ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ Прежде чем обратиться в регистрирующий орган с заявлением по предоставлению государственной услуги, заявителям необходимо внимательно ознакомиться с требованиями к оформлению документов, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации.
Чтобы избежать отказа в оказании государственной услуги заявитель должен надлежащим образом оформить и подготовить весь перечень документов для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также (при необходимости) приложить их копии.
Сегодня мы рассмотрим основные требования, которые предъявляются к документам для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (далее – кадастровый учет и регистрация прав) осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
Согласно части 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о кадастровом учете и регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для кадастрового учета и регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Следует заметить, что при представлении заявления о кадастровом учете и регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
Если не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением кадастрового учета и регистрации прав, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность, то в приеме должно быть отказано непосредственно в момент представления таких заявления и документов (часть 15 статьи 18 Закона о регистрации).
Требования к документам, представляемым для осуществления кадастрового учета и регистрации прав, установлены статьей 21 Закона о регистрации.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Такие документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц. Предоставление документов на бумажном носителе Тексты документов в форме документов на бумажном носителе, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц – без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и при наличии отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.
Заявление о кадастровом учете и регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре-подлиннике.
Документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, представляются:
1) не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых возвращается правообладателю, второй помещается в реестровое дело, если такая сделка совершена в простой письменной форме;
2) не менее чем в двух экземплярах, один из которых (подлинник) возвращается правообладателю, если такая сделка совершена в нотариальной форме или право на основании такой сделки возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В одном экземпляре (на бумажном носителе) представляются следующие документы:
копии актов органов государственной власти;
копии актов органов местного самоуправления;
судебные акты, установившие права на недвижимое имущество.
При выдаче документов после осуществления кадастрового учета и регистрации прав указанные акты возвращается заявителю.
Иные документы, необходимые для осуществления кадастрового учета и регистрации прав, предоставляются в двух экземплярах (подлинник и копия). Предоставление документов в электронном виде Заявление о кадастровом учете и регистрации прав в форме электронных документов, электронных образов предоставляются:
1) в форме электронных документов, если настоящим Федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки;
2) в форме электронных документов или электронных образов документов, если настоящим Федеральным законом предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника.
Документы в форме электронных документов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Документы в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления кадастрового учета и регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Порядок представления заявления о кадастровом учете и регистрации прав и прилагаемых к нему документов определен Приказом Минэкономразвитяи РФ от 26.11.2015 № 883 «Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости» (далее – Порядок).
Согласно данному Порядку заявление и прилагаемые к нему документы представляются по выбору заявителя:
1) в форме документов на бумажном носителе при личном обращении:
- в орган регистрации прав независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт);
- к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте;
- через многофункциональный центр по предоставлению государственных или муниципальных услуг (МФЦ) независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню многофункциональных центров, опубликованному на официальном сайте;
2) в форме документов на бумажном носителе, направляемых в орган регистрации прав посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении согласно перечню подразделений органа регистрации прав, опубликованному на официальном сайте;
3) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», направляемых в орган регистрации прав через:
-единый портал государственных и муниципальных услуг;
-официальный сайт Росреестра;
- а также с использованием веб-сервисов. В соответствии с Порядком даже при подаче заявления на бумажном носителе межевой план, технический план, карта-план территории, акт обследования представляются только в электронном виде (на электронном носителе информации: например, оптический компакт-диск, USB Flash Drive). Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории подготавливаются и представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
Требования к данным документам установлены в статьях 22, 23, 24 Закона о регистрации. Форма и состав сведений, требования к подготовке данных документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Требования к межевому плану В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В межевом плане указываются:
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
3) новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Форма и состав сведений, требования к подготовке межевого плана установлены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2016 №742) «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».
Данным Приказом утверждены: форма и состав сведений межевого плана и требования к подготовке межевого плана. Требования к акту обследования В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о регистрации акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Форма и состав сведений, требования к подготовке акта обследования установлены Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 №861 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2016 №742) «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке».
Данным Приказом утверждены: форма и состав акта обследования и требования к подготовке акта обследования. Требования к техническому плану В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Технический план состоит из графической и текстовой частей.
В техническом плане указываются:
1) сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости;
2) сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей таких объектов недвижимости;
3) новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, которым присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Форма и требования к подготовке технического плана установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2016 №689) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требования к её подготовке и состава содержащихся в ней сведений».
Данным Приказом утверждены: форма технического плана, требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, форма декларации об объекте недвижимости, требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений. Таким образом, надлежащим образом оформленные документы, которые будут соответствовать установленным действующим законодательством требованиям, позволят вам избежать проблем при обращении за государственной услугой по кадастровому учету и регистрациии прав.
Ведь в случае, если документы оформлены ненадлежащим образом, то регистрирующий орган вправе приостановить осуществление кадастрового учета и регистрации прав по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а впоследствии может быть и отказано в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав, если в течение срока приостановления вы не сможете исправить предоставленные документы.
Поэтому, прежде чем подать документы, следует обратиться в МФЦ или в филиал Федеральной кадастровой палаты, или непосредственно в регистрирующий орган за получением консультации по перечню необходимых документов и требованиям к их оформлению.
Междуреческий отдел Управления Росреестра по Кемеровской области.
|