Департамент образования Ярославской области
Департамент образования мэрии города Ярославля
Организационное обеспечение программного комплекса АСИОУ + РИД Управленческий аспект
г. Ярославль
2011 Содержание
-
1.
| Введение………………………………………………………………………
| 3
| 2.
| Создание в образовательном учреждении единого информационного образовательного пространства ……………………………………………
| 5
| 3.
| Возможности АСИОУ для предоставления услуг в электронном виде…
| 7
| 4.
| Алгоритм внедрения Электронного журнала в УВП……………………..
| 11
| 5
| Алгоритм внедрения Регионального интернет дневника ………………
| 10
| 5.
| Технологическая карта…………………………………………………
| 11
| 6.
7.
| Риски и проблемы…………………………………………………………..
Тезаурус……………………………………………………………………….
| 20
17
| 8.
| Приложения……………………………………………………………………
| 19
| Приложения
1. Приказ о введении Электронного журнала в образовательный процесс
2. Положение об Электронном журнале
3. Положение о школьной локальной сети
4. Правила пользования локальной сетью и сетью Интернет
5. Должностная инструкция системного администратора
6. Инструкция по работе с АСИОУ
7. Презентация для проведения родительских собраний
8. Буклет для родителей
Введение
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед российской системой образования, является обеспечение доступности и качества образовательного процесса, итогом которого должно быть формирование конкурентоспособности выпускника. Данная цель не может быть достигнута без широкого внедрения, без опоры на современные информационные технологии в образовании.
Современная школа-это сложная система, которая состоит из отдельных звеньев. Все эти звенья тесно переплетены и комплексно взаимодействуют между собой. Кадровая, учебно-воспитательная, методическая и управленческая деятельность современного образовательного учреждения для достижения максимального эффекта должны быть соединены в едином информационно-образовательном пространстве. Создание данного пространства невозможны без широкого внедрения информационно коммуникационных технологий (ИКТ), которые придают им целенаправленный характер.
Информационные технологии в школе дают возможность реализовать максимально эффективное взаимодействие между управляемой и управляющей подсистемами учебного учреждения.
Информатизация образовательного процесса производится в следующих основных направлениях:
обновление и расширение технической оснащенности школы;
внедрение информационных технологий в организацию управления образовательным учреждением;
информатизация школы в сфере образовательного процесса;
усовершенствование при IT-технологий внеклассной и внешкольной работы.
Информационно-коммуникативные технологии позволяют современной школе предоставить услуги в электронном виде:
электронный журнал;
электронный дневник.
Предлагаемый программный комплекс АСИОУ+РИД для реализации услуг в электронном виде обеспечивает оперативное взаимодействие между учителями, обучающимися, родителями и администрацией образовательного учреждения.
В данном пособии рассматриваются вопросы, связанные с организацией введения программного комплекса АСИОУ+РИД в образовательный процесс.
Представленный материал структурирован, содержит алгоритм введения Электронного журнала и Электронного дневника в практику работы школы. Содержание локальных актов, представленных в приложении, носит рекомендательный характер.
Создание в образовательном учреждении единого информационного образовательного пространства
Современный мир постоянно меняется, меняется и отношение к школьному образованию. Сегодня говорят о реальной необходимости перехода школы к Электронному журналу, Электронному дневнику школьника. И это не дань моде. Однако Электронный журнал требует нового образа мышления, ломки привычных, выработанных десятилетиями навыков работы. Связано это с тем, что Электронный журнал – это не просто копия бумажного журнала, это уже информационная среда, в которую включены учителя, администрация, обучающиеся, родители учеников. Введение Электронного журнала открывает переход классической школы в Электронную школу.
Реализация проекта обеспечит:
администрации школы:
- оперативно получать и анализировать информацию об учебном процессе для принятия управленческих решений;
- иметь доступ к сведениям о сотрудниках, обучающихся; расписанию уроков, школьных и классных мероприятиях;
- осуществлять мониторинг достижений обучающихся;
- автоматизировать систему школьного документооборота;
- возможность оперативного общения с обучающимися, родителями, педагогами в режиме on-line;
- проводить опросы участников образовательного процесса по различным направлениям;
- конструировать управленческие отчёты из базы данных АСИОУ;
- создать банк информационных материалов.
классным руководителям и педагогическим работникам:
- вести Электронный журнал;
- автоматически получать стандартные отчёты об успеваемости и посещаемости обучающихся;
- иметь доступ к расписанию уроков, внеклассных мероприятий;
- использовать цифровые образовательные ресурсы;
- возможность общения с обучающимися, родителями, педагогами в режиме on-line;
- проводить тестирование обучающихся;
- вести портфолио.
обучающимся:
- иметь доступ к расписанию; Электронному дневнику;
- получать отчёты о своей успеваемости и посещаемости;
- вести портфолио своих проектов и достижений;
- иметь возможность дистанционного обучения в рамках школьного учебного процесса;
- повысить ответственность за посещение занятий и качество обучения.
родителям:
- осуществлять оперативный контроль за успеваемостью и посещаемостью своего ребёнка, расписанием его занятий;
- получать отчёт по успеваемости и посещаемости;
- иметь возможность оперативно и достоверно получать информацию от классного руководителя о собраниях, мероприятиях, поездках, отмене занятий и др.;
- иметь возможность общения с администрацией, с классным руководителем или учителем-предметником своего ребёнка в информационной среде учреждения;
- при отсутствии доступа родителей к Интернет – возможность распечатывания наглядных и информационных отчётов.
Возможности АСИОУ для предоставления услуг в электронном виде
Данный комплекс позволяет не только формировать банк данных обучающихся и учителей, их достижений и всевозможных показателей степени обученности и качества знаний, но и проводить аналитическую обработку информации. Программный комплекс позволяет осуществлять выборку данных, как по конкретному ребенку, так и по их различным объединениям (классам, группам) и тем самым оперативно получать полную и достоверную информацию о состоянии и динамике образовательного процесса.
Система позволяет автоматически рассчитывать и использовать обобщенные показатели успеваемости, степени обученности, качество знаний, получать статистику отметок (по классам, параллелям, ученикам, предметам, преподавателям, отчетным периодам) для формирования таблиц и диаграмм.
Такой интегрированный банк данных позволяет решать задачи оценки качества образования, осуществлять мониторинг образовательной деятельности, проводить объективный анализ состояния образовательного процесса в школе, получать достоверную информацию о полученном уровне образования и, что самое главное, о результатах учебной деятельности каждого участника образовательного процесса.
Проблема не в том, в каком виде эта информация представлена: в бумажном или электронном, а в том, каким образом она рассчитывается и сколько времени тратит администратор на расчеты. При использовании АСИОУ все вычислительные операции автоматизированы и возможность ошибок практически исключена.
Алгоритм работы АСИОУ при введении в школе Электронного журнала
Проведение установочного семинара. Очень важно, чтобы все сотрудники школы поняли, с какой целью вводится этот программный комплекс, какие конкретные преимущества получат непосредственные пользователи. На этом семинаре вырабатывается общность понимания и подходов учителей и администрации к использованию данного программного комплекса в процессе управления школой.
Обучение персонала. В ходе этого обучения осваиваются основные технологические приемы работы с программным комплексом, а также особенности ведения отдельных блоков при организации конкретных рабочих мест.
Создание локальной сети в школе. В локальную сеть образовательного учреждения обязательно нужно объединить компьютеры директора, заместителей директора, секретаря, социального педагога. Если в школе недостаточно средств для оснащения всех школьных кабинетов, то можно организовать места свободного доступа учителей в учительской или библиотеке. Кроме того, на время занесения информации об успеваемости учащихся по итогам учебного периода можно организовать работу для классных руководителей в компьютерном классе. Естественно, что все эти компьютеры должны быть объединены в единую локальную сеть.
Организация работы по заполнению базы данных. Первоначальное введение информации в информационную систему самое трудоемкое дело. К этой работе привлекаются все специалисты, которые в состоянии выполнить возложенные на них обязанности.
Разработка нормативно-правовой базы введения Электронного журнала в школе. В базу может входить:
Приказ о введении Электронного журнала в образовательный процесс;
Приказ о распределении обязанностей между сотрудниками школы;
Положение об Электронном журнале;
Положение о защите персональных данных;
Положение о школьной локальной сети;
Правила пользования локальной сетью;
Должностная инструкция системного администратора.
Мониторинг результативности и коррекция. Прежде всего результатом работы с АСИОУ можно считать полноту и качество заполнения баз данных. Руководитель должен быть готов к проблемам, связанным с координацией работы всех сотрудников школы, с ошибками в заполнении данных и, как следствие, ошибками в отчетах. Решить эти проблемы можно путем более качественного распределения обязанностей за конкретными специалистами с возложением персональной ответственности за конкретный участок работы.
Создание условий для работы учителя-предметника с Электронным журналом на рабочем месте. Информационные технологии должны на деле облегчать труд учителя, а не усложнять его. Учитель должен видеть реальные преимущества работы с электронным журналом для автоматизации рутинных процессов учета успеваемости учащихся и облегчения своего труда. Работа с электронным журналом должна экономить время педагога. Интерфейс программы АСИОУ максимально повторяет традиционный классный журнал, а основные приемы работы с ним просты и интуитивно понятны педагогам с любым уровнем подготовки в сфере ИКТ.
Организация работы школы с Электронным журналом в тестовом режиме. Электронный журнал не может быть полноценной заменой традиционному журналу. Таким образом, возникает необходимость в период тестового режима ведения двух копий классного журнала - в электронной и традиционной форме. Тестовый режим продолжается в школе одну четверть. В течение этого времени контрольная группа учителей знакомится с этим программным продуктом, администрацией оценивается стабильность работы системы, изменяется и дополняется нормативная база. Необходимо ежедневное архивирование базы данных и сохранение ее на резервном электронном носителе с целью предотвращения утери базы банных.
Мониторинг результативности. Так как работа с Электронным журналом станет обязательной для всех учителей, то показателем результативности можно считать своевременность занесения информации, объективность вывода итоговых отметок. Необходимо осуществлять мониторинг затруднений, с которыми сталкиваются учителя при работе с программным комплексом АСИОУ и в системе, а не от случая к случаю проводить инструктивные семинары по преодолению этих затруднений.
Алгоритм внедрения Электронного журнала в УВП.
Алгоритм внедрения Регионального интернет – дневника.
Электронный журнал.
Электронный журнал – это новая система учета успеваемости для школ и других образовательных учреждений. Это прекрасный инструмент для администрации и учителей, который облегчает их каждодневную бумажную рутину, а также удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе и быть на связи со школой.
Главная задача, решаемая Электронным классным журналом, – это своевременное информирование родителей по вопросам успеваемости и посещаемости их детей.
Таким образом, использование Электронного журнала классным руководителем ориентировано на решение одной из проблем школы – информативность.
В планах развития программного комплекса АСИОУ+ГИД — создание общего информационного поля образовательных учреждений с участием органов управления образования, методических центров и других уполномоченных организаций. Специалисты самых разных уровней смогут получать сводную отчетность, анализировать статистику и более эффективно управлять качеством образования.
Конечно, существуют проблемы введения Электронного журнала в школе. Учителю-предметнику приходится выполнять двойную работу, заполняя бумажный и электронный журналы. Некоторые учителя пока ещё настороженно относятся к нововведению, многие боятся дополнительных трудностей. Но те из учителей, кто овладел компьютерными навыками, уже понимают, что есть масса возможностей сэкономить время на бумажной работе, ведь многие отчеты здесь генерируются автоматически.
В настоящее время техническое оснащение кабинетов недостаточно для масштабной планомерной работы. Но в школах создаются компьютерные классы, где подключен Интернет, постепенно возможности расширяются. Не будет ли поздно начинать осваивать Электронные журналы, когда система заработает в полную силу?
Не вызывает сомнения, что вскоре Электронный журнал придет в каждую школу. И это неудивительно. Помимо курса на модернизацию образования (в том числе и в отношении использования информационных технологий в школе), озвученного президентом, есть ряд неоспоримых преимуществ Электронного журнала перед своим бумажным прототипом.
Доступ к данным системы регулируется согласно полномочиям пользователей. Информация предоставляется администрации, учителям, родителям и ученикам в строгом соответствии с их правами.
Информация, поступающая в Электронный журнал, передается в Электронный дневник на сайт Регионального Интернет Дневника (РИД). Доступ к данным системы регулируется согласно полномочиям пользователей. Информация предоставляется администрации, учителям, родителям и ученикам в строгом соответствии с их правами.
Всегда актуальная информация об изменениях расписания, заменах, любых значимых событиях в школе доступна всем пользователям. Вместе со скоростью, с которой информация становится доступна, здесь заключено еще одно заметное преимущество для администрации школы: при работе со многими журналами больше не требуется выстраивать порядок работы с разными классами, так как всегда наглядно видно, в какой части журналы уже заполнены, а кроме этого, можно контролировать работу учителей.
Таким образом, Электронный журнал обеспечивает открытость информационного пространства, стимулирование новых отношений меду всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Электронный дневник
Электронный дневник школьника формируется автоматически на сайте «Региональный Интернет Дневник»: выгрузка данных из АСИОУ в РИД происходит под административным паролем и не требует дополнительного заполнения Электронного дневника ни классными руководителями, ни учителями – предметниками.
Электронный дневник представляет собой систему для взаимодействия школьников, их родителей, учителей и администрации школы посредством Интернета. С помощью Электронных дневников родители отслеживают успеваемость ребенка: расписание занятий, домашнее задание, оценки, посещение уроков. Школьники всегда имеют под рукой расписание и домашнее задание, а также возможность посмотреть статистику и рейтинги своих оценок по неделям, месяцам или четвертям.
Электронный дневник дисциплинирует обучающихся: уменьшаются пропуски по неуважительным причинам, ученики, которые отсутствовали по болезни, могут без проблем узнать домашнее задание. Учителя получили удобный и быстрый способ общения с родителями.
Чем же может привлечь Электронный дневник родителей:
1. Электронный дневник – это открытая электронная версия школьного журнала с явными преимуществами: в отличие от его бумажного аналога доступен в любой момент времени и предоставляет больше информации в наглядной и понятной форме: выписки всех оценок, точные данные о посещаемости уроков, возможность цветового кодирования информации.
2. Дневник ребенка является для них доступным через сеть Интернет в любое удобное для них время: дома или на работе, с компьютера, ноутбука, сотового телефона.
3. Электронный дневник помогает родителям проверять ребенка – отговорки вроде того, что дневники сданы на проверку, теперь не пройдут.
4. Из вкладки «Сообщения» родители имеют возможность прочитать запись в Электронном дневнике обучающегося, которую может оставить классный руководитель.
5. Расписавшись за одну неделю в дневнике, родители, как правило, не возвращаются к предыдущей, а в случае с Электронным дневником все оценки с начала четверти никуда не пропадают, а только ведется последующее наполнение, все пропуски отмечены, объявления сделаны. Таким образом, и родители, и ученики могут следить за накопляемостью оценок.
6. Информация в Электронном дневнике защищена от взлома. Родителям и обучающимся, желающим воспользоваться данным сервисом, классными руководителями выдается уникальные логин и пароль, который не подлежит разглашению. Благодаря паролю родители имеют доступ только к собственным данным, оценки других детей для них недоступны.
Таким образом, внедрение Электронных дневников позволяет школьникам стать более ответственными и открытыми перед родителями. Родители могут наладить эффективное взаимодействие с образовательным учреждением. В конечном итоге благодаря Электронному дневнику повышается успеваемость и посещаемость школьников, что, несомненно, повышает престиж школы. |