Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N гд-4-14/13154@


НазваниеПисьмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N гд-4-14/13154@
страница1/5
ТипОбзор
filling-form.ru > бланк заявлений > Обзор
  1   2   3   4   5

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N ГД-4-14/13154@



Федеральная налоговая служба в целях формирования положительной судебной практики направляет "Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2017)" (далее - Обзор).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо и прилагаемый к нему Обзор до нижестоящих территориальных органов ФНС России для руководства и применения в работе.

Приложение: на 40 л.


Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса

Д.Ю. Григоренко



Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2017)


ГАРАНТ:

См. Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2017), направленный письмом ФНС России от 30 марта 2017 г. N ГД-4-14/5914@

Содержание



1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. В связи с тем, что в представленном в регистрирующий орган заявлении в нарушение Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, не был указан почтовый индекс, суды признали правомерным оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.

1.2. Положения пункта 3 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" о запрете в период наблюдения органами управления должника принимать решение о выходе из состава участников (учредителей) должника должны рассматриваться только как запрет на выплату действительной стоимости доли бывшему участнику общества в целях защиты интересов кредиторов. Ограничения, установленные абзацем седьмым пункта 3 статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", касаются тех случаев, когда в результате принятия органом должника решения у последнего возникает обязанность по выплате денежных средств либо выдаче имущества (например, в качестве действительной стоимости доли в уставном капитале общества вышедшему из общества с ограниченной ответственностью участнику) или по выплате акционеру в связи с приобретением у него акционерным обществом ранее размещенных акций их стоимости.

1.3. Факт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения в силу прямого указания Закона. При этом ссылка заявителя на то, что поскольку в рассматриваемом случае решение об увеличении уставного капитала общества было принято путем заочного голосования, то оно не подлежит нотариальному удостоверению, не принята судами апелляционной и кассационной инстанций во внимание как основанная на неверном толковании норм права и противоречащая императивным положениям, установленным пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

1.4. Формулируя вывод о неправомерности принятого регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации, суды исходили из того, что поскольку увеличение уставного капитала является следствием реорганизации двух обществ, а не принятием решения общего собрания участников одного общества о его увеличении в порядке пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", то нотариальное удостоверение такого решения не требуется. При этом суды учли информацию Федеральной налоговой службы от 29.08.2016, в которой изложен аналогичный вывод.

1.5. С учетом конкретных обстоятельств дела суды пришли к выводу о том, что представленный в регистрирующий орган протокол внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью не может являться надлежащим документом, подтверждающим основание перехода к обществу доли или части доли в уставном капитале общества в порядке, предусмотренном законом, в связи с чем в удовлетворении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации было отказано.

1.6. Поскольку из материалов дела следовало, что у регистрирующего органа имелись предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основания для отказа в государственной регистрации, суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части признания недействительным решения об отказе в государственной регистрации и отказал в удовлетворении соответствующего требования.

1.7. При рассмотрении спора о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица суды отклонили довод заявителя о том, что регистрирующий орган не вправе применять положения нормы подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по отношению к юридическим лицам, исключенным из ЕГРЮЛ до 01.01.2016, и пришли к выводу о правомерности применения регистрирующим органом соответствующей нормы.

1.8. Ввиду того, что регистрирующий орган не подтвердил законность принятых им на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решений об отказе в государственной регистрации юридического лица, суды признали соответствующие решения недействительными.

2. По вопросу оспаривания решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

2.1. Учитывая, что решение суда, на основании которого было принято оспариваемое решение о государственной регистрации и внесена запись в ЕГРЮЛ, подлежало немедленному исполнению, суды отклонили довод заявителя о том, что регистрирующим органом внесена запись на основании решения суда, не вступившего в законную силу, и отказали в удовлетворении заявленных требований.

2.2. При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года по делу N 305-ЭС16-10612.

2.3. Отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и признавая недействительным оспариваемое решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица, суд кассационной инстанции исходил из того, что суды не приняли во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, согласно которой необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Суд кассационной инстанции также отметил, что наличие альтернативных способов защиты права само по себе не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

2.4. Установив, что вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции совершенное исполняющей обязанности главы администрации сельского поселения нотариальное действие по свидетельствованию подписи физического лица в заявлении по форме N Р14001 было признано незаконным, суды пришли к выводу о том, что при подаче в регистрирующий орган указанного выше заявления было нарушено требование пункта 1.2 статьи 9, пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в части заверения подлинности подписи заявителя в нотариальном порядке, и ввиду несоблюдения нотариальной формы представляемых на государственную регистрацию документов в случае, когда такая форма обязательна, признал оспариваемое решение Инспекции незаконным, возложив на ответчика обязанность внести в Единый государственный реестр юридических лиц в установленном порядке соответствующие изменения.

2.5. Основания для отказа в государственной регистрации изложены в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перечень которых не допускает принятие решения об отказе в государственной регистрации в случае обращения заявителя с заявлением об оставлении документов без рассмотрения. Оставление документов без рассмотрения без вынесения регистрирующим органом решения о государственной регистрации либо решения об отказе в государственной регистрации Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также не допускает.

3. По вопросу оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.1. Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконными действий регистрирующего по проведению проверки в отношении общества в части проверки достоверности сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, суды исходили из того, что оспариваемые действия не нарушают закона или иных нормативных правовых актов. При этом суды отклонили доводы заявителя о том, что непредставление Обществом соответствующих документов и сведений повлечет внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности ранее внесенных сведений в отношении генерального директора Общества, поскольку соответствующие доводы не свидетельствует о незаконности самой проверки и нарушении прав и законных интересов заявителя собственно проводимой проверкой (совершением оспариваемых действий).

3.2. Установив, что на момент рассмотрения спора регистрирующим органом было принято решение о государственной регистрации изменений местонахождения Общества, суды пришли к выводу об отсутствии со стороны регистрирующего органа бездействия, нарушающего права и законные интересы Общества. При этом довод заявителя о том, что невнесение регистрирующим органом в установленные сроки сведений о месте нахождения Общества нарушило его права в виде вынесения решения о проведении выездной проверки прежним налоговым органом без учета внесения изменений, суды отклонили, так как решение о проведении выездной налоговой проверки само по себе не свидетельствует о нарушении законных прав и интересов заявителя.
1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
1.1. В связи с тем, что в представленном в регистрирующий орган заявлении в нарушение Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, не был указан почтовый индекс, суды признали правомерным оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А40-185135/16 Ц.Г.А. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения N 236390А от 07.07.2016 об отказе в государственной регистрации юридического лица.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 февраля 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, Ц.Г.А. подал кассационную жалобу, в которой просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанции отменить.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как усматривается из материалов, 04.07.2016 в регистрирующий орган заявителем были представлены документы для государственной регистрации юридического лица при создании.

Отказывая в регистрации юридического лица, регистрирующий орган сослался на то обстоятельство, что в представленном на государственную регистрацию Заявлении по форме N Р11001 не был заполнен пункта 2.1 раздела 2, а именно: не был указан почтовый индекс.

Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяются место исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудность споров. Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом.

Согласно статье 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых на государственную регистрацию устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, были утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@.

Согласно пункту 2.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@, в разделе 2 "Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" элементы адреса указываются с учетом следующего: в пункте 2.1 показатель заполняется обязательно.

Между тем, заявителем пункт 2.1 Заявления по форме N Р11001 не заполнен.

Довод заявителя о том, что почтовый индекс был указан в дополнительном документе, а именно, в гарантийном письме, и регистрирующий орган мог самостоятельно внести недостающие сведения, является необоснованным.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N гд-4-14/13154@ iconФедеральная налоговая служба
Управление камерального контроля Федеральной налоговой службы, рассмотрев письмо Управления фнс россии по Ярославской области от...

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N гд-4-14/13154@ icon№14 по г. Москве от 26. 01. 2017 №44
Положения об Инспекции Федеральной налоговой службы №14 по г. Москве, утвержденного руководителем Управления Федеральной налоговой...

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N гд-4-14/13154@ iconОбъявление о приеме документов для участия в конкурсе №1 в 2017 году...
Российской Федерации Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №3

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N гд-4-14/13154@ iconОбъявление о приеме документов для участия в конкурсе
Положения об Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову, утвержденного руководителем Управления Федеральной налоговой...

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N гд-4-14/13154@ iconПисьмо Федеральной налоговой службы от 7 декабря 2015 г. N зн-4-11/21381@...

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N гд-4-14/13154@ iconОбъявление (информация) о приеме документов для участия в конкурсе
Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области Т. А. Рыбалко 02. 04. 2015 года, предусматривает провести конкурс на...

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N гд-4-14/13154@ icon9. Отчетность
Письмо Федеральной налоговой службы от 23 сентября 2011 г. № Ед-4-3/15678@ «О разъяснениях фнс россии»

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N гд-4-14/13154@ iconОбъявление о приеме документов для участия в конкурсе №2 на замещение...
Положения об Инспекции Федеральной налоговой службы №33 по г. Москве, утвержденного Руководителем Управления Федеральной налоговой...

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N гд-4-14/13154@ iconОбъявление о приеме документов для участия в конкурсе №4 на замещение...
Положения об Инспекции Федеральной налоговой службы №33 по г. Москве, утвержденного Руководителем Управления Федеральной налоговой...

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2017 г. N гд-4-14/13154@ iconОбъявление (информация) о приеме документов для участия в конкурсе
Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области Рыбалко Т. А. 02. 04. 2015 года, предусматривает провести конкурс на...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск