Организация и проведение родительских собраний профориентационной направленности


НазваниеОрганизация и проведение родительских собраний профориентационной направленности
страница1/12
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Межшкольный учебный комбинат»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Методические рекомендации

Методические рекомендации содержат теоретические аспекты по организации и проведению родительских собраний профориентационной направленности, примерные темы, планы и сценарии собраний.

Приложения к методическим рекомендациям включают в себя анкеты, тесты, памятки для учащихся и родителей, справочную информацию по вопросам профориентации.

Данные методические рекомендации адресованы классным руководителям, ответственным за профориентационную работу, ответственным за предпрофильную подготовку учащихся в образовательных учреждениях; педагогам - психологам, профконсультантам.

Авторы-составители: методисты, педагоги- психологи, педагоги

Межшкольного учебного комбината

г. Енисейска
Основу теоретических материалов сборника составляют

разработки Васильевой Е. А., педагога-психолога Тольяттинского

центра профориентации

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время каждый подросток, стоящий перед проблемой выбора профессии, оказывается в сложном положении: напряженная ситуация на рынке труда и профессий, безработица, постоянные изменения квалификационных требований к специалисту, пересмотр принципа «выбор профессии на всю жизнь», изменения на рынке образовательных услуг. В результате растет тревожность и неуверенность в будущем не только среди молодёжи, но и у взрослого населения: родителей, педагогов.

Несмотря на то, что в системе образования города Енисейска складывается соответствующая современным требованиям система профориентационной работы, тем не менее, проявляется и недостаточная информированность о профессиях, содержании труда, необъективная оценка подростком своих психофизиологических особенностей, отсутствие необходимой допрофессиональной подготовки, влияние окружающего социума. Кроме того, обнаруживается как бы разрыв между опытом поколения, которое начинало трудовую жизнь двадцать – двадцать пять лет назад и сегодняшней молодежью. Опыт взрослых оказывается неэффективным, ненужным, более того – дезориентирующим, — для сегодняшней молодежи, а адекватный источник формирования иного, более пригодного для рыночных условий трудового сознания попросту отсутствует. Все это может привести к неадекватному профессиональному выбору выпускником.

Как следствие, поверхностное восприятие содержания труда той или иной профессиональной деятельности, случайные впечатления, отрывочные знания, ориентация только на жиненно-практические мотивы профессионального выбора могут спровоцировать конфликт между ожиданием и действительностью, создать предпосылки к асоциальному поведению молодого человека.

Поэтому необходима работа по оказанию помощи молодежи в профессиональном

самоопределении, а именно в умении обоснованно определить свой профессиональный и жизненный путь.

Профессиональное самоопределение - это, с одной стороны самостоятельный осознанный выбор ребенка, а с другой стороны - дело всей семьи.

Родители играют немаловажную роль в этом процессе, оказывая огромное влияние на выбор профессии детьми: где советом и рекомендациями при построении профессионального плана, где авторитарно решая вопросы выбора профессии или учебного заведения, где отдавая решение данного вопроса полностью в руки ребенка. В любом случае родителям необходима информация по вопросам профориентации.

В результате организованная и качественно проведенная работа с родителями по профессиональному просвещению и информированию, возможно, сможет привести к согласованию представлений детей и родителей о профессиональном будущем старшеклассника.

Родительские собрания же являются одной из основных форм работы с семьёй по профориентации.

На собраниях можно обсудить:

  • профессиональные интересы и склонности детей, методы и способы их изучения и развития;

  • правила выбора профессии;

  • факторы, оказывающие влияние на выбор профессии;

  • типичные ошибки, которые совершают родители и дети, определяя дальнейший жизненный путь;

  • пути получения профессионального образования;

  • состояние здоровья и его роль при профессиональном выборе;

  • ситуация на рынке труда;

  • роль родителей при формировании обоснованного профессионального плана детьми.

Целью данных методических рекомендаций является знакомство с теоретическими и практическими аспектами организации и проведения родительских собраний профориентационной направленности.

Они включают в себя два раздела и блок приложений:

  1. Раздел «Организационно-методические аспекты проведения родительских собраний профориентационной направленности» содержит необходимую информацию по подготовке, организации и методическому оснащению родительских собраний.

  2. Раздел «Практические рекомендации по проведению родительских собраний профориентационной направленности» содержит необходимую информацию по проведению родительских собраний; примерные планы проведения тематических родительских собраний профориентационной направленности.

  3. Блок приложений содержит анкеты, опросники, тесты для родителей, полезную информацию, памятки для учащихся и родителей по вопросам профориентации, примерные профориентационные игры, упражнения и задания.

Данные методические рекомендации адресованы классным руководителям; ответственным за профориентационную работу, ответственным за предпрофильную подготовку в образовательных учреждениях; педагогам-психологам, профконсультантам. Могут быть использованы ими при подготовке, организации и проведении родительских собраний профориентационной направленности и в индивидуальной работе с родителями.


I. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Родительское собрание профориентационной направленности - это форма предоставления важной информации родителям по вопросам профессионального самоопределения детей.

Родительские собрания организуются и проводятся с целью просвещения и информирования родителей по различным аспектам профориентации молодежи. Основными задачами собраний профориентационной направленности являются:

  • формирование у родителей желания помочь ребенку в выборе профессии, в построении личного профессионального плана, активизация родительской позиции;

  • формирование у родителей понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии детьми;

  • обучение стратегии выбора профессии;

  • осознание проблем, связанных с профессиональным самоопределением ребенка и поиск совместных путей их решения.


1. Виды родительских собраний

По форме проведения в зависимости от количества участников собрания могут быть:

  • классные, на которых присутствуют родители учащихся одного класса (15-30 человек);

  • параллельные, на которых присутствуют родители учащихся одной параллели (60-120 человек);

  • общешкольные, на которых присутствуют родители учащихся нескольких параллелей или всего образовательного учреждения (от 200 человек и более).

По содержанию можно выделить собрания:

  • общие, где рассматриваются профориентационные вопросы общей направленности: правила выбора профессии, ошибки профессионального выбора, мотивы профессионального выбора, пути получения профессионального образования, рынок труда, жизненные ценности, ценности труда, роль родителей в профессиональном самоопределении ребенка и т. п.;

  • актуальные, где рассматриваются текущие вопросы, конкретные ситуации: проблемы, связанные с изучением личности ребёнка, возрастные особенности детей, индивидуальные особенности детей, ситуация на рынке образовательных услуг, современная ситуация на рынке труда и его требования к профессионалу, психологическая подготовка к ГИА, ЕГЭ, результаты профориентационных мониторингов, исследований, опросов и др.;

- итоговые, где рассматриваются результаты проведенной профориентационной работы с учащимися, работы в рамках предпрофильной подготовки учащихся; проводится анализ уровня сформированности профессиональных планов детьми, планируются профориентационные мероприятия на будущее.

По организационной форме проведения собрания могут быть:

  • информационно-консультационные: для родителей или совместные для родителей и учащихся в виде справочных консультаций, лекций, бесед;

  • информационно-просветительские: для родителей в виде дискуссий, круглых столов, встреч со специалистами, обучающих семинаров;

  • информационно-игровые: для родителей в виде тренингов, родительского практикума, профориентационных игр.


2. Тематика родительских собраний.

Выбор тематики собрания может осуществляться на основе результатов предварительного анкетирования родителей и учащихся или в соответствии с планом работы по профориентации в образовательном учреждении. Участие родителей в разработке тем собраний во многом определяет их эффективность. Ниже предложены некоторые темы родительских собраний профориентационной направленности для разных возрастных групп учащихся.

Примерная тематика родительских собраний профориентационной направленности:

  1. «Мир профессий глазами младшего школьника»

  2. «Многообразие мира профессий»

  3. «Роль семьи в трудовом воспитании школьника»

  4. «Как помочь ребенку выбрать профессию»

  5. «Роль родителей при построении личного профессионального плана детьми»

  6. «Правила выбора профессии. Ошибки профессионального выбора»

  7. «Интересы, способности и выбор профессии»

  8. «Склонности, способности, интересы детей и пути их формирования в семье»

  9. «Здоровье и выбор профессии. Медицинские показания и противопоказания»

  10. «Требования, предъявляемые профессией к человеку»

  11. «Профессионально-важные качества. Профессиональная пригодность»

  12. «Пути получения профессионального образования»

  1. «Современный рынок труда и его требования к профессионалу»

  2. «Профессиональные намерения и возможности учащихся»

  3. «Досуг школьников и выбор профессии»

  4. «Допрофессиональная подготовка учащихся»

  5. «Предпрофильная подготовка учащихся: цели, задачи, результаты»

  6. «Основные вопросы и проблемы выбора профессии»

  7. «Особенности развития учащихся подросткового возраста»

  8. «Традиции, микроклимат в семье и их влияние на профессиональный выбор детьми»

  9. «Возможные конфликты между родителями и детьми по вопросу выбора профессии и пути их устранения»

Предложенные темы собраний могут корректироваться в зависимости от запросов родителей. При отсутствии запросов собрания могут быть обзорными.
3. Подготовка и организация родительских собраний.

Проведение родительских собраний профориентационной направленности требует от педагогических работников (классных руководителей, ответственных за профориентационную работу, предпрофильную подготовку в образовательных учреждениях) тщательной подготовки, решения определенных организационных вопросов.

Этапы организации родительского собрания профориентационной направленности:

  1. Выбор темы собрания.

  2. Определение даты, времени и места проведения собрания.

  3. Оповещение родителей.

  1. Приглашение специалистов (если есть необходимость), в зависимости от вида и темы собрания.

  2. Подготовка тематического содержания собрания, планирование последовательности обсуждаемых вопросов в соответствии с целями и задачами собрания.

  1. Оформление помещения, в котором будет проводиться собрание.

Чтобы собрание прошло в обстановке заинтересованности и при активном участии родителей можно заранее попросить их заполнить специально разработанные анкеты. Анкеты помогут определиться с тематикой собрания, составить представление о конкретных вопросах, проблемах профориентационной направленности, которые можно обсудить на родительских собраниях или по которым необходимо предоставить качественную информацию, организовать встречи со специалистами. Определяя варианты возможных тем собраний, важно ориентироваться, насколько тема актуальна и своевременна для родителей данного возрастного периода. Например, тема родительского собрания «Как помочь ребенку выбрать профессию» не актуальна в конце 9 или 11 класса, но своевременна в 8, начале 9 или 10 класса.

Место проведения выбирается в зависимости от организационной формы проведения собрания и количества приглашённых родителей. Это может быть:

  • классный кабинет;

  • кабинет профориентации;

  • актовый зал школы.

Собрание профориентационной направленности лучше проводить в кругу, можно столы и стулья для участников расставлять полукругом (буквой «П», буквой «Т»). Такая организация рабочих мест будет способствовать доверительным отношениям между родителями и ведущими, располагать к конструктивному диалогу.

Продолжительность собрания может варьироваться от 15 минут до 2 часов.

В родительских собраниях, в зависимости от тематики, могут принимать участие различные специалисты:

  • специалисты Центра профориентации Межшкольного учебного комбината, которые могут предоставить необходимую информацию по профориентационным вопросам;

  • врачи и физиологи, которые могут рассказать о связи состояния здоровья и профессии, о требованиях к физической подготовке, предъявляемых разными видами труда, о том, как укрепить здоровье ребёнка, о медицинских противопоказаниях и т.п.

  • представители различных учебных заведений, которые могут рассказать о возможностях получения профессии в этих заведениях;

  • специалисты городского Центра занятости населения, кадровых служб, которые могут ввести в курс кадровой политики города, проблем трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений.

Тематическое содержание родительских собраний зависит от вида и темы собрания. Оно может включать в себя:

  • справочную информацию по вопросам профориентации и практической психологии;

  • статистические данные и актуальные цифры;

  • анализ результатов диагностических исследований, анкетирования, опросов;

В качестве оформления помещения, где будет проводиться родительское собрание профориентационной направленности, могут быть использованы:

  • информационные плакаты, схемы, графики, содержащие правила выбора профессии, правила выбора учебного заведения, ошибки профессионального выбора, анализ рынка труда, результаты профдиагностики и т.д.;

  • выставки справочного материала (справочники по учебным заведениям, по профессиям), стенгазет, рисунков, проектов, фотографий профориентационной направленности.


4. Методическое оснащение родительских собраний профориентационной направленности

Методическим оснащением могут служить:

  • данные методические рекомендации;

  • профориентационная литература, в том числе справочно-информационная;

  • результаты опросов и анкетирования родителей и детей, профдиагностики учащихся;

  • материалы по психолого-педагогическому просвещению родителей;

  • презентации, видеофрагменты по вопросам профориентации;

  • раздаточный информационный материал: визитки, памятки, рекламные проспекты.


II. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Организация и проведение родительских собраний профориентационной направленности iconПрограмма классных часов и родительских собраний гендерное воспитание
Родительское собрание в 2-х классах «Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми»

Организация и проведение родительских собраний профориентационной направленности iconИнструкция по работе с асиоу презентация для проведения родительских собраний
Организационное обеспечение программного комплекса асиоу + рид управленческий аспект

Организация и проведение родительских собраний профориентационной направленности iconПлан мероприятий по подготовке учащихся к егэ 2017 в маоу гимназии №36 №
Оформление протоколов родительских собраний и листов ознакомления с информацией о егэ

Организация и проведение родительских собраний профориентационной направленности iconПамятка ведения документации по работе с родителями Оформление протоколов...
Протоколирование родительского собрания, начинать с результативности выполнения предыдущего собрания

Организация и проведение родительских собраний профориентационной направленности iconОрганизации и проведения родительских собраний
Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается...

Организация и проведение родительских собраний профориентационной направленности iconРегламент по предоставлению услуги «Организация предоставления дополнительного...
...

Организация и проведение родительских собраний профориентационной направленности iconРегламент по предоставлению услуги «Организация предоставления дополнительного...
...

Организация и проведение родительских собраний профориентационной направленности iconОрганизация и проведение
П58 Организация и проведение производственной практики студентов по направлению подготовки юриспруденция. Учебно-методическое пособие....

Организация и проведение родительских собраний профориентационной направленности iconОрганизация и проведение отчет
Организация и проведение отчетной (отчетно-выборной) конференции граждан

Организация и проведение родительских собраний профориентационной направленности iconОрганизация и проведение отчет
Организация и проведение отчетной (отчетно-выборной) конференции граждан

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск