Российская Федерация
Белгородская область ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ
О совершенствовании эффективности деятельности Школ здоровья (пациентов) в медицинских учреждениях области
В целях развития и совершенствования деятельности Школ здоровья (пациентов) (далее — Школа здоровья) в медицинских учреждениях Белгородской области, а также во исполнение требований приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012г. № 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико- санитарной помощи взрослому населению», приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.12.2012г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2012г. № 1344н «Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения» приказываю:
Утвердить:
Положение о Школе здоровья (приложение № 1).
Перечень учётно-отчётной документации для Школ здоровья (приложение № 2).
Требования к составлению и оформлению программы Школы здоровья (приложение № 3).
Начальникам управления здравоохранения администрации г. Белгорода. Губкинского и Страооскольского городского округа, главным врачам медицинских учреждений области обеспечить:
Организацию новых и эффективную работу действующих Школ здоровья на базе амбулаторно-поликлинических отделений (учреждений), в том числе кабинетов (отделений) медицинской профилактики, центров здоровья, дневных стационаров или специализированных (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделений стационаров учреждения здравоохранения, санаториев-профилакториев, санаториев;
Учет работы Школ здоровья в критериях оценки качества работы специалистов медицинских учреждений, в соответствии с «Дорожной картой» (постановление Правительства Белгородской области от 25.02.2013г. № 68-пп «Об
утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «изменения в отрасли социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Белгородской области»);
Представление информации о работе Школ здоровья в подведомственном учреждении в ОГКУЗ особого типа «Областной центр медицинской профилактики» 1 раз в квартал не позднее 5 числа следующего за кварталом месяца.
Главному врачу ОГКУЗ особого типа «Областной центр медицинской профилактики» Кропанину Г.И. обеспечить:
Методическое и информационное сопровождение Школ здоровья на базе медицинских учреждений области, с выездом в районы, в соответствии с графиком выездов специалистов (приложение № 4).
Представление анализа деятельности Школ здоровья на территории области в управление организации медицинской помощи департамента здравоохранения и социальной защиты населения области 1 раз в квартал не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца.
И.Залогин Начальник департамента - заместитель председателя Правительства области
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления организации медицинской помощи департамента здравоохранения и социальной защиты населения области Крылову Л.С.
Приложение № 1 к приказу начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области
л й i. >■ / л _ _ ^ _ /) А и
Положение о Школе здоровья
Школа здоровья - это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранение здоровья.
Школа здоровья является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения, организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания - по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76).
Школа здоровья включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ №268 от 16.07.2001г. «О введении в действие отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги»).
Общие положения
Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе центра (кабинета, отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.
Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ здоровья в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы здоровья, порядок и формы направления пациентов на обучение, график проведения Школы здоровья на год, помещение, где будут проходить занятия и перечень необходимого оборудования. В приказе также утверждается расчет заработной платы сотрудников Школы здоровья.
Руководство Школой здоровья осуществляет врач или медицинская сестра, имеющая специальность «управление сестринской деятельностью» и необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.
Обязанности руководителя Школы здоровья
обеспечение регулярной деятельности Школы здоровья;
контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе здоровья;
оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;
координация деятельности со специалистами других подразделений;
ежегодное представление отчета о работе Школы.
Работа Школы здоровья осуществляется в соответствии с настоящим Положением (приложение № 1).
Пациенты направляются на занятия в Школу здоровья лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля.
Учет работы и отчетность по работе Школ здоровья проводятся в соответствии с перечнем учетно-отчетной документации (приложение № 2).
Наполняемость группы пациентов максимально 8-10 человек.
Каждая Школа здоровья работает по программе, утвержденной главным врачом медицинской организации области.
Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут). На каждое занятие представляется соответствующая разработка.
При выборе формы проведения занятия (популярная лекция, лекция - диалог, деловая игра, тренинг) учитывается возраст и уровень подготовки слушателей. В Школе здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». Предпочтительно обучение пациентов совместно с членами их семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.
Организационные модели Школы здоровья включают две схемы: схема № 1 - обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; схема № 2 - обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации.
В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог и др.
Ознакомление населения с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
Повышение ответственности человека за сохранение своего здоровья.
Формирование у населения навыков и умения по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
Повышения взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
Оснащенность Школ здоровья
Занятия в Школе должны проводиться в отдельном, специально- оборудованном для данных целей помещении, площадь учебного помещения должна быть в расчете 4м1 на 1 место.
Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное).
Обязательное оборудование Школы здоровья:
стол и стулья в достаточном количестве;
проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;
раздаточно-демонстрационный материал (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).
Дополнительное (желательное) оборудование Школы:
принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;
аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеоматериалы;
тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой.
Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы здоровья:
Школа для пациентов с артериальной гипертонией: тонометры (не менее 5 штук, желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров), напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии, препараты для лечения гипертонического криза и приступа стенокардии.
Школа здоровья для больных с бронхиальной астмой: пикфлоуметры (не менее 5 штук), мундштуки (загубники) картонные одноразовые, различные формы доставки лекарственных препаратов - дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.
Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом II типа: визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры - не менее 5 штук, желательно автоматические, фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препараты, содержащие глюкагон.
Школа психологической подготовки к рождению ребенка: кукла, набор пеленок, мультимедийные устройства, брошюры, плакаты, листовки для раздачи будущим родителям.
Школа для желающих бросить курить: газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.
Приложение № 2 к приказу начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской областиПеречень учетной-отчетной документации Школы здоровья Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья.
Учет пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий (таблица № 1). Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкету для получения информации.Таблица № 1Образец заполнения журнала регистрации пациентов, обучающихся в Школездоровья №
| ФИО пациента
| Возраст
| Контактный
телефон
| Дата
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Отметка о присутствии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Медицинская карта амбулаторного больного.
В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в Школе здоровья, даты и темы каждого занятия, заверенные медицинским работником, проводившим занятие. Для тех, кто прошел обучение в Школе здоровья, на лицевой стороне медицинской карты амбулаторного больного ставится отметка о наименовании школы, с указанием даты завершения занятий в Школе.Приложение № 3 к приказу начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской областиТребования к составлению и оформлению программы Школы здоровьяПрограмма включает следующие структурные элементы: титульный лист;
введение;
требования к уровню подготовки пациентов;
план работы Школы и содержание рабочей программы;
раздаточно-информационный материал;
средства контроля.
Титульный лист содержит: наименование медицинского учреждения;
гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа главного врача медицинского учреждения);
название Школы здоровья;
Ф.И.О. сотрудника, разработавшего и реализующего данную программу;
год составления программы.
В тексте введения к программе указывается: цели и задачи программы конкретной Школы здоровья;
особенности, предпочтительные формы организации занятий.
Подробным образом расписывается содержание каждого занятия. Каждоезанятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков пациенга. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.Информационная часть занятий проводится в течение каждого занятия дробно, по блокам не более 10-15 минут, чтобы избежать лекционной формы работы с пациентами.Активная часть занятий содержит активную работ)' с пациентами, которая может проводится в разных формах: вопросы-ответы;
заполнение вопросников, имеющих отношение к теме занятия, и обсуждение их результатов;
проведение расчетов и оценок, (например; расчет индекса массы тела, суточной калорийности и др.);
обучение практическим навыкам (измерение артериального давления, подсчета пульса и т.д.);
знакомство со справочными таблицами и иными информационными материалами.
Требования к уровню подготовки пациентов представляют собой описание; требований к знаниям и умениям, которые должны приобрести пациенты в процессе занятий по программе;
систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений.
«План работы Школы» составляется на один календарный год, оформляется в виде таблицы. №
учебного
занятия
| Дата
| Тема
учебного
занятия
| ФИО
сотрудника, который проводит занятие
| Содержание деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздаточно-информационный материал включает в себя наглядные пособия: брошюры, листовки, буклеты, памятки и пр.
Структурный элемент рабочей программы «Средства контроля» включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, опросников и т.д.) для оценки освоения пациентами планируемого содержания.
Примерный вариант опросника
Уважаемый слушатель!
Просим Вас ответить на следующие вопросы, чтобы определить, насколько полезным и интересным было для Вас обучение в Школе, получить Ваши советы и пожелания для совершенствования дальнейшего обучения. Дайте оценку по пятибалльной шкале: от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка)
Утверждения
| С
| Оценка в баллах
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Организация обучения в Школе в целом
|
|
|
|
|
| Сколько занятий Вы посетили
|
|
|
|
|
| Продолжительность занятий оптимальная
|
|
|
|
|
| Удовлетворенность временем занятий
|
|
|
|
|
| Материал занятий интересный, доступный
|
|
|
|
|
| Получено много новой информации
|
|
|
|
|
| Понравилась форма подачи материала
|
|
|
|
|
| Советы, полученные в Школе, буду выполнять
|
|
|
|
|
| Выполнение рекомендаций потребует много времени
|
|
|
|
|
| Выполнение рекомендаций потребует много материальных затрат
|
|
|
|
|
| Дайте оценку занятиям:
|
|
|
|
|
| Занятие 1 (Тема...)
|
|
|
|
|
| Занятие 2 (Тема...)
|
|
|
|
|
| Занятие 3 (Тема...)
|
|
|
|
|
| Занятие 4 (Тема...)
|
|
|
|
|
| Занятие 5 (Тема...)
|
|
|
|
|
| Занятие 6 (Тема...)
|
|
|
|
|
| Что было лишним на занятиях (Дайте, пожалуйста, полный развернутый ответ)
|
| Что еще Вы хотели бы узнать (Дайте, пожалуйста, полный развернутый ответ)
|
|
Спасибо!
Организация обучения в Школе здоровья:
До 30 баллов - неудовлетворительная организация; 31-60 баллов - хорошая организация;
61 балл и более - отличная организация
3. Задачи Школ здоровья В доступной популярной форме информирование населения о причинах и механизмах развития заболеваний.
|