Вопросы о


Скачать 232.87 Kb.
НазваниеВопросы о
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк резюме > Документы

Мониторинг трудоустройства выпускников ВУЗов как инструмент содействия
сбалансированности спроса и предложения на рынке труда региона

Н. В. Разнова, И. В. Филимоненко, Г. Ф. Яричина

ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск

raznova@iubt.ru; filimonenko@iubt.ru; yarichina@iubt.ru


Вопросы обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда с целью минимизации социальной напряженности являются актуальными практически для всех субъектов РФ. В условиях ограниченности трудовых ресурсов и повышения их роли при переходе экономики на инновационный путь развития возникают две проблемы:

невозможно безответственно растрачивать трудовые ресурсы, допуская их неиспользование в воспроизводственном экономическом процессе;

нельзя осуществлять неэффективную профессиональную подготовку трудовых ресурсов, выражающуюся в формировании у специалистов знаний, умений и навыков, не соответствующих потребностям региональной экономики.

Обе проблемы слишком дорого обходятся субъекту Федерации (СФ) и государству в целом как в экономическом смысле, так и с точки зрения социальной ответственности. Решение этого вопроса определяет не только эффективность структурной перестройки и модернизации, но и перспективы развития экономики страны. Особого внимания заслуживают занятость и безработица выпускников вузов.

На начало 2009/10 учебного года на территории края подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием велась в 11 государственных учреждениях высшего профессионального образования, численность студентов составила около 113 тыс. чел. В 2009 г. высшие образовательные учреждения Красноярского края выпустили 22,5 тыс. молодых специалистов (табл. 1).

Таблица 1

Выпуск специалистов государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по группам специальностей
и направлениям подготовки, чел.


Показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Всего по краю

20820

19852

20563

19581

20516

В том числе по группам

специальностей и направлениям

подготовки:
















физико-математические науки

252

236

241

243

219

естественные науки

207

163

184

197

136

гуманитарные науки

2200

1953

2421

2310

2239

социальные науки

289

205

310

353

304

образование и педагогика

3166

2444

2839

2951

3235

здравоохранение

651

626

566

521

551

культура и искусство

230

220

194

175

194

экономика и управление

6033

5923

5975

5333

6156

информационная безопасность

35

37

40

63

52

сельское хозяйство

1330

1316

1340

1367

1330

геодезия и землеустройство

178

185

198

165

208

геология, разведка и разработка полезных ископаемых

294

335

336

315

320

энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

597

636

541

568

560

металлургия, машиностроение и материалообработка

1182

1265

1191

1090

1063

авиационная и ракетно-космическая техника

164

164

143

189

146

морская техника

2

-

-

-

-

транспортные средства

329

355

367

369

358

приборостроение и оптотехника

82

84

82

113

88

электронная техника, радиотехника и связь

212

163

204

186

175

автоматика и управление

298

311

324

293

294

информатика и вычислительная техника

503

506

500

535

515

химическая и биотехнологии

224

267

271

259

246

воспроизводство и переработка лесных ресурсов

719

705

708

653

614

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

767

788

712

495

578

Продолжение табл. 1

строительство и архитектура

645

712

628

576

679

безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

231

253

248

262

256


На территории Красноярского края на начало 2009/10 учебного года функционировало 2 негосударственных учреждения высшего профессионального образования (ВПО), в которых проходило обучение около 13 тыс. студентов по 5 направлениям подготовки (табл. 2).
Таблица 2

Выпуск специалистов негосударственными образовательными
учреждениями высшего профессионального образования по группам
специальностей и направлениям подготовки, чел. [1]


Показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Всего по краю

1962

2361

2594

2778

1999

В том числе по группам специальностей и направлениям подготовки:
















гуманитарные науки

855

893

1011

1204

602

образование и педагогика

39

45

10

20

20

экономика и управление

1068

1422

1516

1492

1303

сфера обслуживания





48

52

68

информатика и вычислительная техника



1

9

10

6


В рейтинге самых популярных направлений 1-е место занимает группа специальностей «Экономика и управление» (33,1% выпускников), на 2-м месте – «Образование и педагогика» (15,8%) и замыкает тройку лидеров группа «Гуманитарные науки» [1].

Анализ показывает, что в последние годы число выпускников экономических специальностей составляет в среднем около 7,5 тыс. чел. ежегодно, что более чем в 4,5 раза превышает спрос на них (к примеру, в 2009 г. на рынке труда края официально зарегистрировано 1617 вакансий, требующих высшего экономического образования).

Из общего числа выпускников в течение года после выпуска трудоустраивается около 97%. При этом многие из них вынуждены работать не по специальности, переучиваться и переквалифицироваться в соответствии с потребностями рынка труда.

В 2009 г. после окончания вуза и получения диплома о высшем образовании 342 молодых специалиста (из них 67,8% – девушки) обратились в государственные учреждения службы занятости края, что на 32% больше по сравнению с 2008 г. [1].

Отметим, что подобная картина с трудоустройством выпускников характерна для РФ в целом: сегодня порядка 50−70% выпускников российских вузов, по данным Федеральной службы государственной статистики, работают не по специальности. Многие из них практически сразу становятся клиентами службы занятости, увеличивая уровень и масштабы скрытой безработицы, которая сейчас охватывает более четверти работоспособной молодежи.

Красноярский край географический центр России, один из ее крупнейших регионов. В крае насчитывается 581 муниципальное образование. Однако не только географическое положение и уникальные природные богатства определяют место Красноярского края в экономической системе России. Красноярский край является одним из наиболее индустриально развитых регионов России. По объему валового регионального продукта край занимает 9-е место среди субъектов Федерации и первое место – среди регионов Сибирского федерального округа. На его долю приходится 2,6% всего объема промышленной продукции, произведенной на территории России. При этом ключевые отрасли региональной экономики играют существенную роль не только на государственном, но и на мировом уровне.

Несомненно, мировой финасово-экономический кризис не мог не отразиться на ситуации в регионе. Тем не менее даже в этих сложных условиях социально-экономическое положение края на фоне других регионов страны оставалось устойчивым и успешно противостояло негативному влиянию кризиса. Основой устойчивого социально-эконо-мического положения края и потенциалом его дальнейшего развития является реализация на территории края крупных инвестиционных проектов по развитию традиционных и созданию новых высокотехнологичных производств. Только за последние 5 лет инвестиции в экономику края в сопоставимых ценах увеличились более чем в 2,8 раза. Даже в кризисном 2009 г. в условиях реализации на территории края крупных инвестиционных проектов объем инвестиций в основной капитал увеличился в сопоставимых ценах к 2008 г. на 17,8%.

В числе реализуемых на территории края инвестиционных проектов − комплексное освоение Нижнего Приангарья и Ванкорского месторождения, строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино, производство полупроводникового кремния с законченным циклом от добычи и переработки до выпуска готовой продукции, создание глобальной навигационной системы «ГЛОНАСС» и др.

Реализация инвестиционных проектов оказывает значительное влияние на конъюнктуру рынка труда края (особенно на уровне муниципальных образований). Например, в Кежемском районе в результате реализации проекта «Строительство Богучанской ГЭС» численность безработных сократилась в 2,25 раза (с 253 чел. на 01.09.2010 г. до 115 чел. на 01.09.2011 г.), уровень безработицы – с 1,7 до 0,8% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

В ходе реализации создаются новые рабочие места (например, в Кежемском, Богучанском, Северо-Енисейском районах, Красноярске, Сосновоборске и других территориях края), растет трудовая мобильность кадров, улучшаются перспективы занятости населения всех муниципальных образований края.

Однако на строящихся объектах востребованность специалистов с высшим экономическим образованием по сравнению с лицами, имеющими рабочие специальности, незначительна. В определенной мере это связано с начальным этапом реализации инвестиционных проектов, в большей степени требующих специалистов начального и среднего профессионального уровней подготовки. В перспективе выход на полную мощность не может не сказаться на профессиональной и образовательной структуре кадровой потребности развивающейся экономики края, в том числе и на потребности в специалистах экономического профиля, имеющих высшее профессиональное образование и обладающих знаниями отраслевой специфики.

Стоящие перед экономикой края задачи предъявляют серьезные требования к системе образования территории, актуализируют потребность в ее реструктуризации с целью приведения в динамическое соответствие качества, объемов и профилей подготовки кадров к потребностям региональной экономики. Для достижения данной цели в крае принята ведомственная целевая программа «Развитие общего и профессионального образования Красноярского края на 2010–2012 гг.». Основная задача программы – создать систему профессионального образования, способную готовить специалистов, отвечающих требованиям работодателей и современного производства, востребованных на рынке труда.

Сложившаяся на текущий момент структура потребности экономики территории в кадрах с учетом требуемого уровня профессиональной подготовки (по данным Агентства труда и занятости населения Красноярского края) представлена на рис. 1.


Рис. 1. Профессиональная структура потребности в работниках
регионального рынка труда на январь – апрель 2011 г., %
Анализ проблемы сбалансированности потребностей рынка труда в рабочей силе с возможностью ее подготовки в учреждениях системы профессионального образования края указывает на качественную и количественную рассогласованность интересов бизнеса, вузов и выпускников на региональном рынке труда.

С одной стороны, существует разрыв между потребностями бизнеса в соответствующих компетенциях выпускников и предложением компетенций, которые формирует вуз в соответствии с государственным образовательным стандартом. С другой стороны, у многих студентов отсутствуют целевые установки по поводу своего будущего профессионального развития, либо цели достаточно абстрактны, либо цели известны, но не связаны с получаемой специальностью, т. е. бизнес нуждается в одних компетенциях, вуз предлагает другие, а студент вообще слабо представляет свои будущие потребности. Отсюда и проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания вуза: с одной стороны, дефицит рабочих мест на рынке труда, с другой – несоответствие профессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемым работодателями.

В связи с этим поиск эффективных решений данной проблемы требует анализа не только тенденций и текущего состояния регионального рынка труда в целом, но и положения на нем выпускников учреждений высшего профессионального образования.

Решению данного вопроса могла бы помочь методика прогнозирования спроса на специалистов, позволяющая получить корректный прогноз потребности СФ в квалифицированных специалистах различного профиля и обеспечить базу для формирования заказа системе образования на подготовку таких специалистов. Для этого нужно не только иметь четкое представление о перспективных направлениях экономического развития региона, но и знать мнение крупного, среднего и малого бизнеса о перспективах использования кадровых ресурсов, о системе компетенций, которыми должны обладать потенциальные специалисты. Важное направление совместной работы – сближение образования с реальной экономикой. Бизнес должен быть заинтересован открыто декларировать свои кадровые потребности, участвовать в разработке единых образовательных стандартов, активно предоставлять студентам места прохождения производственной практики.

В последние годы в Российской Федерации приняты серьезные меры по усилению взаимодействия государства и бизнеса в области подготовки кадров. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» расширяет полномочия работодателей в разработке и формировании:

государственных образовательных стандартов;

требований к дополнительным профессиональным образовательным программам;

направлений подготовки (специальностей) профессионального образования.

Для непрерывного анализа востребованности специалистов по уровням образования, профессиям и квалификациям Красноярский край нуждается в создании региональной системы мониторинга трудоустройства молодых специалистов. На основе накопленной информации и эвристических методов прогноза до 3 лет можно определить потенциальные изменения в структурах занятости и образования, что позволит вовремя внести соответствующие корректировки в региональную систему профессионального образования и повысить точность прогноза кадровой потребности региональной экономики. В результате формирования системы мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг Красноярского края создается единое информационное поле для разработки и корректировки средне- и долгосрочных прогнозов кадровой потребности экономики региона.

Пользу от существования подобной системы можно проиллюстрировать на простом примере – анализе уровня трудоустройства выпускников вузов по специальностям.

Анализ информации (данные о вакансиях, резюме и их соотношении на период с 01.01.2011 г. по 01.06.2011 г.) кадрового агентства «HeadHunter» (www.hh.ru) позволил установить наиболее востребованные из трех групп экономических специальностей:

Бухгалтерия / Управленческий учет / Финансы предприятия;

Маркетинг / Реклама/ PR;

Управление персоналом.

Уровень востребованности среди специальностей определялся по hh-индексу:

hh. индекс = количество резюме / количество вакансий.

Если индекс равен 1, значит, по данной специальности сбалансированы спрос и предложение, поскольку количество вакансий равно количеству резюме. Если этот показатель больше 1, то предложение превышает спрос, если меньше 1, то спрос выше предложения.

По группе специальностей «Бухгалтерия / Управленческий учет / Финансы предприятия» на 1 января 2011 г. hh-индекс = 4,79, т. е. число вакансий было почти в 5 раз меньше, чем резюме. К 01.06.2011 г. разница между резюме и вакансиями существенно сократилась, но hh- индекс оставался довольно высоким – 3,66 (рис. 2).


Рис. 2. Соотношение резюме и вакансий по группе специальностей «Бухгалтерия / Управленческий учет / Финансы предприятия»
за январь – май 2011 г. [2]

Существенно отличается ситуация на рынке вакансий и резюме в отношении другой группы специальностей – «Маркетинг / Реклама / PR». На 1 января 2011 г. hh-индекс = 1,63, т. е. вакансий на 0,63 пункта меньше, чем резюме. В конце апреля 2011 г. hh-индекс = 1, а в июле 2011 г. – 1,31, что свидетельствует о большей сбалансированности между спросом и предложением по данной специальности на рынке труда (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение резюме и вакансий по группе специальностей «Маркетинг / Реклама / PR» за январь – май 2011 г. [2]
По третьей группе специальностей «Управление персоналом»
hh-индекс на рассматриваемый период в среднем равен 2,2, т. е. вакансий по данным специальностям в два раза меньше, чем заявленных резюме (рис. 4).

Рис. 4. Соотношение резюме и вакансий по группе специальностей «Управление персоналом» за январь – май 2011 г. [2]

Из анализа банка вакансий и резюме можно сделать вывод, что наиболее востребованной группой среди исследованных экономических специальностей на рынке труда Красноярского края является группа «Маркетинг / Реклама / PR». У выпускников именно этих экономических специальностей больше шансов найти работу по специальности на территории Красноярского края.

В настоящее время проведение мониторинга востребованности затруднено отсутствием соответствующей статистической базы. Приказом Министерства экономического развития РФ и Федеральной службы государственной статистики от 27 июля 2009 г. № 150 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рособразованием статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений» утверждены представленные Федеральным агентством по образованию формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для сбора и обработки данных:

№ Д-12 «Сведения об обучающихся, выбывших из образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;

№ ОШ-1 «Сведения об учреждении, реализующем программы общего образования»;

№ ОШ-5 «Сведения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении»;

№ ОШ-9 «Сведения о допрофессиональной и профессиональной подготовке обучающихся 811-х (12-х) классов в учреждении, реализующем программы общего образования»;

№ 76-РИК «Сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования»;

№ СВ-1 «Сведения о вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях»;

№ Д-4 «Сведения о материальной базе учреждений, реализующих программы общего образования»;

№ Д-6 «Сведения о распределении учреждений, реализующих программы общего образования, по числу учителей, классов и обучающихся»;

№ Д-7 «Сведения о распределении учреждений, реализующих программы общего образования, и обучающихся по языку обучения и по изучению родного (нерусского) языка»;

№ Д-8 «Сведения о преподавании иностранных языков, углубленном изучении отдельных предметов и профильном обучении»;

№ Д-9 «Сведения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении»;

№ Д-11 «Сведения о допрофессиональной и профессиональной подготовке обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования»;

№ 83-РИК «Сведения о численности и составе работников учреждения, реализующего программы общего образования»;

№ 83-РИК (сводная) «Сведения о численности и составе работников учреждений, реализующих программы общего образования»;

№ 1-НД «Сведения о численности детей и подростков в возрасте 718 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях»;

№ 1-ДО «Сведения об учреждении дополнительного образования детей»;

№ 1-ДО «Сведения об учреждениях дополнительного образования детей»;

№ Д-13 «Сведения об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

№ 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

№ 1-ОД «Сведения об учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

№ Д-3 «Сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования».

Показатели и периодичность их представления по указанным формам не отвечают в полной мере интересам образовательных учреждений, органов управления образованием, профессионального сообщества и не позволяют работать в направлении устранения дисбаланса между рынками труда и образовательных услуг.

С целью уменьшения указанных диспропорций, а также повышения эффективности работы учебных заведений необходима организация детального мониторинга востребованности (трудоустройства) выпускников учреждений профессионального образования (прежде всего, высших и средних профессиональных учебных заведений).

Сбор первичной информации о результатах трудоустройства выпускников образовательного учреждения следует осуществлять на основе их опросов по завершении обучения (на 01 октября года окончания обучения и на 01 февраля следующего года), которые проводятся методом сплошного анкетирования по предлагаемым формам:

форма «Сведения о трудоустройстве выпускников»;

инструкция к заполнению формы «Сведения о трудоустройстве выпускников».

Формы заполняются по показателям: трудоустройство выпускников, в том числе по специальности (не по специальности), работающих в регионе, в разрезе ВЭД, форм обучения, специальностей, направлений подготовки; нетрудоустройство, причины нетрудоустройства, обращение в службу занятости.

Традиционно (например, [3]) для оценки востребованности выпускников учебных заведений используются два показателя:

трудоустройство выпускников по специальности как свидетельство их востребованности экономикой;

обращение в службу занятости как свидетельство невостребованности или слабой востребованности выпускников на рынке труда.

Однако в европейском понимании востребованность – это не обязательно работа по специальности. Считается, что выпускник, сделавший профессиональную карьеру на уровне специалиста с высшим образованием, но не по специальности, востребован на рынке труда. Более того, такое трудоустройство считается свидетельством высокого уровня компетентности трудоустроившегося, так как он способен к высокой степени адаптации, к самообразованию [3].

Организации, предприятия и образовательные учреждения, принимающие участие в проведении мониторинга регионального рынка труда, направляют электронный вариант заполненной формы в центр мониторинга и прогнозирования кадровой потребности на базе Сибирского федерального университета (СФУ) и заинтересованным участникам мониторинга (рис. 5).

Мониторинг рынка труда позволит:

Образовательному учреждению:

планировать подготовку и переподготовку выпускников по специальностям и направлениям подготовки в соответствии с прогнозами региональной кадровой потребности;

правильно ориентироваться в выборе новых направлений подготовки;

вести подготовку перспективных дополнительных образовательных программ;

повышать качество подготовки выпускников.

Министерству экономики и регионального развития Красноярского края:

использовать прогнозы кадрового обеспечения региона при разработке целевых комплексных программ и прогнозов социально-экономического развития региона.

Министерству образования и науки:

разрабатывать региональные стратегии развития профессионального образования, в том числе ДПО;

формировать обоснованный региональный заказ на подготовку и переподготовку кадров по специальностям, уровням профессионального образования и направлениям подготовки.

Рис. 5. Участники мониторинга кадрового обеспечения
экономики региона

В концептуальной модели мониторинга учитывается информация о рабочих местах, предполагаемых к вводу в прогнозируемом периоде, количество которых определяется на основании данных об инвестиционных проектах, реализуемых на конкретном предприятии или заложенных в программах социально-экономического развития региона.

Успех перехода к инновационной модели развития экономики региона определяется тем, насколько гибкой и адаптивной окажется структура рынка труда, насколько эффективно он сможет удовлетворить запросы инновационных предприятий в кадрах требуемой квалификации.

Инновационное изменение парадигмы в отрасли актуализирует опережающую профессиональную подготовку кадров новой формации [4], в которой так нуждается сейчас и будет нуждаться в ближайшем будущем экономика региона. Суть ее − в формировании компетентных инновационно-ориентированных кадров, способных обеспечить эффективную работу производств на современном этапе и в будущем.

Опережающее образование заявлено как механизм создания «новой экономики» в «Концепции долгосрочного социально-экономичес-кого развития Российской Федерации на период до 2020 г.».

Список литературы

1. Данные официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru/ default.aspx.

2. Данные официального сайта кадрового агентства «Head-Hunter»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krasnoyarsk.hh. ru/career-stats/index.

3. Алексеева Е. Н. Методика оценки востребованности выпускников вуза на рынке труда через анализ их трудоустройства // Сб. докладов по материалам IV Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России». Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007.

4. Майер В. В. Роль качества образования в социально-экономи-ческом развитии // Экономика образования. 2006. № 2.

Похожие:

Вопросы о icon«утверждаю» Председатель Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму
А д. П. Боголюбов (спецподготовка велосипедистов), В. А. Валуев (спецподготовка водников), В. В. Говор (общие вопросы), А. В. Затонский...

Вопросы о icon«утверждаю» Председатель Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму
А д. П. Боголюбов (спецподготовка велосипедистов), В. А. Валуев (спецподготовка водников), В. В. Говор (общие вопросы), А. В. Затонский...

Вопросы о iconВопросы к государственному
Вопросы обсуждены и одобрены на заседании кафедры «государственно-правовых дисциплин»

Вопросы о iconКонкурс профессионального мастерства преподавателей: часто задаваемые вопросы
Тгу была организована прямая линия, посвященная Конкурсу профессионального мастерства, вопросы у коллег не иссякли. Сегодня мы постараемся...

Вопросы о iconВопросы огуп «оцти областное бти»
По результатам рабочей группы, проходившей 08. 06. 2012 г получены следующие ответы на вопросы

Вопросы о iconОтветы лектора на вопросы
Лектор прокомментировал некоторые аспекты расчета капитала по 395-П, а также ответил на вопросы слушателей семинара

Вопросы о iconВопрос 1
Ответы на вопросы участников семинара «Актуальные вопросы применения упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный...

Вопросы о iconВопросы по участию в вебинаре можно задать: по эл почте; по телефонам...
В рамках вебинара будут рассмотрены вопросы налоговой отчетности по ндс в электронном виде, а также новые книги покупок и продаж...

Вопросы о icon777-10-00 Вопросы гражданства
...

Вопросы о iconТелефоны: Правовые и социально- экономические вопросы 71-07-43 вопросы по охране труда 71-75-93
Гомельский областной комитет Белорусского профсоюза работников образования и науки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск