В. П. Журавлев избирательное право


НазваниеВ. П. Журавлев избирательное право
страница1/8
ТипКнига
filling-form.ru > Договоры > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8

Избирательная комиссия Ленинградской области


Северо-Западная академия государственной службы

В.П. Журавлев
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Учебное пособие

(2-ое издание, исправленное и дополненное)

Санкт-Петербург

2008


Издание осуществлено Избирательной комиссией Ленинградской области в соответствии с Планом основных мероприятий Комиссии по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ленинградской области на 2008 год.

В редактировании принимал участие А.В. Бодягин, главный специалист-юрисконсульт Избирательной комиссии Ленинградской области.

Рецензент: В.А. Волков, профессор, доктор политических наук.

Издание знакомит читателя с основами избирательного законодательства Российской Федерации и устройством ее избирательной системы. Предлагаемый материал изложен с учетом новейших изменений и дополнений в избирательное законодательство.

Книга предназначена для учителей права и обществоведения общеобразовательных учреждений, студентов высших учебных заведений, учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования, а также для организаторов выборов и иных участников избирательного процесса.




СОДЕРЖАНИЕ





1.

К 15-летию российской избирательной системы……………..……..


4



2.

Избирательное право. Избирательный процесс.

Избирательная система………………………………………………..



8


3.

Принципы проведения выборов.

Законодательство Российской Федерации о выборах………………



9

4.

Система избирательных комиссий…………………………………..


15

5.

Назначение выборов…………………………………………………..


22

6.

Правовой статус избирателя. Регистрация (учет)

избирателей. Составление списков избирателей…………………….



24

7.

Образование избирательных округов

и избирательных участков…………………………………………….



28


8.

Правовой статус кандидата.

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов,

списков кандидатов …………………………………………………...




29

9.

Информационное обеспечение выборов:

информирование избирателей и предвыборная агитация…………..



34

10.

Финансирование выборов и избирательной кампании ……………..


49

11.

Голосование. Подсчет голосов избирателей.

Определение итогов голосования и результатов выборов…..……..



51

12.

Государственная автоматизированная система

Российской Федерации «Выборы»…………………………………...



58

13.

Юридическая ответственность

за нарушение избирательного законодательства……………………


59


К 15-летию российской избирательной системы
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года была создана Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Первые парламентские выборы в новейшей истории России проводились 12 декабря 1993 года на основании Положения о выборах депутатов Государственной Думы, имевшего характер временного документа.

Основой правового регулирования выборов в Российской Федерации стал Федеральный закон от 6 декабря 1994 года “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”. Также были приняты специальные федеральные законы, регламентирующие подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Далее федеральное законодательство совершенствовалось и на данный момент действует Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

В последующие после первых парламентских выборов годы на основе полноценной нормативной правовой базы были проведены четыре федеральные избирательные кампании. Были организованы многочисленные региональные и местные выборы губернаторов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, депутатов представительных органов местного самоуправления.

Также важным моментом развития избирательной системы стало усиление роли политических партий. Начиная с 2001 года они стали единственной формой общественных объединений, имеющих право заниматься политической деятельностью и самостоятельно участвовать в выборах органов государственной власти федерального и регионального уровней.

В парламентских выборах 2007 года приняли участие 14 из 15 политических партий, имевших такое право в соответствии с российским законодательством. Из 11 зарегистрированных федеральных списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, 4 партийных списка набрали 7 и более процентов голосов избирателей и были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе пятого созыва.

В настоящее время идет обновление российской партийной системы, внутрипартийные преобразования и объединительные процессы, продолжается непрерывная и последовательная партийная работа на местах.

Российская избирательная система продолжает развиваться. Так, в ходе федеральных выборов 2007-2008 годов многие решения принимались впервые в истории российских выборов. Например, в значительной мере были обеспечены условия для участия в голосовании гражданам с ограниченными физическими возможностями, избирательные участки организовывались в аэропортах и на железнодорожных вокзалах.
Курс на развитие и укрепление демократических институтов в нашей стране (в том числе института выборов) был подтвержден 5 ноября 2008 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым в Большом Кремлевском дворце во время ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

В частности было подчеркнуто, что гарантируемый Конституцией России уровень свободы личности, зрелость демократических институтов и процедур – это источник нашего дальнейшего подъема и развития. Широкое участие граждан, политических партий и других общественных институтов в решении задач, стоящих перед государством и обществом, является ключевым. Отмечалась необходимость принятия мер по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства во власти, по обеспечению большей включенности граждан в политическую жизнь.

Кроме этого, в преддверии муниципальных выборов чрезвычайно важным было заявление о том, что органы местного самоуправления должны избираться при самом активном участии как политических, так и неполитических объединений местных жителей – правозащитных, добровольческих, благотворительных и просветительских. Такое право предоставлено им законом и должно стать по настоящему действенным и эффективным.

Впереди новый избирательный цикл. В октябре 2009 года предстоят выборы в представительные органы 203 муниципальных образований Ленинградской области. В 2011 году состоятся выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, а 2012 год станет годом очередных выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области и годом главных выборов страны – выборов Президента Российской Федерации. Как известно, срок полномочий Государственной Думы составит 5 лет, а Президента Российской Федерации – 6 лет, что несомненно положительно скажется на развитии общества, государства, экономики нашей страны.

Избирательная комиссия Ленинградской области проводит большую работу по правовому просвещению избирателей, в том числе молодых избирателей, иных участников избирательного процесса, а также по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов. Проводятся олимпиады среди школьников и студентов, конкурсы среди библиотек и предпринимателей, молодежные фестивали и форумы. Традиционной стала областная “школа молодого избирателя”. Во многих муниципальных районах созданы клубы избирателей.

Многие мероприятия реализуются совместно с комитетом по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области, комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, комитетом по культуре Ленинградской области, комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, межрегиональной общественной организацией «Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области», Межрегиональным центром правовой культуры участников выборов.

В результате проводимой работы в Ленинградской области накапливается большой опыт работы с различными категориями участников избирательного процесса. Результатом целенаправленной, систематической работы в области информационно-разъяснительной деятельности стало повышение доверия избирателей к выборному процессу и, как следствие, повышение избирательной активности населения, в том числе молодых избирателей.

Так, если на выборах Президента России в 2004 году активность избирателей Ленинградской области составила 57,98%, то 2 марта 2008 года - 63,6%.

Участие молодежи (избиратели от 18 до 30 лет) в выборах Президента России составило 45,5% от числа молодых избирателей, включенных в списки избирателей, что почти вдвое превышает такой показатель на выборах разного уровня в Ленинградской области 4-6 лет назад.

Но для современной России этих показателей уже недостаточно и необходимо, чтобы активность избирателей росла от выборов к выборам.

Губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков, выступая на состоявшемся в феврале 2008 года Форуме молодежи Ленинградской области “Молодежь на выборах Президента России”, отмечал, что успешное и стабильное развитие экономики Ленинградской области и эффективная реализация приоритетных национальных проектов привели к росту благосостояния и улучшению качества жизни населения. В регионе практически изжита безработица, средняя заработная плата превышает 17 тысяч рублей.  Изменение качества жизни в первую очередь отразилось на улучшении демографической ситуации. За последний год смертность сократилась на 6 процентов. В то же время на 4 процента увеличилось количество родившихся. Ленинградская область не намерена почивать на лаврах и довольствоваться достигнутыми экономическими успехами. В перспективе много дел и работы, результаты которой упрочат экономическое благосостояние региона.

Валерий Павлович Сердюков обратился к участникам Форума со следующими словами: “Считаю, что сегодня Вам, молодым, амбициозным и энергичным, Ленинградская область предоставляет все возможности для того, чтобы построить успешную карьеру, реализовать свой потенциал. Сегодня, в условиях развивающейся России, молодежь должна быть инициативной, как никогда. Должна сотрудничать с властью, выражая свои идеи, выдвигая актуальные задачи и добиваясь их решения. Ленинградская область, как и вся страна нуждается в активности молодежи в любых проявлениях общественной жизни. В том числе и в политической.”

Далее приводим текст поздравления Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Е. Чурова с 15-летием образования избирательных комиссий в Ленинградской области.

В Избирательную комиссию

Ленинградской области
Председателю комиссии

В.П. Журавлеву
Уважаемый Владимир Павлович!

Уважаемые коллеги!
От имени Центральной избирательной комиссии Российской Федерации примите самые искренние и теплые поздравления по случаю 15-летия образования избирательных комиссий в Ленинградской области, являющихся неотъемлемой частью российской избирательной системы.

Прошедшие годы - это период строительства и совершенствования института выборов, накопления опыта, преодоления трудностей, становления и укрепления традиций российской государственной демократии. В ходе многочисленных избирательных кампаний различного уровня Избирательная комиссия Ленинградской области снискала уважение и авторитет своей конструктивной и слаженной деятельностью по организации подготовки и проведения выборов, умением конструктивно взаимодействовать с другими участниками избирательного процесса, добиваться высоких и стабильных результатов, а также многолетней просветительской работой, направленной на повышение правовой культуры избирателей.

Желаю вам, уважаемые коллеги, крепкого здоровья, благополучия и дальнейших успехов в работе по обеспечению избирательных прав граждан, развитию российской избирательной системы!


В.Е. Чуров

Избирательное право. Избирательный процесс.

Избирательная система
Избирательное право и избирательная система являются необходимыми элементами осуществления народовластия – исходного начала функционирования российской государственности. Ряд основных положений, относящихся к организации избирательного процесса, содержит Конституция Российской Федерации. Согласно этим положениям единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти являются референдум и демократические, свободные и периодические выборы.

Избирательное право – это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.

Избирательный процесс представляет собой технологию и форму реализации принципов избирательного права, обеспечения избирательных прав граждан в рамках предусмотренного законом последовательного совершения комплекса избирательных действий, избирательных процедур. Основными стадиями избирательного процесса являются: назначение выборов, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, установление итогов голосования на избирательных участках и определение результатов выборов в избирательном округе, их официальное опубликование.

Избирательная кампания – это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов, до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования.

В узком смысле термин «избирательная система» можно рассматривать как способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

Выделяют пропорциональную, мажоритарную, смешанную избирательные системы.

Пропорциональная система – при ее применении на выборах избиратели голосуют за списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, иными общественными объединениями (на муниципальных выборах). Распределение мандатов в избирательном округе производится между партиями, среди выдвинутых ими списками кандидатов.

Основная идея этой системы в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе такое число мандатов, которое пропорционально числу голосов избирателей, поданных за ее список кандидатов на выборах.

При использовании пропорциональной системы применяется так называемый заградительный барьер (избирательный порог). Это означает, что партии не допускаются к распределению мандатов, если выдвинутые ими списки кандидатов не получили установленного законом минимума голосов избирателей. Например, на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации списку кандидатов, выдвинутому партией, необходимо получить не менее 7 процентов голосов избирателей в свою поддержку для того, чтобы список партии был допущен к распределению депутатских мандатов. Такой же процент голосов избирателей необходимо получить на выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области. Одной из первых стран, где был введен избирательный порог, является Федеративная Республика Германия, где к распределению депутатских мандатов в Бундестаге допускаются только те партийные списки, которые получили не менее 5 процентов голосов избирателей.

Согласно российскому законодательству выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проходят по пропорциональной избирательной системе.

Мажоритарная система (от франц. majorite - большинство) – при ее применении голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах. Эта система – практически единственно возможная при выборах одного должностного лица, например, президента. Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, образуются одномандатные или многомадатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат или соответствующее число депутатов.

Существуют и широко применяются три вида мажоритарной системы: система абсолютного большинства, когда кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50% голосов избирателей плюс один голос); система относительного большинства, когда избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов; система квалифицированного большинства, то есть заранее установленного большинства (обычно 2/3, 3/4).

Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях. В России до 2007 года выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводились по смешанной избирательной системе: 225 депутатов избирались по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (по одномандатным округам), 225 - по пропорциональной избирательной системе, т.е. по партийным спискам. В большинстве субъектов Российской Федерации выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта проходят по смешанной избирательной системе. (Например, в Ленинградской области 25 депутатских мандатов распределяется по одномандатным избирательным округам и 25 по партийным спискам)1.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

В. П. Журавлев избирательное право icon«избирательное право» для бакалавров
Маркина Е. В. Практикум по дисциплине «Избирательное право» для бакалавров. – Ростов-на-Дону, 2014. – 40с

В. П. Журавлев избирательное право iconИзбирательное право и избирательный процесс
Сформировать целостное представление об избирательном праве, видах избирательных систем

В. П. Журавлев избирательное право iconИмущественных отношений на избирательное право великобритании
Его пронизывал корпоративный дух, отделявший право голоса от конкретной личности. «До 1832 г и даже после него, – писал Э. Бутми,...

В. П. Журавлев избирательное право iconУроки, современность, задачи План лекции
России В. Е. Чуров выступил с лекцией «Избирательная система России: история, уроки, современность, задачи» на открытии спецкурса...

В. П. Журавлев избирательное право iconИ. О. Председателя Д. С. Журавлев 19декабря 2014 г
Общероссийское отраслевое объединение работодателей целлюлозно-бумажной промышленности

В. П. Журавлев избирательное право iconИнструкция
Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, собственный избирательный фонд не создает

В. П. Журавлев избирательное право iconБлаготворительность в зеркале сми 1
...

В. П. Журавлев избирательное право iconСергей Журавлев Белый вальс с видениями действие первое сцена первая
Двор старого дома. Слышится собачий лай. Рычание. Женские крики: «Отпусти!» Звуки борьбы. Из-за угла появляются две дамы в кожаных...

В. П. Журавлев избирательное право iconМониторинг сми РФ по пенсионной тематике 28 мая 2014 года
Заместитель председателя Комитета сф по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев внес в Государственную Думу законопроект, который...

В. П. Журавлев избирательное право iconНаправление
Профиль гражданско-правовой по фгос впо по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск