Заключение


Скачать 388.11 Kb.
НазваниеЗаключение
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3


25 июня 2012 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об оценке регулирующего воздействия

на проект приказа Роспатента «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по рассмотрению и разрешению в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением»
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии
с пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти и их государственной регистрации,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 августа 1997 г. № 1009, рассмотрело проект приказа Роспатента
«Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по рассмотрению и разрешению в административном порядке споров, возникающих
в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования
мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих
результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением» (далее – проект акта) и сообщает следующее.

Проектом акта предполагается утвердить административный регламент Роспатента по предоставлению государственной услуги по рассмотрению и разрешению в административном порядке споров, возникающих в связи с
защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и
рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования
мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих
результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением (далее – проект регламента).

Проект регламента регулирует отношения, связанные с предоставлением Роспатентом государственной услуги по рассмотрению и разрешению в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав при оспаривании решений о государственной регистрации
или об отказе в государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, наименования мест происхождения товара и о предоставлении исключительного
права на такое наименование, о предоставлении или об отказе в предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированной наименование места происхождения товара, о выдаче или об отказе в выдаче патента (свидетельства)
на изобретение, полезную модель, промышленный образец, об отказе в
принятии заявки к рассмотрению и о признании заявки отозванной, об отказе в предоставлении правовой охраны знаку, являющемуся предметом международной регистрации, при оспаривании предоставления правовой охраны и осуществлении действий по досрочному прекращению правовой охраны указанным объектам промышленной собственности, при осуществлении действий, направленных на признание товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, общеизвестным в Российской Федерации, в том числе устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги.

В соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. № 218, Роспатент осуществляет в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
рассмотрение и разрешение в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования
мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением.

В рамках оценки регулирующего воздействия выявлен ряд предложений и замечаний к проектируемым проектом регламента нормам.

1. В пункте 1.2.1 проекта регламента определен круг заявителей.

Подпункт «д» указанного пункта проекта регламента содержит понятие «заинтересованное лицо». Обращаем внимание, что Гражданский кодекс Российской Федерации (отсылочные нормы на который содержит указанная норма проекта регламента) не содержит определения понятия «заинтересованное лицо».

По полученной в рамках публичных консультаций информации от
бизнес-сообщества, в практике при рассмотрении заявления в коллегии ФГУ «Палата по патентным спорам» ссылаются на Информационное письмо
от 20 мая 2009 г. № 3 «Об определении заинтересованности лица, подавшего заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием» (далее – Информационное письмо).

Как следует из указанного Информационного письма, «вопрос о том, является ли лицо, подавшее Заявление, заинтересованным, в каждом конкретном случае решается, исходя из совокупности всех доказательств и обстоятельств каждого конкретного дела».

Так, например, согласно пункту 4 Информационного письма «факт подачи заявки на государственную регистрацию тождественного или сходного до степени смешения товарного знака также сам по себе не может свидетельствовать о заинтересованности лица, поскольку заявку на государственную регистрацию товарного знака может подать любое лицо (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). Подача такой заявки не свидетельствует о том, что право на товарный знак, в отношении которого подано Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, каким-либо образом нарушает права, затрагивает законные интересы, привело к причинению реального ущерба данному лицу как субъекту хозяйственной деятельности».

Согласно пункту 6 Информационного письма:

«Вопрос о наличии или отсутствии заинтересованности у лица, подавшего Заявление, должен решаться коллегией палаты по патентным спорам при проведении заседания. При определении заинтересованности лица коллегии надлежит
установить, может ли заявитель выступать в качестве заинтересованного лица и подтверждают ли представленные им пояснения и документы его заинтересованность. В противном случае делопроизводство по рассмотрению Заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования прекращается».

Поскольку конкретная формулировка понятия «заинтересованного лица» в российском законодательстве отсутствует, положения пункта 1.2.1 проекта регламента (а также положения указанного Информационного письма) могут позволить членам коллегий ФГУ «Палата по патентным спорам» субъективно оценивать «заинтересованность» лица, подавшего заявление.

В связи с вышеизложенным в целях однозначного толкования норм проекта регламента считаем необходимым четко определить категории лиц, относящихся к «заинтересованным лицам».

Аналогично, в подпункте «в» пункта 1.2.1 проекта регламента считаем необходимом конкретно определить, кто относится к «заинтересованным обладателям исключительного права на товарный знак».

Кроме того, в подпункте «г» указанного пункта проекта регламента, считаем, из круга заявителей необоснованно исключен индивидуальный предприниматель. Обращаем внимание, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации индивидуальный предприниматель также является субъектом правоотношений в области охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности.

2. В соответствии с пунктом 2.6.2.2 проекта регламента «в возражении, указанном в подпункте а) подпункта 2.6.2 настоящего Регламента, должны быть приведены основания для признания недействительным патента, предусмотренные пунктами 1, 2, 3 статьи 1398 Кодекса. В случае, если приведено основание, предусмотренное пунктом 1 статьи 1398 Кодекса, должно быть указано одно из условий патентоспособности в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими на дату подачи заявки, по которой выдан патент».

Обращаем внимание, что указанные «основания для признания недействительным патента» приведены только в пункте 1 статьи 1398 Гражданского кодекса Российской Федерации. В пункте 2 указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации приведены не основания для признания патента недействительным, а процедура подачи возражения и правомочия лиц, их
подающих; в пункте 3 – правомочия Роспатента принимать соответствующие виды решений.

Полагаем, что проектируемое требование об указании в возражении только одного из условий (оснований) патентоспособности может ограничивать право лиц, подающих возражения против выдачи патента, закрепленное в пункте 2 статьи 1398 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 1398 Гражданского кодекса Российской Федерации указанным лицам предоставлено право в одном возражении приводить все основания, предусмотренные подпунктами 1 – 3 пункта 1 статьи 1398 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Аналогичное замечание имеется и к норме абзаца второго пункта 2.6.2.3 проекта регламента, в соответствии с которым «при наличии в возражении нескольких альтернативных источников информации к рассмотрению принимается первый из этих источников». Указанное положение проекта регламента также ограничивает права заявителей, предусмотренные пунктом 2 статьи 1398 Гражданского кодекса Российской Федерации, который предусматривает возможность приведения заявителем любых комбинаций доказательств нарушения условий патентоспособности, установленных подпунктами 1 – 3 пункта 1 статьи 1398 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Согласно пункту 2.8.2 проекта регламента в предоставлении государственной услуги будет отказано «в случае, если на основании оспариваемого решения Роспатента, принятого по результатам экспертизы, произведена государственная регистрация результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации».

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 1500 Гражданского кодекса Российской Федерации решения федерального органа исполнительной власти
по интеллектуальной собственности об отказе в принятии заявки на товарный
знак к рассмотрению, о государственной регистрации товарного знака, об отказе в государственной регистрации товарного знака и о признании заявки на
товарный знак отозванной могут быть оспорены заявителем путем подачи
возражения в палату по патентным спорам в течение трех месяцев со дня
получения соответствующего решения или запрошенных у указанного
федерального органа исполнительной власти копий противопоставленных
заявке материалов при условии, что заявитель запросил копии этих материалов в течение месяца со дня получения им соответствующего решения.

Таким образом, полагаем, что указанная норма проекта регламента необоснованно ограничивает право заявителей оспорить решение Роспатента.

4. Согласно пункту 2.8.3 проекта регламента основанием для прекращения делопроизводства по возражению или заявлению является «выявление при рассмотрении возражения, предусмотренного подпунктами а) или д) подпункта 2.6.1 настоящего Регламента, сведений о том, что после принятия к рассмотрению возражения произведена государственная регистрация результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации».

Считаем необходимым определить сроки, в которые должен быть выявлен факт государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Кроме того, полагаем целесообразным установить процедурные действия для случаев, когда указанный срок будет превышен, а также предусмотреть
последствия для лиц при выявлении случаев умышленного превышения ими
данного срока.

5. Согласно абзацу десятому пункта 3.1.3.2 проекта регламента проведение заседания может быть перенесено по инициативе сторон(-ы) в случае необходимости представления стороной/сторонами дополнительных материалов, подтверждающих доводы в защиту сохранения правовой охраны объекта интеллектуальных прав или опровергающих их, при наличии у Коллегии или Экспертной комиссии обоснованного убеждения, что такие материалы могут быть представлены.

Обращаем внимание, что указанное положение противоречит положению абзаца пятого пункта 3.1.3.4 проекта регламента, которым признается, что дополнительные доводы (а они являются новыми аргументами) изменяют мотивы возражения и не принимаются к рассмотрению.

Согласно абзацу девятнадцатому пункта 3.1.3.2 проекта регламента проведение заседания может быть перенесено по инициативе Коллегии или Экспертной комиссии в случае выявления членами Коллегии или Экспертной комиссии новых обстоятельств, не учтенных в основаниях для отказа, приведенных в решении по результатам экспертизы, и препятствующих предоставлению правовой охраны товарному знаку.

Обращаем внимание, что согласно абзацам первому и второму пункта 3.1.3.2 проекта регламента возражения на решение экспертизы рассматривает только Коллегия.

Кроме того, в настоящее время процедура учета ранее не учтенных обстоятельств определена в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденным приказом Роспатента
от 22 апреля 2003 г. № 56 (далее – Правила № 56). При этом в Правилах № 56 (пункт 4.8) предусмотрена процедура учета ранее не учтенных обстоятельств в отношении всех объектов и всех возражений (как по товарным знакам, так и по изобретениям; как против решений экспертизы, так и против предоставления правовой охраны). Таким образом, полагаем, что предлагаемая редакция абзаца девятнадцатого пункта 3.1.3.2 проекта регламента необоснованно ограничивает процедуру учета новых обстоятельств только случаем рассмотрения возражения на решение экспертизы по товарному знаку.

6. В соответствии с абзацем первым пункта 3.1.3.3 проекта регламента «состав Коллегии или Экспертной комиссии для рассмотрения конкретного возражения или заявления утверждается уполномоченным лицом».

При этом остается не ясным, каким образом создаются Коллегия и Экспертная комиссия (как формируется состав, кем утверждается он и пр.), а также возможно ли привлечение к работе Коллегии или Экспертной комиссии независимых экспертов или представителей общественных организаций.

7. При условии учета замечаний проекты акта и регламента не будут содержать
положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения
для субъектов предпринимательской и иной деятельности, или
способствующих их введению, а также способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной
деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации.

В процессе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия были проведены публичные консультации (справка о результатах публичных
консультаций прилагается). Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» и другие общественные организации.

Приложение: на 20 л. в 1 экз.

Приложение к Заключению

об оценке регулирующего воздействия

на проект приказа Роспатента «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по рассмотрению и разрешению в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением»

Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности на проект приказа Роспатента «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по рассмотрению и разрешению в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением»

Согласно подпункту «в» пункта 11 Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 г. № 398, Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в период с 12 марта 2012 г. по 26 марта 2012 г. проведены публичные консультации с представителями
субъектов предпринимательской деятельности по проекту приказа Роспатента
«Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по рассмотрению и разрешению в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением» (далее – Проект акта).

В рамках публичных консультаций Проект акта был размещен на
официальном сайте Минэкономразвития России, а также направлен
в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский
союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия».

Получен ряд ответов от представителей субъектов предпринимательской деятельности и иной деятельности, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ответы представили:

  1. Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»;

  2. Курская торгово-промышленная палата;

  3. Торгово-промышленная палата Восточной Сибири;

  4. Волгоградская торгово-промышленная палата;

  5. Центральный совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов;

  6. ОАО НПО «Инновационные технологии»;

  7. ООО «Юридическая фирма «Городисский и Партнеры»;

  8. Министерство промышленности и наукоемких технологий Рязанской области.

Замечания, носящие концептуальный характер, были учтены при подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия.

Также считаем целесообразным разработчику Проекта акта обратить внимание на следующие замечания и предложения, поступившие от участников публичных консультаций.
  1   2   3

Похожие:

Заключение iconПредоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и документов...
Рузского муниципального района Московской области (далее – Администрация) при предоставлении муниципальной услуги «Прием заявлений...

Заключение iconЗаключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания,...
Наименование, почтовый адрес государственного органа, органа муниципального образования, куда представляется Заключение

Заключение icon1 Наименование муниципальной услуги
Заключение сделок по передаче муниципального имущества во временное и постоянное пользование, отчуждению муниципального имущества,...

Заключение iconДокументация об аукционе для проведения открытого аукциона по приобретению права на заключение
Извещение о проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования

Заключение iconРегламент по предоставлению муниципальной услуги «Заключение договоров...
«Заключение договоров социального найма жилого помещения» в муниципальном образовании Кузьмоловское городское поселение Всеволожского...

Заключение iconРегламент по предоставлению муниципальной услуги «Заключение договоров...
«Заключение договоров социального найма жилого помещения» в муниципальном образовании Кузьмоловское городское поселение Всеволожского...

Заключение iconНа заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
По плате за право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции

Заключение iconРегламент по предоставлению муниципальной услуги «Заключение договора...
...

Заключение iconПостановление от 14 декабря 2012 года №62 п. Дугна Об утверждении...
Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Заключение договоров передачи жилых помещений,...

Заключение iconЗаключение

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск