Приказ о совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области


Скачать 195.79 Kb.
НазваниеПриказ о совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Документы






Российская Федерация

Белгородская область ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ

О совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области

В целях развития и совершенствования деятельности Школ здоровья (пациентов) (далее — Школа здоровья) в медицинских учреждениях Белгородской области, а также во исполнение требований приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012г. № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико- санитарной помощи взрослому населению», приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.12.2012г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2012г. № 1344н «Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения» приказываю:

  1. Утвердить:

    1. Положение о Школе здоровья (приложение № 1).

    2. Перечень учётно-отчётной документации для Школ здоровья (приложение № 2).

    3. Требования к составлению и оформлению программы Школы здоровья (приложение № 3).

  2. Начальникам управления здравоохранения администрации г. Белгорода. Губкинского и Страооскольского городского округа, главным врачам медицинских учреждений области обеспечить:

    1. Организацию новых и эффективную работу действующих Школ здоровья на базе амбулаторно-поликлинических отделений (учреждений), в том числе кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья, дневных стационаров или специализированных (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделений стационаров учреждения здравоохранения, санаториев-профилакториев, санаториев;

    2. Учет работы Школ здоровья в критериях оценки качества работы специалистов медицинских учреждений, в соответствии с «Дорожной картой» (постановление Правительства Белгородской области от 25.02.2013г. № 68-пп «Об

утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «изменения в отрасли социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Белгородской области»);

    1. Представление информации о работе Школ здоровья в подведомственном учреждении в ОГКУЗ особого типа «Областной центр медицинской профилактики» 1 раз в квартал не позднее 5 числа следующего за кварталом месяца.

  1. Главному врачу ОГКУЗ особого типа «Областной центр медицинской профилактики» Кропанину Г.И. обеспечить:

    1. Методическое и информационное сопровождение Школ здоровья на базе медицинских учреждений области, с выездом в районы, в соответствии с графиком выездов специалистов (приложение № 4).

    2. Представление анализа деятельности Школ здоровья на территории области в управление организации медицинской помощи департамента здравоохранения и социальной защиты населения области 1 раз в квартал не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца.


  2. И.Залогин

    Начальник департамента - заместитель председателя Правительства области

    Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления организации медицинской помощи департамента здравоохранения и социальной защиты населения области Крылову Л.С.


Приложение № 1 к приказу начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области

л й i. >■ / л _ _ ^ _ /) А и

Положение о Школе здоровья

Школа здоровья - это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранение здоровья.

Школа здоровья является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения, организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания - по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76).

Школа здоровья включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ №268 от 16.07.2001г. «О введении в действие отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги»).

  1. Общие положения

    1. Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе центра (кабинета, отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

    2. Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ здоровья в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы здоровья, порядок и формы направления пациентов на обучение, график проведения Школы здоровья на год, помещение, где будут проходить занятия и перечень необходимого оборудования. В приказе также утверждается расчет заработной платы сотрудников Школы здоровья.

    3. Руководство Школой здоровья осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью» и необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

    4. Обязанности руководителя Школы здоровья

  • обеспечение регулярной деятельности Школы здоровья;

  • контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе здоровья;

  • оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;

  • координация деятельности со специалистами других подразделений;

  • ежегодное представление отчета о работе Школы.

    1. Работа Школы здоровья осуществляется в соответствии с настоящим Положением (приложение № 1).

    2. Пациенты направляются на занятия в Школу здоровья лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.

    3. Учет работы и отчетность по работе Школ здоровья проводятся в соответствии с перечнем учетно-отчетной документации (приложение № 2).

    4. Наполняемость группы пациентов максимально 8-10 человек.

    5. Каждая Школа здоровья работает по программе, утвержденной главным врачом медицинской организации области.

    6. Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут). На каждое занятие представляется соответствующая разработка.

    7. При выборе формы проведения занятия (популярная лекция, лекция - диалог, деловая игра, тренинг) учитывается возраст и уровень подготовки слушателей. В Школе здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». Предпочтительно обучение пациентов совместно с членами их семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.

    8. Организационные модели Школы здоровья включают две схемы: схема № 1 - обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; схема № 2 - обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации.

В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.

  1. Ознакомление населения с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.

  2. Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

  3. Повышение ответственности человека за сохранение своего здоровья.

  4. Формирование у населения навыков и умения по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

  5. Повышения взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.

  6. Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

  1. Оснащенность Школ здоровья

Занятия в Школе должны проводиться в отдельном, специально- оборудованном для данных целей помещении, площадь учебного помещения должна быть в расчете 4м1 на 1 место.

Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное).

    1. Обязательное оборудование Школы здоровья:

  • стол и стулья в достаточном количестве;

  • проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

  • раздаточно-демонстрационный материал (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).

    1. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

  • принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

  • аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;

  • тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой.

    1. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы здоровья:

  • Школа для пациентов с артериальной гипертонией: тонометры (не менее 5 штук, желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.

  • Школа здоровья для больных с бронхиальной астмой: пикфлоуметры (не менее 5 штук), мундштуки (загубники) картонные одноразовые, различные формы доставки лекарственных препаратов - дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

  • Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом II типа: визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры - не менее 5 штук, желательно автоматические, фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препараты, содержащие глюкагон.

  • Школа психологической подготовки к рождению ребенка: кукла, набор пеленок, мультимедийные устройства, брошюры, плакаты, листовки для раздачи будущим родителям.

  • Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.

Приложение № 2 к приказу начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области

Перечень учетной-отчетной документации Школы здоровья

  1. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья.

Учет пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий (таблица № 1). Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкету для получения информации.

Таблица № 1

Образец заполнения журнала регистрации пациентов, обучающихся в Школе

здоровья




ФИО пациента

Возраст

Контактный

телефон

Дата




























Отметка о присутствии






























  1. Медицинская карта амбулаторного больного.

В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в Школе здоровья, даты и темы каждого занятия, заверенные медицинским работником, проводившим занятие. Для тех, кто прошел обучение в Школе здоровья, на лицевой стороне медицинской карты амбулаторного больного ставится отметка о наименовании школы, с указанием даты завершения занятий в Школе.

Приложение № 3 к приказу начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области

Требования к составлению и оформлению программы Школы здоровья

Программа включает следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • введение;

  • требования к уровню подготовки пациентов;

  • план работы Школы и содержание рабочей программы;

  • раздаточно-информационный материал;

  • средства контроля.

Титульный лист содержит:

  • наименование медицинского учреждения;

  • гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа главного врача медицинского учреждения);

  • название Школы здоровья;

  • Ф.И.О. сотрудника, разработавшего и реализующего данную программу;

  • год составления программы.

В тексте введения к программе указывается:

  • цели и задачи программы конкретной Школы здоровья;

  • особенности, предпочтительные формы организации занятий.

Подробным образом расписывается содержание каждого занятия. Каждое

занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков пациенга. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.

Информационная часть занятий проводится в течение каждого занятия дробно, по блокам не более 10-15 минут, чтобы избежать лекционной формы работы с пациентами.

Активная часть занятий содержит активную работ)' с пациентами, которая может проводится в разных формах:

  • вопросы-ответы;

  • заполнение вопросников, имеющих отношение к теме занятия, и обсуждение их результатов;

  • проведение расчетов и оценок, (например; расчет индекса массы тела, суточной калорийности и др.);

  • обучение практическим навыкам (измерение артериального давления, подсчета пульса и т.д.);

  • знакомство со справочными таблицами и иными информационными материалами.

Требования к уровню подготовки пациентов представляют собой описание;

  • требований к знаниям и умениям, которые должны приобрести пациенты в процессе занятий по программе;

  • систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений.


«План работы Школы» составляется на один календарный год, оформляется в виде таблицы.



учебного

занятия

Дата

Тема

учебного

занятия

ФИО

сотрудника, который проводит занятие

Содержание деятельности





































Раздаточно-информационный материал включает в себя наглядные пособия: брошюры, листовки, буклеты, памятки и пр.

Структурный элемент рабочей программы «Средства контроля» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, опросников и т.д.) для оценки освоения пациентами планируемого содержания.

Примерный вариант опросника

Уважаемый слушатель!

Просим Вас ответить на следующие вопросы, чтобы определить, насколько полезным и интересным было для Вас обучение в Школе, получить Ваши советы и пожелания для совершенствования дальнейшего обучения. Дайте оценку по пятибалльной шкале: от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка)


Утверждения

С

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

Организация обучения в Школе в целом
















Сколько занятий Вы посетили
















Продолжительность занятий оптимальная
















Удовлетворенность временем занятий
















Материал занятий интересный, доступный
















Получено много новой информации
















Понравилась форма подачи материала
















Советы, полученные в Школе, буду выполнять
















Выполнение рекомендаций потребует много времени
















Выполнение рекомендаций потребует много материальных затрат
















Дайте оценку занятиям:
















Занятие 1 (Тема...)
















Занятие 2 (Тема...)
















Занятие 3 (Тема...)
















Занятие 4 (Тема...)
















Занятие 5 (Тема...)
















Занятие 6 (Тема...)
















Что было лишним на занятиях (Дайте, пожалуйста, полный развернутый ответ)




Что еще Вы хотели бы узнать (Дайте, пожалуйста, полный развернутый ответ)






Спасибо!

Организация обучения в Школе здоровья:

До 30 баллов - неудовлетворительная организация; 31-60 баллов - хорошая организация;

61 балл и более - отличная организация

3. Задачи Школ здоровья

  1. В доступной популярной форме информирование населения о причинах и механизмах развития заболеваний.

1Цели Школ здоровья

  1. Повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений.

  2. Повышение ответственности пациента за сохранение здоровья.

  3. Формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению.

  4. Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях.

  5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного выявления на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.

Похожие:

Приказ о совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области iconПриказ от 1 апреля 2013 г. N 297 о совершенствовании порядка выдачи...
О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключения...

Приказ о совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области iconПриказ от 1 апреля 2013 г. N 297 о совершенствовании порядка выдачи...
О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключения...

Приказ о совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области iconПриказ
О совершенствовании организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях...

Приказ о совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области iconОрганизация школ здоровья для пациентов с артериальной гипертонией...
Оганов Р. Г., академик рамн; Калинина A. M., д м н.; Поздняков Ю. М., д м н., профессор; Стоногина В. П., к м н.; Какорина Е. П.,...

Приказ о совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области iconОрганизация экспертизы временной нетрудоспособности в медицинских организациях
Эвн вид медицинской деятельности, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого...

Приказ о совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области iconОрганизация экспертизы временной нетрудоспособности в медицинских организациях
Эвн вид медицинской деятельности, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого...

Приказ о совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области iconПриказ №26 г. Новокузнецк «Об утверждении: Правила поведения пациентов...
Настоящие Правила разработаны в соответствии c Федеральным законом №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,...

Приказ о совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области iconПравила внутреннего распорядка для пациентов правила внутреннего распорядка для пациентов
Настоящие Правила определяют внутренний распорядок в спб гбуз "Городская поликлиника №96", режим работы, порядок обращения пациентов,...

Приказ о совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области iconМетодические рекомендации по организации Школ здоровья в лечебно-профилактических...
Гауз «Брянский областной врачебно-физкультурный диспансер». Отделение «Центр медицинской профилактики»

Приказ о совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области iconУчреждение здравоохранения иволгинская центральная районная больница
Одним из наиболее перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск