Скачать 239.48 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Международный коммерческий арбитраж» «International Commercial Arbitration» Язык обучения: русский, английский Трудоемкость учебной дисциплины: 3 зачётные единицы Регистрационный номер рабочей программы учебной дисциплины
Санкт-Петербург 2012 Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
Цели изучения дисциплины: на базе таких (уже изученных студентами) дисциплин, как гражданский процесс и международное частное право, выявить специфику разрешения международным коммерческим арбитражем гражданско-правовых споров, возникающих в ходе внешней торговли. В результате усвоения студентами содержания и практики применения норм международного права и российского законодательства, регламентирующих порядок формирования и деятельности международного коммерческого арбитража, должно быть создано целостное представление о принципах, процессуальной форме и правовой природе деятельности международного коммерческого арбитража как альтернативной формы разрешения споров в сфере внешней торговли. Результаты изучения дисциплины: знание доктринальных взглядов о правовой природе, а также знание норм международного права и российского законодательства, регулирующих порядок образования и деятельности международного коммерческого арбитража, принципов его деятельности, а также особенностей исполнения его решений, их оспаривания и отказа в их исполнении; знание принципов и процессуальных форм взаимодействия международного коммерческого арбитража и государственных судов; знание принципов и пределов контроля государственных судов в отношении решений международного коммерческого арбитража; умение разрешать юридические вопросы, возникающие в связи с деятельностью международного коммерческого арбитража; уметь толковать и применять международно-правовые источники международного коммерческого арбитража; обучение составлению письменных документов юридического содержания; выработка алгоритма совершения процессуальных действий, связанных с реализацией правовых норм, на разных этапах процесса правоприменения в международном коммерческом арбитраже. 1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) Требуется освоение дисциплины «Гражданское процессуальное право», а также курса международного частного права. 1.3. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины:
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся. По результатам обучения обучающийся должен знать: - состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере; - цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе; - закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования; - состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере; - соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов. 1.4.2. По результатам обучения обучающийся должен уметь: - применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики; - аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений; - анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений; - квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии; - проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; - объяснить действие норм права их адресатам; – проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации; - самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний. 1.4.3. По результатам обучения обучающийся должен обладать навыками: - ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом; - составления экспертных заключений; - осуществления разъяснительной и воспитательной работы среди населения по правовым вопросам, в том числе с применением современных интерактивных информационных технологий; – изучения правовой действительности с помощью научной методологии; - консультирования граждан по правовым вопросам. 1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебной работы по дисциплине Для повышения качества освоения дисциплины, формирования и развития знаний, умений и навыков обучающихся, отвечающих требованиям компетенций соответствующей профессиональной деятельности, используются следующие формы учебной работы: -во-первых, занятия лекционного типа (классические лекции) – 30 часов; -во-вторых, самостоятельная внеаудиторная учебная работа студентов под контролем преподавателя – 22 часа. 1.6. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Цели и результаты изучения дисциплины, другие характеристики, а также её содержание определяются следующими пределами. Во-первых, курс охватывает деятельность органа, осуществляющего альтернативное разрешение споров (МКА), а также государственных судов. Во-вторых, в рамках курса речь идет о российском законодательстве о МКА. Вместе с тем, в сравнительно-правовом аспекте задействуются соответствующее зарубежное законодательное регулирование и правила регламентов ведущих арбитражных центров, а также зарубежная доктрина и правоприменительная практика. В-третьих, предметом изучения курса являются процессуальные особенности рассмотрения дел в государственных судах и особенности процедуры при рассмотрении споров в МКА. 1.7. Структура и содержание учебной дисциплины Тема 1. Международный коммерческий арбитраж как один из способов альтернативного разрешения внешнеторговых споров
Классические лекции – 4 часа. Тема 2. Арбитражное соглашение
Классические лекции – 6 часов. Тема 3. Начало третейского разбирательства
Классические лекции -2 часа. Самостоятельная работа студентов по подготовке процессуальных документов (исковое заявление, заявление о назначении арбитров, заявление об отводе арбитра, решение МКА по вопросу о компетенции, определения МКА об определении языка и места разбирательства при отсутствии соглашения об этом, всего 6 документов), на основе казусов, предложенных преподавателем – 8 часов (задания распределяются между студентами заранее. Количество казусов зависит от количества студентов в группе). Пример казуса. Иск предъявлен финляндской фирмой к российской организации в связи с неполной оплатой выполненных работ по контракту. Между сторонами возник спор о толковании арбитражной оговорки контракта, заключенного на двух языках (русском и английском). В русской версии контракта содержался следующий текст: «Все споры, связанные с настоящим контрактом, должны быть исключительно и окончательно решены арбитражем в соответствии с правилами и процедурой арбитража Международной торговой палаты (ICC) тремя арбитрами, назначенными в соответствии с вышеназванными правилами. Арбитраж будет проходить в Москве, Россия, в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ на английском языке. Шведское законодательство, как упомянуто ниже, является определяющим». Представитель истца высказал мнение, что арбитражный процесс должен проводиться в Москве в соответствии с Регламентом МКАС, т.к. в указанном пункте контракта предусмотрено рассмотрение спора в МКАС. Кроме того, дело принято и назначено к рассмотрению по Регламенту МКАС, а направление ответчиком письма в МКАС является фактом, подтверждающим его согласие на рассмотрение спора в МКАС. Представитель ответчика не согласился с тем, что из арбитражной оговорки следует вывод о компетенции МКАС и применении Регламента МКАС, напротив, в тексте оговорки, по его мнению, не содержится наименования арбитража, в котором должен рассматриваться спор. В ней указано, что спор должен рассматриваться в соответствии с правилами и процедурой МТП тремя арбитрами, назначенными в соответствии с вышеназванными правилами, а это в силу п.2 §13 Регламента МКАС исключает возможность рассмотрения возникшего спора в МКАС. Вторая фраза арбитражной оговорки свидетельствует лишь о фактическом месте проведения арбитража. В связи с тем, что контракт между истцом и ответчиком был составлен на русском и английском языках, причем в случае расхождения русской и английской версий контракта преобладает последняя, по просьбе состава арбитража представитель истца представил текст арбитражной оговорки на английском языке. Составьте указанные выше процессуальные документы, дополнив фабулу дела отсутствующими, но необходимыми, по Вашему мнению, деталями и фактами (включая материальное содержание спора), изложив и аргументировав позицию по спорному вопросу с применением Регламента МКАС и использованием практики МКАС и других арбитражных институтов. Тема 4. Обеспечительные меры в международном коммерческом арбитраже
Классических лекций – 2 часа Самостоятельная работа студентов по обобщению практики ВАС по проблемам принятия обеспечительных мер по делам, подлежащим рассмотрению в МКА (не менее 15 дел) – 4 часа. Тема 5. Порядок рассмотрения дела и вынесения решения международным коммерческим арбитражем
Классические лекции – 8 часов. Самостоятельная работа студента по изучению регламентов МКА – 2 часа. Тема 6. Оспаривание решения международного коммерческого арбитража
Классические лекции – 4 часа Самостоятельная работа студентов по обобщению практики ВАС и других арбитражных судов по вопросам обжалования решений МКА за 2002-2012 годы (не менее 15 дел) – 4 часов. Тема 7. Порядок исполнения решения международного коммерческого арбитража
Классические лекции – 2 часа. Самостоятельная работа студентов по обобщению практики (не менее 20 дел)– 4 часа. Тема 8. Основания для отказа в принудительном исполнении решения международного коммерческого арбитража
Классические лекции – 2 часа. Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины 2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины 2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины. 2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы: Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется следующим образом: проверка письменных заданий по темам. проверка материалов обобщений судебной практики для групповых дискуссий. 2.1.3. Методика для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания (с образцом задания) Методика письменного зачёта (с образцом задания) Задание на зачете включает решение одной задачи (казуса), связанного с проблемными вопросами курса. Содержание задачи требует при ответе не только правильного определения положений нормативных правовых актов, на основе применения которых должна быть решена задача (условия задачи сформулированы таким образом, что не позволяют решить ее исключительно на основе выбора нормативного положения), но и демонстрации знания теоретических положений (понятий, принципов, признаков и свойств описываемых категорий, правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека, постановлений Пленумов ВС РФ и ВАС РФ и т.п.), которые необходимы для истолкования и применения норм права при решении задачи. Решение задачи предполагает демонстрацию умения выявлять пробелы и противоречия существующего правового регулирования и обоснования путей их преодоления. Ответ должен содержать описание проблемы и развернутое изложение спорных вопросов, вытекающих из условий задачи, ответ на которые позволит решить задачу. Условия задачи могут допускать несколько вариантов их решения, что требует при ответе обоснования избранного варианта или аргументов в пользу невозможности выбора только одного варианта решения. Главным критерием оценивания является аргументированность, логичность и самостоятельность ответа. Если в условиях задачи предложены точки зрения участников процесса на возникший вопрос (мнение истца, ответчика, должника, взыскателя, судебного пристава-исполнителя, суда и пр.), ответ обязательно должен включать анализ всех мнений участников исполнительного производства (рекомендуется начинать ответ с такого анализа). Условия задачи могут требовать изложения ответа в форме составления процессуального документа. Критерии оценивания: - «Зачет» – полный и правильный ответ, развернутая аргументация; правильный, но не полный ответ при наличии необходимой аргументации; правильный ответ без достаточной аргументации либо правильный ответ с достаточной аргументацией, но с неточностями. - «Незачет» – неверное решение задачи. Продолжительность зачета один академический час. Результаты зачета объявляются в сроки, объявленные преподавателем, определенные в соответствии с положением о промежуточной аттестации студентов юридического факультета. В день объявления результатов проводится показ работ. Образец задачи к зачёту Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее – МКАС) рассмотрел спор между английской фирмой Interconsulting Ltd (Истец) и российским ООО «Cтройтрест № 5» (Ответчик) об оплате вознаграждения за оказанные ответчику консультационные услуги и вынес решение об удовлетворении иска. Ответчик обратился в арбитражный суд города Москвы с заявлением об отмене решения МКАС на том основании, что он не был надлежащим образом уведомлен об арбитражном разбирательстве, поскольку уведомление было направлено по адресу, по которому ответчик уже не находился, причем новый адрес ответчика был сообщен истцу. Определением Арбитражного суда города Москвы решение МКАС было отменено. Истец обжаловал это определение в Девятый Апелляционный арбитражный суд. В апелляционной жалобе истец отметил, что во-первых, он не получал уведомления об изменении адреса ответчика, во-вторых, заявление об отмене решения МКАС было подано ответчиком через пять месяцев после получения им решения МКАС, тогда как в соответствии с п. 2 ст. 34 Закона «О международном коммерческом арбитраже» «ходатайство об отмене не может быть заявлено по истечении тех месяцев со дня получения стороной, заявляющей это ходатайство, арбитражного решения». Как должен поступить Девятый Апелляционный арбитражный суд? Порядок проведения текущей аттестации Не проводится 2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы) 2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины 2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «Международный коммерческий арбитраж», требуется наличие квалификации и опыт преподавания, равно как их авторитет и признание в среде ученых, круг научных интересов должен включать гражданское процессуальное право, международный гражданский процесс; требуется наличие учёной степени доктора юридических наук или кандидата юридических наук и учёного звания или опыта деятельности в соответствующей профессиональной сфере, и систематических занятий научной и/или научно-методической деятельностью. 2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом Для преподавания настоящей учебной дисциплины не требуется вспомогательный персонал. 2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают анкетирование студентов. Анкетирование проводится сотрудниками учебного управления по единообразной (общей для факультета) методике. 2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины 2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование и компьютерные классы с выходом в интернет. 2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования Мультимедийный софт для показа презентаций PowerPoint, а также SharеPoint. 2.3.3. Требования к специализированному оборудованию Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется. 2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению Специализированное программное обеспечение не требуется. 2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов Предъявляются стандартные требования к перечню и объему расходных материалов. 2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины Общая справочная и учебно-методическая литература – перечень рекомендованной литературы, нормативных актов и судебных решений размещен на сайте юридического факультета. 2.4.1. Список обязательной литературы: - 2.4.2. Список дополнительной литературы: А.С.Комаров. Международные соглашения в области внешнеэкономического арбитража. «Закон», 1995 г., № 2. Е.В.Брунцева. Международный коммерческий арбитраж. СПб, 2001 г. Б.Р.Карабельников. Исполнение решений международных коммерческих арбитражей. М., 2003 г. Матхельд Пель Приглашение к медиации. М., 2009. А.И.Муранов. Международный договор и взаимность как основания приведения в исполнение в России иностранных судебных решений. М., 2003 г. Е.И. Носырева Альтернативное разрешение споров в США. М., 2002. О.Ю.Скворцов. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России. М., 2005. Перечень иных нормативных источников. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.). Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женева, 1961 г.); Модельный закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г. Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г. Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Регламент арбитражного института Торговой палаты Стокгольма. Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ. Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины Разработчики рабочей программы учебной дисциплины
В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:
Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины
Утверждение рабочей программы учебной дисциплины
Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины
|
Литература по курсу «Международный коммерческий арбитраж», подлежащая изучению к Семинару №5 по теме: «Договорный и обязательный... | Литература по курсу «Международный коммерческий арбитраж», подлежащая изучению к Семинару №5 по теме: «Договорный и обязательный... | ||
Литература по курсу «Международный коммерческий арбитраж», подлежащая изучению к Семинару №11 по теме: «Определение арбитражного... | Литература по курсу «Международный коммерческий арбитраж», подлежащая изучению к Семинару №9 по теме: «Отдельные элементы арбитражного... | ||
Литература по курсу «Международный коммерческий арбитраж», подлежащая изучению к Семинару №8 по теме: «Возбуждение арбитражного разбирательства.... | Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Семинару №2 по теме: «Правовая природа и виды арбитража. Основные арбитражные институты современности. Мкас и мак при тпп рф» | ||
Образец оговорки в договоре о дополнительной возможности обращения в коммерческий арбитраж в разделе порядок разрешения исков | Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в составе |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |