с личным опытом аудитории __________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Вопросы, рекомендованные к самостоятельному изучению________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Характеристика организационного этапа:_________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________




Подготовка слушателей к проведению занятия, организационные моменты

6. Характеристика основного этапа занятия.

Используемые формы организации учебной деятельности._______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________




индивидуальная, фронтальная, групповая, их целесообразность.

Разнообразие способов предъявления учебного материала_______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________




словесные, наглядные, практические методы; проблемное изложение; приемы для обеспечения осмысления и запоминания, приемы привлечения внимания; разнообразие видов деятельности.

Как организовано изложение материала_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




наличие конспекта занятия, «привязанность» преподавателя к подготовленному конспекту, свободное владение материалом, доступность изложения, учет особенностей аудитории.

Навыки профессиональной риторики __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________




эмоциональность, образность, наглядность речи; темп, дикция, громкость, интенсивность, точность использования терминологии, стиль изложения (научный, бытовой), эмоциональность речи.

Использование наглядно-практических средств обучения, учебного оборудования

__________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что вызвало наибольший интерес аудитории___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что вызвало наибольшие затруднения аудитории_______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение плана занятия___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________




предъявление плана аудитории; следование плану; в случае отклонения от плана – анализ причины, как это повлияло на результат занятия, способность преподавателя реагировать на изменения в аудитории, его мобильность

Способы активизации учебной деятельности___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




фрагменты беседы, дискуссии; проблемные вопросы; приемы контроля усвоения материала, способы формирования интереса; оценка активности аудитории

7. Характеристика заключительного этапа.

Подведение итогов, выводы, обобщения________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Рациональность распределения времени занятия. ___________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________





своевременность начала, завершения занятия; длительность организационного момента; резерв времени для формулировки выводов, ответов на вопросы, обобщений по теме занятия; темп занятия

9. Способы диагностики, контроля и оценки знаний, умений, навыков, эффективности учебной деятельности _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________




используемые способы, приемы оценивания; как выражен результат оценивания учебной деятельности (словесная, оценка в баллах), объективность контроля; способы обратной связи (контроль за усвоением материала)

10. Взаимодействие преподавателя с аудиторией.

Стиль педагогического общения, контакт с аудиторией________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Психологическая атмосфера занятия, особенности восприятия преподавателем аудитории __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Проявление личностных особенностей преподавателя____________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________




наблюдательность, вдумчивость, эрудиция, находчивость, аккуратность, внешний вид, чувство юмора, эмоциональность, культура речи, позы, мимика, жестикуляция, авторитет у аудитории, педагогический такт и культура

11. Положительные стороны занятия_______________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________
12. Рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессионально- педагогической деятельности _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

13. Общее заключение о занятии_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

14. Занятие посетил (ФИО преподавателя)___________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

15. С анализом занятия ознакомлен__________________________________________________

«_____»_________________ 200__ г.
1. Цели занятия.




виды целей:




Образовательная (дидактическая)




знакомство с новыми теориями, концепциями, понятиями; установление новых связей между понятиями; формирование, обобщение, закрепление знаний; формирование умений, навыков; проверка, анализ самостоятельной работы; актуализация опорных знаний; повторение, контроль; планирование, проведение эксперимента и т.д.




Воспитательная




формирование научного мировоззрения; формирование жизненной позиции; воспитание культуры мышления; воспитание познавательного интереса к предмету; формирование коммуникативных умений; формирование умений контроля и самоконтроля; формирование навыков самообразования; формирование способности к критическому мышлению и т.д.




Развивающая




развитие умений анализа, сопоставления, сравнения, переноса знаний на новую ситуацию; развитие профессиональных качеств


2. Организационный этап занятия.




подготовка слушателей к учебному занятию;

характер взаимного приветствия, организационные моменты, установление эмоционального контакта;

проверка подготовленности учебного кабинета; 

подготовка аудитории к восприятию информации: предварительный контроль (повтор предыдущего материала, актуализация опорных знаний, учебных целей и задач, выяснение степени усвоения, ответы на вопросы, определение типичных ошибок, недочетов); актуализация и корректировка результатов самостоятельной работы, ликвидация причин обнаруженных недостатков.


3. Предъявление учебного материала.




структурирование материала; использование приемов сравнения, противопоставления, обобщения, систематизации, проблемного изложения; запись содержания в виде схем, таблиц; использование наглядного материала;

приемы для обеспечения осмысления и условий для запоминания материала по ходу занятия; приемы привлечения внимания

облегчение восприятия информации (слуховое, визуальное); запись терминов, цифровой и иной сложной для слухового восприятия информации на доске, раздаточный материал;

помощь преподавателя в рационализации записи конспекта (рекомендации по использованию схем, таблиц, способов записи); как реализовано преобразование научного текста в учебный текст;

разнообразие видов деятельности, обеспечивающих оптимальный уровень работоспособности (снижающих утомляемость): разные способы предъявления материала, разные виды учебной деятельности – обдумывание, конспектирование, ответы на вопросы; активизирующие моменты, эмоциональная разрядка.


4. Оценочная деятельность преподавателя.




цели оценочной деятельности;

реализованные на занятии функции контроля (ориентирующая, обучающая, воспитывающая);

число, получивших оценку, комментирование оценок, рецензирование;

предмет оценивания: проверка объема, степени, глубины усвоения материала, умения использования его на практике, навыков, интереса к учебному материалу; эффективности преподавания;

выполнение психолого-педагогических требований к контролю (объективность, гласность, надежность, экономичность).


5. Педагогическое общение.




соответствие педагогического общения целям, этапам, формам, способам обучения (монологическое, диалогическое, групповое, информирование, объяснение, оценка, выявление чего-либо, доказательство, обращенность, конкретность, целенаправленность общения);

тон работы ( живой, бодрый, заинтересованный, решительный, вялый, медлительный, неуверенный, безразличный..)

влияние характера установленных отношений на развитие студентов, глубину усвоения знаний, индивидуальное восприятие оценки.


6. Взаимодействие с аудиторией.




уважение к аудитории, внимание к ее потребностям, регулярность ответов на вопросы, изменение темпа, хода занятия в зависимости от потребностей аудитории, изменения ее состояния;

умение организовать, влиять на учебную деятельность студентов;

обеспечение активности, интереса, внимания, мотивированной дисциплины

степень включенности слушателей в учебную деятельность, активность аудитории

наличие вопросов к преподавателю, показатели проявления интереса к занятию



Приложение 3
Ректору ФГБОУ ВПО «Марийский

государственный университет»

Швецову М.Н.

аспиранта_________ курса

(очной, заочной) формы обучения

ФИО (полностью)______________

_______________________________

специальность _________________

_______________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ


Прошу разрешить мне прохождение педагогической практики в 20 – 20 учебном году

На кафедре __________________________________________________________________

По дисциплине(-нам)__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

для студентов _______ курса ____________ факультета ______ группы (групп)

В объеме ____ часов (из них по видам занятий: __________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________
____________________________________

(личная подпись аспиранта) расшифровка)


Рекомендация научного руководителя ___________________________________
____________________________________

(личная подпись руководителя) расшифровка)
«____»_______________20____ г.

Приложение 4
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра педагогики


Отчет по педагогической практике

аспиранта кафедры …

по специальности ….

Ф.И.О.


Сроки прохождения практики:

Научный руководитель по специальности:

Методист:

Йошкар-Ола, 20____


Схема анализа содержит Приложение с комментариями, параметрами для расширенного анализа (1)

Схема анализа содержит Приложение с комментариями, параметрами для расширенного анализа (2)

 (3)

 (5)

Схема анализа содержит Приложение с комментариями, параметрами для расширенного анализа (6)

Похожие:

Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики iconПамятка по прохождению производственной (педагогической) практики...
Производственная (педагогическая) практика является важнейшей частью подготовки студентов в гпоу «Забайкальское краевое училище искусств»,...

Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики iconПрограмма педагогической практики для студентов, обучающихся по специальности...
Цель педагогической практики – приобретение студентами первоначального опыта профессиональной педагогической деятельности при выполнении...

Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики iconОтчет заполняется аспирантом
График педагогической практики аспирантов составляется аспирантом, согласовывается с научным руководителем и заведующий кафедрой

Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики iconПамятка для студента
Студент допускается к прохождению практики и имеет право сдавать зачёт при наличии оформленной медицинской книжки (с допуском к работе,...

Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики iconПедагогической практики по логопедии
Индивидуальный план работы студента на период педагогической практики 06. 10 по 11. 2014

Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики iconОтчет о прохождении педагогической практики Студент
Целями педагогической практики являются приобретение опыта самостоятельной организации жизни и деятельности детского коллектива

Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики iconМетодические рекомендации по прохождению учебной практики для получения...
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной или учебной практики предназначены для студентов специальности...

Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики iconПрограмма и методические рекомендации по прохождению производственной...
Программа и методические рекомендации по прохождению производственной практики / Т. Б. Сибирякова, Л. В. Шамрай – Волгоград: ноу...

Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики icon1. понятие и назначение практики. Общие требования, предъявляемые...
Прохождение практики и ее защита составляют часть учебного года, и является промежуточным этапом обучения студентов. Соблюдение требований,...

Памятка для аспирантов по прохождению педагогической практики icon1 Руководителем педагогической практики аспиранта является научный
За разработку рабочей программы педагогической практики несет ответственность выпускающая кафедра. Макет рабочей программы практики...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск