Обобщение


Скачать 379.27 Kb.
НазваниеОбобщение
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2
УТВЕРЖДЕНО

Президиумом суда Ямало-Ненецкого

автономного округа

«26» декабря 2012 года
ОБОБЩЕНИЕ

судебной практики по рассмотрению судами Ямало-Ненецкого автономного округа гражданских дел по спорам связанным с применением пенсионного законодательства за 2011 год и I полугодие 2012 года.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.

Из представленных районными (городскими) судами ЯНАО сведений следует, что судами рассматривались следующие категории гражданских дел по спорам, связанным с применением пенсионного законодательства:

- о досрочном назначении трудовой пенсии по старости;

- о зачете стажа работы при исчислении пенсионного стажа;

- о взыскании финансовых санкций за непредставление, несвоевременное представление страхователем в органы Пенсионного фонда России в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета;

- о возложении обязанности по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Общие положения
1. Изучение практики дел данной категории показало, что в 2011 году, первом полугодии 2012 года в районные (городские) суды Ямало-Ненецкого автономного округа поступило 763 исковых заявления, вытекающих из пенсионных правоотношений, из них рассмотрено гражданских дел – 679, что составляет 88,7 % от числа поступивших исков. Из общего количества дел, рассмотрено с удовлетворением, либо частичным удовлетворением требований – 562 дел (82,7 %), с отказом в удовлетворении требований - 49 дел (7,2%), прекращено производство – по 39 делам (5,8 %), 28 дел оставлено без рассмотрения (4,1 %), одно дело передано по подсудности для рассмотрения в другой суд.

Из общего числа рассмотренных гражданских дел, в апелляционном (до 01.01.2012 года кассационном) порядке обжаловано - 78 решений, из них отменено – 7, изменено – 14.

Кроме того, было обжаловано 2 определения об оставлении искового заявления без движения.

Обобщение судебной практики показало, что имели место случаи оставления искового заявления прокурора без движения по мотиву того, что в исковом заявлении не указано, в чём конкретно заключаются интересы Российской Федерации, какое право нарушено, а также отсутствует ссылка на закон, предусматривающий избранные прокурором способы защиты нарушаемых ответчиком интересов. Так определение Надымского городского суда было отменено в кассационном порядке ввиду нарушения норм ГПК РФ, поскольку процессуальное полномочие на обращение прокурора в суд, закреплено в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и исковое заявление в интересах Российской Федерации, о возложении обязанности предоставить расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по форме РСВ-1 ПФР за 2010 год, отвечает требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию. (кассац. дело № 33-1424/2011)

Статистика рассмотренных гражданских дел в анализируемом периоде показала отсутствие случаев приостановления производств по указанным делам.

За указанный период, нарушений сроков рассмотрения дел, установленных ГПК РФ, не имеется.

Можно сделать вывод о том, что сроки рассмотрения гражданских дел, связанных с реализацией прав граждан РФ на трудовые пенсии, как правило, соблюдаются, и решениями судов в большинстве случаев исковые требования истцов полностью или частично удовлетворяются.
Подведомственность и подсудность
1. За указанный период времени, судами правильно разрешались вопросы подведомственности и подсудности дел данной категории, все дела рассмотрены городскими (районными) судами, поскольку споры в основном были связаны с отказом в установлении трудовой пенсии, что согласуется с нормами ГПК РФ регулирующих вопросы подсудности при принятии исковых заявлений к производству суда.

Анализ изученной судебной практики показал, что иски предъявлялись по месту нахождения ответчика (органа осуществляющего пенсионное обеспечение, отказавшего в назначении пенсии) и правомерно принимались к производству суда.

2. В силу пункта 1 части 1 и части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела по спорам об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции.

3. В случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями (пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).

При разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с реализацией гражданином права на трудовую пенсию, следует руководствоваться общими правилами, установленными статьями 23 и 24 ГПК РФ:

а) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании назначенной, но не выплаченной трудовой пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии), в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ подсудны мировому судье;

б) дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии, о восстановлении срока на обращение в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица), в силу статьи 24 ГПК РФ подсудны районному суду;

в) в случае объединения связанных между собой требований, не подлежащих оценке, и требований имущественного характера, подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного законом возраста (60 лет для мужчин или 55 лет для женщин), и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

4. Иски по делам, связанным с реализацией гражданами права на трудовую пенсию, предъявляются по общему правилу территориальной подсудности - по месту нахождения ответчика (соответствующего органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).
Судебные расходы
1. Как показало обобщение, истцы по данной категории дел, уплачивали государственную пошлину в размере и порядке, предусмотренных статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, при этом возмещение понесенных судебных расходов истцов в случае удовлетворения исков, суды возлагали на органы Пенсионного фонда РФ, что соответствует действующему законодательству.

2. В части судебных расходов необходимо обратить внимание на следующее.

При проверке судами правильности уплаты государственной пошлины гражданами, обращающимися в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям с исковыми заявлениями, следует учитывать льготы, установленные для определенной категории лиц, перечисленных в статье 336.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Истцы по делам о защите прав и законных интересов ребенка в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В силу подпунктов 2 и 5 пункта 2 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи освобождаются также истцы, являющиеся инвалидами I и II групп, а по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам - истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

При этом истцы, не являющиеся получателями пенсии (за исключением истцов-инвалидов I и II групп и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по спорам, связанным с реализацией права на пенсию, уплачивают государственную пошлину в размере и порядке, предусмотренных статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем, он не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины. Исковые заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (например, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии) подлежат оплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Дела, связанные с применением законодательства о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
1. Споры, связанные с назначением гражданам досрочной трудовой пенсии по старости, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами дел, что свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение.

Это обусловлено, прежде всего, не истребованием у работодателей и третьих лиц необходимых документов, в связи с чем, получившие необоснованный отказ в назначении пенсии на льготных основаниях, граждане, вынуждены обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Большинство гражданских дел по данным спорам объединяет одно, в документах о трудовой деятельности граждан наименование выполняемой работы, или наименование учреждения не соответствует предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, определенные периоды работы не включаются органами пенсионного фонда в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в силу таких обстоятельств как отсутствие записи об увольнении, либо внесение записи разными чернилами, в архивных справках отсутствуют сведения (к примеру - дата рождения) о работнике и т.д.

Кроме того, анализ судебной практики показал, что территориальными органами Пенсионного фонда РФ в ЯНАО в ряде случаев принимались решения об отказе во включении определенных периодов работы в стаж, по тем основаниям, что в трудовой книжке отсутствует запись об увольнении.

Между тем судами в большинстве случаев, когда в трудовой книжке содержались неточные и неправильные сведения, либо отсутствовали сведения, подтверждающие периоды работ, принимались письменные доказательства (трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета, ведомости на выдачу заработной платы, архивные справки), а также показания двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждали работу гражданина, при условиях определенных пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии».

Такая позиция судов о подтверждении периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, представляется правильной и соответствующей упомянутому нормативно-правовому акту.

Так удовлетворяя требования граждан, суд в решении указал, что отсутствие в трудовой книжке записи об увольнении, о реорганизации, а так же нарушение работодателем правил ведения трудовых книжек, не может являться основанием к ограничению конституционных прав истца на получение трудовой пенсии. (г/д № 2-1001/2012).

2. Трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ (мужчинам - 60 лет, женщинам - 55 лет), назначается по основаниям, предусмотренным статьями 27, 27.1 и 28 этого Закона.

В соответствии со статьями 27 и 27.1 названного Закона основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным статьей 28 этого закона, связано с обстоятельствами, признаваемыми законодателем социально важными или социально уважительными.

Согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

При исчислении названного стажа в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, судами применяются:

Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 239),

Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449),

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449).

В силу пункта 2 статьи 27.1 Федерального закона N 173-ФЗ при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, к гражданам из числа работников летно-испытательного состава применяются постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава" и Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12 августа 1992 года N 577, от 2 ноября 2009 года N 883).

При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты.

3. По итогам обобщения судебной практики, по данной категории дел, можно сделать вывод, о том, что достаточно часто судами применялись и Списки N 1, N 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 6 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

Необходимо отметить что, суды не всегда исходили из того, что само по себе указание в трудовой книжке истца профессии (должности) определенной в соответствующем Списке, не влечет право на досрочную трудовую пенсию по старости.

В данном случае, при подсчете специального стажа работы, следует учитывать, работал ли истец по профессии (занимал должность), указанной (указанную) в соответствующем Списке (то есть не только наименование должности (профессии) в трудовой книжке истца), а также была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке, и выполнение данной работы в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

Поскольку указанные требования закона не всегда судами соблюдались, имели место и типичные ошибки.

Так решением Приуральского районного суда было признано за П. право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с работой истца в тяжёлых условиях труда. В кассационном порядке решение суда было отменено, поскольку из документов, представленных истцом характер и условия выполняемой им в спорные периоды работы, занятость истца на работе с вредными (тяжёлыми) условиями, в течение полного рабочего дня, установить невозможно. Указанные документы подтверждают лишь период работы и должности, которые занимал истец. (кассац. дело. № 33-63/2012).

4. Наибольшее количество вопросов и допускаемых ошибок связано с подтверждением стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, показаниями свидетелей.

По этому вопросу, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

В качестве примера можно привести решение Муравленковского городского суда, которым в удовлетворении иска С. о включении в специальный стаж периодов работы 1985-1986 годы, дающих право на досрочное назначении трудовой пенсии было отказано. Отменяя в кассационном порядке решение суда, и удовлетворяя иск, судебная коллегия указала, что свидетельские показания, судом первой инстанции необоснованно не были приняты во внимание, поскольку до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, вины работника в утере документов подтверждающих специальный стаж не имелось, и часть сохранившихся документов подтверждали доводы истца, в связи с чем, работник имел право сослаться и на свидетельские показания (кассац. дело № 33-99/2012).

4.1. По вопросу подтверждения трудового стажа свидетельскими показаниями, необходимо четко определять, что под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

В п.15 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», указано, что, периоды работы до регистрации гражданина, в качестве застрахованного, подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

С позиции суда Ямало-Ненецкого АО, подтверждение свидетельскими показаниями трудового стажа, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в случае если документы о работе утрачены по причинам, не связанным с виной работника, не исключается, поскольку только после введения в действие п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.

5. По результатам обобщения видно, что имели место споры об отказе во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации.

В одном из таких случаев, Муравленковский городской суд в удовлетворении иска о включении истцу периодов обучения на курсах повышения квалификации по специальности в 2002 и 2003 годах, в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, отказал. Отменяя решение суда, судебная коллегия по гражданским дела суда ЯНАО указала, что данный отказ является необоснованным и незаконным. (кассац. дело № 33-2221/2011)

Анализируя данную категорию дел, судам необходимо обратить внимание, на то, что в соответствии с требованиями статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

С учетом указанных норм, отказ во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации не соответствует положениям как трудового, так и пенсионного законодательства.

6. По результатам обобщения дел связанных с правом истцов на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, необходимо обратить внимание на положение сведущих норм:

- решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.

- исходя из пункта 5 названных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил). Особый порядок установлен для исчисления стажа работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанных в пунктах 7, 13 и 15 этих Правил (полевые геологические работы, работы в течение полного навигационного периода, полного сезона, подземные работы).

- согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

7. Также стоит остановиться на определенной категории дел о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, время работы в условиях Крайнего Севера и соответствующих примерах.

Как уже было отмечено выше, в связи с тем что, документально не была подтверждена непосредственная занятость в технологическом процессе работ в полевых условиях, а свидетельские показания не могли быть признаны допустимым доказательством по делу, решением Ноябрьского городского суда (оставленным без изменения судом апелляционной инстанции), М. отказано в иске, поскольку осуществляемая трудовая деятельность в качестве плотника, такелажника и грузчика не была связана с осуществлением полевых, геологоразведочных и поисковых работ. (апелляц. дело № 33-445/12).

В другом примере, Салехардский городской суд, правомерно и обоснованно включил определенные периоды работы истца в плавсоставе на судах речного флота в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. (апелл. дело № 33-556/2012)

В этом примере хотелось бы обратить внимание судов на толкование Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при определении права истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Так, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Таким образом, из буквального толкования указанной нормы Федерального закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей; не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

Исходя из данных критериев, в экипаж судна включаются капитан, его помощники, штурманы, механик, рядовой состав, обслуживающий состав, и т.д.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года.

При этом в соответствии с пунктом 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.

Кроме этого, необходимо указать на позицию Верховного Суда РФ изложенную в определении от 7 сентября 2012 г. N 8-КГ12-4, поскольку представляют интерес выводы о смешанном характере работы в районах Крайнего Севера.

Так У. осуществлял свою трудовую деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Кроме того, истец выполнял работы на судах, портом приписки которых является г. Архангельск, отнесенный к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области от 30 июня 2011 года N 26 Угрюмову Н.А. отказано в перерасчете пенсии.

Признавая незаконным указанный отказ, судебные инстанции приравняли время работы истца во время нахождения морского судна на стоянках в портах городов Мурманск, Игарка, Дудинка, Нарьян-Мар, Диксон и других как работу в районах Крайнего Севера.

Между тем, в нарушение требований закона не было учтено, что местом нахождения организации, с которой истец состоял в трудовых отношениях и портом приписки судна является город Архангельск, который к районам Крайнего Севера не относится. При этом во время стоянки в портах, относящихся к районам Крайнего Севера, истец являлся работником ОАО "<...>", где производился учет стажа его работы для последующего назначения пенсии. Действующее законодательство, устанавливая перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусматривает включение в их состав морей и океанов, в связи с чем, как время нахождения судна в плавании, так и время его краткосрочной стоянки в портах, расположенных в таких местностях, не могут быть засчитаны в специальный стаж без учета территориальной принадлежности судна, определяющейся по порту его приписки. То обстоятельство, что это судно во время совершаемых рейсов заходило в порты, расположенные в районах Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о смешанном стаже работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, поскольку в таком порядке исчисляется стаж для назначения пенсии в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах. Для расчета стажа для назначения пенсии моряков, находящихся в плавании, такой порядок неприменим, поскольку в этом случае пришлось бы исключать из этого стажа все периоды нахождения судна в местах, не отнесенных к районам Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, включая время нахождения судна в открытом море или время стоянки его в портах, не относящихся ни к районам Крайнего Севера, ни к приравненным к ним местностях. Такой расчет пенсионного стажа привел бы к его неизбежному уменьшению и ухудшению правового положения работников.
  1   2

Похожие:

Обобщение iconОбобщение судебной практики по кредитным правоотношениям, и обеспечением...
Обобщение проведено по делам, которые были рассмотрены судами Нижегородской области в 2009г

Обобщение iconОбобщение судебной практики разрешения вопросов о взыскании судебных расходов
...

Обобщение iconОбобщение судебной практики разрешения вопросов о взыскании судебных расходов
...

Обобщение iconОбобщение практики применения норм арбитражного процессуального кодекс
...

Обобщение iconОбобщение практики применения норм арбитражного процессуального кодекс
...

Обобщение iconОбобщение практики применения норм арбитражного процессуального кодекс
...

Обобщение iconСправка обобщение по рассмотренным делам частного обвинения
Согласно плану работы судебного участка №2 Переволоцкого района Оренбургской области проведено обобщение судебной практики по уголовным...

Обобщение iconОбобщение судебной практики по применению
Обобщение судебной практики по применению Федерального закона от 18. 07. 2011 №223-фз «О закупках товаров, работ, услуг отдельными...

Обобщение iconОбобщение судебной практики по применению норм Уголовно-процессуального...
Обобщение судебной практики за 2009 год, проводимое Калининградским областным судом, показало, что, несмотря на ошибки, связанные...

Обобщение iconОбобщение судебной практики рассмотрения судами Псковской области...
Обобщение судебной практики проведено на основании изучения гражданских дел, разрешенных судами Псковской области в 2011-2012г г...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск