Р
Российская Федерация
Белгородская область ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 308005, г.Белгород, Соборная пл., 4
тел. 32-40-34, факс 32-52-27
beluno@belregion.ru 26.07.2013 г .№ 9-06/4830-ЛИ
На № _____________ от _________________ уководителям органов
управления образованием Руководителям общеобразовательных учреждений Руководителям учреждений среднего профессионального образования
Руководителям образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение,
индивидуальным предпринимателям
Департамент образования Белгородской области в рамках переданных полномочий подготовил и направляет для ознакомления и учета в работе разъяснения по вопросам лицензирования образовательной деятельности в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2013 года и рекомендации для соискателей лицензии и лицензиатов. Приложение: разъяснения на 18 листах.
Первый заместитель начальника
департамента образования Белгородской области
|
Е. Тишина
|
М.А. Бочко
32-94-01
Разъяснения по вопросам лицензирования образовательной деятельности в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
с 1 сентября 2013 года
1.Основные изменения в правовом регулировании лицензирования образовательной деятельности в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с 1 сентября 2013 года
( По материалам комментария к Федеральному закону от 29.12.2012
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»)
В п. 1 ст. 33.1 Федерального Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее по тексту Закон 1992 года) было предусмотрено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей. Такая же норма закреплена и в ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон 2013 года). Однако в ст. 91 Закона 2013 года особенностей лицензирования образовательной деятельности установлено значительно меньше, чем в ст. 33.1 Закона 1992 года.
Следовательно, больший круг вопросов, связанных с лицензированием образовательной деятельности, теперь будет регулироваться напрямую нормами Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Основные различия в правовом регулировании лицензирования образовательной деятельности по Закону 1992 года и Закону 2013 года заключаются в следующем.
Лицензируемый вид деятельности
п. 2 ст. 33.1 Закона 1992 года
| ч. 1 ст. 91, статьи 2, 10 Закона 2013 года
| Лицензированию подлежит образовательная деятельность по образовательным программам
| Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В соответствии со статьей 2 Закона 2013 года установлены следующие виды образования:
-общее образование;
-профессиональное образование;
- профессиональное обучение;
-дополнительное образование детей и взрослых;
- дополнительное профессиональное образование.
В соответствии со статьей 10 Закона 2013 года в Российской Федерации установлены следующие уровни образования:
- уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
-уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Профессии, специальности, направления подготовки утверждены:
Перечнем профессий начального профессионального образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 N 354)
Перечнем специальностей среднего профессионального образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 N 355)
Перечнем профессий профессиональной подготовки (утв. Приказом Минобрнауки России от 01.04.2011 N 1440)
|
Соискатель лицензии
п. 2 ст. 33.1 Закона 1992 года
| ч. 2 ст. 91, статьи 23,31 Закона 2013 года
| Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
| Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана
Организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
В соответствии со статьей 23 Закона 2013 года Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
Организации, осуществляющие обучение
В ст. 31 Закона 2013 года приведен открытый перечень организаций, осуществляющих обучение. Кроме того, указаны виды образовательных программ, в соответствии с которыми эти организации вправе осуществлять образовательную деятельность. К таким организациям, в частности, относятся:
- научные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам
- организации, осуществляющие социальное обслуживание, и организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых. Предполагается, что такие организации вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 31 Закона 2013 года);
- иные юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам (ч. 5 ст. 31 Закона 2013 года);
- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона 2013 года для ведения образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым этой организацией.
Справочно!
С 1 сентября 2013 года вступает в силу Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения"
Порядок обязателен для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения: программам профессиональной подготовки и переподготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, а также по программам повышения квалификации.
Формы обучения по таким программа определяются образовательной организацией самостоятельно, если иное не установлено законодательством. Допускается сочетания различных форм получения образования и форм обучения.
Содержание и продолжительность обучения по каждой из профессий также устанавливаются образовательной организация на основании квалификационных требований. Сроки начала и конца обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной программы профессионального обучения.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего или свидетельство о должности служащего.
|
Лицензионные требования и условия
п. 25 ст. 33.1 Закона 1992 года
| ч. 15 ст. 91 Закона 2013 года
| Проверка возможности выполнения соискателем лицензии или лицензиатом лицензионных требований и условий, контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении им образовательной деятельности осуществляются лицензирующим органом на основании лицензионных требований и условий, установленных Правительством Российской Федерации, в соответствии с лицензионными нормативами, разработанными в целях детализации указанных лицензионных требований и условий и утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
Указанными лицензионными требованиями и условиями должна предусматриваться возможность применения лицензиатом электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
| Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:
1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;
3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;
4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
| Приложение к лицензии
п. 6 ст. 33.1 Закона 1992 года
| ч. 4 ст. 91 Закона 2013 года
| Лицензия имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения, предусмотренные Положением о лицензировании образовательной деятельности
| Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
|
|