Скачать 265.79 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет»(РГГУ)Институт Массмедиа Факультет журналистики Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по направлению 031300 «Журналистика» (бакалавриат) Москва 2014 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по направлению 031300 «Журналистика» (бакалавриат) Составители: Н.Я. Макарова к. п.н., доц. А.Е. Чибисов, преп., заведующий лабораторий массовых коммуникаций Методические рекомендации утверждены на заседании Совета факультета Протокол № 1 от 28.08.2014 © Российский государственный гуманитарный университет, 2014 СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данные рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 031300 «Журналистика» (бакалавриат) (2009), Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (2008), а также с учетом сложившихся в РГГУ учебных и научных традиций. Курсовая работа по направлению 031300 «Журналистика» – относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана. Общая трудоемкость одной курсовой работы составляет 2 зачетные единицы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом студент за период обучения должен овладеть рядом общекультурных и профессиональных компетенций. Выполнение курсовой работы обеспечивает развитие следующих компетенций: общекультурные
профессиональные
Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования и функционирования СМИ, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы. Цели курсовой работы:
Курсовая работа выявляет уровень общей профессиональной подготовки студента, его знания в области источниковедения, историографии, истории, теории и практики журналистики, а также способность свободно ориентироваться в круге проблем и вопросов, непосредственно связанных с избранной темой. Однако курсовая работа не содержит открытий, а является результатом анализа и обобщения научных достижений, которые служат опорой в исследовательской работе, предполагающей новые результаты, самостоятельные наблюдения и выводы. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВЫМ РАБОТАМ В курсовой работе студент на основе изученной литературы должен изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор, определить свою точку зрения по спорному вопросу, а потом аргументировать ее. Это придает работе полемический, творческий характер. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов также является одним из основных критериев оценки качества курсовой работы. Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над избранной темой, занимаются механическим списыванием текстов, увлекаются заимствованиями из Интернета. Разновидностью такого рода недостатка является злоупотребление цитатами, которые соединяются отдельными фразами и образуют часто большую часть текста письменной работы. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый раздел плана раскрывает по продуманной им схеме, грамотно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает отвлеченных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал в качестве иллюстрации важнейших положений темы. Текст курсовой работы не должен быть перегружен прямыми цитатами из источников и литературы. Цитата воспроизводит только тот минимум, который необходим для доказательства конкретного положения. Прямая цитата должна быть заключена в кавычки. Ее содержание может быть передано и собственными словами автора курсовой работы. Кавычки в этом случае не нужны. Однако в любом случае в сноске следует указать, откуда взята та или иная мысль. Автор курсовой работы должен:
Минимальный объем курсовой работы для студентов второго курса составляет 25 страниц, для студентов третьего курса- 40 страниц. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Этапами работы над курсовой работой являются: - выбор темы, утверждение темы курсовой работы и научного руководителя; - анализ темы по актуальности, новизне, практической значимости, степени изученности; - определение предмета исследования, эмпирической базы; - утверждение у научного руководителя подходов к изучению темы; - составление индивидуального рабочего плана; - изучение литературы и отбор фактического материала; - работа над рукописью курсового исследования; - оформление курсовой работы; - защита курсовой работы. ВЫБОР ТЕМЫ Студент факультета журналистики может выполнять курсовую работу на любой из существующих кафедр факультета (кафедра журналистики, кафедра телевизионных, радио- и интернет-технологий, кафедра литературной критики, кафедра медиаречи, центр экономики и социологии медиарынка). Выбирая тему курсовой работы, студент должен учитывать как направления научных исследований, реализуемых на кафедре, так и собственные научные интересы, чтобы результаты курсовой работы были полезны для его будущей исследовательской деятельности. Желательно, чтобы курсовые работы на втором и третьем курсе были посвящены одной теме, такая преемственность позволит использовать полученные результаты при написании дипломной работы на четвертом курсе. Тема должна обладать актуальностью, практической, теоретической значимостью, представлять исследовательский, научный интерес, затрагивать современные проблемы журналистики. Основные направления курсовых работ:
Формулировка темы должна быть лаконичной, конкретной, обязательно носить проблемный характер, отражать хронологические рамки исследования. Выбор темы студент согласовывает с научным руководителем, пишет заявление на курсовую работу на имя заведующего соответствующей кафедрой (Приложение 1) не позднее 1 октября текущего года. Если студент без уважительных причин не написал заявление на курсовую работу, то на заседании Совета факультета его распределяют на определенную кафедру. Заведующий кафедрой назначает ему руководителя и определяет точную тему исследования. Закрепление темы, назначение научного руководителя утверждается на заседании кафедры до 14 октября каждого учебного года. НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Научный руководитель назначается из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и утверждается на заседании кафедры. Научный руководитель имеет право вести не более восьми курсовых работ на протяжении учебного года. Задача научного руководителя – оказать научную и методическую поддержку, помочь студенту выстроить исследование таким образом, чтобы оно соответствовало общенаучным принципам. Научный руководитель выполняет консультирующие и контролирующие функции. Взаимодействие с руководителем – ответственность и инициатива самого студента! Консультации у научного руководителя должны носить постоянный, а не единичный характер. К обязанностям научного руководителя относятся:
На начальном этапе выполнения курсовой работы научный руководитель консультирует студента, как составить план работы, дает рекомендации в выборе литературы, источников, в определении хронологического периода исследования. Подбор литературы по теме курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно отыскать. При подборе литературы рекомендуется использовать фонды научных библиотек, электронных каталогов и сети Интернет. В ходе дальнейшей работы научный руководитель дает советы по методике обобщения и систематизации полученной информации, предлагает оптимальные способы ее использования в курсовой работе, а также указывает на недостатки аргументации, композиции и стиля, предлагая пути для их устранения. В процессе работы студент периодически консультируется с научным руководителем. При необходимости он может получить консультацию от преподавателей других кафедр или сторонних специалистов. Черновики отдельных частей работы в соответствии с временным графиком направляются научному руководителю, который в течение 7-10 рабочих дней возвращает их студенту с замечаниями. Научный руководитель принимает решение о допуске курсовой работы к защите. В случае отрицательного отзыва научного руководителя решение о допуске к защите по заявлению студента может принять заведующий кафедрой. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа включает:
Титульный лист и содержание оформляются строго согласно принятому образцу и не нумеруются. Во введении обосновывается актуальность (указание причин или факторов, благодаря которым возникает необходимость в данной работе), объект (сфера журналистской практики, область истории, теории журналистики), предмет (что конкретно изучается), цель (что автор намерен достичь в своей работе.), задачи (средства для достижения цели), теоретическая база (основные исходные положения, опираясь на которые, автор строит собственные рассуждения, указание на научные исследования или школы, взгляды которых близки автору), методы исследования (инструментарий исследования), научная новизна и практическая значимость (что нового вносит работа в теорию и практический анализ изучаемой проблемы); дается оценка степени разработанности выбранной темы, характеризуются источники; указывается апробация работы (т.е. публикации, выступления на конференциях, круглых столах и т.п.). После завершения работы целесообразно вернуться к введению и откорректировать его. Введение завершается указанием структуры курсовой работы. Объем введения составляет 3-4 страницы. Основная часть работы обычно делится на главы (как правило, курсовая работа содержит две главы), где последовательно и логично раскрывается содержание исследования. Построение глав, их очередность зависит от логики изложения. В рамках одной главы целесообразно решать одну-две конкретные задачи, определенные во введении. После каждой главы должны быть сформулированы выводы, свидетельствующие о том, что автор справился с решением поставленных задач. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы. Объем глав должен быть пропорциональным. В заключении обобщаются основные итоги изучения темы, в соответствии с поставленными задачами формулируются теоретические и практические выводы, предлагаются рекомендации по исследуемым вопросам. Примерный объем заключения - 3-4 страницы. Список источников и литературы приводится в конце курсовой работы. В него включаются только те издания, с которыми автор действительно знакомился в процессе подготовки работы. Если то или иное издание было использовано, но в тексте курсовой работы не содержится взятых из него цитат, его все равно следует указать в библиографическом списке. Список должен включать не менее 30 наименований и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2008. Курсовая работа может содержать приложения, где содержатся данные проведенных студентом опросов, подсчетов, интервью, а также помещаются схемы, графики, таблицы и диаграммы. Приложение не включается в общую нумерацию курсовой работы. Каждое приложение имеет название, собственный номер и нумерацию. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Общие положения Оформление курсовой работы - важная часть в подготовке исследования. Важно избегать орфографических, грамматических и стилистических ошибок. Стиль курсовой работы должен соответствовать академической традиции: быть строгим, сдержанным элементами научного изложения. Обязательным является корректное использование терминологии. Не допускается изложение от первого лица («я»). В изложении можно использовать местоимение «мы». Не допускается использование стилистически сниженных речевых средств (профессиональный сленг, жаргонизмы, бранные слова и т.д.). Неуместной считается также ироническая интонация. Автор исследования обязан уважительно отзываться о специалистах, на труды которых он ссылается, в том числе и в случае несогласия с их положениями. Допускается транслитерировать собственные имена и приводить названия организации в переводе на русский язык с добавлением при первом упоминании оригинального названия. Текст курсовой работы следует печатать шрифтом Times New Roman, кегль 14 (для сносок - кегль 12), через полуторный интервал, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое - 1,5 см, верхнее - 2 см, нижнее -2 см. Каждую главу следует начинать с нового листа (страницы). Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15 – 17 мм. Главы и параграфы должны иметь заголовки. Заголовки глав оформляют по центру, заголовки параграфов - с абзаца. Для выделения заголовка расстояние между ним и нижеследующим текстом должно быть отделено пустой строкой. Заголовки глав печатаются прописными буквами, заголовки параграфов - строчными буквами. Заголовки не подчеркиваются, точки в конце не ставятся. Заголовки глав и параграфов нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа состоит из номера главы и подраздела, отделенных точкой (например, 1.2). Нумерация страниц Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист и содержание включают в общую нумерацию, но номера страницы на них не ставят. Нумерация страниц производится последовательно, начиная с третьей страницы (введение), на которой, так же как и на последующих страницах, проставляют номер вверху, по центру страницы. Приложения нумеруются отдельно от общей нумерации. Оформление сносок Подстрочные сноски используются во всех случаях цитирования работ других авторов. Также обязательно подтверждаются подстрочными ссылками все факты, цифры и другие конкретные данные, приводимые в тексте, заимствованные из источников и литературы. Следует обратить внимание на корректное цитирование: цитата должна адекватно отражать мысль ее автора и не может быть оборвана на полуслове. Не допускается цитирование художественных или публицистических произведений – в том числе тех, которые считаются общеизвестными, – без оформления сноски. Использование фрагментов чужих текстов без ссылок является плагиатом. Обнаружение в курсовой работе плагиата влечет за собой недопуск студента к защите и выставление неудовлетворительной оценки. В курсовой работе сноски делаются подстрочными, т.е. выносятся вниз страницы, на которой приведена цитата. На каждой странице начинается новая нумерация (арабскими цифрами) сносок. При последовательном расположении первичной и повторной сноске текст повторной сноски заменяется на «Там же» ( например, Там же. С.64. ). Образец оформления сносок представлен в Приложении 7. Оформление списка источников и литературы Список источников и литературы состоит из следующих разделов: источники, литература, интернет-ресурсы. Нумерация всех разделов списка сквозная. Образец оформления списка источников и литературы представлен в Приложении 5. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Подготовка к защите заключается в оформлении курсовой работы согласно требованиям, представленных в данных рекомендациях, подготовке доклада для защиты и мультимедийной презентации. Доклад Совместно с научным руководителем студент готовит доклад для защиты курсовой работы, рассчитанный на 5 минут. В докладе кратко излагается актуальность, цель и задачи исследования, представляется ход работы, основные положения и выводы. Подготовка мультимедийной презентации Доклад студента сопровождается мультимедийной презентацией, которая позволяет получить дополнительную информацию о курсовой работе. Презентация является творческой работой студента и дает возможность интереснее и нагляднее представить свое исследование. Она может содержать материалы приложений, фотографии, таблицы, диаграммы и иной иллюстративный материал, способствующий углубленному знакомству с курсовой работой. Не рекомендуется включать в презентацию аудиофайлы и видеоматериалы. Аудиофайлы можно частично расшифровать, а видеофайлы можно заменить скриншотами. Первый слайд частично повторяет титульный лист дипломной работы (Приложение 8). Презентация создается в приложении Microsoft Office PowerPoint и содержит 12-15 слайдов. Благоприятному впечатлению презентации способствует единый стиль ее оформления: единый цветовой фон, шрифт, типы графиков, виды маркеров и проч. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ Защита курсовой работы проводится на заседании кафедры в строгом соответствии с графиком, утвержденным деканом факультета. Порядок защиты:
Окончательная оценка за курсовую работу выставляются на закрытом заседании кафедры. Студент, не защитивший в установленные сроки курсовую работу, защищает курсовую работу на заседании Совета факультета в период экзаменационной сессии. |
«Журналистика» (бакалавриат) (2009), Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем... | Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению 031300 «Журналистика» | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 080100. 62 «Экономика» (программа... | ||
Методические указания к выполнению контрольных и курсовых работ по направлению 40. 03. 01 Юриспруденция | Морозова Н. И. Бухгалтерский учет в торговых организациях. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы. Спб.: Спбглта,... | ||
Допущено умо по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся... | Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны на основе рабочей программы профессионального модуля пм 01 «Ведение... | ||
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по направлению 070600 «Дизайн». Степень (квалификация): бакалавр дизайна.... | Методические рекомендации по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (умк) по пм. 01 Предоставление... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |