Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия)


НазваниеДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия)
страница1/12
ТипДоклад
filling-form.ru > бланк заявлений > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Доклад
О деятельности Уполномоченного по правам человека

в Республике Саха (Якутия)

(к десятилетию правозащитного института)

(март 2003 – март 2013)
Равенство прав не в том, что все ими воспользуются,

а в том, что они всем предоставлены.

(Л. А. Сенека - римский философ-стоик,

поэт и государственный деятель)
Введение
04 марта 2013 года институт Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) отметил своё 10-летие. В историческом измерении срок небольшой, но в истории новейшей истории республики – важная веха, которая позволяет дать оценку новому явлению с точки зрения общества и государства.

На I республиканской правозащитной научно-практической конференции от 17.10.2012 мы обсудили плюсы и минусы главной правовой основы нашей деятельности - Закона РС(Я) 56-З №449-II от 17.10.2002 «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)» (далее – Закон), переизданного отдельной брошюрой на обоих государственных языках республики.

Позвольте представить Доклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека за десятилетний период, о формах и методах восстановления прав жителей республики, где изложены приоритетные направления и итоги нашей работы, в результате которой был внесен важный вклад в развитие системы государственной защиты прав и свобод граждан республики и страны. Доклад за первое десятилетие на 130 листах состоит из 11 разделов и имеет приложение по статистике рассмотрения обращений за 2012 год.
Раздел I. Этапы деятельности института Уполномоченного по правам человека в Республике Саха. Статистика.

Основные итоги. Проблемы.
Правозащитная деятельность – то общественное око, которое не дает дремать чиновникам и расслабляться руководителям, забывая об интересах и правах человека. О ценности правозащитников говорил Президент РФ В. В. Путин 16.08.2012 на первой встрече с российскими уполномоченными по правам человека: «Институт (омбудсмена) является личностным, он основан на авторитете конкретного человека, человека, который пользуется авторитетом в обществе, регионе, муниципалитете, и с мнением которого власть любого города должна считаться».

Он также призвал региональных уполномоченных по правам человека к независимости и объективности. «Прошу вас - не хочу никого обидеть - не идти на поводу у местных или региональных органов власти», - заявил Глава государства.
I этап – становление. Республика Саха была 22-м из тогда ещё 89 субъектов Российской Федерации, которые учредили у себя этот новый для России государственный орган дополнительной защиты прав и свобод человека, тем самым одним из первых продемонстрировав свою верность заявленным в Конституции РФ демократическим ценностям, в целях формирования активного гражданского общества и действенной защиты прав граждан на Крайнем Севере.
Средствами, указанными в Законе, Уполномоченный по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав и свобод, совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты, в связи с чем настоящий Доклад затрагивает основные приоритеты.
Уполномоченный по правам человека в РС(Я) – это государственная должность, предусмотренная Конституцией (Основным законом) РС(Я) и Законом, независимая и неподотчетная в своей деятельности по контролю за соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти в республике и органами местного самоуправления, должностными лицами, имеющая рабочий аппарат и целевое финансирование из бюджета РС(Я).
Как начинается дело с нуля, можно изучить на примере начала нашей деятельности, когда Уполномоченный по правам человека с ручкой и домашним компьютером в чужом кабинете начала принимать людей. Несмотря на то, что республиканская исполнительная власть бросила на самовыживание, новый государственный правозащитный орган «Уполномоченный по правам человека в РС(Я) и его аппарат» не только был зарегистрирован в краткие сроки, но уже с первых дней начал рассматривать заявления граждан. Был подготовлен и издан 13.05.2003 Указ Президента РС(Я) о штатной численности – 7 чел., сформирован аппарат, первыми в республике объявили конкурс на замещение должностей.

Разрешение правовых ситуаций граждан во многом зависит от взаимодействия Уполномоченного по правам человека с широким кругом руководителей властных структур и должностных лиц.

За достаточно короткий период мы смогли наладить конструктивный диалог со структурами государственной власти, чему помог и опыт работы в государственных органах, а также вышли на связь с различными общественными, правозащитными организациями и уже в 2003 году провели I республиканский правозащитный семинар-совещание, по итогам которого был выпущен Вестник Администрации Президента и Правительства РС(Я).

Важно и то, что со второго года деятельности вокруг нас сформировался неравнодушный к проблемам людей, грамотный и авторитетный корпус из общественных представителей в городах и улусах (районах), что значительно облегчает гражданам доступ к Уполномоченному по правам человека, особенно в наших территориальных, климатических и транспортных условиях, укрепляет его связь с населением. Эта гражданская работа «на земле» до сих пор не оценена республиканской властью.

Недостаток в аппарате специалистов был выявлен по результатам уже первого года деятельности. Так, необходимость согласования многочисленных вопросов с органами государственной власти, взаимосвязи с общественными экспертами, с общественными организациями, подготовки встреч, заседаний, а также статус государственной должности категории «А» предполагает наличие в штате помощника Уполномоченного по правам человека.

Правозащитный мониторинг по республиканскому и федеральному законодательству также предполагает наличие в штате специалиста-эксперта, предусмотренного законодательством РС(Я), основной задачей которого будет ведение и контроль за программным обеспечением деятельности аппарата по ведению дел по заявлениям и жалобам.

На основании Закона при Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия) был создан Экспертный Совет, состоящий из авторитетных общественных деятелей республики. Такой авторитетный состав Совета придает его рекомендациям научно-прикладной характер и значимый для формирования общественного мнения импульс.
Только 17 ноября 2005 года Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) со своим коллективом, после текущего ремонта силами и средствами аппарата, был размещен в административном здании по проспекту Ленина, 22, г.Якутска.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного по правам человека в РС(Я) и его аппарата, на наш взгляд, необходимо осуществлять по новым нормативам, исходя из целей и задач нового правозащитного органа и действующего законодательства, которые не совпадают с назначением исполнительной ветви власти.

В настоящее время смета содержания республиканского государственного органа утверждается исходя из расчета нормативов содержания одного работника исполнительной власти. Вместе с тем, фактические расходы правозащитного института, по специфике своей деятельности намного, почти в два раза, превышают нормативы, например, по корреспонденции, канцелярским расходам, услугам связи, сложившимся годами в структурах исполнительной власти. Можно привести в пример статью 37 закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан», где Уполномоченный по правам человека «самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов». А у нас, например, при уточнении плановых ассигнований на основании Закона «О внесении изменений в Закон РС(Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)» от 15.07.04 З№312-III сумма секвестирования составила 187.1 тыс. руб., что для нас являлась огромной суммой. Уполномоченный по правам человека в Республике Саха должен быть наделен самостоятельным правом распределения и расходования фонда оплаты труда, где должны быть предусмотрены дополнительные лимиты ассигнований на вознаграждение экспертов, общественных представителей, нештатных сотрудников. Необходимо принятие Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) постановления «Об установлении примерных нормативов обеспечения материальных гарантий независимости Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) и его аппарата».
И по итогам 5 лет деятельности новый институт имел помещение, доступное для посетителей, провел обучение Уполномоченного по правам человека и сотрудников, наладил прием, учет и анализ обращений, а также вел открытый диалог с властью, создал свою систему общественных представителей и экспертов, наладил связи с общественностью и имел профессиональный авторитет среди коллег, т.е. состоялся.
2 этап – развитие. Именно во время второго срока полномочий удалось в какой-то мере «пожинать плоды» от засеянного правозащитного труда: были приняты меры по началу решения жилищных вопросов, в т.ч. по ветеранам войны, по сиротам, по бюджетникам и др. категориям, также по сносу ветхого и аварийного жилья, продлена приватизация жилья; началась реформа полиции, системы исполнения наказаний; законодательно изменились акценты по судебной системе и службе судебных приставов; уровень работы по Соглашениям вышел на новый качественный уровень, расширилось правовое просвещение, начинается бесплатная юридическая помощь населению; увеличилось количество удовлетворенных жалоб, начала внедряться система информационной открытости власти перед человеком, а в целом республиканский институт вышел на международный уровень.

Оценивая итоги 10-летней деятельности Уполномоченного по правам человека в республике, можно смело утверждать, что этот государственный орган стал необходимым, признаваемым властями и населением посредником в системе государственных органов в республике.

Практика и итоги деятельности Уполномоченного по правам человека показали, что его деятельность способна эффективно влиять на соблюдение прав и свобод человека государственными, в том числе правоохранительными и судебными органами, противодействовать коррупции, бюрократизму и субъективизму, ведомственности и корпоративности, а также формальному или, что ещё хуже, обвинительному уклону от имени государства.

Сегодня – это единственный правозащитный орган в субъекте РФ, имеющий свою символику с 2006 года, свой Гимн, свой почетный Знак, свои печатные издания.
К сожалению, полномочия его не велики, правовая основа его деятельности пока не совершенна, нет до сих пор отдельного федерального регулирования, о чем говорили и на первой встрече с Президентом страны, но при желании защитить права человека, это можно делать достаточно эффективно. Так, за 10 лет своего существования нами рассмотрено 17,5 тысяч обращений, по большей половине которых мы реально помогли тысячам людей отстоять свои права. Нам не раз удавалось не только добиваться по обращениям граждан ремонта квартир или получения жилья, выплаты незаконно удерживаемой заработной платы или пособий и перерасчета пенсии, получения гражданства и восстановления документов, пересмотра судебных решений и исполнения судебных решений, устранения надуманных бюрократических преград и восстановления попранных прав, но и спасать честь и свободу десятков лиц, незаконно задержанных, арестованных и даже осужденных.
О том, как нам удавалось этого достигнуть, с указанием путей взаимодействия, изложено в ежегодных Докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в РС(Я), которые направляются органам государственной власти и местного самоуправления, народным депутатам, НКО, публикуются на сайте, в газетах, передаются в городские и сельские библиотеки.

Все ежегодные Доклады не теряют своей актуальности.
Статистика обращений

к Уполномоченному по правам человека в РС(Я)
Всего с 04.03.2003 по 04.03.2013 поступило 17510 обращений.

За 2003-2012 годы рассмотрено 17165 обращений, в т.ч. по годам:

2003 г. – 843; 2004 г. – 1123; 2005 г. – 1490; 2006 г. – 1890; 2007 г. – 2700; 2008 г. – 1742; 2009 г. – 1824, 2010 г. – 1810, 2011 г. – 1803, 2012 г.- 1940 (ср.:1716), в т. ч.:
через аппарат (АУП):

за I срок полномочий 2003-2007 г.г.: 2003 г. – 843; 2004 г. – 866; 2005 г. – 682; 2006 г. – 1084; 2007 г. – 1103 (ср.:1127);

за II срок полномочий 2008-2013 г.г.: 2008 г. – 820; 2009 г. – 854, 2010 – 836, 2011 г. – 872, 2012 г. – 825 (ср.:841).
через Общественных представителей (ОП):

за I срок полномочий 2003-2007 г.г.:2004 г. – 257; 2005 г. – 808; 2006 г. – 806; 2007 г. – 1597 (ср.:867);

за II срок полномочий 2008-2013 г.г.:2008 г. – 922; 2009 г. – 970, 2010 – 974, 2011 г. – 931, 2012 – 1115(ср.:982).
Примечание: «взрыв» в 2007(+42,8%) г. объясняется окончанием срока полномочий и желанием попасть в число заявителей к Захаровой Ф.Н.
Особенностью обращения к Уполномоченному по правам человека является то, что поступают не только индивидуальные заявления, но и коллективные, когда люди стремятся восполнить пробелы в законодательстве. Непонятна позиция законодателя, не включающая в число субъектов права законодательной инициативы основного посредника человека в диалоге с властью – Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) - по вопросам его ведения. О включении соответствующей нормы в часть 1 статьи 62 Конституции (Основного Закона) РС(Я) неоднократно выступала и в ежегодных Докладах.

Тем не менее институт по правам человека по своей сути не может быть ограничен рамками только действующего законодательства, ибо жизнь гораздо разнообразнее установленных норм. Как раз правозащитник может и обязан быть проводником между жизненными практиками и законотворческой деятельностью, о чем свидетельствуют примеры из настоящего Доклада.
Что касается тематики обращений граждан, то анализ показывает, что почти половина их – по социально-экономическим вопросам (жилищным, пенсионным, коммунальным и т.п.), острота реакции населения на эти проблемы вызывает особое внимание правозащитного органа в этом направлении работы.
Раздел II. Защита жилищных прав
Если оценивать работу в этом направлении в начале и в конце деятельности, то она сильно отличается именно отношением власти к этой насущной проблеме людей. Гордимся тем, что в этом изменении есть и наш большой вклад.

Когда начинали разрешать жилищные вопросы в 2003 году, не было ответа со стороны власти очередникам, десятилетиями стоящим в очереди, пенсионерам, инвалидам, госслужащим, детям и еще многим категориям людей, не было ответа и жильцам ветхих домов до их обрушения. Решения судов о предоставлении жилья не исполнялись годами. Особой проблемой являлось обеспечение жилой площадью граждан, лишившихся жилья в условиях чрезвычайных обстоятельств. Из общежитий выселяли без суда, а вещи вывозили в гаражи без хозяев. Такие жалобы поступали не только из столицы, но и из Нерюнгри, др. поселений. Власти было удобно строить там, где им выгодно, либо предоставлять земельные участки для застройки тем, кто имел средства. Уже в первое же лето правозащитнику пришлось вмешаться в незаконное выселение в центре города, громко заявить о недопустимости таких действий и защитить права матери с ребенком на жилище.

Уполномоченным по правам человека в первом Докладе – 2003 были поставлены вопросы о законодательном и нормативном регулировании жилищных отношений в области постановки на жилищный учет, порядка распределения квартир по долевому строительству, развития долгосрочного ипотечного кредитования жилищного строительства, порядка расселения из ветхого и аварийного жилья, порядка исполнения судебных решений по жилью. Кстати, постановлением Правительства РС(Я) от 06.01.2004 №4 было утверждено Положение о порядке расселения из ветхих и аварийных жилых домов и домов, подлежащих сносу в градостроительных целях», где было установлено, что межведомственные комиссии создаются муниципальными образованиями.

Очень много времени уделялось и уделяется правовому просвещению населения и чиновников в области защиты жилищных прав. Уполномоченный по правам человека указала в ежегодном Докладе, что «право на информацию жителей республики по жилищным вопросам требует государственной поддержки, особенно обострится эта проблема правового просвещения населения в связи со введением нового Жилищного Кодекса Российской Федерации с 01.03.2005 года.»

Одной из главных причин жилищных проблем является практическое отсутствие строительства государственного и муниципального жилья для очередников. Поэтому, как уже неоднократно отмечалось, основной задачей государства в решении этих проблем должно стать создание таких условий, при которых гражданин, получая достойную заработную плату, мог бы в полной мере реализовать свое конституционное право на жилище, а в тех случаях, когда человек по объективным причинам не может самостоятельно реализовать указанное право, - обеспечить его жильем.

Так, например, в ответ на обращения Уполномоченного по правам человека администрациями муниципальных образований предоставляются отписки об отсутствии финансирования на строительство социального жилья. В частности, по заявлению пенсионерки К. был получен ответ Управления муниципального жилья (УМЖ) г. Якутска (вх.№638-УП от 27.06.2006) о том, что ввиду отсутствия финансовых средств в бюджете г. Якутска снос и расселение в 2006 году не планируется. По признанию аварийным жилого дома по ул. Сергеляхская, 2/4, пенсионерке самой предложено обратиться к депутатам г. Якутска для включения в программу для переселения из ветхого и аварийного жилья с определением сроков переселения и источника финансирования, обратиться с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий (16 кв.м. –на 3-х членов семьи). Сегодня такое отношение недопустимо.

Хотя позиция правозащитника республики была озвучена о том, что отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от ответственности органов местного самоуправления за обеспечение граждан жильем, в связи с чем пришлось обращаться в суды, но только решение Европейского суда остудило горячие головы таких отписчиков.

Из Доклада – 2007: «Отрадно, что государство признало, что не может себе позволить самоустраниться от решения жилищных проблем, несмотря на рыночные приоритеты, и как следствие, приступило к реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Однако данный проект при наличии большого количества федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на решение проблемы, не только недостаточно финансово обеспечен, но и не решает жилищную проблему в целом. Значительная часть населения, включая даже граждан со средними доходами, не располагает достаточными денежными средствами для приобретения или строительства жилья.»

В целом, жилищные вопросы можно классифицировать по следующим основным направлениям:
2.1.Обеспечение прав на жилище: жалобы граждан на отказ в постановке на учет, длительное пребывание в очереди на получение жилья, необеспечение льготных категорий населения.
Анализ обращений граждан позволяет выделить следующие основные проблемы в республике, связанные с реализацией гражданами конституционного права на жилище:

1). Жилищное законодательство республики не ориентируется на обеспечение малоимущих слоев населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не способных решить эту проблему самостоятельно, за счет государства и муниципальных жилищных фондов (нет законодательства «О социальном жилье»). Очень больным вопросом остается предоставление социального жилья малоимущим гражданам. Постановлением Правительства от 11.05. 2001 №281 «Об основных направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2010 года» в перспективе государственная жилищная политика направлена на стимулирование потребительского спроса на жилье, мобилизацию сбережений населения на строительство жилья. Но данная жилищная политика на малоимущих граждан не распространяется.

Не разработана Концепция развития системы ипотечного кредитования, нет Закона о развитии долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Уровень обеспеченности жильем был в республике (17,5 кв.м.), по данным статистики, ниже общероссийского (20,2 кв.м.), самый низкий в Дальневосточном федеральном округе. Объемы ежегодного ввода жилья сокращались и в 2004 году составили 236,7 тыс. кв.м., что в 2,7 раза меньше уровня 1995 года. Новые показатели жилищных условий населения в РС(Я) с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. значительно улучшили данные, кроме того в республике началось жилищное строительство, но все-равно свидетельствуют о низком уровне обеспеченности – 20,4 кв.м. в 2011 г. От того, что материально обеспеченный человек, кроме своей городской квартиры, приобрел еще жилой дом или элитную квартиру, лучше становится только статистика, но не жизнь остальных якутян.

В связи с этим, актуальной проблемой остается вопрос строительства бесплатного социального жилья (жилья эконом-класса). Выходом из этой ситуации, по мнению Уполномоченного по правам человека, является принятие национальной программы строительства бесплатного социального жилья. Предложения с обоснованием решения данной проблемы неоднократно озвучивались Уполномоченным по правам человека в ежегодных Докладах и направлялись в органы исполнительной власти всех уровней. Почему не слышен голос тех же селян, которые хотят сами строить свое жилье? Программа ИЖС – это выход из сложившейся ситуации, в то же время разрешающий и вопрос занятости населения, и вопрос сохранения семей и благополучия, наконец.

Конечно, открытым остается жилищный вопрос ветеранов тыла, который передан в полномочие субъектам РФ, и что, исходя из принципа справедливости, возможно, следует рассматривать по годам рождения. Следует широко обсудить положение. Но очень много обращений заслуженных людей пришлось выслушивать правозащитнику, о чем и доводила до сведения органов власти: надо начинать.

Таким образом, приходится констатировать, что в нашей республике законодательно не отрегулирован вопрос предоставления жилья многодетным семьям, ветеранам боевых действий, ветеранам тыла и другим категориям населения. Хорошо, что в 2012 году включили в перечень семьи с детьми-инвалидами, что многократно поднималось на уровень Правительства РС(Я) и правозащитником республики.

Также правозащитником республики направлялись предложения в Правительство республики о распространении действия «Пилотного проекта» по жилью и на другие, кроме столицы, территории с 01.01.2012 для обеспечения равноправия жителей независимо от места проживания. С 01.01.2013 года действует правило, равное для всех, дело за главами МО и соответствующими службами, и, главное, за активностью самих людей.
2). Органы власти не могут удовлетворить нужды лиц, имеющих льготы и преимущества в получении жилья. Так, всем участникам ВОВ, обладающим согласно ст. ст.14, 15 ФЗ «О ветеранах», ст.37 ЖК РСФСР правом на внеочередное получение жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов, органами власти не только не было предоставлено жилье, но еще незаконно снимали с учета.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия)
Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) отметил своё 10-летие. В историческом измерении срок небольшой, но...

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) iconУтверждено Распоряжением Уполномоченного по правам человека в Республике...
Настоящее Положение разработано на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 56-з №449-ii «Об Уполномоченном...

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2008 году
Возникающие между ними противоречия должны решаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод. Защита прав...

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) iconДоклад об этапах работы института Уполномоченного по правам человека...
Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) исполнилось 10 лет. В историческом измерении срок небольшой, но в новейшей...

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) iconДоклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
История показывает, что каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как...

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике...
Права и свободы человека являются основополагающими общечеловеческими ценностями,фундаментальным содержанием концепции взаимоотношений...

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) icon«Об итогах работы Уполномоченного по правам человека в Республике...
Выступление Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Сабурской Сарии Харисовны

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) в 2009 году
Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 03. 05. 1996 г. Соответствующий Федеральный закон №101-фз президентом РФ подписан...

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) iconДоклад о соблюдении прав человека в оренбургской области и деятельности...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск