1. Общие положения
Деятельность органов исполнительной власти в большей степени по сравнению с другими органами власти подвержена коррупции, поскольку здесь сосредоточено оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами. Повышенную подверженность коррупции органов исполнительной власти предопределяют: высокая интенсивность контактов с физическими и юридическими лицами, важность принадлежащих органам исполнительной власти полномочий, отсутствие реальной ответственности за коррупционные проступки, относительно небольшой уровень оплаты труда государственных служащих.
Важнейшую роль в вопросах противодействия коррупции играет эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами.
Под взаимодействием понимается основанная на законах и подзаконных нормативных актах, согласованная по целям, месту и времени деятельность различных исполнителей по совместному решению поставленных перед ними задач.
Правовую основу взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов составляет целый комплекс законодательных, подзаконных нормативных правовых актов. В их числе:
Конституция Российской Федерации - зачастую проверки достоверности представляемых государственными служащими сведений связаны с посягательством на конституционные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации; в то же время наряду с защитой гражданских прав и свобод Конституция Российской Федерации предусматривает возможность их ограничения федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (в редакции от 21.11.2011 г.) «О противодействии коррупции»х устанавливает:в п.4 ст. 5, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий; также указанный закон в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции определяет комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер. При этом совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции является одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (п. 10 ст. 7);
в п.4.1 ст.5, что правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
1 СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228. Далее по тексту рекомендаций - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ.
в п.6 ст.5, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, определяет, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом и др. (ст. 38). Реализация указанной Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов Российской Федерации путем комплексного использования политических, организационных, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации (ст. 98);
Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. №460, Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 определен ряд мер по профилактике коррупции, предполагающих взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами.
1.5. В качестве наиболее существенных
признаков взаимодействия различных субъектов обычно выделяют следующие: наличие общей цели, задач; согласованность их действий по продвижению к цели, а в ряде случаев - по месту и времени; сотрудничество, взаимопомощь в интересах решения общих задач; совместность действий. При взаимодействии правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти в качестве основания, объединяющего их в совместной деятельности, выступает единая для этих субъектов цель - противодействие коррупции.
В процессе взаимодействия на участников, как правило, не налагаются какие-либо обязанности по выработке и применению единых мер, по распределению сил и средств, по установлению контроля за исполнением рекомендуемых мероприятий, а главное - не выделяется специальный участник, имеющий полномочия по организации взаимных действий. Именно в таком значении понимается взаимодействие правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти.
Таким образом, под взаимодействием правоохранительных органов с федеральными органами исполнительной власти в сфере противодействия коррупции понимается совместная деятельность федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов в пределах их полномочий по противодействию коррупции, в том числе минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Взаимодействие в рассматриваемой сфере должно строиться на основе строгого соблюдения участниками следующих принципов:
законности, т.е. осуществления взаимодействия в соответствии с предписаниями законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих как совместную деятельность, так и порядок функционирования каждого органа в отдельности;
согласованности усилий субъектов взаимодействия, при которой каждая из сторон, осознавая свою роль в этом процессе, заинтересованно включается в деятельность другого субъекта, своевременно совершая необходимые действия;
самостоятельности каждой из сторон взаимодействия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Анализ сложившейся практики позволяет рекомендовать субъектам взаимодействия следующие формы взаимодействия:
проведение координационных совещаний;
проведение межведомственных совещаний руководителей правоохранительных органов с руководителями федеральных органов исполнительной власти;
проведение совместных мероприятий правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
организация постоянно действующих рабочих групп из числа представителей субъектов взаимодействия;
межведомственный информационный обмен;
организация совместных проверок по исполнению законодательства о противодействии коррупции в конкретном федеральном органе исполнительной власти;
обучение, повышение квалификации, приглашение специалистов из числа участников взаимодействия для оказания методической, консультационной и иной помощи другому субъекту сотрудничества в рассматриваемой сфере;
организация совместных семинаров, конференций, в том числе научно- практических;
организация совместных научных, мониторинговых исследований, социологических опросов.
Различные формы взаимодействия могут быть реализованы участниками как в двустороннем, так и в многостороннем формате.
Указанный перечень возможных форм сотрудничества не является исчерпывающим. Продолжающийся процесс совершенствования законодательства в сфере противодействия коррупции требует от всех заинтересованных участников углубления сотрудничества, интенсивного поиска и внедрения в практику новых подходов к организации данного взаимодействия.
Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (далее - Указ от 21 сентября 2009 г. № 1065) предусматривает создание в федеральных государственных органах подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений с конкретным кругом полномочий.
В развитие положений Указа от 21 сентября 2009 г. № 1065 было принято Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа, утвержденное Аппаратом Правительства Российской Федерации 18 февраля 2010 г. № 647п-П16, которое определило порядок создания, основные задачи и функции соответствующих подразделений.
В соответствии с подпунктом «к» п. 3 Указа от 21 сентября 2009 г. № 1065 на подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб, ответственных за эту работу) возложен ряд функций, в числе которых функция по взаимодействию с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.
Предмет этого взаимодействия вытекает как из целей и задач самих подразделений кадровых служб, так и из компетенции правоохранительных органов. Так, согласно подпункту «а» пункта 10 Указа от 21 сентября 2009 г. № 1065 основанием для осуществления проверки подразделением кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Исходя из задач, возложенных на подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, можно выделить следующие направления их взаимодействия с правоохранительными органами:
взаимодействие при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, персональных данных и иных сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, замещающими должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи;
взаимодействие в рамках обеспечения соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, связанных с государственной службой, требований к служебному поведению, и при проведении проверок по фактам нарушения федеральными государственными служащими указанных требований, ограничений и запретов.
Исходя из задач, возложенных на правоохранительные органы, при реализации которых также могут требоваться определенные вспомогательные действия со стороны федеральных органов государственной власти, можно выделить следующие направления взаимодействия:
взаимодействие с органами прокуратуры в рамках надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
взаимодействие с правоохранительными органами при проведении оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений коррупционной направленности.
Необходимо отметить, что подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных органов государственной власти, как показывают исследования, взаимодействуют, как правило, с органами прокуратуры, органами внутренних дел и следственными органами, а также в отдельных случаях с ФСБ России.
1.19. Выделяются следующие
виды взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами:
рассмотрение поступивших из правоохранительных органов в федеральный орган исполнительной власти материалов о правонарушениях, совершенных государственными служащими данного органа;
направление запросов в соответствующие правоохранительные органы для получения необходимой достоверной информации;
проведение проверок по фактам представления недостоверных и неполных сведений, предусмотренных законом, и нарушения государственными служащими требований к служебному поведению, ограничений и запретов, связанных с государственной службой;
направление материалов о готовящихся или совершенных преступлениях и правонарушениях в федеральном органе исполнительной власти в органы прокуратуры или другие правоохранительные органы для принятия решения по существу;
оказание содействия органам прокуратуры в проведении общенадзорных мероприятий и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
оказание содействия правоохранительным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий и расследовании преступлений коррупционной направленности.
2. Взаимодействие при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного