Скачать 225.83 Kb.
|
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский техникум моды и дизайна» Методические рекомендации по содействию трудоустройству выпускников с учетом индивидуальных перспективных планов профессионального развития выпускников ГБПОУ ВО «ВТМД» Воронеж 2015 Пояснительная записка В методических рекомендациях рассматриваются вопросы по применению ИПППР выпускников, предлагается алгоритм заполнения, а в приложениях содержатся примерные макеты оформления. Реализация мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся и последующее трудоустройство выпускников ПОО, соответствует приоритетным направлениям развития системы профессионального образования в Воронежской области и выстраиванию сетевого взаимодействия с социальными партнерами и работодателями. Профессиональное самоопределение - это непрерывный процесс, один из центральных механизмов социально- экономического развития. Руководить карьерой выпускников - значит помочь выпускникам самим управлять своим профессиональным развитием и ростом. Данное управление подразумевает развитие способности рассматривать собственную карьеру в постоянно меняющейся ситуации на сегодняшнем рынке труда. Профессиональное самоопределение представляет собой непрерывный процесс, являясь одним из центральных механизмов социально- экономического развития. ПОО необходимо внедрять и развивать системы карьерного коучинга, где не даются жёсткие рекомендации и советы, а совместно с выпускником ищутся решения, способствующие выявлению основного вектора профессионального развития обучающихся, выстраиванию реального плана достижений профессиональных целей и усилению осознания возможностей, которые приведут к более продуктивным жизненным выборам. Иными словами – это «терапия успеха». Специализированные консультации по карьере в ПОО станут широко распространенной услугой у выпускников, если они будут представлены следующими направлениями: - карьерный ассессмент (анализ карьерной ситуации), включая интервью по компетенциям, в процессе которого обсуждаются профессиональный опыт, навыки и умения обучающегося, а также дается обратная связь в виде рекомендаций по профессиональному развитию; - карьерное консультирование (коучинг), в том числе: а) консультирование по технологии поиска работы; б) консультирование по составлению резюме, его коррекции; подготовке нескольких резюме, ориентированных на конкретные вакансии; в) консультирование по вопросам профессионального прохождения собеседования с работодателем (в том числе и отработка эффективных поведенческих моделей). 2. Используемые сокращения В настоящих методических рекомендациях используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ПОО - профессиональная образовательная организация; ИПППР - индивидуальный перспективный план профессионального развития выпускника; Ц(С)СТВ – центр (служба) содействия трудоустройству выпускников. 3. Принципы работы выпускников с ИПППР: - план отражает последовательность действий по трудоустройству. - план разрабатывается совместно (выпускник, куратор, заведующий отделением, педагог-наставник, руководитель производственного обучения и др.) в начале последнего года обучения (в 2014-2015 учебном году - с марта 2015 года), обсуждается на заседании профильной предметно-цикловой комиссии. - перед разработкой плана выпускнику необходимо пройти обучение технологиям поиска работы и трудоустройства, ознакомиться с требованиями, которые предъявляют работодатели к соискателям, используя различные источники, в том числе и в сети Интернет, например, на сайте Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (http://kcst.bmstu.ru/), сайтами по поиску работы: astrajob.ru, superjob.ru, hh.ru, rabota.ru, zarplata.ru, job.ru и др. - в распечатанном виде план выдается на руки выпускнику, а электронный вариант хранится в базе ЦСТВ, это позволит в кратчайшие сроки обновлять сведения, интегрировать сведения в базу данных соискателей, анализировать кадровый резерв ПОО и предоставлять кандидатуры для отбора на замещение вакантных должностей по запросу работодателей. - графы по выполнению плана заполняются по мере поступления информации. Таким образом, электронный и традиционный (бумажный) варианты должны постоянно обновляться. - следует разработать принципы осуществления мониторинга выполнения ИПППР (периодичность, систему контроля и др.) и в случае необходимости его корректировать. - в течение года каждый студент должен полностью реализовать свой ИПППР при поддержке и психолого-педагогическом сопровождении ЦСТВ, который оказывает помощь студенту и контролирует реализацию индивидуального плана профессионального развития. - в момент выпуска из учебного заведения ИПППР сдается в ЦСТВ и дополняется по мере трудоустройства, карьерного роста, поступления в вузы, сертификации квалификаций и т. д., где специалист ЦСТВ фиксирует результат реализации индивидуального плана. Таким образом, осуществляется отсроченный мониторинг профессионального развития выпускника. 4. Структура ИПППР выпускника Для разработки ИПППР выпускника следует использовать следующий алгоритм:
Все эти шаги необходимы для построения профессиональной карьеры. При этом следует уделить особое внимание ключевым моментам: - требованиям к развитию профессиональных и личностных качеств выпускника со стороны работодателя; - мотивации профессиональных достижений; - направлениям профессионального развития обучающегося (ознакомление с перспективами роста) с четко сформулированными этапами и временными ориентирами профессионального роста; - текущему уровню развития профессиональных, социально-психологических и деловых качеств выпускника; - программе содействия профессиональному и личностному росту обучающегося (обучение, кураторство, разовые задания и акции и пр.); - контролю и самоконтролю выполнения программы, ее корректировке в соответствии с текущими планами кадрового резерва или запроса работодателя. В нормативном Письме Министерства образования и науки Российской Федерации № АК-763/06 от 24.03.2015 «О направлении рекомендаций по организации мониторинга трудоустройства выпускников» представлен примерный индивидуальный перспективный план профессионального развития выпускника 2015 года (Приложение 1). При реализации ИПППР можно дорабатывать другие условные обозначения (Приложение 2). 5. Обязательные пункты ИПППР Примерный индивидуальный перспективный план профессионального развития выпускника включает ряд обязательных пунктов:
6. Алгоритм оформления персональных данных в индивидуальном перспективном плане профессионального развития выпускника ПОО: 1. При оформлении ИПППР (Приложение 1) в шапке предложенной формы указывается наименование профессиональной образовательной организации (в соответствии с лицензией). 2. Примерный план профессионального развития выпускника содержит блок персональных данных (Приложение 3). 3. При заполнении блока персональных данных выпускника указывается подробная информация на каждого обучающегося: фамилия, имя, отчество; год рождения; наименование специальности; номер учебной группы; контактные сведения (телефон, адрес электронной почты). Особое внимание уделяется сведениям о полученных за время обучения дополнительных квалификациях (указывая год обучения, количество часов обучения, документ, удостоверяющий квалификацию). Данные сведения могут быть собраны как путём ввода данных самим выпускником, так и специалистом Ц(С)СТВ. 4. Учет сведений о местах прохождения производственных практик: (производственной практики по профилю специальности и преддипломной) производится с указанием: периода прохождения, наименования предприятия, учреждения, организации, должности/вида занятости, результатов деятельности, достижений и освоенных компетенций. 5. При целевой контрактной подготовке обязательно указываются выходные данные подтверждающего документа - реквизиты договора: № договора, дата заключения, наименование учреждения, предприятия, организации. 7. Определение целей деятельности выпускника 1. Планирование карьеры сегодня обусловлено ее нелинейным характером и осуществляется на срок от 1 до 3 лет. 2. Для выстраивания иерархии целей во время планирования необходимо проанализировать сильные и слабые стороны выпускника, чтобы в дальнейшем выстроить правильную стратегию поведения. 3. Цель должна быть соизмеримой, конкретной и достижимой. При этом, необходимо учитывать сроки её реализации с краткосрочной и долгосрочной перспективами. 4. Для достижения обозначенных персональных целей должен быть разработан перечень мероприятий, участие в которых позволит реализовать задачи, в том числе во внеучебное время и каникулярный период (Приложение 4). 8. Мониторинг реализации выстроенного плана достижений Структурированная информация в ИПППР позволяет оценить академические и личностные достижения выпускника, его готовность к реализации профессиональной деятельности, выстраиванию карьеры. 1. Первично необходимо выявить и обозначить контрольные точки индивидуальной траектории профессионального развития обучающегося: дата, критерий оценки достижения ожидаемого результата. 2. Фиксировать достижения выпускников необходимо с учетом предложенной системы условных обозначений в примерном ИПППР, а при дополнительном перечне условных обозначений необходимо внести эти сведения в утвержденную ПОО документацию по заполнению ИПППР выпускника. 9. Заполнение сведений о трудоустройстве выпускника и/или продолжении обучения 1. При заполнении пункта ИПППР, посвященного трудоустройству выпускника ПОО, рекомендуется указывать перспективы профессионального роста через обучение и переподготовку данного выпускника, формируя рекомендации для молодого специалиста и базу потенциальных клиентов для ПОО. 2. Если выпускник был направлен на трудоустройство в конкретное предприятие через Центр (службу) содействия трудоустройству выпускников ПОО, необходимо указывать номер направления. 3. Особое внимание необходимо уделить выпускникам, имеющим инвалидность. Для оказания помощи таким выпускникам рекомендовано заключить договор о сотрудничестве с Воронежской областной организацией Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов», которая имеет опыт трудоустройства лиц с инвалидностью (8473)241-80-72, 266-06-01). 4. В целях реализации Стратегии действий в интересах детей Воронежской области на 1012-2017 годы, Ц(С)СТВ ПОО организуют работу по сопровождению выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 10. Выводы по результатам мониторинга достижения выпускником поставленных целей 1. Оценку карьерного потенциала рекомендовано согласовывать с заказчиком кадров - предприятием. 2. При реализации внутренней оценки необходимо учитывать и описывать: владение профессиональными квалификациями, навыки межличностного общения, принятия решений, а также связь дальнейшей профессиональной деятельности с полученной специальностью. 3. В резюме по итогам сопровождения профессионального становления и карьерного сопровождения рекомендуется отразить мотивы его трудовой деятельности, уделяя особое внимание оценке готовности выпускника к карьере. 4. За основу можно взять следующие индикаторы отношения к работе: а) высокий уровень мотивации - работа интересна и важна независимо от оплаты, ярко выражена творческая самореализация выпускника; б) позитивное отношение к работе в сочетании с другими интересами; в) работа рассматривается как средство к существованию; г) работа воспринимается как неприятная обязанность, что в свою очередь говорит о низком уровне мотивации. 5. ИПППР является технологией планирования профессиональной карьеры. По мере реализации запланированных этапов профессионального становления портфолио выпускника дополняется документами, подтверждающими новые достижения (как учебные, так и личностные). Поэтому рекомендуется прикреплять электронные копии документов, подтверждающих реализацию намеченных этапов достижения профессиональной цели выпускника. Это могут быть копии рецензий курсовых работ, тексты докладов на научно-практических конференциях, отчеты, характеристики, аттестационные листы, отзывы о прохождении производственных практик, результаты экзаменов (квалификационных по профессиональным модулям), отзывы и рецензии на выпускные квалификационные работы, грамоты, благодарности и сертификаты за участие в различных мероприятиях: семинары, форумы, профессиональные конкурсы и другое. Таким образом, данные методические рекомендации направлены на расширение представлений специалистов Центров (служб) сопровождения профессиональной карьеры профессиональной образовательной организации о содержании и особенностях заполнения индивидуального перспективного плана профессионального развития выпускника, представленного в ранее указанном нормативно-правовом акте. Приложение 1 ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВЫПУСКНИКА (Разработан Минобрнауки РФ в соответствии с протоколом заседания Межведомственной рабочей группы по мониторингу ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 3, раздел I, пункт 8) ______________________________________________________________________________________________ наименование организации
Цели трудовой деятельности выпускника ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ План достижения выпускником поставленных целей
Мониторинг реализации плана достижения выпускником поставленных целей
Условные обозначения
Сведения о трудоустройстве выпускника
Сведения о продолжении образования выпускника
Выводы по результатам мониторинга достижения выпускником поставленных целей ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приложение 2 При реализации ИПППР можно дорабатывать условные обозначения. Пример доработки ГБПОУ ВО «ВЮТ» условных обозначений, используемых при реализации мониторинга реализации ИПППР используемые при реализации мониторинга ИПППР
Приложение 3
Пример оформления персональных данных Приложение 4 Пример оформления плана достижения выпускником поставленных целей
|
Рекомендации по трудоустройству (для студентов и выпускников вузов). Авторы и составители: В. В. Конев, А. А. Яйлеткан Тюмень: Изд-во.... | Методические указания «Рекомендации по трудоустройству» предназначены для студентов- выпускников техникума, они позволят повысить... | ||
В ргэу(ринх) проводится систематическая и целенаправленная работа по содействию занятости обучающихся вуза и выпускников по следующим... | ... | ||
Рцств, работа с выпускниками, стоящими в Центре занятости населения в качестве безработных. Координационную деятельность комиссий... | Организация центром (службой) мероприятий по содействию трудоустройству выпускников (ярмарок вакансий и специальностей, презентаций... | ||
Комендации разработаны в целях обеспечения единообразия при подготовке и утверждении индивидуальных планов профессионального развития... | Памятка по организации практики студентов и трудоустройству выпускников мгимо (университет) мид россии | ||
«Трудоустройство выпускников» содержат обзор ситуации на рынке труда, оценку профессионального потенциала. Описаны качества, необходимые... | Организатор: региональный Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников Волгоградского государственного архитектурно-строительного... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |