Скачать 0.8 Mb.
|
Начинающим изучать БЭСТ –4 (для преподавателей учебных заведений) СодержаниеВведение 3
ВведениеСистема БЭСТ – 4 относится к классу многопользовательских комплексных программ автоматизации бухгалтерского и оперативного учета на предприятии. В рамках своих бухгалтерских функций она обеспечивает автоматизацию деятельности бухгалтерии по всем аспектам бухгалтерского учета, начиная от ввода первичных документов и формирования книги учета хозяйственных операций, и заканчивая построением баланса предприятия, отчета о финансовых результатах, справок для налоговой инспекции и т. д. Система БЭСТ-4 может использоваться на малых и средних предприятиях с числом ежемесячных операций в несколько десятков тысяч проводок.
калькуляция балансовой стоимости по моделям, заданным пользователем; учет драгметаллов в составе основных средств; автоматизация расчета износа и проведения переоценки; обработка информации по основным средствам, имеющим измеряемые характеристики; учет арендуемых и консервируемых объектов; партионная и сортовая модели учета товарно-материальных ресурсов, поддержка любых методик исчисления себестоимости; калькуляция закупочной себестоимости товара с учетом сопутствующих издержек; организация учета на территориально-удаленных складах
фактурирование, ведение книг продаж и покупок, включая отражение предварительных и частичных оплат, оформление счетов-фактур по предоплате, финансовым санкциям, безвозмездной передаче ценностей и т.д.; учет заказов клиентов, контроль за их прохождением, отгрузкой и платежами; управление отпускными ценами, скидками и накидками; автоматизация розничной торговли – ведение учета товаров в секциях магазинов, подготовка отчетности в розничных ценах, обеспечение связи с кассовыми аппаратами;
Система БЭСТ-4 представляет собой достаточно большой и сложный программный продукт. Он выполнен в виде набора взаимосвязанных модулей, каждый из которых может функционировать как независимо, так и в составе комплекса. Следует иметь в виду, что для работы комплекса всегда необходимо наличие модулей «Настройка» и «АРМ Главного бухгалтера». При запуске системы на экране появляется главное меню, которое приведено на рис. 1.
Esc Выход Рис. 1. Каждый пункт меню соответствует отдельному модулю системы. Меню служит в программе для управления ее работой. Для выбора пункта меню необходимо подвести курсор к нужной строке и нажать клавишу Enter. Для выхода из меню следует нажать клавишу Esc. В нижней строке экрана отображается подсказка по данному режиму работы или описаны функциональные клавиши. Следует помнить, что в этой строке описаны только наиболее важные клавиши, полный список активных клавиш приводится на экране контекстной помощи, вызываемой клавишей F1. 2.1. Основные принципы организации системы. В соответствии с нормативными положениями бухгалтерского учета любая хозяйственная операция предприятия оформляется соответствующим первичным бухгалтерским документом и находит отражение в бухгалтерском учете с помощью записи специального вида – проводки. Именно эти принципы бухгалтерского учета и заложены в программном комплексе БЭСТ-4. Общая схема работы с БЭСТ-4 представлена на рис. 2. Первичный документ Отчеты Книга хозяйственных операций Проводка Рис. 2. Рис.2. При вводе первичного документа в программном комплексе БЭСТ-4 бухгалтер имеет возможность одновременно сформировать все необходимые проводки. Все проводки, независимо от места их формирования (Касса, Банк и т.п.), записываются в специальный сводный реестр, называемый книгой хозяйственных операций. Причем в каждом модуле комплекса возможен просмотр только соответствующей этому модулю части книги. Книга хозяйственных операций в полном объеме доступна в модуле «АРМ Главного бухгалтера». Проводки, записанные в книгу хозяйственных операций, доступны для просмотра, модификации и получения разнообразных отчетов. При внесении изменений в первичный документ изменяется и проводка в книге хозяйственных операций. 2.2. Начало работы с системой. Как было отмечено выше, система позволяет на одной копии программы вести бухгалтерский учет нескольких предприятий одновременно. Для каждого предприятия нужно заполнить карточку и создать свою базу данных. Количество баз данных ограничено только наличием свободного места на жестком диске компьютера. При первоначальной настройке системы необходимо ввести, как минимум одну карточку. После формирования картотеки предприятий пользователь должен провести настройку для каждого предприятия в отдельности в рамках АРМ «Настройка». 2.2.1. Порядок ввода и заполнение карточки предприятия. Для формирования карточки предприятия необходимо последовательно открыть следующие пункты меню: «Настройка», «Картотека предприятий», «Карточка предприятия». Для ввода новой карточки следует нажать клавишу F4. В результате выполненных действий, на экране появится окно ввода карточки. При заполнении полей карточки необходимо знать следующее. Программа автоматически присваивает предприятию очередной порядковый номер (код), его надо подтвердить. Затем необходимо ввести название предприятия и другие необходимые реквизиты. Если с помощью одной программы БЭСТ-4 ведется бухгалтерский учет для нескольких предприятий, то для каждого их них необходимо заполнить карточку. При этом пользователю системы необходимо предусмотреть не только создание карточки, но и отдельной базы данных. Для этого в каждой карточке предприятия прописывается свой путь к базе данных. Например, C:\ BEST4\DBASE\ C:\ BEST4\DBASE1\ C:\ BEST4\DBASE2\При заполнении последнего поля карточки – поля «Комментарий» следует помнить, что текст из этого поля пропишется в меню выбора предприятия. Поэтому при использовании программы в учебном процессе, в этом поле целесообразно писать № учебной группы и фамилию студента. После ввода новой карточки и записи ее в реестр, программа предлагает пользователю создать в указанной директории одну из двух баз данных: Рабочую базу данных, которая содержит типовую настройку. Рабочая база без установки на компьютер электронного ключа будет иметь ограничения по количеству ввода хозяйственных операций (до 300) и возможностью работы в одном расчетном периоде. Демонстрационную базу данных, которая содержит пример по работе с системой. В демонстрационную базу данных можно вводить любые хозяйственные операции. Для первого знакомства целесообразно создавать демонстрационную базу данных. Для выполнения учебного примера откройте рабочую базу. Задание.Заполните карточку предприятия в соответствии с таблицей № 1 и разверните рабочую базу данных.
Табл. №1 Примечание. Для удаления базы данных необходимо использовать обычные компьютерные методы. Например, для удаления базы данных ТОО «Перспектива» необходимо найти на диске С: директорию «BEST4» и удалить из нее каталог (папку) «DBASE1». Карточка предприятия удаляется из режима работы с карточкой предприятия по клавише F8. 2.2.2. Начало расчетного периода. Под началом расчетного периода понимается дата начала работы с системой. Обычно расчетный период продолжается квартал или год. При большом документообороте – месяц. На дату начала расчетного периода бухгалтер будет вводить вступительный баланс предприятия, поэтому эта дата должна совпадать с датой начала месяца, или квартала, или года. Для ввода даты начала расчетного периода необходимо последовательно открыть следующие пункты меню: «Настройка», «Настройка предприятия», «Бухгалтерская настройка». Даты начала расчетного периода в различных подсистемах могут отличаться. Однако дата начала расчетного периода какой-либо подсистемы не может быть меньше даты начала расчетного периода, установленного в режиме «Бухгалтерская настройка». Для учебного процесса целесообразно ввести в качестве начала расчетного периода дату начала года и эту же дату устанавливать при входе в подсистемы «Учет заработной платы», «Учет материальных запасов». Если в учебном процессе не предусматривается рассмотрение валютного учета, то в режиме «Бухгалтерская настройка» можно отметить точкой позицию «Нет» в строке «Поддержка валютного учета». Примечание. Перед отменой валютного учета в бухгалтерской настройке, необходимо предварительно удалить в АРМ главного бухгалтера валютные счета в п.5. Ведение валютных счетов / п.3. Настройка переоценки счетов. 2.2.3. Дополнительные сведения по общей настройке системы
Для ведения бухгалтерского учета на реальном предприятии необходимо выполнить Техническую и Общую техническую настройку системы. В пункте «Техническая настройка» пользователь настраивает принтер. Пункт «Общая техническая настройка» предусматривает настройку ряда параметров, обеспечивающих удобство работы с документами и справочниками. В учебном примере вопросы технической настройки рассматривать не целесообразно. Также можно не изменять параметры общей технической настройки.
Для того, чтобы обеспечить сохранность информации в компьютере, целесообразно создавать копии всех рабочих баз данных. С этой целью следует использовать режим «Резервное копирование БД в архив». Для того, чтобы войти в этот режим необходимо последовательно открыть следующие пункты меню: «Настройка», «Настройка предприятия», «Сервисные функции по работе с БД». Процедура резервного копирования базы данных в архив позволяет вам упаковать содержимое поддиректории DBASE и записать резервную копию на любой машинный носитель данных. Процедура резервного копирования не является обязательной. Для восстановления резервной копии следует использовать специальный режим «Восстановление БД из архива».
Подсистема является центральным и связующим звеном в комплексе БЭСТ-4. Здесь пользователем настраивается план счетов, который используется в каждом модуле комплекса. В АРМе главного бухгалтера автоматически регистрируются все хозяйственные операции предприятия. Именно здесь создаются все отчетные формы по предприятию в целом. 3.1. Начало работы с подсистемой. Начальная работа с подсистемой состоит из следующих этапов: ● Формирование справочников ● Формирование плана счетов ● Ввод аналитических счетов ● Ввод вступительного баланса Рассмотрим каждый из этапов работы. 3.1.1. Формирование справочников. В БЭСТ-4 имеются справочники, заполненные разработчиками комплекса (например, справочник допустимых корреспонденций) и формируемые пользователем в зависимости от специфики предприятия. Для ознакомления с содержанием справочника необходимо в пункте меню «Формирование справочников» установить курсор на нужную строку и нажать Enter. Ввод записи в справочник осуществляется с помощью клавиши F4. Подсказки о режимах работы даны в нижней строке экрана. Для выполнения учебного примера необходимо заполнить следующие справочники: «Справочник партнеров», «Структурные подразделения», «Сотрудники предприятия». Перечисленные справочники являются общими для всего комплекса, т.е. введенные в эти справочники данные будут доступны и в других подсистемах. Справочник типовых операций целесообразно заполнять в том случае, если будет предполагаться частый ручной ввод проводок в книгу хозяйственных операций. Данные, введенные в этот справочник, будут доступны только для модуля «АРМ Главного бухгалтера». Задания
Табл.№2
Табл. №3 3. Заполните справочник «Сотрудники предприятия» в соответствии с таблицей №4.
Табл. №4 3.1.2. Формирование плана счетов. Основой бухгалтерского учета служит план счетов. План счетов утверждается Министерством финансов. Разработчиками комплекса БЭСТ-4 установлен действующий план счетов. Ввиду того, что к стандартному плану счетов добавляются необходимые конкретному предприятию субсчета и открывается аналитика, пользователю БЭСТ-4 предстоит сформировать план счетов своего предприятия. Для формирования рабочего плана счетов предприятия необходимо последовательно открыть следующие пункты меню: «АРМ Главного бухгалтера», «Ведение системы счетов», «Формирование плана счетов». В системе БЭСТ-4 предусмотрены следующие обозначения для типов счетов: З - забалансовый, А - активный, П - пассивный, А/П - активно-пассивный, Р - регулирующий (закрывается в конце месяца, на нем выявляются финансовые результаты) (46, 47, 48.). Разработчиками БЭСТ введено понятие статуса счета – «Открыт» и «Закрыт». Поясним смысл введенных терминов. Статус «Открыт» должны иметь счета, по которым пользователь системы предполагает формировать проводки. Имеет смысл устанавливать статус «Закрыт» счету, на котором необходимо открыть субсчета. Удалить из плана счетов можно только счет, статус которого «Закрыт». Статус счета изменяется одновременным нажатием клавиш ALT+S при начальной настройке плана счетов. Для корректировки конкретного счета необходимо установить на него курсор и нажать клавишу Enter. В результате откроется окно, в котором необходимо заполнить поля. Смысл многих полей очевиден. Однако требуется пояснить назначение полей «Дополнительный справочник» и «Тип контрагента». Дополнительный справочник - это один из выбираемых клавишей Пробел справочников: «Структурные подразделения», «Сотрудники», «Партнеры», «Статьи расхода». Справочник выбирается только в том случае, если на счете открыт аналитический учет. Тип контрагента – включается, если на синтетическом счете открыт аналитический учет и выбран дополнительный справочник «Партнеры». Для того, чтобы заполнить это поле, предварительно необходимо сформировать справочник типов контрагентов. В качестве типов контрагентов в этот справочник можно ввести следующие записи: «Покупатель», «Поставщик», «Прочие». Работая в любом АРМе, при добавлении аналитического счета к синтетическому, на котором открыт определенный тип контрагента, программа будет предлагать только ту часть справочника партнеров, которая соответствует типу контрагента, указанному в настройке синтетического счета. Справочник «Типы контрагентов» целесообразно использовать, если у вас очень большой «Справочник партнеров». В учебном процессе работу со справочником типов контрагентов рассматривать необязательно. Бухгалтер – практик при формировании рабочего плана счетов чаще всего проделывает следующую работу.
Задания. 1. В существующем плане счетов измените наименование счета № 6802 «Расчеты по налогу с прибыли», добавив – (фед. бюджет). Справка для выполнения задания. Для выполнения задания необходимо установить курсор на соответствующую строку и нажать Enter. В открывшемся окне произвести указанные изменения и закрыть окно клавишей Esc. 2. Добавьте субсчет № 415 «Товары для мелкооптовой торговли» к счету № 41 «Товары на складе». Справка для выполнения задания. Для выполнения задания следует установить курсор на строку со счетом № 45 и нажать клавишу F4. В открывшемся окне ввести № 415 и наименование субсчета и подтвердить остальные поля клавишей Enter. 3. В существующем плане счетов удалите счета с № 501 «Касса рублевая» и № 502 «Касса валютная». Сделайте доступным для работы счет №50 «Касса». Справка для выполнения задания. При выполнении этого задания следует помнить, что удалить можно только счет, статус которого «Закрыт». Поэтому действия должны быть следующими:
Для удаления счета № 502 проделайте аналогичные действия. После удаления счетов 501 и 502 необходимо сделать доступным для работы счет № 50. Этот счет должен иметь статус “Открыт”. Для установления статуса “Открыт” установите курсор на счет № 50 и нажмите одновременно клавиши Alt+S. 4. Откройте субсчет 1 «Расчетный счет в Инкомбанке» на счете № 51 «Расчетный счет», т.е. в обозначениях БЭСТ-4 введите счет № 511. Справка для выполнения задания Открыть субсчет можно только на счете, статус которого “Закрыт”. Поэтому действия должны быть следующими:
Аналогично введите счет № 512 «Расчетный счет в банке Империал», оставив ту же настройку, как и у счета № 51.Резюме. ● Открыть субсчет можно только на синтетическом счете, статус которого “Закрыт”. ● Удалить можно только счет со статусом “Закрыт”. ● Закрывают счет для того, чтобы он не участвовал в проводках. В проводках будут участвовать только счета со статусом “Открыт”. ● Изменяется статус счета клавишами Alt-S. Задание дополнительное Выберите в главном меню пункт «АРМ главного бухгалтера». Войдите в пункт «Ведение системы счетов». Выберите пункт «Формирование плана счетов». Введите по счету № 76 субсчет 3. Для выполнения задания нажмите клавишу F7 для поиска нужной строки. Введите номер счета 76 и нажмите клавишу Enter. В результате курсор установится на счете № 76. Нажмите F4. Откроется форма с данными счета 76. В строке «Счет» к числу 76 добавьте цифру 3 и нажмите Enter. Во второй строке вместо имеющегося наименования введите «Расчеты с депонентами», нажмите Enter. Подтвердите тип счета «А/П». В строке «Тип сальдо» выберите «Свернутое», нажав клавишу Пробел. Подтвердите Enter. В строке «Аналитический учет» выберите «Нет». Последние четыре строки формы подтвердите Enter. Подтвердите ввод новой записи. Для выхода из формы в план счетов нажмите ESC. Для выхода в меню «Режимы работы» нажмите ESC. 3.1.3 Ввод аналитических счетов Для формирования справочника аналитических счетов следует последовательно открыть следующие пункты меню: «АРМ Главного бухгалтера», «Ведение системы счетов», «Ведение аналитических счетов». Ввод новой записи осуществляется по клавише F4. Работая со справочником «Ведение системы счетов», прежде всего следует помнить, что справочник может пополняться двумя способами. Первый способ – непосредственный ввод новой записи в открытый справочник. Второй способ – пополнение справочника из режима формирования документа, содержащего счет с открытой аналитикой. Из изложенного следует, что заполнять справочник предварительно совсем необязательно. Однако если на начало работы с системой на аналитических счетах имеются остатки, которые необходимо отразить во вступительном балансе, то эти аналитические счета должны быть занесены в этот справочник предварительно. Только после включения в справочник «Ведение аналитических счетов» аналитических счетов, на которых есть остатки на начало расчетного периода, пользователю можно приступить к вводу вступительного баланса. При использовании комплекса БЭСТ в учебном процессе удобнее заполнить справочник предварительно. |
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Он должен обеспечить... | О взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы (в части обеспечения выплаты вознаграждения за труд не ниже минимального... | ||
России, так и за рубежом, является учет заработной платы работников предприятия. Учет труда и заработной платы один из наиболее трудоемких... | Ос и нма, учет основного и вспомогательного производства, учет полуфабрикатов, учет косвенных расходов, учет ндс, учет заработной... | ||
Работе бухгалтера. Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.... | Цель: выработать навыки расчета заработной платы, научиться практически применять их при подсчете собственной заработной платы | ||
... | При выборе места работы, каждый гражданин должен руководствоваться не только размером заработной платы, но и возможностью официального... | ||
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |