Скачать 1.58 Mb.
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат» ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Методические рекомендации Методические рекомендации содержат теоретические аспекты по организации и проведению родительских собраний профориентационной направленности, примерные темы, планы и сценарии собраний. Приложения к методическим рекомендациям включают в себя анкеты, тесты, памятки для учащихся и родителей, справочную информацию по вопросам профориентации. Данные методические рекомендации адресованы классным руководителям, ответственным за профориентационную работу, ответственным за предпрофильную подготовку учащихся в образовательных учреждениях; педагогам - психологам, профконсультантам. Авторы-составители: методисты, педагоги- психологи, педагоги Межшкольного учебного комбината г. Енисейска Основу теоретических материалов сборника составляют разработки Васильевой Е. А., педагога-психолога Тольяттинского центра профориентации ВВЕДЕНИЕ В настоящее время каждый подросток, стоящий перед проблемой выбора профессии, оказывается в сложном положении: напряженная ситуация на рынке труда и профессий, безработица, постоянные изменения квалификационных требований к специалисту, пересмотр принципа «выбор профессии на всю жизнь», изменения на рынке образовательных услуг. В результате растет тревожность и неуверенность в будущем не только среди молодёжи, но и у взрослого населения: родителей, педагогов. Несмотря на то, что в системе образования города Енисейска складывается соответствующая современным требованиям система профориентационной работы, тем не менее, проявляется и недостаточная информированность о профессиях, содержании труда, необъективная оценка подростком своих психофизиологических особенностей, отсутствие необходимой допрофессиональной подготовки, влияние окружающего социума. Кроме того, обнаруживается как бы разрыв между опытом поколения, которое начинало трудовую жизнь двадцать – двадцать пять лет назад и сегодняшней молодежью. Опыт взрослых оказывается неэффективным, ненужным, более того – дезориентирующим, — для сегодняшней молодежи, а адекватный источник формирования иного, более пригодного для рыночных условий трудового сознания попросту отсутствует. Все это может привести к неадекватному профессиональному выбору выпускником. Как следствие, поверхностное восприятие содержания труда той или иной профессиональной деятельности, случайные впечатления, отрывочные знания, ориентация только на жиненно-практические мотивы профессионального выбора могут спровоцировать конфликт между ожиданием и действительностью, создать предпосылки к асоциальному поведению молодого человека. Поэтому необходима работа по оказанию помощи молодежи в профессиональном самоопределении, а именно в умении обоснованно определить свой профессиональный и жизненный путь. Профессиональное самоопределение - это, с одной стороны самостоятельный осознанный выбор ребенка, а с другой стороны - дело всей семьи. Родители играют немаловажную роль в этом процессе, оказывая огромное влияние на выбор профессии детьми: где советом и рекомендациями при построении профессионального плана, где авторитарно решая вопросы выбора профессии или учебного заведения, где отдавая решение данного вопроса полностью в руки ребенка. В любом случае родителям необходима информация по вопросам профориентации. В результате организованная и качественно проведенная работа с родителями по профессиональному просвещению и информированию, возможно, сможет привести к согласованию представлений детей и родителей о профессиональном будущем старшеклассника. Родительские собрания же являются одной из основных форм работы с семьёй по профориентации. На собраниях можно обсудить:
Целью данных методических рекомендаций является знакомство с теоретическими и практическими аспектами организации и проведения родительских собраний профориентационной направленности. Они включают в себя два раздела и блок приложений:
Данные методические рекомендации адресованы классным руководителям; ответственным за профориентационную работу, ответственным за предпрофильную подготовку в образовательных учреждениях; педагогам-психологам, профконсультантам. Могут быть использованы ими при подготовке, организации и проведении родительских собраний профориентационной направленности и в индивидуальной работе с родителями. I. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Родительское собрание профориентационной направленности - это форма предоставления важной информации родителям по вопросам профессионального самоопределения детей. Родительские собрания организуются и проводятся с целью просвещения и информирования родителей по различным аспектам профориентации молодежи. Основными задачами собраний профориентационной направленности являются:
1. Виды родительских собраний По форме проведения в зависимости от количества участников собрания могут быть:
По содержанию можно выделить собрания:
- итоговые, где рассматриваются результаты проведенной профориентационной работы с учащимися, работы в рамках предпрофильной подготовки учащихся; проводится анализ уровня сформированности профессиональных планов детьми, планируются профориентационные мероприятия на будущее. По организационной форме проведения собрания могут быть:
2. Тематика родительских собраний. Выбор тематики собрания может осуществляться на основе результатов предварительного анкетирования родителей и учащихся или в соответствии с планом работы по профориентации в образовательном учреждении. Участие родителей в разработке тем собраний во многом определяет их эффективность. Ниже предложены некоторые темы родительских собраний профориентационной направленности для разных возрастных групп учащихся. Примерная тематика родительских собраний профориентационной направленности:
Предложенные темы собраний могут корректироваться в зависимости от запросов родителей. При отсутствии запросов собрания могут быть обзорными. 3. Подготовка и организация родительских собраний. Проведение родительских собраний профориентационной направленности требует от педагогических работников (классных руководителей, ответственных за профориентационную работу, предпрофильную подготовку в образовательных учреждениях) тщательной подготовки, решения определенных организационных вопросов. Этапы организации родительского собрания профориентационной направленности:
Чтобы собрание прошло в обстановке заинтересованности и при активном участии родителей можно заранее попросить их заполнить специально разработанные анкеты. Анкеты помогут определиться с тематикой собрания, составить представление о конкретных вопросах, проблемах профориентационной направленности, которые можно обсудить на родительских собраниях или по которым необходимо предоставить качественную информацию, организовать встречи со специалистами. Определяя варианты возможных тем собраний, важно ориентироваться, насколько тема актуальна и своевременна для родителей данного возрастного периода. Например, тема родительского собрания «Как помочь ребенку выбрать профессию» не актуальна в конце 9 или 11 класса, но своевременна в 8, начале 9 или 10 класса. Место проведения выбирается в зависимости от организационной формы проведения собрания и количества приглашённых родителей. Это может быть:
Собрание профориентационной направленности лучше проводить в кругу, можно столы и стулья для участников расставлять полукругом (буквой «П», буквой «Т»). Такая организация рабочих мест будет способствовать доверительным отношениям между родителями и ведущими, располагать к конструктивному диалогу. Продолжительность собрания может варьироваться от 15 минут до 2 часов. В родительских собраниях, в зависимости от тематики, могут принимать участие различные специалисты:
Тематическое содержание родительских собраний зависит от вида и темы собрания. Оно может включать в себя:
В качестве оформления помещения, где будет проводиться родительское собрание профориентационной направленности, могут быть использованы:
4. Методическое оснащение родительских собраний профориентационной направленности Методическим оснащением могут служить:
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ |
Родительское собрание в 2-х классах «Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми» | Организационное обеспечение программного комплекса асиоу + рид управленческий аспект | ||
Оформление протоколов родительских собраний и листов ознакомления с информацией о егэ | Протоколирование родительского собрания, начинать с результативности выполнения предыдущего собрания | ||
Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается... | ... | ||
... | П58 Организация и проведение производственной практики студентов по направлению подготовки юриспруденция. Учебно-методическое пособие.... | ||
Организация и проведение отчетной (отчетно-выборной) конференции граждан | Организация и проведение отчетной (отчетно-выборной) конференции граждан |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |