Приложение к приказу №33
от «29» мая 2015г.
Регламент осуществления внутреннего финансового контроля
в Аппарате по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан 1.Общие положения
1.1. Настоящий Регламент осуществления внутреннего финансового контроля (далее - Регламент) Аппарата по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан (далее - Аппарат) определяет порядок взаимодействия должностных лиц Аппарата по внутреннему финансовому контролю, процедуры подготовки к осуществлению внутреннего финансового контроля, формы систематизации и анализа информации о результатах внутреннего финансового контроля, выявления и разработки предложений по минимизации бюджетных рисков, контроля выполнения решений, принятых по рассмотрении информации о результатах внутреннего финансового контроля, порядок, формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля Аппарата, являющегося главным распорядителем бюджетных средств Республики Башкортостан, главным администратором доходов бюджета Республики Башкортостан.
1.2. В целях настоящего Регламента:
к внутренним бюджетным процедурам относятся процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления бюджетной отчетности, осуществляемые в рамках полномочий Аппарата;
под бюджетным риском понимается возможность наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур;
под внутренними стандартами понимаются правовые акты Аппарата, регулирующие составление и исполнение Аппаратом бюджета Республики Башкортостан, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики Аппарата;
под внутренним финансовым контролем понимается непрерывный комплексный процесс, осуществляемый Уполномоченным по правам ребенка в Республике Башкортостан (далее – Уполномоченный) и должностными лицами Аппарата, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры, направленный на достижение целей, закрепленных в статье 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
под составляющими операциями понимаются действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры, и иные управленческие решения.
Иные термины и понятия, используемые в настоящем Регламенте, применяются в значениях, определенных действующим законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
1.3. Задачей внутреннего финансового контроля является повышение экономности и результативности использования бюджетных средств, обеспечение законности выполнения внутренних бюджетных процедур, своевременное выявление недостатков (нарушений), допущенных в ходе исполнения внутренних бюджетных процедур.
1.4. Предметом внутреннего финансового контроля являются внутренние бюджетные процедуры и составляющие их операции, осуществляемые Аппаратом в рамках его полномочий.
1.5. Аппарат осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на:
соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Аппаратом;
подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;
соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Аппаратом.
1.6. Должностными лицами Аппарата, осуществляющими внутренний финансовый контроль, являются:
Уполномоченный;
Главный специалист-эксперт, уполномоченный на организацию и выполнение внутренних бюджетных процедур и составляющих операций. 2. Организация внутреннего финансового контроля 2.1. К внутренним бюджетным процедурам, в отношении которых обязательно осуществление внутреннего финансового контроля, относятся:
составление и представление предусмотренных нормативными правовыми актами документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета Республики Башкортостан, в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств;
составление и представление предусмотренных нормативными правовыми актами документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета Республики Башкортостан, расходам бюджета Республики Башкортостан;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Аппарата;
составление, утверждение и ведение бюджетных смет;
исполнение бюджетной сметы;
принятие и исполнение бюджетных обязательств;
исполнение полномочий главного администратора доходов бюджета, в т.ч. принятие решений о зачете (уточнение) платежей в бюджет;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет РБ;
процедуры ведения бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, проведение инвентаризаций;
составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности.
2.2. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет Уполномоченный.
2.3. Ответственным за формирование карт внутреннего финансового контроля является главный специалист-эксперт.
3. Подготовка к осуществлению внутреннего
финансового контроля 3.1. Карта внутреннего финансового контроля формируется и актуализируется главным специалистом-экспертом, организующим и выполняющим внутренние бюджетные процедуры и составляющие их операции, являющимся ответственным за выполнение внутренней бюджетной процедуры.
3.2. Карта внутреннего финансового контроля составляется по форме согласно приложению № 1 к Регламенту.
3.3. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
анализ внутренних бюджетных процедур и составляющих операций, основанный на идентификации и оценке бюджетных рисков по ним, в целях установления необходимости проведения контрольных действий и определения эффективных форм контроля (приложение №4). Расчет бюджетного риска производится на основании Методических рекомендаций Минфина РФ и фиксируется в форме, согласно приложению №5 к Регламенту по каждой бюджетной процедуре;
формирование перечня внутренних бюджетных процедур с указанием составляющих операций, в отношении которых необходимы контрольные действия, разработка (актуализация) карты внутреннего финансового контроля.
3.4. В карте внутреннего финансового контроля по каждому предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о лице, ответственном за выполнение внутренней бюджетной процедуры и составляющей операции, периодичности ее выполнения и о должностном лице, проводящим контрольные действия, их периодичности и способах, а также формах контроля, предусмотренных в разделе 4 Регламента.
3.5. Карта внутреннего финансового контроля утверждается Уполномоченным, при ее первоначальном формировании и при каждой последующей актуализации.
3.6. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
до начала очередного финансового года, но не ранее 1 ноября и не позднее 25 декабря;
при принятии решения Уполномоченным, о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля;
в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур. 4. Проведение внутреннего финансового контроля 4.1. Внутренний финансовый контроль проводится в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля в следующих формах:
самоконтроль - осуществляется должностным лицом по совершении им внутренних бюджетных процедур и составляющих операций;
контроль по уровню подчиненности - осуществляется Уполномоченным, путем авторизации составляющих операций, осуществляемых подчиненным должностным лицом;
мониторинг - осуществляется главным специалистом-экспертом в виде регулярных в установленные Аппаратом объеме и сроки сбора и анализа информации о результатах исполнения внутренних бюджетных процедур с оценкой качества их выполнения на основе установленных Аппаратом количественных и(или) качественных расчетных показателей, о результативности использования бюджетных средств. Мониторинг осуществляется один раз в полугодие по форме, согласно приложению №2 к Регламенту.
4.2. Внутренний финансовый контроль проводится с соблюдением периодичности и форм контроля, устанавливаемых в карте внутреннего финансового контроля, посредством контрольных действий.
4.3. К контрольным действиям относятся проверка оформления документов, являющихся основаниями для выполнения бюджетных процедур и составляющих операций, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, Республики Башкортостан, авторизация составляющих операций, сверка данных, оценка качества выполнения внутренних бюджетных процедур.
Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом и подразделяются на визуальные (без использования прикладных программных средств автоматизации), автоматические (с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц) и смешанные (с использованием программных средств автоматизации с участием должностных лиц при инициации или завершении операции). 5. Рассмотрение результатов внутреннего финансового контроля 5.1. Информация о результатах внутреннего финансового контроля не реже одного раза в полугодие (но не позднее 15 августа текущего финансового года и 15 февраля, следующего за истекшим финансовым годом) оформляется главным специалистом-экспертом, в виде служебной записки и направляется Уполномоченному для обобщения и анализа результатов внутреннего финансового контроля.
5.2. В случае выявления нарушений, влекущих применение к Аппарату мер ответственности, информация о результатах внутреннего финансового контроля представляется Уполномоченному и в течение одного рабочего дня после выявления нарушения по форме согласно приложению N 2 к Регламенту и должно содержать в том числе отражаемые в количественном (денежном) выражении выявленные нарушения положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Башкортостан, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов Аппарата, сведения о нарушениях (недостатках) при исполнении внутренних бюджетных процедур или составляющих операций, а также сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений (недостатков) с предложениями мер по их устранению (недопущению впредь).
5.3. Информация о результатах внутреннего финансового контроля, полученная от главного специалиста-эксперта, в полном объеме отражается в журнале внутреннего финансового контроля Аппарата в течение одного рабочего дня после ее получения, подлежит учету и хранению в течение трех лет, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
Ведение журнала внутреннего финансового контроля Аппарата осуществляется главным специалистом-экспертом по форме согласно приложению N 3 к Регламенту.
5.4. По итогам обобщения и анализа информации о результатах внутреннего-финансового контроля, в соответствии с требованиями пункта 5.1 Регламента, главным специалистом-экспертом не реже одного раза в полугодие (но не позднее 15 августа текущего финансового года и 15 февраля года, следующего за истекшим финансовым годом) готовится обобщенная справка о результатах внутреннего финансового контроля Аппарата, которая представляется Уполномоченному с приложением копии в целях направления в Министерство финансов Республики Башкортостан.
5.5. Помимо положений, указанных в пункте 5.2 Регламента, обобщенная справка о результатах внутреннего финансового контроля Аппарата, должна содержать предложения с целью принятия Уполномоченным решений, направленных на уменьшение наиболее значимых бюджетных рисков, в частности:
по совершенствованию (принятию) правовых актов Аппарата, приведению их в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан;
по внедрению программных продуктов, позволяющих оптимизировать ведение внутреннего финансового контроля, предусматривающих автоматические контрольные действия в отношении отдельных контролируемых операций;
по уточнению вопросов учетной политики Аппарата;
по вопросам ведения кадровой политики, в том числе в части распределения должностных полномочий и обязанностей, повышения квалификации, устранения конфликта интересов;
по устранению иных факторов бюджетных рисков.
5.6. По итогам рассмотрения обобщенной справки о результатах внутреннего финансового контроля Аппарата, подготовленной главным специалистом-экспертом, Уполномоченный принимает решение(я):
об устранении выявленных нарушений (недостатков) и сроках их устранения, о проведении служебных проверок либо об отсутствии оснований применения перечисленных мер;
о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля.
5.7. Главный специалист-эксперт по поручению Уполномоченного направляет в Министерство финансов Республики Башкортостан информацию о принятом решении в рамках пункта 5.6 Регламента в течение пяти рабочих дней с даты его принятия.
5.8. Контроль за выполнением решений, принятых по итогам рассмотрения информации о результатах внутреннего финансового контроля, осуществляется Уполномоченным.
5.9 Отчетность по результатам внутреннего финансового контроля составляется на основании журнала внутреннего финансового контроля и предоставляется в Министерство финансов Республики Башкортостан в сроки на основании приказов, запросов Министерства финансов Республики Башкортостан.
Приложение №1
Приложение №2
Уполномоченному по правам ребенка
в Республике Башкортостан СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
о выявлении недостатков и(или) нарушений
при проведении внутреннего финансового контроля
_______________________________________________
(бюджетная процедура)
Дата обнаружения отклонения
| Контролируемый показатель - предмет внутреннего финансового контроля
| Контрольное действие
| Должностное лицо, осуществлявшее контроль
| Нарушение или недостаток (в т.ч. в количественном выражении)
| Причина нарушения
| Меры по устранению
(предупреждению),
корректирующие мероприятия
| Результат (факт устранения, наличие последствий)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| Заполняется отдельной строкой по каждому показателю
|
|
|
|
|
|
|
Исполнитель ___________________________/______________________
"__" ________________ 20__ г.
Приложение №3
Приложение №4 Перечень бюджетных процедур, а также входящих в их состав операций, подлежащих внутреннему финансовому контролю в Аппарате по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан
№ п\п
| Наименование процедуры
| Наименование операции
| Метод контроля
| 1
| Составление и предоставление в Минфин Республики Башкортостан документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестра расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований
| Внесение данных в реестр расходных обязательств
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| 2
| Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи ГРБС
| Доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (изменений ассигнований и лимитов) до получателя бюджетных средств
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| Внесение изменений в бюджетную роспись
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| 3
| Составление, утверждение, ведение и исполнение бюджетной сметы
| Составление проекта бюджетной сметы на очередной год и плановый период на этапе формирования проекта бюджета, в т.ч. составление расчетов и направление проекта в Министерство финансов Республики Башкортостан
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| Составление бюджетной сметы и расчетов к ней на очередной год и плановый период в течение 10 дней с момента доведения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, направление экземпляра сметы в Министерство финансов Республики Башкортостан
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| Ведение бюджетной сметы: внесение изменений в бюджетную смету (в расчеты к смете) в пределах измененных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 1 число следующего после изменений месяце
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| 4
| Принятие и исполнение бюджетных обязательств
| Контроль за соответствием принимаемых бюджетных обязательств доведенным лимитам бюджетных обязательств и предельным объемам финансирования
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| Контроль за исполнением обязательств, за суммами дебиторской и кредиторской задолженности
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| Отражение в бюджетном учете бухгалтерских записей о принятии и исполнении бюджетных обязательств, формирование регистра учета «Журнал учета принятых обязательств»
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| Сверка расчетов с контрагентами по принимаемым и исполненным обязательствам
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| 5
| Составление и представление документов в Министерство финансов Республики Башкортостан, необходимых для составления и ведения кассового плана по расходам бюджета
| Контроль за заполнением показателей, сверка с контрольными цифрами, мониторинг соблюдения сроков представления отчетности.
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| 6
| Исполнение полномочий главного администратора доходов бюджета, в т.ч. принятие решений о зачете (уточнение) платежей в бюджет
| Формирование в течение 3 рабочих дней после получения Уведомления федерального казначейства по Республике Башкортостан запроса на выяснение принадлежности платежа, уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (заявки на возврат)
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| 7
| Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет РБ
| заполнение форм заявок на кассовый расход
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| формирование выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| Формирование акта сверки по платежам в бюджет
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| 8
| Процедуры ведения бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, проведение инвентаризаций
| Проверка принимаемых к учету первичных документов о совершенном факте хозяйственной жизни (арифметическая и формальная проверка документов)
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| Проведение инвентаризации имущества. Оформление результатов инвентаризации.
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| Формирование регистров учета (журналов операций, главной книги)
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| Контроль расчетов с подотчетными лицами
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| 9
| Составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности
| Формирование бюджетной отчетности
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
| Сверка с контрольными показателями
| Самоконтроль
| Соблюдение сроков предоставления отчетности
| Самоконтроль, контроль по подчиненности
|
Перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры)
Приложение №5 Анализ бюджетных рисков ГРБС: Аппарат по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан
Бюджетная процедура: __________________________________________________
Операция
| Описание бюджетного риска
| Уровень риска по критерию «вероятность»
| Уровень риска по критерию «последствия»
| Сочетания уровней риска
| Предложения по устранению причин риска
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исполнитель ______________/________________
«___»____________20___г. |