Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы базовый уровень


Скачать 355.63 Kb.
НазваниеКомплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы базовый уровень
страница1/4
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > бланк резюме > Пояснительная записка
  1   2   3   4


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»

Комплекс методических разработок учебных занятий

по вопросам избирательного права

и избирательного процесса

по обществознанию для 10-11 классов

общеобразовательной школы

(базовый уровень)

Разработала

учитель истории и обществознания

МКОУ «СВЕТЛОВСКАЯ СОШ
ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»

ТИТОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА

Адрес: 658612

Алтайский край, Завьяловский район

село Светлое, улица Центральная

дом 7 кв. 2

телефон: 8 (385-62) 28-6-27

е-mail svetloe2008@rambler.ru

с.Светлое 2012 год

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………3

  2. Описание педагогической технологии…………………………………..9

  3. Предполагаемые результаты изучения вопросов избирательного процесса и избирательного права………………………………………14

  4. Содержание курса……………………………………………………….15

  5. Учебно-тематический план………………………………………………18

  6. Разработки уроков…………………………………………………… ..20-37

1 Демократические выборы и политические партии (10 класс)…… 17

2. Участие граждан в политической жизни (10 класс)……………… 28

3. Политическое поведение (11 класс)……………………………… 32

7.Список литературы……………………………………………………….38

Пояснительная записка

Актуальность изучения вопросов избирательного права и избирательного процесса для современной жизни трудно оспорить. Именно юным гражданам России жить и вершить судьбу страны в XXI веке. И от того, какими они вырастут, как будут воспринимать ценности, что сделают своими основными жизненными ориентирами, многое зависит от учителей. Таким образом, перед преподавателями обществознания стоит задача – обучить и воспитать тех, кто будет строить будущее России, воспитать у них активную гражданскую позицию.

Данный комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) поможет развить критичность мышления, самостоятельность, инициативность – те качества, без которых невозможно формирование гражданина новой России – носителя великой культуры великого народа.

Комплекс разработан на основе Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию, издательство «Просвещение» 2011 год, реализация программы обеспечена комплектом учебников:

1. Обществознание 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».-7-е издание – М.: Просвещение, 2011. – 351 с

2. Обществознание 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова ; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». -5-е издание – М.: Просвещение, 2010. – 349 с.

Становление правового государства, укрепление основ демократии во многом зависит от результатов выборов. К сожалению, мы наблюдаем низкую правовую культуру российской молодежи, а порой пассивное отношение к выборам. Потому одной из главных целей преподавания обществознания является формирование политической культуры учащихся как будущих избирателей.

Знакомство с избирательным правом осуществляется в рамках изучения школьного курса обществознания, В комплекте представлены методические разработки уроков по темам избирательного права и избирательного процесса на основе программы и вышеназванных учебников.

Уроки построены на принципах соответствия целям, определенным программой старшей школе на базовом уровне:

  • развития личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитания российской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, патриотических чувств;

  • освоения компетенций об экономических и других видах деятельности людей, об обществе, его сферах;

  • овладение компетенциями получать и критически осмысливать социальную информацию, необходимую для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных компетенций для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности.

Задачи:

  • способствовать развитию правовой и политической культуры школьников – граждан Российской Федерации, формированию активной гражданской позиции;

  • знакомить учащихся с особенностями российского парламентаризма; избирательной системой, формами политического участия, с избирательным законодательством;

  • развивать критичность мышления; способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

  • формировать компетенции для успешного учения и самообразования; навыки устного выступления и умения аргументировано доказывать свою точку зрения, навыки ведения дискуссии;

  • формировать компетенции работать с документами и нормативно – правовыми актами, способности применять полученные знания на практике, использовать новые идеи и инновации для достижения цели,  принимать решения и нести персональную ответственность за них;

  • формировать способность к совместной работе ради достижения цели, способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;  понимание плюралистической политики, готовность заниматься организационным и общественным планированием. 

Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса рассчитан 5 программных учебных часов, 3 темы для изучения, так как некоторые темы рассчитаны на 2 часа. Уроки разработаны с применением технологии критического мышления.

К каждому уроку разработаны презентации в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.

Формирование надпредметных компетенций

В процессе изучения вопросов избирательного права и избирательного процесса выдвигаются проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности быть активным в решении государственных вопросов, выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности.

Ключевые надпредметные компетенции, которые учитель может развивать на занятии по избирательному праву и избирательному процессу в зависимости от темы, задач занятия.
I. Исследовательские компетенции:
1. Разработка проекта
• определение объекта и предмета исследования;
• постановка целей, формулирование задач и гипотез;
• описание материалов и методов исследования;
• выявление и постановка проблемы;
• описание планируемого результата.
2. Исследовательский процесс
• сбор данных (накопление фактов);
• работа с первоисточниками;
• работа со словарями, энциклопедиями, справочниками.
• использование компьютера для поиска информации;
• анализ и синтез информации;
• проверка гипотез;
• построение обобщений и выводов;
• решение задач творческого и поискового характера;
• постановка опытов и проведение экспериментов.
3. Защита исследовательского проекта

II. Речевые компетенции:
• задавать вопросы и отвечать на них;
• логично излагать свои мысли;
• аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение;
• пользоваться официально-деловым стилем речи (писать заявления, доверенности, составлять договоры и т.д.);
• пользоваться научным стилем речи (писать рефераты, тезисы, аннотации);
• пользоваться художественным стилем (писать сочинения);
• вести конспект (книги, лекции);
• редактировать текст.

III. Мыслительные компетенции:
1. Умение анализировать
• выделять главное;
• сравнивать;
• сопоставлять;
• проводить диалектическое исследование (видеть плюсы и минусы).
2. Умение обобщать
• определять теоретическое значение;
• определять практическое значение;
• делать выводы.

3. Умение систематизировать
• строить графики и таблицы;
• классифицировать.

4. Умение абстрагировать
• отвлекаться от частных свойств предметов и явлений;
• выделять существенные признаки.
5. Умение синтезировать
• исследовать явление в целостности;
• исследовать взаимные связи частей.

IV. Ценностно-смысловые компетенции
• ставить цели;
• осознавать свои действия и поступки;
• видеть ценностные смыслы в жизненных ситуациях, явлениях;
• видеть и понимать окружающий мир;
• отвечать за свои решения и действия.

V. Общекультурные компетенции
• познавать себя и других;
• следить за своим здоровьем;
• соблюдать этические нормы;
• организовать себя на выполнение поставленной задачи;
• слушать и слышать;
• проявлять толерантность;
• прощать и просить прощение;
• быть благодарным.

Описание педагогической технологии

  • технология критического мышления;

  • ИКТ

Вызываю вас … на мысль!

Развитие рационального, критического мышления является для данной программы одной из главных образовательных целей. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлениями об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения. В программе уделяется внимание формированию мышления, целенаправленному развитию интеллектуальных умений, иначе говоря, обучению мыслительным умениям, процессам познавательного поиска. Так использование анализа и аргументации с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в «слабом смысле». Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном смысле», не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них. На занятиях формируется такой склад мышления и познавательной деятельности, при котором ученики смогут воспринимать как само собой разумеющееся то, что люди расходятся в мнениях и убеждениях и относиться к этому обстоятельству не как к досадной человеческой слабости, а как к возможности для познания. Они учатся тому, как учиться у других, даже на их возражениях, расхождениях в восприятии, отличающихся способах мышления.

Развивается склонность к критическому мышлению через:

  • -поиск ясной постановки вопроса, формулировки утверждения;

  • поиск обоснования;

  • стремление к разносторонней осведомленности;

  • использование надежных источников и ссылка на них;

  • целостное рассмотрение ситуации;

  • стремление придерживаться основной темы;

  • удержание в поле внимания исходной (основной) задачи;

  • поиск альтернатив;

  • открытость;

  • выбор точки зрения, позиции (равно как и изменение ее при наличии достаточных оснований);

  • стремление к максимально возможной для данного предмета точности;

  • последовательное, поочередное рассмотрение частей сложного целого;

  • проявление восприимчивости и понимания по отношению к чужим чувствам, уровню познаний и глубине суждений;

  • склонность к применению навыков критического мышления в жизни.

Памятка – алгоритм для развития критического мышления

  • Нужно посмотреть, ясно ли мне, что именно сейчас обсуждается.

  • Почему он (собеседник, автор текста) так стремится убедить меня в этой точке зрения.

  • Мне, явно, не достает сведений; хорошо было бы выяснить недостающие подробности.

  • Проявляю ли я открытость, непредвзятое отношение к тому, что он говорит, или я заведомо исхожу из того, что он неправ?

  • Это представляется убедительным, мне стоит изменить свое мнение.

Основы методики критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызова, осмысления, размышления или рефлексии.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приемы, например, составление кластера (пучка, созвездия), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями и явлениями. На той стадии используется также прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех участников: и слабых, и сильных, у них появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия – осмысление – дает возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая свое понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы, например, чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблицы и др.

Третья стадия – размышления, или рефлексия, позволяет учащимся осмыслить все то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.Данная стадия реализуется также с помощью различных приемов, например, групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, составления схемы или подготовки своего законодательного предложения.

Эти три стадии не обязательно жестко выделять на уроке, они могут плавно переходить одна в другую.

Формируя критичность мышления, активизируется деятельность учащихся, создавая умения:

  • формулировать собственное мнение, его высказывать, уметь аргументировать;

  • учиться слушать и слышать другого человека, уважать иное мнение;

  • обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

  • уметь разрешать конфликты в повседневной жизни правовыми способами;

  • продуктивно усваивать учебный материал;

  • анализировать факты и информацию;

  • творчески подходить к учебному материалу;

  • активно и самостоятельно работать;

  • комфортно чувствовать себя на занятии;

  • проявлять свою индивидуальность.

Методические приемы технологии критического мышления.

  • корзина идей, понятий, фактов, мнений, проблем;

  • составление кластера (пучок, созвездие): ключевое слово в центре. От него стрелки, лучи, от них еще стрелки, соединяющие это слово с другими;

  • пометки на полях (инсерт): отслеживание своего понимания прочитанного текста и условная маркировка понимания (V- известно; + - новое; - - не совпадает с мнением; ? – вопрос);

  • составление маркировочной таблицы ЗУХ: знаю, умею, хочу узнать, сведения записывать своими словами, не цитировать;

  • написание синквейна, стихотворение, состоящее из пяти строк:

  • 1 строка: 1 слово-существительное, тема;

  • 2 строка: 2 слова, прилагательные, раскрывающие тему;

  • 3 строка: 3 глагола., описывающих действие;

  • 4 строка: фраза, предложение, раскрывающая ваше отношение к теме;

  • 5 строка: резюме, новая интерпретация темы.

  • учебный мозговой штурм (работа в малой группе) создается банк идей, коллективно обсуждается, выбирается наиболее перспективное решение;

  • написание эссе, свободное письмо на заданную тему, я пишу для того, чтобы понять, что я думаю;

  • лекция со стопами: лекция читается со стопами, во время стопа обсуждается проблема;

  • модель зигзаг: объединяются в группы по количеству вопросов для изучения, сначала работают вместе «1», вместе «2», вместе «3», отрабатывая и обсуждая каждый свой вопрос, затем образуются группы нового состава, в которые должны войти «1», «2» и «3» и каждый в группе объясняет свой вопрос;

  • прием шести цветов:

  • красный цвет – эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция;

  • белый цвет – изложение фактов, описание статистики;

  • черный цвет – негативная, критическая реакция на текст, обращается внимание на отрицательную деятельность человека;

  • желтый цвет - обращается внимание на положительную деятельность человека;

  • синий цвет – аналитический, найти информацию, показывающую значение человеческого разума;

  • зеленый цвет: изобретательский, творческий.

  • лингвистический конструктор: дан деформированный текст, восстановить его, слова и словосочетания не могут использоваться дважды.

Предполагаемые результаты изучения вопросов избирательного процесса и избирательного права

Учащиеся старшей школы должны:

  • определять понятия: «демократия» при этом уметь сравнивать виды демократии; характеризовать демократические выборы и избирательные системы, определяя плюсы и минусы;

  • представлять роль избирательных комиссий в ходе выборов, систематизировать материал, давать характеристику процедуре голосования, получать нужную информацию из законодательных документов, делать обобщение и выводы;

  • описывать российское избирательное право, предвыборный период и голосование;

  • изучить основы избирательного законодательства РФ;

  • знать свои права, как будущих избирателей.

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и реальной жизни для: получения и оценки политической информации; участия в школьных общественных организациях; оценки собственной точки зрения в качестве гражданина РФ.

К каждому уроку разработаны презентации в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.

Содержание курса

10 класс Занятие 1. Тема: Демократические выборы и политические партии (2 часа)

Программные вопросы для рассмотрения: Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Цели: сформировать правильное понимание демократических выборов и политических партий.

Задачи: показать, что выборы – это важный этап в развитии государства; формировать представление о влиянии политических партий на результаты выборов; развить практические навыки участия в процедуре голосования через моделирование хода выборов; повысить уровень правовой компетентности учащихся; способствовать развитию правовой культуры учащихся – будущих граждан России.

Приложение в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.№ 1

10 класс Занятие 2. Тема: Участие граждан в политической жизни (1час)

Программные вопросы для рассмотрения: Политический процесс. Политическое участие. Политическая идеология

Цели: Познакомить учащихся с принципами участия в выборах при демократическом режиме, понятиями политическое участие, политическая культура.

Задачи: определить, что такое опосредованное и непосредственное участие, познакомить учащихся с формами политического участия граждан; показать, что выборы – это важный этап в развитии государства и что участие в выборах – долг каждого гражданина.

Приложение в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.№ 2

11 класс Занятие 3. Тема: Политическое поведение (2 часа)

Программные вопросы для рассмотрения: свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Многообразие форм политического поведения. Роль СМИ в политической жизни.

Цели: создать условия для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции; способствовать заинтересованности учащейся молодежи в изучении избирательного законодательства и избирательного процесса в РФ.

Задачи: ознакомить учащихся с основами избирательного права в РФ как одной из форм политического поведения; развивать умения работать с нормативно-правовыми актами; формировать гражданское, ответственное отношение к выборам; развивать коммуникативные способности.

Приложение в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.№ 3

Система оценивания


С учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании посредством элективного курса должны быть следующие компоненты:

- правовые знания как основы социальных умений и навыков;

- конкретные умения и навыки в сфере избирательного права.

Оценить действия учеников можно при помощи слов и жестов. Оценивание должно быть полезным, оно должно обеспечить информацией всех заинтересованных лиц, включая учеников, учителей, родителей.

Формы контроля


- тестирование;

- задания по моделированию жизненных ситуаций;

Т.е. определяется не только уровень знаний, но и выявляется поведенческий компонент в правосознании школьника.

- написание творческих работ (сообщения, рефераты).

- деловые и ролевые игры;

- работа в малых группах;

- метод «мозгового штурма»;

- метод проекта;

- творческие работы, дискуссии

Учебно – тематический план 

№ занятия

класс

Тема урока

Формы работы

№ параграфа

Домашнее задание

Количество часов

Обществознание 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».-7-е издание – М.: Просвещение, 2011. – 351 с

6

10 класс

Демократические выборы и политические партии


Мозговой штурм

Объяснение учителя

Работа над понятием

Практическая работа

Анализ текста

Самостоятельная работа с применением «пометок на полях»

Объяснение учителя

Практическая работа в группе

Индивидуальная проверочная работа

Творческая работа

Домашнее задание

П.23

с. 251

Составить презентацию по теме «Демократичность выборов Президента 2012 год»,


подобрать материал из СМИ, § 23

2 часа

7

10 класс

Участие граждан в политической жизни


Мозговой штурм

Работа с учебником по «модели зигзаг»

Объяснение учителя

Работа с документом

Практическая работа по группам

Тест

Домашнее задание

П.24.

с. 262

Провести мини-исследование об участии граждан нашего села в выборах (индивидуальное задание),

выучить основные понятия.


п. 24 страница 262

1 час


Обществознание 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова ; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». -5-е издание – М.: Просвещение, 2010. – 349 с.

8

11 класс

Политическое поведение


Объяснение учителя

Мозговой штурм

Определить понятие

Анализ ситуации

Объяснение учителя

Мозговой штурм

Беседа

Деловая игра

Домашнее задание

П.15. с.172

Проанализировать документ с. 180, п.15, написать эссе на тему: «Роль СМИ в политической жизни».




2 часа

  1   2   3   4

Похожие:

Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы базовый уровень iconТематическое и поурочное планирование по литературе. 7 класс
Планирование составлено на основе «Программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы «Русская литература», Базовый...

Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы базовый уровень iconВ. П. Журавлев избирательное право
Книга предназначена для учителей права и обществоведения общеобразовательных учреждений, студентов высших учебных заведений, учащихся...

Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы базовый уровень iconПрограмма по обществознанию Уровень: среднее общее образование
Программа разработана на основе программы по обществознанию, «Обществознание. 6 -11 классы, базовый уровень». М.: «Просвещение»,2011...

Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы базовый уровень iconФорма №1 учет поступления и расходования денежных средств избирательного...
Средства, поступившие с нарушением установленного порядка и подлежащие возврату, руб

Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы базовый уровень iconПамятка по правовому обучению участников и организаторов избирательного процесса г. Улан-Удэ
...

Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы базовый уровень iconСценарий1
Знаковая фигура избирательного блока с внешними идентификационными признаками избирательного блока -1

Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы базовый уровень iconРешение 26 апреля 2013 года №64/212 г. Салехард Об утверждении Программы...
Об утверждении Программы учебного курса «Правовые основы избирательного процесса и организации работы участковой избирательной комиссии»...

Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы базовый уровень iconПоложение Об освобождении от учебных занятий обучающихся муниципального...
Об освобождении от учебных занятий обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной...

Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы базовый уровень iconРешение (съезда (общего собрания, конференции) избирательного объединения...

Комплекс методических разработок учебных занятий по вопросам избирательного права и избирательного процесса по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательной школы базовый уровень iconРешение (съезда (общего собрания, конференции) избирательного объединения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск